Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Игра как средство профессионального обучения психологии

  • 24. Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения психологии

  • Средства воздействия в группе

  • 25. Презентация и мастер-класс как активные методы обучения психологии

  • Разработка сценария мультимедийной презентации

  • Указания по созданию эффективной презентации

  • При создании мультимедийной презентаций необходимо

  • 2. Общая дидактика, дидактика высшей школы, как основа преподавания психологии


    Скачать 177.38 Kb.
    Название2. Общая дидактика, дидактика высшей школы, как основа преподавания психологии
    АнкорEkzamen_metody_prepodavania.docx
    Дата16.05.2018
    Размер177.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_metody_prepodavania.docx
    ТипДокументы
    #19316
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    22.   Игра как форма и метод активного обучения психологии

    Игра - это уникальный, свойственный не только человеку, но и высшим животным, механизм аккомуляции и передачи коллективного опыта. В игре приобретается опыт практической и этической деятельности, овладение способами решения профессиональных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения.

    Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:

    - игровые роли и их принятие (это некий комплекс социальных требований, предъявляемых человеку. Роль принимается на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне):

    - игровые действия (определяются целью игры, задаются сценарием, ведущим, нормами или самими игроками):

    1. моделирование в игре (это создание неких макетов, замещающих реальную ситуацию. Модель игры реализуется с помощью правил. Правила могут быть перенесены в реальную жизнь и наоборот).

    Игру можно рассматривать как форму и способ обучения. Игра как форма - это репетиция деятельности, а как метод - обучающийся играя получает новую информацию. Игра - эффективный и активный способ обучения.

    Цели:

    1.освоить учебной материал

    1. достичь личной причастности к материалу

    1. предвидеть путем воображения будущую деятельность

    2. выработать определенные навыки.

    3. отработать коммуникативные навыки.

    Игра не должна заменить другие виды учебной деятельности.

    Учебные деловые игры (цель которых сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на разновидности:

    1) имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?) Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

    2) "анализ конкретных производственных ситуаций" — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

    3) "разыгрывание ролей" — учащиеся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других членов учебной группы, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разигрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

    4) полномасшабная деловая игра, имитирующая комплексно профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).

    Выводы:

    1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

    2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

    3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ДИ с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

    4. Структурные компоненты ДИ должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой

    5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

    6. Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

    7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.


    23.   Игра как средство профессионального обучения психологии

    Игровые формы обучения в отличие от традиционных методов в наибольшей мере могут способствовать глубокому усвоению студентами профессиональных знаний через личностную причастность к профессии; приобретению навыков социального взаимодействия в ходе игровых действий. В этом ключе обращает на себя внимание игра как средство профессионального обучения психологии. Среди таких игры выделяют: анализ конкретных профессиональных ситуаций, ролевые игры, деловые игры. Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что студентам предлагается какая-то реальная ситуация, которая характеризует определенный аспект деятельности психолога. Затем при совместном обсуждении моделируются альтернативные решения, принимается наиболее подходящее. Цель – усвоение профессиональных знаний и умений. Различают несколько видов ситуаций: Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. Например, для специализации психологическое консультирование – ситуация «Конфликт», целью которой может стать отработка действий консультанта по принятию решений в ситуации конфликта. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения. Примером может служить ситуация «Процесс консультирования» из реальной практики для анализа и оценки реализации этапов консультационного процесса. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения.

    Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие. В качестве примера может выступить ситуация «Семейная ссора» с целью иллюстрации различий конструктивной и неконструктивной ссоры. В ролевой игре личность находится в двух планах: реальном и условном (игровом). С помощью ролевой игры студент проигрывает профессиональные и социальные отношения, учится принимать самостоятельные решения. В основном это небольшие по времени исполнения, с простым сюжетом и ограниченным количеством участников игры. Для профессии педагог-психолог возможны ролевые игры: «Беседа психолога с родителем проблемного ученика», «Консультирование учителя по проблемам обучения детей», «Установление контакта с девиантными детьми» и др. Ролевые игры можно широко использовать при выработке умений и навыков овладения техниками и процедурами психологического консультирования студентами. Специфика деловой игры заключается в том, что она моделирует предметное и социальное содержание будущей профессии в целом. Цели деловой игры: 1) формировании целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике (психолог в центре психологической помощи; психолог в школе; психолог в банке, фирме; проведение психолого-педагогического консилиума в школе, пресс-конференции по актуальным проблемам практической психологии, родительского собрания для повышения психологической грамотности и др.); 2) формирование профессиональной компетентности специалиста-психолога (профессиональных умений, навыков, способностей); 3) развитие социальной компетентности (умения принимать совместные решения, способности к управленческой деятельности, творческого отношения к делу; понимания себя и других); 4) формирование профессиональной мотивации. Деловая игра выступает как условная практика (квазипрактика), где студенты приобретают профессиональный и социальный опыт, компенсируют разрыв теории и практики .


    24.   Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения психологии

    СПТ – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников

    Цель: овладение социально-психологическими знаниями в активной форме.

    Задачи:

    овладение определенными социально-психологическими знаниями об эффективных технологиях общения (обучения)

    Приобретение и тренировка определенных для тренинга умений и навыков общения;

     Коррекция коммуникативных установок, личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям (развитие способности вести себя с окружающими в манере сотрудничества, а не в понятиях авторитарности и иерархии);

    Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя, партнеров по взаимодействию, других людей, ситуации по взаимодействию(увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в группе, поведению других, связанное, прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других);

     Позитивные личностные изменения, связанные с неэффективной презентацией самого себя, с осознанием неадекватности своих реакций, установок

    Методы тренинга

    •  упражнения на тактильное взаимодействие;

    •  упражнения на пространственное взаимодействие;

    •  упражнения-достижения;

    •  развминочные упражнения;

    •  игры-драмматизации;

    •  артметоды;

    •  дискуссии;

    •  игры-импровизации;

    •  коммуникативные игры;

    •  подвижные игры.

    Средства воздействия в группе

    •  групповые нормы (правила поведения и общения);

    •  групповая поддержка;

    •  обратная связь;

    •  групповое ожидание.

    Тренинг – это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы.

    В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»).

    Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя:

    – работу над планом – сценарием тренинга;

    – работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;

    – самоподготовку преподавателя;

    – распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.

    Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.


    25.   Презентация и мастер-класс как активные методы обучения психологии

    Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга семинара для отработки практических навыков.

    Принцип: я знаю как это делать. Я научу вас.

    Преимущества сочетание короткой творческой части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. Методика проведения мастер-класса не имеет каких-то единых норм.

    Мастер-класс — это двусторонний процесс с непрерывным контактом «учитель — ученик

    Мастер-класс — это форма передачи знаний и умений обучающимся и эффективная форма обмена опытом с коллегами.

    Важнейшим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Проблемная ситуация характеризует определённое состояние участника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия или усвоения новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.

    Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

    Презентация обеспечивает возможность:

    • дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

    • повысить роль наглядности в учебном процессе;

    • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

    • освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

    • наладить эффективную обратную связь;

    • организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

    Разработка сценария мультимедийной презентации
    При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

    • Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).

    • При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.


    Указания по созданию эффективной презентации


    Приведенный ниже план будет вам полезен при работе над собственной презентацией.

    • Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

    • В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.

    • Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.

    • Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации.

    • Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию

    Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

    • Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации

    • Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).

    • Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).

    • Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.

    • Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.

    • Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

    При создании мультимедийной презентаций необходимо:

    • провести разбивку урока на небольшие смысловые части –модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;

    • подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);

    • моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами)

    • проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));

    • составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта