Главная страница

Дмитрий Глуховский - ПОСТ. 9Эта сторона


Скачать 7.08 Mb.
Название9Эта сторона
Дата21.03.2022
Размер7.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДмитрий Глуховский - ПОСТ.pdf
ТипДокументы
#406830
страница37 из 49
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   49
ПОСТ
319
— Я мог бы попробовать. Но не нужно переоценивать уровень моей осве- домленности, — предупреждает он.
— Я была бы очень признательна, — говорит Катя. — Очень.
Домой Катю отвозит лакированный автомобиль с номером «717».
5
И вот балетмейстер подзывает слегка похмельную Катю к себе, мягко берет ее за локоть. Катя, как обычно, первая; в зале только она и десять ее отражений.
— Катюш. Мне кажется, время пришло. Я хочу, чтобы ты партию Мари ос- воила.
— Какой Мари? — Катя глупеет от ужаса и ощущения рождественского чуда.
— Партию Мари, Клары, в «Щелкунчике», ну?
— Заглавную? Ее же Антонина танцует?
— Ну ты в качестве дублерши пока, разумеется. Но чтобы ты умела. Пора при- шла тебе шаг вперед сделать. Пятый сезон, все-таки.
— Вы… — Катя хочет дознаться, сам ли Варнава решил вдруг это ей предло- жить, но боится спугнуть чудо. — Конечно, да. Спасибо!
— Поработать придется, конечно. Времени осталось меньше месяца.
— Я… Я готова. Я смотрела за ней, а в старых балетах наизусть знаю. Дома тан- цевала, — лепечет Катя.
— Ну и хорошо, и прекрасно. Ладно, потом обсудим. На парные попрошу За- райского остаться, он человек опытный, поможет.
— Да хоть Зарайского!
Тут набегают уже остальные: Калинкина, Труш, Лялина, Смородченко, Кир- шенбаум, Воронина, Касымова, две Никишовых, Непейвода, Небылицкая, Стон и Амбарцумян. В трико, в лосинах, в спортивных бюстгальтерах, волосы сзади пучком, походка матросская.
Ни одна из них не рассчитывала застрять в кордебалете, все мечтали о том, чтобы солировать. Каждая себя видела на зернистых монохромных плакатах
«Прима Императорского балета», себя видела на государевом Новогоднем балу, себя — в свете софитов последней выходящей на поклон к рукоплещущему двух- тысячному залу, осыпанную цветами. И что? Кем стала? Каплей в дожде, мура- вьем в муравейнике, нотой в симфонии. Так им Филиппов всем объяснял, по- чему они себе свои амбиции могут поглубже в душу засунуть и больше перед ним этими амбициями не трясти. Без фона нет шоу, артисты кордебалета не под- танцовка, а обрамление, вот это вот все.
На четвертый сезон, на пятый, на шестой — люди смирялись с тем, что место их в строю, а не перед строем, с тем, что их блеска хватило только на то, чтобы

320
Дмитрий Глуховский
попасть в Большой, но чтобы засиять в Большом, его оказалось недостаточно.
Устали рваться вверх и вместо этого стали изобретать, как сберечь силы на саму жизнь — на все, собственно, что происходило за стенами, которые в Большом называли с придыханием и благоговением «эти стены». Убедили себя, что их мечты и страдания, ор и унижения со стороны педагогов, станок и дрессура вме- сто детства — были ради этого вот: чтобы быть капелькой.
Кто-то и на третий сезон сдался и забросил свои амбиции на антресоль. Но
Катя с самого начала чуда не ждала и биться собиралась до конца.
Подходят к Кате, в щечку ее целуют, и она целует в щечку их тоже.
Последней появляется Рублева. Ни с кем не здоровается, ни на кого даже не смотрит, кроме Варнавы. И держит себя так, будто тут никого, кроме него, и нет, и занятие будет сейчас индивидуальным.
Она еще не знает. Никто тут еще не знает.
6
— Ну а почему ты должна вообще была отказаться? А? — Танюша наливает чай, режет сервелат. — Ну с какой такой стати? А? Ты об этой роли мечтала сколько?
— Ну сколько-сколько! Всю жизнь.
— Ну и все тогда! — резюмирует Таня.
Рыжая, румяная, широкобедрая и полногрудая, рядом с Катей она смотрится так, будто ей передали все срезанное с Кати мясо, а вместе с мясом — и веселость
Катину, и обычное жизнелюбие молодости, оставив Катю с одними жилами, с дьявольским упорством и с неутолимой жаждой доказать себя. Катя смотрит на
Танюшу и думает: создана ли я вообще для счастья?
Катя проводит рукой по волосам — волосы мокрые еще, снежинки растаяли.
На улице метет, люди кутаются в полушубки и старые пуховики, от родителей до- ставшиеся. У фонарей особенно видно, как густо валит. Немногочисленные ма- шины плывут по Тверской медленно, как будто против течения, а в окно, которое выходит в Леонтьевский, прилетел снежок: школяры бесчинствуют.
— Про журнал не устроили расследования? — спрашивает Таня.
— Антонина как будто не заметила даже. Там, кажется, античная трагедия у нее разворачивается. Опухшая сегодня вся пришла.
— Вот когда она про твой ужин с ее мужиком узнает, тогда припухнет. А так это пока репетиция, — хихикает Танюша. — Глянь, у меня тут еще скумбрия горя- чего копчения — пальчики оближешь! Иди, мой лапы, и налетай.
Катя моет руки и изучает пристально себя зазеркальную: ты ведь ничего пока такого не сделала, чего собиралась в этой жизни никогда не делать? Ничего.

ПОСТ
321
— Ну а я ничего не сделала такого! — оправдывается она из ванной комна- ты. — Поужинала в нейтральных тонах, подставила щечку, Юру ему сразу заде- кларировала! И с Варнавой тоже — ну да, ну согласилась попробоваться. Ни одно животное не пострадало!
— Ну и все тогда!
Катя возвращается в кухню, ставит заезженный диск так и не превзойденной никем Билли Айлиш, какими-то кустарями напиленный андеграундно лет десять назад, когда у пиратов еще оставалась рабочая техника. За почти два десятиле- тия блокады электроника осталась в Московии только та, что производили тут на месте, то есть — военная и секретная, мирному человеку бесполезная и недо- ступная.
— Слышала? Михаила Первого будут к лику святых причислять! — делится с ней Таня, разворачивая обернутую в газету скумбрию, зачитывая новости по рыбьему жиру. — Пишут, будет святой Михаил-Защитник.
— Тань, погоди. Ну что ты руки-то все изгваздала? Я хотела тебя попросить показать платье. Продвигается?
— Продвигается. После ужина покажу.
Пока Катя уплетает скумбрию, пока захлебывается горячим сладким чаем,
Таня все терпит, терпит. Читает вслух про канонизацию: большой день, давно было пора, и только скромность и даже некоторое противодействие со сторо- ны императора Аркадия Михайловича, та-та-та, единогласная просьба со сто- роны Патриархии, та-та-та, предстоящий Вселенский собор, несомненное чудо, сотворенное покойным государем еще до его восшествия на престол, та-та-та, хранящиеся в Сретенском монастыре мощи и сами уже давно стали предметом поклонения, основатель современного русского государства, подлинный герой, остановивший движение мятежников на столицу и тем самым, та-та-та, Аркадий
Михайлович был вынужден смириться с давлением общественности и Церк- ви, которые — редкий случай! — выступили единым фронтом. Патриарх наме- рен провести церемонию в последних числах декабря, видимых препятствий тому нет.
— Я, кстати, за, — высказывается Танюша. — Хороший был мужик и жалко, что умер рано. И чудо было самое настоящее, с этой иконой архангела. Черт ведь его знает, что бы тут с нами со всеми было, если бы он тогда не облетел мятежников с иконой.
— Тань… — Катя облизывает пальцы. — Тебе тогда сколько было?
— Сколько? Ну семь? Восемь?
— Ты серьезно сейчас про чудо?
— А что?
Катя доливает себе чаю, надувается уже, чтобы дать подруге отповедь, но по- том прикусывает себе язык.

322
Дмитрий Глуховский
— Ну ничего. Чудо, так чудо.
— Ну бог с ними, со святыми, — соскакивает Танюша. — Нам от этого все рав- но ни горячо, ни холодно. Ты мне лучше про Белоногова давай поподробней.
Думаешь, я скумбрией за так тут тебя откармливаю?
— А нечего рассказывать, — жмет плечами Катя. — Обещал позвонить, если будут новости о Юре. Видимо, никаких новостей пока что нет.
И тут в прихожей начинает пиликать их старый телефон — белая трубка с кнопками, прилаженная над продавленным креслом.
Катя вспархивает и летит туда, к нему.
— От Его Светлости князя Белоногова, — произносят в трубке гнусаво и значи- тельно. — Приглашение на встречу.
7
— Новости неутешительные, — Белоногов перекладывает бумаги.
Машина ждала Катю у подъезда, помощник строго сказал ей, что разговор не телефонный и что князь примет ее у себя.
Пятисотметровый апартамент панорамными окнами своими выходит на
Москва-реку, которая непреодолимым рвом отчерчивает багровые кремлев- ские стены; но с этой вышины Кремль кажется лежащим у Белоногова на ла- дони.
Помощник испаряется, плотно притворив за собою двери, Катя присажива- ется на краешек гостевой оттоманки — а князь выходит из-за огромного стола красного дерева и принимается задергивать тяжелые, как театральный занавес, шторы с золотой кисеей и кистями. На нем снова изящный бархат — на этот раз винного цвета — и подходящий к нему шелковый шейный платок.
Катя наблюдает за ним с растущим беспокойством и еще каким-то иным чув- ством. Бессилие? Обреченность? Предвкушение? Предвкушение — чего? И ужас.
Только затемнив комнату полностью, князь приближается к Кате.
— Отряд, которым командовал подъесаул Лисицын, в полном составе пропал без вести. Есть все основания считать, что его можно считать погибшим. Но по- хоронки не ждите. Экспедиция была секретная, удивлен, что вы вообще столько про нее знаете.
Катя принимается моргать — часто-часто, прислушивается к себе: оборвалось у нее что-то там, внутри? Ей хочется, чтобы оборвалось. И при этом страшно не хочется, чтобы Юра погибал.
— Что с ними произошло? Неужели нет никакой надежды? — перебивает она саму себя.

ПОСТ
323
— С Ростовом нет связи. Установить, что случилось, нет возможности, — князь говорит сухо. — Я попрошу вас никому об этом не говорить, Катя. Это серьезно.
Я человек гражданский, влез тут не в свое дело ради вас, и мне остается только надеяться, что это все останется между нами. Вы понимаете меня? Вы хорошо меня понимаете?
Катя сидит с сухими глазами.
Почему у меня сухие глаза, спрашивает она себя. Разве я не должна сейчас зарыдать? Что со мной не так?
Она старается представить себе Юру — смешного, нервного, такого в нее влюбленного, слишком серьезного и слишком боящегося ее потерять, без пред- упреждений являющегося на спектакли, рвущегося из-за нее в драку с липкими московскими мужчинками, яростного и глупого в постели. Вспоминает о пред- ложении, которое он сделал ей по телефону в ночь отправления. О том, что она обещала ответить ему, когда он вернется.
Когда Катя вспоминает о том, как Юра ее любил, глаза начинает пощипывать.
Она думает о том, что любила в нем только его любовь к себе. Думает о том, что что себя ненавидит. Спрашивает себя — не кокетничает ли она сейчас с мерт- вым Юрой, якобы каясь и якобы ненавидя себя.
— Разумеется. Я никому не скажу.
Она поднимается, кланяется.
— Мне очень жаль, — произносит Белоногов. — Я этого не хотел.
Когда Катя уже стоит в дверях, он берет ее за руку.
— Это все новости, которые я в последний момент получил, — говорит он. —
Надеялся успокоить вас. А вообще я хотел вас на маскарад позвать, граф Иванов дает. Но теперь, видимо, это уже будет неуместно…
— Это уже будет неуместно, — подтверждает Катя, мягко отнимая у него свои пальцы.
8
— Сука! — шипит ей Антонина. — Змеюка подколодная! Ты думаешь, я ниче- го не знаю? Ничего не понимаю? Ты думаешь, я идиотка, да? Думаешь, мне
Зарайский не доложил в первый же вечер? Ты его очаровала, думаешь, да, де- шевка?
Катя застыла, вся ее загодя отрепетированная тирада присохла к гортани, не лезет наружу. Антонина подходит к ней на шажок ближе, еще на шажок — и Катя против своей воли отступает.
— Ты думаешь, зачем он это делает?

324
Дмитрий Глуховский
— Кто?
— Кто! Белоногов. Белоногов! Ты за кого меня держишь? Ты, харя подмосков- ная! Он это делает только ради одного, и я хочу, чтобы ты это четко понимала. Он просто хочет мне доказать, что он меня может на любое говно заменить по щелч- ку пальцев. И вот он нашел тебя, говно par excellence, чтобы мне стало все ясно сразу и окончательно. Ты думаешь, это он с тобой беседы ведет? Это он со мной, со мной разговор ведет, через тебя! Кукла резиновая.
— Тоня, ты что? Ты о чем?
— О дублировании. Ты ведь мой дубль теперь, да? Подстраховываешь меня, так? И журнальчик мой, я уверена, украла ты, сука ты завистливая!
— Ты бредишь, — говорит ей Катя.
— Куда ты собралась? В высший свет? Выше своей маленькой глупенькой го- ловки хочешь прыгнуть? Да ты же подстилка солдатская, ты же фронтовая шлюха по сути по своей, куда тебе, что ты там забыла? А где твой ебарь в папахе, не до- ждалась?
Катя делает шаг Антонине навстречу и лепит ей пощечину с короткого злого замаха.
— Журнал я взяла. И остальное заберу. Гори в аду.
Она расходятся по разным углам большого театра — до репетиции.
Когда Рублева поднимается на сцену, щека у нее все еще пылает. Добродуш- нейший Варнава, который приближается к приме, чтобы всего только поправить ей изгиб руки, получает от нее эту пощечину по цепочке.
— Ты эту вон поучи пойди, — она даже не оборачивается в Катину сторону, — а я справлюсь как-нибудь. Я у великих училась, сморчок.
— Тонечка, — Варнава перестает лучиться. — Ты, может быть, отдохнешь се- годня? Если ты не в настроении? А Катя станцует.
Кордебалет замер испуганной и любопытной стайкой. Балерины смотрят огромными глазами. Танцовщики смущенно оправляют трико.
— А ты сам, Володенька, не хочешь ли сегодня отдохнуть? — бешено и ла- сково отвечает Рублева. — И вообще, не утомился ли ты столько работать, ты ведь не молод уже? Не ты ведь тут решаешь, кто у нас будет отдыхать, а кто работать, Володенька, кого мы обманываем? Быстрицкий больше твоего реша- ет, спроси у девчонок, любая подтвердит. Кто сговорчивей, того и партия. Да, девочки?
Балерины стоят молча.
— Святые мои. Вот кого канонизировать бы — вас, вас, сладкие мои, мои вы верные подруженьки!
— Я тебя не узнаю, Тоня, — огорчается Варнава. — Что с тобой?
— Белоногов ее бросил, — объясняет ему кто-то из стаи.

ПОСТ
325
— Белоногов меня, для начала, не подбирал! — гневно обрубает ее Рубле- ва. — Меня если и подбирал кто-то, то нынешнего Государя императора батюшка, а Белоногов меня — так, утешил!
На сцене тишина — жуткая.
— Что уставились?! — кричит на них Рублева. — Как будто вы этого сами не знали!
Катя понимает: если пойти и пересказать это Филиппову, который к театру приставлен, Рублевой конец. За такие слова, сказанные вслух, произнесенные прилюдно, ее не простят. У Охранного отделения хватка бульдожья. Просто про- падет она, и все. Просто исчезнет.
Вот он, короткий путь к победе, говорит себе Катя. Подняться после репети- ции к Филиппову и пересказать ему весь разговор.
— Что вы уставились? — визжит Рублева, сама уже зная, как страшно она толь- ко что оступилась. — Все, закончили! Давайте уже наконец работать!
9
Конечно же, Катя не стала никому доносить на Антонину. Даже Танюше ниче- го не сказала о рублевской выходке. Было очень страшно, что такой сильный че- ловек может оказаться таким хрупким, было очень страшно уничтожить его под- лостью. Катя выбрала остаться собой.
Но придя домой, она первым делом снимает телефонную трубку и набирает номер белоноговского помощника.
— Его Светлость приглашали меня на бал, — твердо выговаривает она. — Бал- маскарад. Передайте, что я буду.
Сказав это, она держит еще гудящую трубку в руках и думает о том, что не ответила Юре ничего, когда тот звонил ей перед отправлением: точно так же дер- жала трубку, такие же шли гудки, когда он рассоединился.
Хорошо или плохо, что она не успела ему себя пообещать?
Он был в ее непонятной жизни якорем однозначности. Заведенная балетной школой на двадцать пять лет хода, после которых она, как любая балерина и лю- бой спортсмен, должна была просто самоуничтожиться, любви Катя себе никог- да не позволяла. Любовь была для нее не смыслом жизни, а видом досуга. Лю- бовь не могла претендовать на то, чтобы подчинять своим капризам Катину жизнь. Любовь всегда ходила у Кати рядом в строгом ошейнике; Катя спускала любовь с поводка на каникулах, но, позволив ей порезвиться, снова сажала ее на цепь, а если та не слушалась, то и вовсе усыпляла ее по подозрению на бе- шенство.

326
Дмитрий Глуховский
С Юрой — именно из-за его одноклеточной простоты, из-за его убежденности в том, что из целого мира можно сделать какие-то внятные выводы и что он сде- лал единственно верные, из-за его готовности любить ее безоговорочно, и из-за того, что единственные его сомнения касательно Кати заключались в том, досто- ин ли он ее (о, это было написано у него на лбу!) — она вдруг начала забываться.
Ее заводила его любовь к ней; то, чего она не могла почувствовать в кордебале- те — своей уникальности — она чувствовала, выходя на Патриаршие пруды в ком- пании провинциала, казака и простака. Может, это и было дурновкусие — ладно, может, Катя и была в сути своей вульгарна, может, она и тосковала в душе по про- стой роли фронтовой подруги, но эта роль была стократ привлекательней ролей крыс и кукол.
— Попросите уточнить, какая тема у маскарада? — добавляет Катя. — Мне ведь нужно подготовить костюм.
— Ревущие тридцатые, — отвечает ей помощник.
Тут Катя вспоминает про платье, которое Таня шьет ей к возвращению Юры.
Думает секунду — отменить заказ или не отменять, и решает, что отменять не сто- ит, потому что иначе последует шквал вопросов, на которые Катя отвечать не имеет права.
Хранить секреты она научена.
10
Танюша еле успевает позаимствовать подходящее платье в не протопленном и полутемном «Театре Сатиры», где она трудится на вторые полставки. Там «Ма- стер и Маргарита» идет, и платьев, пошитых по моде столетней давности, у них в избытке.
Лимузин с номером «717» причаливает к их дому со стороны Леонтьевского; князь ждет внутри. Он одет по-профессорски: в неопрятную «тройку»; белая гри- ва нарочно встрепана, на носу круглые очки в тонкой оправе, в зубах трубка, на шее непременный шелковый платок.
— Кто вы? — спрашивает у него Катя.
— Среднее арифметическое между Эйнштейном и Эйзенштейном, — улыба- ется ей князь. — Абстрактная нерусь. А вы?
— Я просила украсть для меня платье Маргариты, — признается Катя. — Но его уже кто-то спер. Это просто костюм статиста. Зато сшито как раз по мне.
— Отличное платье, — оценивает Белоногов. — И ничего страшного. Есть ситу- ации, в которых лучше быть статистом, чем оказаться на главных ролях. Вы уж мне поверьте.

1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   49


написать администратору сайта