Роберт_Грин_24_закона_обольщения. 4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р
Скачать 3.23 Mb.
|
Символ: Зеркало.Ваше по- ведение, ваш настрой — зерка- ло для окружающих. Глядя на вас, они видят самих себя: свои ценно- сти, вкусы, даже свои изъяны. Их ро- ман длиной в целую жизнь — роман с собственным отражением — уютный и убаюкивающий, только подкорми- те его. Они никогда не заметят того, кто стоит позади зеркала. 191 Чаровник G ВdefdgWhR dSXPWdPUT Встречаются люди, устойчивые против оча- рования, в особенности циничные и самоуве- ренные типы, которым не нужно, чтобы их ценили. В глазах таких людей Чаровники, как правило, выглядят скользкими втирушами. Вот они-то и могут создавать проблемы. Выход в том, чтобы делать то, что большинство Чаров- ников и делает по природной своей склонности: заводить друзей и очаровывать как можно боль- ше людей. Подстраховав свою власть, заручив- шись количеством, вы можете не беспокоиться о том, что единицы окажутся невосприимчивы- ми к вашим чарам. Великодушие и доброта по отношению к каждому встреченному человеку впоследствии окупятся, возвращаясь к вам до- брым отношением многих. Иногда очень по- лезно просто очаровательно слегка приоткрыть свои недостатки. Есть кто-то, кто вам не по нраву? Признайте это открыто, не старайтесь очаровать этого неприятеля, и окружающие со- чтут вас еще более человечным и искренним. Для Дизраэли таким козлом отпущения был его постоянный оппонент Уильям Гладстон. С опасностями, грозящими Чаровнику в по- литике, справиться труднее: из-за своего при- миренческого, изворотливого, гибкого подхода к политике вы неизбежно наживете врагов в лице несгибаемых. Политическим обольстите- лям, например Биллу Клинтону и Генри Кис- синджеру, часто удавалось переиграть самых твердолобых своих оппонентов с помощью личного обаяния, но они физически не могли успеть повсюду и присутствовать одновременно в нескольких местах. Многие члены английско- го парламента считали Дизраэли увертливым соглашателем, при личном общении его под- купающая манера заставляла отказаться от таких подозрений, но не мог же он поговорить с гла- зу на глаз со всеми парламентариями кряду. РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G В трудные времена, когда люди мечтают об основательности и твердости, политический Чаровник может оказаться в опасности. Главное — верно рассчитать время. Чаров- никам необходимо точно понимать, когда луч- ше лечь на дно, а когда настает подходящий момент для того, чтобы можно было применить свои дипломатические таланты. Их гибкость известна, однако порой приходится быть на- столько гибким, чтобы проявить несгибаемость. Чжоу Эньлай, этот законченный хамелеон, мог, если требовалось, изображать непреклонного коммуниста. Ни в коем случае не становитесь рабом собственных чар, умейте управлять ими, включать и выключать по своей воле. Харизматик Харизма — это некая таинственная сила, вызывающая у нас восторженное почитание. Происходит она из какого- либо внутреннего качества — уверенности, сексуальной энергии, целеустремленности, — отсутствующего, но же- ланного для большинства людей. Эта сила присутствует явно, она выплескивается через край, пронизывает все существо Харизматиков, придавая им вид исключитель- ных, высших существ и заставляя нас воображать, что за ними стоит больше, чем видно глазу, что они боги, святые, звезды. Харизматики могут научиться усиливать свою харизму с помощью пронизывающего взгляда, пылких речей, загадочного вида. Они способны повести за собой огромные массы людей. Научитесь создавать иллюзию харизмы, излучая энергию и оставаясь при этом отстраненным и невозмутимым. 194 ХXZTefX T dvdQVRWTR Харизма и есть обольщение в массовом мас- штабе. Харизматические лидеры заставляют толпы людей влюбляться в себя, а затем ведут их за собой. Влюбить в себя народ несложно, при этом используется тот же сценарий, что и в случае обольщения одной жертвы. Харизматики обладают определенными, чрезвычайно при- влекательными качествами и эксплуатируют их. Таким качеством может стать их вера в себя, решительность или мудрость. Источник этих свойств они сохраняют в тайне, не объясняя, откуда черпают свою уверенность или смелость, зато ощутить их может каждый. Харизматик просто излучает их, как бы не отдавая себе в этом отчета. Лицо у Харизматика обычно жи- вое, полное энергии и страсти, у него вид влю- бленного, что всегда крайне привлекательно. Мы с радо стью следуем за Харизматиком, по- тому что нам нравится быть ведомыми, в осо- бенности за теми, кто обещает приключения или процветание. Мы растворяемся, теряем себя, становимся эмоционально зависимыми от них, чувствуем, как вера в них придает нам жиз- ни, — словом, влюбляемся. Харизма играет на подавленной сексуальности, однако изначально слово относится совсем не к области эротики, а к религии, и религия по сей день глубоко укоренена в современной харизме. Тысячи лет назад люди верили в различных богов и духов, но мало кто мог сказать, что ви- дел чудо, физическое проявление божественной мощи. Однако встречались люди, которых, по всей видимости, посещал дух божества — они говорили на неведомых языках, впадали в экс- татическое исступление, рассказывали о неве- роятных видениях — словом, выделялись из общей массы как редкие избранники богов. Такой человек, жрец или пророк, приобретал огромную власть над прочими. Харизму следует понимать как признание наличия некоего сверхъестественно- го качества личности, незави- симо от того, является это качество реально существующим, мнимым или предполагаемым. За харизматиче- ским лидером, следовательно, признается право управлять людьми… на что последние соглашаются вследствие их веры в наличие у данной личности сверхъ- естественного качества. М АКС В ЕБЕР , «О ЧЕРКИ ПО СОЦИОЛОГИИ » 195 Харизматик G Что заставило евреев поверить Моисею, по- следовать за ним, вместе покинуть Египет и хранить верность и преданность на протяжении бесконечных скитаний по пустыне? Взгляд его глаз, вдохновенные и вдохновляющие слова, лицо его, которое в буквальном смысле свети- лось, когда он спустился с горы Синай, — всё это подтверждало, что с ним говорит Бог, и в этом был источник его силы. Вот это самое и означает «харизма» — греческое слово, которое употребляли при описании пророков и самого Христа. Во времена раннего христианства ха- ризмой называли дар или талант, полученный от Бога как Его благодать и свидетельствующий о Его присутствии. Практически все крупней- шие религии были основаны Харизматиками — людьми, отмеченными печатью Бога, в которых зримо проявлялись признаки Божьей милости. С годами слово приобрело иную, более ра- циональную окраску. Люди стали приходить к власти не потому, что таким правом наделил их Бог, а потому, что они победили на выборах или доказали свою пригодность. Крупнейший германский социолог начала двадцатого века Макс Вебер заметил, однако, что, несмотря на предполагаемый прогресс, Харизматиков тогда было больше, чем когда-либо раньше. Для со- временных Харизматиков, согласно Веберу, характерно наличие какого-либо выдающегося, замечательного качества, эквивалентного знаку божественной милости. Как можно еще объ- яснить власть Робеспьера или Ленина? Более всего прочего здесь важна была сила их магне- тической личности, благодаря которой эти люди сумели выделиться из общего ряда. В этом и был источник их власти. Они говорили не о Боге, но о великих делах, о своем видении бу- дущего общества. Они были эмоциональны и взывали к чувствам толпы, они производили впечатление одержимых. И аудитория воспри- 196 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G нимала их с таким же воодушевлением, как в старину люди воспринимали пророков. После того как в 1924 году умер Ленин, вокруг его памяти сформировался культ, превративший лидера Коммунистической партии в божество. Сегодня чуть ли не о каждом ярком человеке, из тех, кто сразу привлекает к себе внимание, входя в комнату, принято говорить, что у него есть харизма. Это, безусловно, снижение по- нятия. Однако даже у этих современных и не всегда достойных претендентов можно обнару- жить следы настоящей харизмы в изначальном понимании этого слова. У них она загадочна и необъяснима, никогда не просматривается от- четливо. Но они обладают необычной уверен- ностью. У них есть какой-то особый дар — часто это умение гладко говорить, — выделяющий их из толпы. Они могут предвидеть будущее. По- рой они и сами не осознают этого, но в их при- сутствии мы испытываем нечто близкое рели- гиозному переживанию, мы верим в этих людей, не имея для того никаких рациональных пред- посылок. Стараясь изобразить харизму, никогда не забывайте о религиозной подоплеке этой силы. Необходимо излучать внутреннюю силу, свидетельствующую о благородстве, праведно- сти или силе духа. Глаза у вас должны гореть огнем, словно у пророка. Ваша харизма должна выглядеть естественной, как если бы это было чем-то неподвластным вам, даром богов. В на- шем рациональном, прагматичном мире люди — особенно если они объединены в группы — ис- пытывают отчаянную потребность в религиоз- ном опыте. Любой признак харизмы играет на этой потребности верить во что-то. А ведь нет ничего более обольстительного, чем предостав- ленная возможность поверить и последовать за кем-то. Харизма должна выглядеть мистической, и все же это не означает, что вы не можете осво- «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ МОИСЕЮ...» И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израи- лем. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятосло- вие. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали открове- ния были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все началь- ники общества, и разговаривал Моисей с ними. 197 Харизматик G ить пару-тройку трюков, которые усилят уже имеющуюся у вас харизму или помогут имити- ровать, сыграть ее. Ниже приведены основные качества, которые помогают создать иллюзию харизмы. Цель. Если окружающие поверят, что у вас есть план действий, что вы знаете, куда надо идти, они потянутся за вами инстинктивно. Направ- ление движения роли не играет: подыщите благое дело, идеал и дайте понять, что не от- ступите от своей цели. Люди посчитают, что уверенность ваша опирается на что-то реальное, так же, как древние евреи верили, что Моисей общается с Богом, только на основании внеш- них признаков. Целеустремленность особенно исполнена харизмы в тяжелые времена. В большинстве своем люди колеблются, прежде чем отважиться на решительные действия (даже тогда, когда это — единственно возможный выход). Имен- но поэтому непоколебимая уверенность сделает вас центром внимания. Люди поверят в вас про- сто благодаря силе вашего характера. Когда Франклин Делано Рузвельт пришел к власти в разгар Великой депрессии, мало кто из амери- канцев верил, что ему удастся повернуть вспять ход вещей. Но в первые же месяцы правления он продемонстрировал такую уверенность, та- кую решимость и ясность подхода к решению многочисленных проблем страны, что его на- чали воспринимать как спасителя нации, лидера с мощной харизмой. Тайна. Тайна лежит в основе харизмы, но, по- мимо того, существует тайна особая — это за- гадочность, выраженная в сочетании несочетае- мых черт. Харизматик может быть одновремен- но простонародным и аристократичным (Мао Цзэдун), жестоким и добрым (Петр Первый), После сего приблизились [к нему] все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя, переска- зывал сынам Израилевым всё, что заповедано было [ему от Господа]. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил разговаривать с Ним. И СХ ., 34:27–35 198 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G экспансивным и хладнокровным (Шарль де Голль), близким и отстраненным (Зигмунд Фрейд). Поскольку по большей части люди вполне предсказуемы, наличие подобных про- тиворечий неоспоримо свидетельствует о ха- ризматичности. Они делают вас труднопости- жимым, сообщают дополнительное богатство вашему характеру, вызывают у окружающих по- требность обсуждать вас. Как правило, лучше позволять противоречиям выявляться испо- дволь, медленно и постепенно приоткрывая их, — если вы повыдергиваете их из колоды и предъявите одно за другим, люди могут решить, что вы взбалмошны и чудаковаты. Демонстри- руйте свою загадочность понемногу — и о ней заговорят. Не подпускайте людей слишком близко, держите дистанцию, в противном слу- чае велика опасность, что вас раскусят. Еще один аспект тайны — намек на некие сверхъестественные способности. Проявление дара предвидения или ясновидения поспособ- ствует укреплению вашей ауры. Пророчествуй- те, вещайте с авторитетным видом — впослед- ствии люди впадают в иллюзию, что ваши пред- сказания сбываются. Массы никогда не рвутся к истине. Они требуют иллюзий и не могут обходиться без них. Они неизменно отдают предпочтение нереальному перед реальным; заведомая не- правда действует на них почти с такой же силой, как правда. Они и не стараются отли- чить одно от другого. З ИГМУНД Ф РЕЙД Праведность. Многие из нас, чтобы выжить в этом мире, постоянно идут на компромиссы, святые и праведники этого не делают. Они на деле следуют своим идеалам, не заботясь о по- следствиях. Праведность наделяет харизмой. 199 Харизматик G Праведность может проявляться и в обла- стях, весьма далеких от религии. Политики, даже такие далекие друг от друга, как Джордж Вашингтон и Ленин, приобрели репутацию почти святых тем, что, несмотря на свою власть, жили скромно и просто, применяя свои поли- тические ценности к собственной персональной жизни. Почитатели буквально обожествили обоих этих деятелей после смерти. Альберт Эйнштейн также обладал аурой, напоминающей ореол святого, — он был подобен ребенку: не желающий идти на компромиссы, потерянный в своем собственном мире. Трудность здесь за- ключается в том, что необходимо иметь уже сформированные ценности, подделать эту де- таль невозможно, по крайней мере, если вы не хотите навлечь на себя обвинения в шарлатан- стве, которые разрушат вашу харизму всерьез и надолго. Следующий шаг — показать, сделав это по возможности умно и тонко, что ваша жизнь не расходится с вашей верой. И наконец, самый скромный и непритязательный облик может рано или поздно превратиться в харизму, если только вам удастся доказать, что он для вас не- стеснителен, что вы чувствуете себя естественно и хорошо. Источник харизмы Гарри Трумэна и даже Авраама Линкольна заключался по боль- шому счету именно в том, что они казались внешне заурядными, обыкновенными людьми. Красноречие. Харизматику известна власть слов. Причина проста: слова представляют са- мый быстрый способ вызвать бурю эмоций. С их помощью можно воодушевлять, волновать, пробуждать гнев, не предъявляя для этого ни- чего вещественного. Во время Гражданской войны в Испании Долорес Гомес Ибаррури, известная всему миру как Пасионария — Пла- менная, произносила речи в защиту коммуни- стов настолько эмоциональные и мощные, что 200 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G они неоднократно влияли на исход ключевых эпизодов войны. Чтобы достичь таких высот, оратору необходимо точно чувствовать свою аудиторию, соответствовать ей по уровню эмо- циональности и по темпераменту. И все же освоить искусство красноречия возможно: до- вольно несложно научиться использовать при- емы, к которым прибегала Пасионария, — ло- зунги, ритмизованные повторы, фразы, которые скандировала бы публика. Рузвельт, по натуре сдержанный, аристократичный, сумел сделаться ярким и выразительным оратором благодаря своей медленной, почти гипнотизирующей манере говорить, великолепной образности речи и виртуозному умению использовать ал- литерации и библейскую риторику. Нередко его выступления трогали слушателей до слез. Неторопливо-размеренный, уверенный стиль зачастую оказывается более эффективным, чем эмоциональные ораторские всплески: он мень- ше выматывает слушателей и воздействует более тонко. Театральность. Харизматик, личность чрезвы- чайно яркая, обла дает неординарной, притяга- тельной внешностью. Артистам давным-давно известны эти секреты: они обладают умением управлять вниманием, стоя на сцене среди мно- жества других актеров. Может показаться не- ожиданным, но часто зрительский интерес вы- зывает совсем не тот актер, который кричит громче всех или больше всех жестикулирует, а тот, который сохраняет спокойствие и излучает невозмутимость. Если слишком стараться и лезть из кожи вон, весь эффект пропадет. Тре- буется склонность к самоанализу, умение по- смотреть на себя глазами окружающих. Генерал де Голль понимал, что именно способность к самоанализу является ключом к его харизме; в тягчайших обстоятельствах — во время нацист- 201 Харизматик G ской оккупации Франции, реванша национали- стов после Второй мировой войны, попытки военного переворота в Алжире — он сохранял великолепное олимпийское спокойствие, про- тивопоставляя его истерии своих коллег. Когда он говорил, все заслушивались, от него невоз- можно было отвести взгляд. Научившись таким образом управлять вниманием, усиливайте эф- фект, появляясь на различных церемониях и мероприятиях, образный ряд которых придавал бы вам царственный или величественный вид. Здесь, однако, важны чувство меры и вкус. На- пыщенность, бьющая на эффект, не имеет ни- чего общего с харизмой — она привлекает к себе нежелательный тип внимания. |