Главная страница

Методический материал. Социология. Методический материал. 1 Введение в результате изучения данного материала вы узнаете


Скачать 391.48 Kb.
Название1 Введение в результате изучения данного материала вы узнаете
АнкорМетодический материал. Социология
Дата28.12.2021
Размер391.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетодический материал.docx
ТипДокументы
#320497
страница2 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

1.2.1. Теории формирования личности (страница 2 из 4)

1.2.1.1. Психологические теории


З. Фрейд (1856–1939) для решения этого вопроса предлагает трехуровневую структуру личности, отражающую взаимодействие бессознательного «Оно», сознательного «Я» и сверх(пред)сознательного «Сверх-Я». «Оно» – бессознательные влечения, подчиненные принципу удовольствия. По Фрейду, «Оно» находится за пределами категорий добра и зла, вне рамок человеческой морали. Одновременно «Оно» служит источником энергии для всей личности.

«Сверх-Я» – это система социальных норм, выраженных в запретах и приказаниях и представленных в родительском контроле за поведением ребенка. «Сверх-Я» через дуалистическую систему норм «можно/надо – нельзя» контролирует поведение ребенка и вырабатывает желаемые виды поведения. «Сверх-Я» личности, препятствуя реализации желаний и стремясь подавить их, постепенно трансформируется в мораль и совесть.

«Я» – часть личности, ответственная за принятие решений и учитывающая социокультурные требования общества, контролирует требования своего бессознательного «Оно». Сформировавшаяся личность способна не только учитывать подобные требования, но и использовать их в своих интересах. Личность – результат снятия противоречия между бессознательными влечениями и социальными нормами, существующими в обществе.

Процесс переключения сексуальной энергии индивида на такие виды деятельности, которые одобряются обществом (различные виды творчества, спортивная деятельность), в теории З. Фрейда называется сублимацией.

К. Г. Юнг (1875–1961) – ближайший сотрудник З. Фрейда, выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное – часть более обширного «коллективного бессознательного», основу которого составляют архетипы – общечеловеческие первообразы, хранящиеся в тайниках человеческой души. По Юнгу, именно архетипы лежат в основе мифов, символов, сновидений.

1.2.1. Теории формирования личности (страница 2 из 4)

1.2.1.1. Психологические теории


З. Фрейд (1856–1939) для решения этого вопроса предлагает трехуровневую структуру личности, отражающую взаимодействие бессознательного «Оно», сознательного «Я» и сверх(пред)сознательного «Сверх-Я». «Оно» – бессознательные влечения, подчиненные принципу удовольствия. По Фрейду, «Оно» находится за пределами категорий добра и зла, вне рамок человеческой морали. Одновременно «Оно» служит источником энергии для всей личности.

«Сверх-Я» – это система социальных норм, выраженных в запретах и приказаниях и представленных в родительском контроле за поведением ребенка. «Сверх-Я» через дуалистическую систему норм «можно/надо – нельзя» контролирует поведение ребенка и вырабатывает желаемые виды поведения. «Сверх-Я» личности, препятствуя реализации желаний и стремясь подавить их, постепенно трансформируется в мораль и совесть.

«Я» – часть личности, ответственная за принятие решений и учитывающая социокультурные требования общества, контролирует требования своего бессознательного «Оно». Сформировавшаяся личность способна не только учитывать подобные требования, но и использовать их в своих интересах. Личность – результат снятия противоречия между бессознательными влечениями и социальными нормами, существующими в обществе.

Процесс переключения сексуальной энергии индивида на такие виды деятельности, которые одобряются обществом (различные виды творчества, спортивная деятельность), в теории З. Фрейда называется сублимацией.

К. Г. Юнг (1875–1961) – ближайший сотрудник З. Фрейда, выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное – часть более обширного «коллективного бессознательного», основу которого составляют архетипы – общечеловеческие первообразы, хранящиеся в тайниках человеческой души. По Юнгу, именно архетипы лежат в основе мифов, символов, сновидений.

1.2.1. Теории формирования личности (страница 3 из 4)

1.2.1.2. Социально-психологические теории


Теории, объясняющие формирование личности, такие как теория социального научения, гуманистический психоанализ, занимают промежуточное положение между психологией и социологией.

Альберт Бандура (р. 1925 г., Канада) – автор теории социального научения, предположил, что поведение человека формируется не только под влиянием бессознательных влечений или архетипов, но зависит от целого ряда внутренних процессов (вера, ожидание, самовосприятие) и факторов окружающей среды. Основной акцент в теории сделан на научение через наблюдение, так называемое обсервационное научение. Поведение человека формируется на основе наблюдения или на основе примеров, которые присутствуют в культурной и социальной среде человека.

Особенность созданной А. Бандурой модели научения – все ее компоненты (поведение, внешние и личностные факторы) находятся в состоянии взаимного влияния, т.е. человек своим поведением может формировать свое окружение и модель поведения других людей по отношению к себе. Например, человек с агрессивным поведением будет вызывать у окружающих людей действия, которые можно охарактеризовать как наказание, доброжелательный человек – вызовет симпатию и минимальные ограничения.

А. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.

Гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Э. Фромм (1900–1980), признавая наличие фрейдистского бессознательного в человеке, не соглашался с основополагающим постулатом психоанализа о том, что поведение человека, не соответствующее господствующим в обществе нормам и ценностям, порождается сексуальными влечениями индивида. Стремясь преодолеть ограниченность биологического и социального подхода к человеку, Фромм сформулировал понятие экзистенциальных дихотомий – фундаментальных противоречий, составляющих суть человеческой природы. Дихотомии жизни и смерти, свободы и принадлежности, созидания и разрушения определяют поведение человека.

Главное противоречие для человека, по мнению Фромма, – противоречие между свободой, стремлением к независимости от общества и стремлением к безопасности, принадлежности социуму. Стремление к независимости приводит человека к обретению свободы, к отстраненности от родового социума, традиционных связей. Чтобы преодолеть чувство отчуждения и одиночества, человек проявляет в своем поведении такие тенденции, как авторитаризм, деструктивизм и конформизм. Авторитарный тип поведения имеет двоякое проявление в мазохистских (желание подчиняться) или садистских (желание подчинять, господствовать) тенденциях. Деструктивный тип поведения основан на уничтожении, разрушении, завоевании кого-либо. Максимальное следование социальным нормам и правилам – характерно для конформистского поведения.

Разрешение фундаментальных противоречий возможно, когда человек принимает на себя ответственность за самого себя, вырабатывает продуктивный тип поведения, для него характерна система отношений человека с окружающим миром и другими людьми, в основе которой находятся забота, ответственность, уважение и знание. Продуктивное поведение полностью сохраняет целостность и индивидуальность человека, человек обретает свое настоящее Я, реализует свою природу. По Фромму, в истории человечества еще не существовало такой социальной организации общества, при которой господствовал бы продуктивный тип социального характера.

1.2.1. Теории формирования личности (страница 4 из 4)

1.2.1.3. Социологические теории

Интегративная концепция развития основывается на системном формировании и взаимообусловленном преобразовании всех сторон личности. Наиболее полно интегративная концепция выражена в теории Э. Эриксона (1902–1994), который отмечает, что развитие человека продолжается всю его жизнь и осуществляется через прохождение индивидом восьми последовательных этапов. Эти этапы генетически предопределены и, по Э. Эриксону, одинаковы для всех людей. Результат прохождения человеком каждого этапа может быть благополучным или нет. В соответствии с результатом человек приобретает на каждом этапе различные социально значимые признаки, которые могут оцениваться обществом как положительно, так и негативно. Стадия перехода от одного этапа к другому – личностный кризис, связанный с отказом от благоприобретенных на предыдущем этапе качеств.

Один из основоположников теории черт – Гордон Олпорт (1897–1967) считал, что человек, прежде всего социальное, а не биологическое существо и может развиваться только во взаимодействии с другими людьми. Личность, являясь открытойи саморазвивающейся системой, активно взаимодействует с обществом. Основа развития личности – стремление человека к достижению новых вершин, его потребность в развитии и самосовершенствовании. Для личности важны наследственность, социальная и культурная среда, в которой происходит ее формирование.

Люди, по мнению Г. Олпорта, обладая определенными общими устойчивыми качествами, которые сохраняются некоторое время, имеют неповторимые индивидуальные черты, поэтому люди ведут себя с определенным постоянством, внося в свое поведение уникальные неповторимые особенности. Г. Олпорт разработал многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека.

В социологии наибольшую популярность приобрела теория социализации личности, суть которой – изучение влияния внешних факторов на формирование личности и рассмотрение механизмов усвоения человеком различных образцов поведения.

Термин «социализация» в научный оборот ввел американский социолог Ф. Гиддингс (1855–1931). В 1887 г., в своей книге «Теория социализации» он употребил этот термин в значении, близком к современному: «Развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Гиддингс определял социализацию как приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. К середине ХХ в. «социализация» превратилась в самостоятельную область исследования.

Дж. Г. Мид (1863–1931), основоположник теории символического интеракционизма, полностью отрицал влияние на личность и на процесс ее формирования каких-либо психологических или биологических факторов, влечений и потребностей, присущих конкретному человеку. Человеческая личность – это результат усвоения индивидом социального опыта. Для описания этого процесса Дж. Г. Мид использовал понятие «самость». Самость формируется и сохраняется благодаря социальному взаимодействию индивида с окружающими его людьми и группами через вербальное (речевое) взаимодействие. Основу социального опыта составляет обмен значимыми символами – предметами и событиями, обозначаемыми словами. Символ не только определяет конкретный объект, присутствующий в жизни общества, но и предполагает определенную реакцию на него со стороны индивида. Значимые символы – основа общения людей в повседневной социальной среде.

Формирование самости – процесс принятия роли другого. Роль – обобщенный социальный опыт, усвоение которого позволяет индивиду встраиваться в различные социальные структуры на основе адекватной интерпретации значимых символов, воспроизводимых другими людьми. Детство – важный период для формирования основ социализации. Ребенок через ролевые игры принимает и воспроизводит социально значимые роли других людей, в первую очередь, родителей. В процессе взросления дети переходят от простых игр, с участием одного или двух человек, к более сложным командным играм. Участвуя в командных соревновательных играх (например, футбол) дети видят себя со стороны других и должны быть готовы реагировать на жесты и символы других участников.

Принятие роли другого происходит, по мнению Дж. Г. Мида, благодаря двойственной структуре человеческого Я. Первое субъективное Я (Мид обозначает его как «I») – активно и спонтанно, является собственным представлением индивида о себе. Второе Я – объективное (у Мида – «Ме»). Объективное Я – это усваиваемые индивидом представления других, основанные на социальном опыте. С позиций субъективного Я формируются социальные требования, объективное Я – личностные ценностные ориентации, являющиеся результатом усвоения значимых представлений других людей.

Каждое свое действие, инициируемое субъективным Я, индивид оценивает исходя из ответной реакции окружающих. Таким образом, для индивида другие с их ответной реакцией на его действия – зеркало, в котором отражаются социально значимые аспекты его личности.

Свое развитие теория «зеркального Я» получила в работах Ч. Х. Кули (1864–1929), по его мнению, социальная группа, в рамках которой происходит взаимодействие индивида с другими, – социальное зеркало, отражающее личность каждого индивида. Основываясь на ответной реакции других, человек формирует для себя представление о том, как он выглядит в глазах других и, исходя из своих индивидуальных потребностей, корректирует поведение с целью изменения или закрепления данного представления.

Основные положения теории «зеркального Я»:

  • представление о том, как меня воспринимают другие;

  • представление о том, как мой образ оценивают другие;

  • собственные чувства, основанные на данных представлениях.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта