Главная страница

Роберт_Грин_24_закона_обольщения. 4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р


Скачать 3.23 Mb.
Название4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р
АнкорРоберт_Грин_24_закона_обольщения
Дата03.03.2020
Размер3.23 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаgrin_robert_24_zakona_obol_shcheniya.pdf
ТипЗакон
#110643
страница14 из 52
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   52
Гениальный артист. В детстве Элвиса Пресли считали странным мальчиком, необщительным и замкнутым. В старших классах школы — учил- ся он в Мемфисе, штат Теннеси — на него об- ращали внимание из-за необычной прически с высоким коком и бакенбардами и одежды в черно-розовых тонах, но те, кто пытался с ним разговориться, терпели неудачу — он был либо страшно высокомерен, либо безнадежно застен- чив. На выпускном балу он был единственным мальчиком, который не танцевал. Казалось, он затерялся в собственном мире и любит только свою гитару, с которой он не расставался. Часто вечерами после представления служитель кон- цертного зала «Эллис Аудиториум» обнаружи- вал за сценой Элвиса — тот либо изображал выступавших актеров, либо отвешивал поклоны воображаемым зрителям. Когда его просили назад, к нему.
Девушка, прослы- шавшая о необыч- ном новом святом, приехала в столицу из провинции и посетила его, ища духовных наставле- ний и назиданий.
Раньше ей не приходилось видеть его изображений, первая встреча произошла у него в доме. Когда он вошел и заговорил с ней, она приняла его за одного из деревенских батюшек — таких она нередко встречала дома, в деревне. Взгляд кроткий, как у монаха, разделен- ные на прямой пробор русые волосы, обрамля- ющие простое некрасивое лицо, — все в нем располагало к доверию. Но вот он приблизился, и она мгновенно почувствовала, что совершенно иной человек, загадоч- ный, коварный и порочный, выглядывает на нее

213
Харизматик
G
удалиться, он беспрекословно подчинялся. Это был очень вежливый мальчик.
В 1953 году, сразу после окончания школы,
Элвис записал свою первую песню на местной студии звукозаписи. Запись была для него чем- то вроде экзамена, возможностью услышать собственный голос со стороны. Годом позже владелец студии Сэм Филлипс предложил ему поучаствовать в записи двух блюзов вместе с парой профессиональных музыкантов. Они работали уже несколько часов, но ничего не получалось — Элвис нервничал, оставался за- торможенным. Но вот ближе к ночи, дойдя до полного изнеможения, он неожиданно отпу- стил тормоза: начал прыгать, как ребенок, — для него настал момент полного раскрепощения.
Другие музыканты сумели подстроиться под его настроение, и песня зазвучала темпераментнее, воодушевление нарастало. У Филлипса загоре- лись глаза — он почувствовал, что они ухватили что-то необычное и стоящее.
Еще через месяц Элвис впервые выступил на публике, это произошло на открытой площадке в Мемфис-парке. Он нервничал не меньше, чем во время той звукозаписи, он попытался сказать сначала несколько слов, но не смог — только заикался от волнения, но стоило ему запеть, как заикание прошло. Зал ответил ему восторжен- ным ревом, который в некоторые моменты до- стигал кульминации. Даже сам Элвис не мог понять, в чем тут дело. «После песни я подошел к менеджеру, — рассказывал он позднее, — и спросил его, почему это слушатели сходят с ума.
Он ответил: “Сам пока не разберусь, но мне кажется, что каждый раз, как ты начинаешь из- виваться и дергать левой ногой, они визжат от восторга. Что бы там ни было, продолжай так делать”...»
Сингл, записанный Элвисом в 1954 году, стал хитом. Скоро Пресли сделался по-настоящему из тех самых глаз, что излучали, казалось бы, добро и кротость.
Он уселся против нее, подвинулся вплотную, и вдруг цвет его ярких синих глаз изменился, они потемнели, взгляд стал глубже.
Пронзительный взгляд этот, пущенный искоса, держал ее, не отпуская. По всем ее членам разли- лась свинцовая тяжесть, когда его большое морщини- стое лицо, иска- женное желанием, приблизилось к ней. Она чувство- вала на щеках его жаркое дыхание и видела, как взгляд пылающих глаз, глубоко утоплен- ных в глазницах, ощупывал ее беспомощное тело.
Затем он сощурил веки с похотливым выражением. Голос его упал до страстного шепота, он начал повторять ей на ухо странные, ритмично повто- ряющиеся слова.

214
РОБЕРТ ГРИН
R
OBERT
G
REENE
G
популярным. Выходя на сцену, он всякий раз волновался и переживал настолько, что становил- ся другим человеком, словно одержимым. «Я го- ворил с другими певцами, и они немного нерв- ничают перед выступлением, но они говорят, что, когда начинают выступать, их нер вы постепенно приходят в норму. А мои — наоборот. Это ка- кая-то особая энергия... что-то, может быть, вроде секса». За несколько месяцев Элвис нашел новые жесты, его танцевальные движения чем-то напоминали подергивания — все это, дополняя его немного вибрирующий голос, заставляло публику, и особенно девочек-подростков, бук- вально сходить с ума от восторга. В течение года он стал наимоднейшим музыкантом Америки.
Его концерты нередко сопровождались вспыш- ками массовой истерии.
У Элвиса Пресли была своя темная сторона, свой секрет, скрываемый от чужих глаз. (Не- которые приписывают это тому, что у него был брат-близнец, который умер во время родов.)
В юности он глубоко подавлял эту темную сто- рону: то были всевозможные фантазии, кото- рым он позволял себе предаваться лишь наедине с самим собой, хотя отчасти его и выдавала не- обычная манера одеваться. Во время выступле- ний, однако, он выпускал своих демонов нару- жу. Они вырывались в виде агрессивной сексу- альной силы. Извивающийся, раскрепощенный, андрогинный, он как бы изображал свои стран- ные, безудержные фантазии перед публикой.
Аудитория чувствовала это и от этого прихо- дила в исступление. Элвис приобрел харизму не из-за своего экстравагантного стиля и не из- за внешности, а из-за неистовой бури, бушу- ющей у него внутри, которая электризовала зрителей.
Толпа или коллектив — любая группа обла- дает собственной неповторимой энергией.
У самой поверхности лежит сексуальное жела-
В тот момент, когда девушка совсем уже была готова отдаться искусите- лю, она стала понемногу приходить в чувство, забрезжи- ли, словно издалека, какие-то смутные воспоми- нания; она встрепенулась, вспомнив, что пришла сюда поговорить о Боге.
Р
ЕНЕ
Ф
ЮЛОП

ИЛЛЕР
,
«Р
АСПУТИН
:
СВЯТОЙ
БЕС
»
Он их кумир. Они ему покорны,
Как будто он был создан не природой,
А более разумной высшей силой.
Они идут на всё отродье наше
Не с большею опаской, чем мальчишки
За бабочкой бегут иль давит мух
Мясник.
В
ИЛЬЯМ
Ш
ЕКСПИР
,
«К
ОРИОЛАН
»

ЕР
. Ю. К
ОРНЕЕВА
)

215
Харизматик
G
ние, постоянное возбуждение, которое прихо- дится подавлять, поскольку оно социально неприемле мо. Если вы обладаете умением или способностью разбудить это желание, в глазах толпы вы предстанете облеченным харизмой.
Ключ — найти доступ к собственному подсо- знанию, как сделал это Элвис, отпустив тормо- за. Вы полны возбуждения, которое, кажется, исходит из какого-то неведомого и таинствен- ного внутреннего источника. Ваша раскрепо- щенность заразительна, она заставляет окру- жающих раскрыться, начинается цепная реак- ция: их воодушевление, в свою очередь, еще более воодушевляет вас. Фантазии, которые вы приоткрываете, совсем не должны быть сексу- альными, подойдет любое социальное табу, все что угодно, что подавлено и ищет выхода. По- старайтесь, чтобы это чувствовалось в ваших песнях, произведениях искусства, книгах. Дав- ление социальных норм настолько подавляет людей, что ваша харизма привлечет их к себе еще до того, как вы встретитесь лично.
Спаситель. В марте 1917 года правитель Рос- сии, самодержец Николай II, отрекся от пре- стола в пользу своего брата Михаила, но Миха- ил отказался принять власть. Россия лежала в руинах. Ее участие в Первой мировой войне привело к катастрофическим последствиям: огромную аграрную страну охватили голод и разруха, в деревнях царили мародерство и без- законие, армия разваливалась в результате мас- сового дезертирства солдат. Поли тически страна была расколота, каждую из фракций — как правого, так и левого крыла — раздирали еще и внутренние противоречия.
В этот хаотический момент на сцену вышел сорокасемилетний Владимир Ильич Ленин.
Марксист-революционер, лидер партии больше- виков, он долгие годы прожил в Европе, пока
КУМИР ТОЛПЫ
Стены чуть не рухнули, когда Элвис вышел на сцену.
Он пел в течение двадцати пяти минут, и все это время публика кипела так, как будто извергал- ся Везувий.
«Я за всю свою жизнь ни разу не видел такого воодушевления и такого экстаза, ни до, ни после», — рассказывал кинорежиссер Хэл
Кэнтер. Будучи газетным обозрева- телем, он описывал в своем репортаже, что его буквально оглушила эта
«демонстрация массовой истерии… эта приливная волна обожания, исхо- дившая от 9000 че- ловек, волна, которая хлынула на сцену, сметая полицейский заслон, окружив выступающего артиста и подняв его на безумные высоты признания».
П
ИТЕР
У
ИТМЕР
,
«Э
ЛВИС
ИЗНУТРИ
:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
БИОГРАФИЯ
Э
ЛВИСА
А
АРОНА
П
РЕСЛИ
»

216
РОБЕРТ ГРИН
R
OBERT
G
REENE
G
не почувствовал в хаосе, охватившем Россию, долгожданный шанс и не поспешил домой.
Теперь он призывал страну к немедленному выходу из войны и к свершению социальной революции. Поначалу, в первые недели по воз- вращении его из эмиграции, такая программа казалась нелепой и смешной. Внешне Ленин не отличался особой привлекательно стью: невысо- кого роста, он был скорее невзрачным. Кроме того, долгие годы, проведенные им в Европе, где он был занят главным образом чтением научных трудов и интеллектуальными дискуссиями, при- вели к изоляции его от собственного народа.
Что еще важнее, его партия не представляла осо- бой политической силы, являясь, по сути дела, лишь малочисленной группой внутри левой коалиции. Мало кто принял тогда эту фигуру всерьез в качестве политического, а тем более национального лидера.
Ленин, однако, без тени сомнения приступил к решительным действиям. Где бы он ни появлял- ся в то время, он повторял одни и те же простые вещи: необходимо положить конец войне, пере- дать всю власть Советам, ликвидировать частную собственность, перераспределить материальные ценности. Измученные, доведенные до край- ности бесконечными распрями политических деятелей и собственными непосильными про- блемами, люди начали прислушиваться. Ленин был так уверен в правоте своих слов, так реши- телен — ему хотелось верить. Он ни при ка- ких обстоятельствах не терял самообладания.
В яростных дебатах он просто и логично раз- бивал любого оппонента, не оставляя камня на камне от их контраргументов. Для рабочих и солдат слова Ленина звучали особенно убеди- тельно — на них производила впечатление его твердость. Когда Ленина упрекали в том, что его идеи не имеют ничего общего с реально стью, он отвечал: «Тем хуже для реальности!»

217
Харизматик
G
Мессианская убежденность Ленина прекрас- но подкреплялась его незаурядными организа- торскими способностями. Пока он находился в изгнании в Европе, его партия начала разва- ливаться; прилагая все усилия к тому, чтобы сохранить партию, он приобрел огромный практический опыт. Он был к тому же велико- лепным оратором, способным выступать перед громадными скоплениями народа. Его речь на
Первом Всероссийском съезде Советов произ- вела сенсацию: либо революция, либо буржуаз- ное правительство, кричал он, третьего не дано — довольно компромиссов, навязываемых нам! На фоне других политиков, которые, про- являя колебания, отчаянно метались в поисках выхода из сложившегося кризиса и выглядели довольно беспомощными, Ленин казался на- дежным и незыблемым, как скала. Его престиж стремительно рос, как и количество желающих вступить в партию большевиков.
Поразительным было воздействие Ленина на рабочих, солдат и крестьян. Он обращался к простым людям при всяком удобном случае — на улице, стоя на трибуне, засунув большие пальцы за проймы жилета. Речи его представля- ли собой странную мешанину из идеологиче- ских постулатов, широкоизвестных пословиц и поговорок и революционных лозунгов, но слу- шатели приходили от них в восторженный экс- таз. Когда Ленин умер — в 1924 году, через семь лет после Октябрьской революции, вознесшей его и партию большевиков к власти, — простые русские люди искренне горевали. Его могилу сделали местом поклонения, его тело мумифи- цировали, чтобы сохранить навечно, о нем рас- сказывали разные истории, заложив основы ленинского фольклора, стало модно давать де- вочкам имя Нинель, то есть Ленин, прочитан- ное наоборот. Культ Ленина приобрел характер и размах религиозного.
ФАНАТИК
Никто не мог так зажечь окружающих своими планами, никто не умел так навязать свою волю и подчинить себе, как этот заурядный на вид и малосим- патичный человек, не обладавший, казалось, ни малейшим личным обаянием…
Ни Плеханову, ни
Мартову и никому другому не был известен секрет того поистине гипнотического воздействия на людей, которое буквально излучал
Ленин. К Плехано- ву относились с почтением, Мартова любили, но только за Лениным шли без колебаний, как за единственно неоспоримым лидером…

218
РОБЕРТ ГРИН
R
OBERT
G
REENE
G
Харизму часто пытаются интерпретировать, объяснять на все лады, и, что примечательно, все толкования парадоксальным образом лишь уси- ливают ее загадочность. Харизма никоим об- разом не тождественна броской внешности или яркой личности — и то и другое может вызвать только кратковременный интерес. Людям, осо- бенно в тяжелые времена, не до развлечений, главное для них — безопасность, лучшее каче- ство жизни, общественное согласие. Хотите — верьте, хотите — нет, но мужчина или женщина с самой заурядной, неброской внешностью, но наделенные прозорливостью, целеустремленно- стью и обладающие определенным практиче- ским опытом, могут быть сокрушительно хариз- матичны. Правда, еще одним необходимым условием для этого является успех — его роли и значения вы ни в коем случае не должны не- дооценивать. Но в мире, где царят увертки и колебания, где нерешительность только усугу- бляет всеобщий беспорядок, прямодушие и здравый смысл станут магнитом, притягива- ющим к себе внимание, — вот вам и харизма.
При личном общении, например, в цюрих- ских кафе перед революцией харизма у Ленина не наблюдалась или же была исчезающе мала.
(Его убежденность располагала, но многих раз- дражала его резкость.) Харизма появилась, как только в нем увидели человека, способного спасти страну. Харизма не является загадочным, мистическим даром, который посещает вас и над которым вы не властны, это иллюзия, обман зрения тех, кто видит в вас то, чего недостает им самим. Вы можете многократно усилить эту иллюзию, особенно в трудные периоды, своим спокойствием, решительностью, ясностью мыс- ли и практичностью. Весьма способствует успе- ху наличие простой и обольстительно доходчи- вой идеи. Назовите это синдромом спасителя: стоит людям поверить, что вы можете вывести
Только Ленин представлял тот редкий феномен, особенно редкий в России, человека с железной волей и неукротимой энергией, который сочетал фанатич- ную веру в движение, в дело с не меньшей верой в себя.
А. Н. П
ОТРЕСОВ
Ц
ИТ
ПО
СБ
«Ф
ИЛОСОФЫ
И
КОРОЛИ
:
ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛИДЕРСТВА
»

219
Харизматик
G
из хаоса, и они полюбят вас, как те героини фильмов, которые тают в объятиях героя, во- время подоспевшего им на помощь. А любовь народных масс равноценна харизме. Чем иначе можно объяснить любовь, которую испытывали простые жители России к такому бесчувствен- ному, жестокому и малоинтересному человеку, каким был Ленин.
Гуру. Согласно верованиям Теософского обще- ства, приблизительно раз в две тысячи лет дух
Учителя Мира, боддхисаттвы Майтрейа, вселя- ется в материальную оболочку — тело простого смертного. Первым таким воплощением счита- ют Шри Кришну, появившегося на свет за две тысячи лет до рождества Христова, следующим был сам Иисус Христос; следовательно, в на- чале двадцатого столетия ожидалась следующая реинкарнация. В один прекрасный день в 1909 году теософ Чарльз Ледбитер, находясь в Индии, встретил на морском побережье маль- чика, и его посетило откровение: этот четыр- надцатилетний паренек, Джидду Кришнамурти, и есть следующее воплощение Мирового Учи- теля. Ледбитер был поражен божественной простотой и щедростью мальчика, которому, казалось, чужды были даже малейшие проявле- ния эгоизма. Члены Теософского общества, согласившись с заключением Ледбитера, при- няли в свои члены этого тщедушного, болезнен- ного подростка, которого учителя постоянно наказывали за рассеянность и плохую успевае- мость. Мальчика накормили и одели, после чего занялись его образованием. Со временем золо- тушный мальчонка превратился в ослепительно- красивого молодого человека.
В 1911 году теософы создали Международ- ный орден Звезды Востока — группу, назначе- нием которой было подготовить все для гряду- щего пришествия Миро вого Учителя. Главой
Я думал, что увижу горного орла нашей партии, великого человека, великого и в физическом, и в политическом смысле. Я пред- ставлял себе
Ленина великаном, осанистым, представительным.
Каково же было мое разочарование, когда я увидел человека зауряд- ной наружности, ниже среднего роста, который ничем, буквально ничем не отличался от простых смертных.
И
ОСИФ
С
ТАЛИН
О
СВОЕЙ
ПЕРВОЙ
ВСТРЕЧЕ
С
Л
ЕНИНЫМ
Ц
ИТ
ПО
КН
.: Р
ОНАЛЬД
К
ЛАРК
, «Л
ЕНИН
»

220
РОБЕРТ ГРИН
R
OBERT
G
REENE
G
ордена стал Кришнамурти. Юноша был вывезен в Англию для продолжения образования. Здесь он пользовался необыкновенным успехом, его повсюду принимали с радостью, баловали и ле- леяли. Его скромность, умеренность и умиро- творенность неизбежно производили сильней- шее впечатление.
Так прошло несколько лет. Кришнамурти начали посещать видения. Вот его слова, отно- сящиеся к 1922 году: «Я допьяна напился из фонтана Радости и вечной Красоты. Я опьянен
Богом». Духовное пробуждение, пережитое им в последующие годы, теософы интерпретиро- вали как сошествие на него божественного духа
Мирового Учителя. Но сам Кришнамурти ина- че осознал пережитое: истина о Вселенной приходит не извне, а изнутри. Ни боги, ни гуру, ни догмы не в силах помочь осознать ее.
А сам он — не Бог, не мессия, а самый обыкно- венный человек. Ему претили почести и под- нятая вокруг него шумиха. В 1929 году, вызвав потрясение среди своих почитателей, он объ- явил о роспуске Ордена Звезды и вышел из
Теософского общества.
Итак, Кришнамурти стал философом, пол- ным решимости донести до людей ту истину, которая открылась ему: нужно быть проще, не прятаться за ширму слов и прошлого опыта.
Тогда каждый сможет достичь той же внутрен- ней гармонии, которую излучал сам Кришна- мурти. Теософы отмежевались от него, но число его поклонников, несмотря на это, толь- ко продолжало увеличиваться. В Калифорнии, где он прожил большую часть жизни, интерес к нему достиг уровня культового поклонения.
Поэт Робинсон Джефферс рассказывал, что, когда Кришнамурти входил в комнату, казалось, что она озарялась ярким светом. Писатель Ол- дос Хаксли, познакомившись с Кришнамурти в
Лос-Анджелесе, был очарован им. Вот как он

221
Харизматик
G
описывал свои впечатления: «Я словно услышал голос самого Будды — такая сила, такая глубин- ная мощь чувствовались в нем». Этот человек производил впечатление просветленного. Ак- тер Джон Бэрримор обратился к нему с прось- бой исполнить роль Будды в фильме. Кришна- мурти вежливо отклонил предложение. Когда он был в Индии, люди тянули руки из толпы, пытаясь дотронуться до него, пока он проезжал мимо в открытом автомобиле. Они падали пе- ред ним ниц.
Кришнамурти претило подобное обожание и поклонение, он все больше замыкался в себе.
Он даже начал говорить о себе в третьем лице.
И в самом деле, важной частью его философии была способность ослабить узы прошлого, осво- бодиться от него и прийти в мир обновленным.
Между тем день за днем жизнь преподносила ему нечто противоположное тому, к чему он стремился: почитание не уменьшалось, восторг людей все нарастал. Ревнивые поклонники бук- вально сражались из-за знаков его внимания.
Особенно женщины — они постоянно влюбля- лись в него, а ведь Кришнамурти принял обет целомудрия, которому следовал всю свою жизнь.
Кришнамурти не стремился стать гуру или
Харизматиком, он непреднамеренно открыл закон человеческой психологии, и это откры- тие потрясло его. Люди и слышать не желают о том, что сила далась им в результате долгих лет кропотливой работы и строжайшей дисципли- ны. Они предпочитают думать, что эта сила заложена в самой личности, в ее характере, что она присуща им от рождения. Они надеются к тому же, что, благодаря близости к гуру (или к харизматической фигуре), частица этой силы может перепасть и им. Они не хотели читать книги, написанные Кришнамурти, а тем более посвящать годы тому, чтобы претворять в

222
РОБЕРТ ГРИН
R
OBERT
G
REENE
G
жизнь его уроки, — гораздо проще быть рядом с ним, впитывать исходящую от него ауру, на- слаждаться его речами, ощущать свет, вместе с ним входящий в комнату. Кришнамурти про- поведовал свободу и простоту как путь откры- тия истины, но люди видели в нем лишь то, что хотели увидеть, приписывая ему те качества, которые он не просто отрицал, но и бичевал, считая пороками.
Это — эффект гуру, причем добиться его на удивление просто. Аура, которая должна со- путствовать вам в данном случае, — это не агрессивно-мощная аура большинства Харизма- тиков, но светлая и безмятежная аура просвет- ленности. Просветленному человеку открыва- ется нечто, что наполняет его (или ее), и эта полнота видна невооруженным взглядом. Вот облик, который вам требуется: вам не нужен никто и ничто, вы самодостаточны. Окружа- ющих, разумеется, привлекают те, кто лучится счастьем: они надеются, что могут перехватить его частицу. Если вы немногословны, тем луч- ше: пусть люди сами почувствуют или увидят, что вы счастливы, а не услышат это от вас. Дай- те им заметить это по вашей неспешности, мягкой улыбке, простоте и спокойствию. Вы- ражайтесь туманно, пусть люди слышат то, что хотят услышать. Помните: воздействие еще усилится благодаря вашей отстраненности и безучастности. Люди начнут драться за малей- ший знак вашего внимания и интереса к ним.
Гуру самодостаточен и отрешен — безотбойно харизматическая комбинация.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   52


написать администратору сайта