Главная страница
Навигация по странице:

  • Чудесная пророчица.

  • Подлинный зверь.

  • Роберт_Грин_24_закона_обольщения. 4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р


    Скачать 3.23 Mb.
    Название4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р
    АнкорРоберт_Грин_24_закона_обольщения
    Дата03.03.2020
    Размер3.23 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаgrin_robert_24_zakona_obol_shcheniya.pdf
    ТипЗакон
    #110643
    страница13 из 52
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   52
    Раскованность. Люди в большинстве своем за- давлены комплексами, почти не имеют доступа к собственному подсознанию. Это предостав- ляет прекрасные возможности Харизматику: он способен стать своего рода экраном, на который окружающие проецируют собственные потаен- ные желания и фантазии. Для этого вам в пер- вую очередь необходимо продемонстрировать, что вы в меньшей степени скованы, чем ваша аудитория, от вас прямо-таки исходит опасная сексуальность, у вас отсутствует страх смерти, вы восхитительно непредсказуемы. Достаточно даже намека на эти качества, чтобы окружающие сочли вас более сильным, чем вы есть на самом деле. В 1850-е годы мир буквально завоевала американская танцовщица-цыганка Ада Айзек
    Менкен, ее бесстрашие и бьющая через край сексуальная энергия покорили зрителей. Она появлялась на сцене полуобнаженной, отважно бросая вызов общественному мнению — мало кто из женщин мог отважиться на подобное в викторианскую эпоху,—в результате довольно посредственная артистка превратилась в объект культового поклонения.

    202
    РОБЕРТ ГРИН
    R
    OBERT
    G
    REENE
    G
    Естественным следствием вашей раскован- ности может явиться наличие, как в профессии, так и в характере, некоей неуловимой прелести, свидетельствующей о том, что вы не подавляете свое подсознание. Именно это свойство пре- вращало композиторов и художников, таких как, например, Вагнер или Пикассо, в харизма- тических идолов. В близком родстве с этой ха- рактеристикой находится гибкость — как тела, так и ума. Жерт вы комплексов ригидны, Хариз- матикам же свойственна непринужденность и умение адаптироваться, они открыты для ново- го опыта.
    Пыл. Вам необходимо во что-то верить, причем вера эта должна быть настолько сильной, чтобы ее огонь горел у вас в глазах и она оживляла все ваши действия. Подделать это невозможно. По- литикам поневоле приходится публично лгать и обманывать народ. Харизматиков отличает их искренняя вера в собственную ложь, что и при- дает их словам особую убедительность. Для воз- никновения безоглядной веры необходима какая-то побудительная причина, что-то важное, ради чего стоит сплотиться, — крестовый поход.
    Выступите в роли объединяющей идеи для недо- вольных, покажите, что вам чужды любые со- м н е н и я , р а з ъ е д а ю щ и е о б ы ч н ы х л ю д е й .
    В 1490 году флорентиец Джироламо Савонарола подвергал хуле папу Римского и католическую церковь. Утверждая, что на нем лежит благодать
    Святого Духа, он приходил в такое воодушевле- ние, чтобы не сказать возбуждение, во время проповедей, что в толпе начинались истериче- ские припадки. Савонарола обрел такое количе- ство последователей, что вскоре захватил — правда, ненадолго — город, после чего был схвачен по приказу папы и сожжен на костре.
    Люди верили и шли за ним, захваченные глуби-

    203
    Харизматик
    G
    ной его убежденности. Его пример в наши дни более актуален, чем когда-либо: наши современ- ники, страдая от разобщенности, испытывают непреодолимую потребность объединиться. По- звольте своей пламенной и захватывающей вере
    (во что — практически безразлично) дать людям то, во что и они могли бы уверовать.
    Ранимость. Харизматики не скрывают своей потребности в любви и восхищении. Они от- крыты навстречу своей публике и действитель- но нуждаются в ней, подпитываясь ее энерги- ей. Аудитория, в свою очередь, электризуется при виде Харизматиков. Эта уязвимая сторона харизмы смягчает другое важнейшее каче- ство — уверенность в себе, которая в против- ном случае могла бы казаться фанатичной и даже пугающей.
    Поскольку харизма подразумевает чувства, родственные любви, вы, в свою очередь, должны выказать любовь к своим последователям. Это ключевой элемент харизмы, и, например,
    Мэрил ин Монро демонстрировала его так, что этого не могла скрыть никакая кинокамера.
    «Я знала, что принадлежу публике, — писала она в своем дневнике, — и миру не потому, что я талантлива, и даже не потому, что я красива, но потому, что я никогда не принадлежала ни- чему и никому другому. Публика была моей единственной семьей, благородным принцем и единственным домом, о котором я мечтала».
    Перед камерой Монро мгновенно оживала, флиртуя со своим невидимым зрителем и вол- нуя его. Если публика не почувствует этого и в вас, люди просто повернутся и уйдут. С другой стороны, им ни в коем случае не должно пока- заться, что вы манипулируете своей аудиторией или питаете корыстные чувства. Представьте себе зрителей в виде собирательного образа,

    204
    РОБЕРТ ГРИН
    R
    OBERT
    G
    REENE
    G
    одного человека, которого вы хотите соблаз- нить, — не может быть ничего более обольсти- тельного для людей, чем ощущение, что в них нуждаются.
    Авантюризм. Харизматики — люди неорди- нарные. От них исходит аромат приключений и риска, весьма притягательный для тех, кому скучна жизнь. Во всех своих действиях демон- стрируйте безрассудную отвагу и храбрость — пусть видят, как вы рискуете ради блага других.
    Наполеон всегда заботился о том, чтобы солда- ты видели его на поле битвы. Ленин открыто прогуливался по улицам, несмотря на угрозы расправы, которые неодно кратно получал. Ха- ризматики расцветают в смутные времена: кри- зисная ситуация позволяет им обнаружить свое мужество, от чего аура сияет еще ярче. Джон
    Ф. Кеннеди особенно ярко проявил себя во время Карибского кризиса, Шарль де Голль — когда подавлял восстание в Алжире. Подобные ситуации требовались им, чтобы харизма не потускнела, и кое-кого из них подозревают в том, что эти ситуации на самом деле создава- лись искус ственно (Кеннеди, например, доби- вался этого рискованным стилем своей дипло- матии, балансировавшей на грани войны), что отчасти объяснимо любовью Харизматиков к приключениям. И наоборот, малейший намек на трусость безвозвратно уничтожит вашу ха- ризму, какой бы мощной она ни была.
    Магнетизм. Если какая-то физическая черта и имеет особое значение в обольщении, так это глаза. Взгляд сообщает о волнении, недоверии, тревоге, так что при этом нам не требуется ни единого слова. Такой род общения крайне ва- жен и для харизмы. Поведение Харизматиков может быть взвешенным и спокойным, но глаза выдают страстность; их взгляд не отпускает, он
    Этот дьявол в человеческом обличье вызывает у меня невольное восхищение, которого я не могу объяснить даже самому себе и которое достигает такой силы, что, хотя я не боюсь ни
    Бога, ни черта, в его присутствии с трудом сдерживаю дрожь, как ребенок. Он, кажется, способен заставить меня пройти сквозь игольное ушко и броситься в огонь.
    Г
    ЕНЕРАЛ
    В
    АНДАМ
    О
    Н
    АПОЛЕОНЕ
    Б
    ОНАПАРТЕ

    205
    Харизматик
    G
    приводит в смятение, вызывая у публики бурю эмоций, добиваясь результата без помощи слов и жестов. Фидель Кастро одним своим прожи- гающим насквозь взглядом, не говоря ни слова, заставлял умолкнуть оппонентов. Когда Бенито
    Муссолини чувствовал, что ему брошен вызов, он страшно вращал глазами и закатывал их так, что показывались белки. Президент Индонезии
    Сукарно обладал таким взглядом, что казалось, будто он видит собеседника насквозь. Рузвельт был способен по желанию расширять зрачки, так что взгляд делался пугающим и вместе с тем завораживающим. В глазах Харизматиков вы не прочтете испуга или замешательства.
    Все это вполне достижимо. Рассказывают, что Наполеон будто бы часами простаивал пе- ред зеркалом, отрабатывая взгляд, как у велико- го театрального трагика той эпохи Тальма.
    Ключ в данном случае — самоконтроль. Взгляд не обязательно должен быть агрессивным, он может выражать и удовлетворение. Помните: ваши глаза могут излучать харизму, но они же могут и выдать вас с головой. Не пускайте столь важную вещь на самотек. Тренируйтесь, чтобы добиться желаемого эффекта.
    Я наделен даром электризовать людей.
    Н
    АПОЛЕОН
    Б
    ОНАПАРТ
    Ц
    ИТ
    .
    ПО
    КН
    .: П
    ИТЕР
    Г
    ЕЙЛ
    ,
    «Н
    АПОЛЕОН
    :
    ЗА
    И
    ПРОТИВ
    »
    ХXZTefXUTcRP_TR SRZPdWXgT —
    SZTfRZh Te TPUdZTT
    Чудесная пророчица. В 1425 году Жанну д’Арк, крестьянскую девушку из французской деревни Домреми, посетило первое видение:
    «Мне шел тринадцатый год, когда Господь по- слал голос, чтобы руководить мной». Голос принадлежал святому Михаилу, который принес послание от Бога: Жанна избрана, чтобы изба-

    206
    РОБЕРТ ГРИН
    R
    OBERT
    G
    REENE
    G
    вить Францию от вторжения англичан, которые к тому времени захватили большую часть стра- ны, и от военного хаоса и разрухи. Предстояло ей также реставрировать французскую монар- хию, вернув принцу-дофину, позднее Кар- лу VII, корону, которая ему принадлежала по праву. Святые Екатерина и Маргарита также разговаривали с Жанной. Видения ее были не- вероятно яркими: она видела святого Михаила, дотрагивалась до него, даже обоняла исходящее от него благоухание.
    Сначала Жанна никому не рассказывала о том, что видела, все знали ее как обычную, спо- койную деревенскую девушку. Но видения не исчезали, становились все более яркими, и вот в 1429 году Жанна покинула Домреми, полная решимости осуществить миссию, для выполне- ния которой ее избрал Бог. Ее целью было встретиться с Карлом в Шиноне — городке, где располагался двор короля в изгнании. Препят- ствия на ее пути были, казалось, непреодолимы- ми: путь до Шинона лежал неблизкий, в дороге подстерегали опасности, а Карл, даже если бы она добралась до него, был ленивым и трусова- тым юношей, который едва ли рискнул бы вый- ти в поход против Англии. Она бесстрашно двигалась от деревни к деревне, рассказывала о своей миссии солдатам и просила их сопрово- ждать ее в Шинон. Религиозных провидиц и пророчиц в те времена попадалось десяток на дюжину, и в предвидениях Жанны не было ни- чего исключительного, что давало бы людям уверенность в ее правоте, однако ей удалось за- интересовать одного военного по имени Жан де Метц. Его внимание привлекло то, насколько детальными были ее предвидения: она освобо- дит город Орлеан, коронует короля в Реймском соборе и поведет армию на Париж; она знала, как ее ранят и где; слова, которые, по ее увере- нию, она слышала от святого Михаила, совсем

    207
    Харизматик
    G
    не были похожи на речь неграмотной крестьян- ки; кроме того, Жанна была абсолютно уверена в том, что говорила, она просто излучала убеж- денность. Де Метц поддался ее очарованию. Он принес ей клятву верности и с нею вместе от- правился в Шинон. Затем нашлись и другие, кто поддержал ее, и до Карла докатился слух о стран- ной девушке, которая ищет встречи с ним.
    Во все время долгого пути к Шинону — а пройти ей пришлось 350 миль по стране, где хозяйничали бандиты и разбойники, в сопро- вождении лишь горстки солдат — Жанна ни разу не выказала ни страха, ни малейшего коле- бания. Путь занял несколько месяцев. Когда она наконец добралась, дофин, вопреки мнению советников, принял решение встретиться с де- вушкой, которая обещала восстановить его на троне. Но ему было скучно, хотелось развлечь- ся, и он решил сыграть с ней шутку. Она долж- на была встретиться с Карлом в большом зале, заполненном придворными. Чтобы проверить ее провидческие способности, он решил сме- шаться с толпой, а на трон вместо себя посадил переодетого придворного. Однако, войдя в зал,
    Жанна, ко всеобщему изумлению, направилась прямиком к Карлу и провозгласила: «Царь Не- бесный направил меня к тебе с вестью, что ты станешь наместником Его, королем Франции».
    В разговоре, который последовал за этим, Жан- на, словно эхо, вслух повторяла самые потаен- ные мысли Карла, вновь рассказывая порази- тельно детально о тех подвигах, которые ей надлежало исполнить. Несколько дней спустя нерешительный и непостоянный дофин объ- явил, что Жанна его убедила, и благословил ее возглавить французскую армию и повести ее на
    Англию.
    Помимо чудесного дара и праведности,
    Жанне д’Арк придавали исключительность и некоторые другие присущие ей черты. Ее виде-
    ДЕВА ИЗ ДОМРЕМИ
    ...В этих условиях, когда половина участников сражения дрались врукопашную, собравшись на тесном ограничен- ном пространстве, настроение и пример командира значили очень много. Если мы подумаем об этом, становится проще понять поразитель- ную силу, с которой присутствие Жанны воздействовало на французские войска. Ее роль — вождя, лидера — была совершенно уникальной. Она не была профессио- нальным военным; в сущности, она вообще не была военным, она даже не была мужчиной.
    Она ничего не знала о войне. Она была девушкой, переодетой в мужское платье.
    Но она верила, и это вызывало у других

    208
    РОБЕРТ ГРИН
    R
    OBERT
    G
    REENE
    G
    ния были необычно яркими, она описывала их в таких деталях, которые неопровержимо до- казывали их реальность. Детали обладают этим свойством: они способны придать правдоподо- бие даже самым невероятным заявлениям. Да- лее, в то время как в стране царила полная не- разбериха, Жанну отличала невероятная со- бранность, она была полностью сконцентриро- вана на своей миссии, как будто черпая силу из какого-то неземного источника. Она говорила убежденно и даже властно, она предсказывала события, о которых люди мечтали: англичане будут разбиты, Франция снова будет преуспе- вать и процветать. Вдобавок Жанна обладала здравомыслием и крестьянской сметкой. Без- условно, по дороге на Шинон ей приходилось не раз слышать описания Карла; очутившись при дворе, она почувствовала подвох и смогла уверенно узнать его одутловатое лицо в толпе.
    На следующий год видения оставили ее, утра- тила она и уверенность в себе и со вершила много ошибок, которые привели к английскому плену. В конце концов, она была человеком из плоти и крови.
    Мы, такие современные, можем не верить в чудеса, но все, что содержит хоть намек на не- обычное, странное, неземное, даже на сверхъ- естественные силы, как не что иное способству- ет возникновению харизмы. Психология та же самая: вы предвидите события будущего и те чудесные вещи, которые вам предстоит в этом будущем совершить. Описывайте свои пред- видения подробно, в деталях, с уверенным видом — и это сразу же выделит вас. А если ваше пророчество — скажем, о процветании в будущем — содержит как раз то, что хотят услы- шать окружающие, тем скорее они поддадутся вашим чарам и с тем большим нетерпением станут ожидать исполнения предсказаний. Де- монстрируйте глубочайшую убежденность — желание поверить, что она — орудие
    Господа.
    В пятницу
    29 апреля 1429 года по Орлеану разошлась весть, что к городу подходит подкре- пление, войска под предводительством
    Девы из Домре- ми, — весть, которая, как замечает летопи- сец, стала для всех великим утешением.
    В
    ИТА
    С
    АКВИЛЬ

    ЭСТ
    ,
    «С
    ВЯТАЯ
    Ж
    АННА
    Д
    ’А
    РК
    »

    209
    Харизматик
    G
    и люди будут думать, что она опирается на реаль- ное знание. Вы создадите самовыполняющееся проро чество: людская вера в вас претворится в действия, которые помогут осуществить ваши предсказания. Любой намек на успех — и они поверят в чудо, в неземные силы, увидят сияние харизмы.
    Подлинный зверь. Однажды — это было в 1905 году в Санкт-Петербурге — в сало не графини Игнатьевой было непривычно много- людно. Политики, светские дамы, придворные прибыли пораньше, чтобы встретиться с не- обычным почетным гостем — Григорием Ефи- мовичем Распутиным, тридцатитрехлетним монахом из Сибири, который снискал себе из- вестность по всей России как целитель, а воз- можно, и святой. Когда Распутин вошел, мало кому удалось подавить вздох разочарования: некрасивое лицо, сальные волосы, какой-то неуклюжий и неизящный. Гости уже жалели, что пришли. Но вот Распутин стал подходить к ним, одному за другим, сжимал их пальцы в своих широких руках и заглядывал глубоко в глаза. Вначале его взгляд рассеянно блуждал: он осматривал гостей сверху донизу, казалось оце- нивая и испытывая каждого. И вдруг выражение лица резко менялось — доброта, участие, по- нимание так и струились из его глаз. Многих дам он просто заключал при этом в объятия. Эта внезапная необузданность, этот поразительный контраст оказали глубочайшее воздействие на присутствующих.
    Разочарование гостей салона постепенно сменилось возбуждением. Голос Распутина был необыкновенно умиротворяющим и глубоким.
    Речь была простонародной, зато мысли удивля- ли восхитительной простотой и звучали как откровения, как высокие духовные истины.
    Позднее, когда гости постепенно расслабились,

    210
    РОБЕРТ ГРИН
    R
    OBERT
    G
    REENE
    G
    общаясь с грязноватым на вид мужиком, его настроение внезапно сменилось гневом: «Знаю я вас, ваши души насквозь вижу. Все вы слишком разжирели... Платья нарядные да картины кра- сивые — только все это ни к чему! Смиряться надо! Надо проще быть, намного проще! Толь- ко тогда Бог будет с вами…» Лицо монаха по- дергивалось, зрачки расширились, теперь он казался совсем иным. Как вдохновенно было его гневное лицо, оно напомнило собравшимся о
    Христе, изгонявшем менял из храма. Распутин успокоился, к нему вернулась обходительность, но собравшиеся уже разглядели в нем нечто странное и примечательное. На других приемах по всему городу он повторял такое же пред- ставление, заставлял гостей петь народные пес- ни, а когда они запевали, начинал отплясывать странную безудержную пляску, кружа при этом вокруг самых красивых женщин из числа при- сутствующих, взглядами приглашая их присо- единиться к его танцу. Постепенно танец при- обретал эротиче скую окраску, а когда зачаро- ванные им партнерши следовали за ним, он нашептывал им на ухо откровенные непристой- ности. Но ни одна из них, однако же, не каза- лась оскорбленной.
    На протяжении последующих месяцев жен- щины, принадлежавшие к самым разным слоям петербургского общества, навещали Распутина в его апартаментах. Он беседовал с ними о ду- ховном, а затем без всякого перехода превра- щался в необузданного самца, говорил совер- шенно бесстыдные вещи. Себя он оправдывал тем, что грешить необходимо: «Не согре- шишь — не покаешься. Спасение ждет только заблудших». Одну из немногих женщин, сумев- ших дать ему отпор, ее подруга с изумлением спросила: «Как можно отказать в чем-либо свя- тому?» — «Разве святому нужна грешная лю- бовь?» — вопросом на вопрос отвечала та.

    211
    Харизматик
    G
    Подруга возразила: «Он все, к чему прикаса- ется, делает святым. Я уже ему принадлежала, и я счастлива и горда, что сделала это». — «Но ведь ты замужем! Что говорит твой муж?» —
    «Он почитает это за большую честь. Если Рас- путин желает женщину, мы все считаем это благословением и отличием, наши мужья так же, как и мы».
    Магия Распутина скоро распространилась на императора Николая и его супругу, императри- цу Александру, в особенности благодаря тому, что он умел снимать тяжелые приступы у их сына, цесаревича Алексея, страдавшего от страш- ной болезни, угрожавшей его жизни. Через не- сколько лет Распутин стал одним из наиболее влиятельных людей России, совершенно под- чинив себе монаршую чету.
    Часто внутренняя суть человека совершенно не совпадает ни с одной из тех масок, которые он носит в обществе. Человек, который кажется нам благородным и порядочным, может на по- верку оказаться отвратительным, и эта черная суть вскрывается совершенно неожиданно са- мым удивительным способом. Если его благо- родство и утонченность лишь наносные, рано или позд но правда просочится на поверхность, лицемерие будет ра зоблачено и наказано. Но, с другой стороны, нас тянет к людям по-челове- чески более понятным, тем, кто не утруждает себя маскировкой собственных недостатков.
    Таким был источник харизмы Распутина. Столь неподдельный, подлинный в своих проявлениях человек, совершенно чуждый лицемерия и хан- жества, оказался чудовищно притягательным.
    И его порочность, и его праведность выража- лись в таких крайних проявлениях, что это при- давало особую яркость его фигуре. Результатом явилась сильнейшая харизматическая аура, ко- торая не выражалась словами, а ощущалась в сиянии его глаз и в прикосновении рук.
    ФЕНОМЕН
    РАСПУТИНА
    «Какие необыкно- венные у него
    [Распутина] глаза», — расска- зывала женщина, которой приходи- лось встречаться с ним и которая пыталась проти- виться его магнети- ческому воздей- ствию. Далее она поведала, что всякий раз, когда они с ним встреча- лись, она вновь и вновь поражалась силе его взгляда, которому невоз- можно было противостоять сколько-нибудь долгое время. Было что-то подавля- ющее в этих ласковых, добрых, но в то же время хитрых и полных коварства глазах.
    Люди чувствовали себя беззащитными перед колдовской силой, которая ощущалась во всем его существе, и чем сильнее вы хотели высвободиться от его влияния, тем сильнее вас тянуло

    212
    РОБЕРТ ГРИН
    R
    OBERT
    G
    REENE
    G
    В каждом из нас имеются черты ангела и черта, аристократа и невежи, и мы тратим мно- го усилий на то, чтобы замаскировать свою те- невую сторону, лучше выглядеть в глазах окру- жающих. Мало кому из нас под силу предоста- вить свободу обеим ипостасям, как это делал
    Распутин, но харизму можно попытаться соз- дать и меньшими усилиями — попытаться из- бавиться от скованности и того внутреннего дискомфорта, который не понаслышке знаком всем нам, обладателям сложных натур. Вы бес- сильны изменить себя — тогда просто держи- тесь естественно. Именно это привлекает нас в животных: прекрасные и жестокие, они не ис- пытывают сомнений. Открытые люди могут обличить ваши недостатки, но ведь не только добродетель делает харизму, а любое проявле- ние незаурядности. Не оправдывайтесь и не отступайте. Чем более раскованный у вас вид, тем более магнетическим будет воздействие.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   52


    написать администратору сайта