Главная страница
Навигация по странице:

  • Итоговая контрольная работа по курсу «Основы стиховедения (Метрика. Ритмика. Фоника)»

  • Укажите, какие звуковые повторы (помимо рифм) есть в стихотворении. Дайте им интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения.

  • Дайте определения понятий

  • Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.

  • 4. Дайте определения понятий

  • 2. Відобразіть схему розподілу наголошених і ненаголошених складів, визначте метр і дайте характеристику двох пар рим. І. Драч

  • 3.Вкажіть, які звукові повтори (окрім рим) наявні в творі. Дайте їм інтерпретацію в контексті цілісного смислу твору. В. Пачовський ДЗВОНЯТЬ ДЗВОНИ

  • 4. Дайте визначення понять

  • Дополнительная литература

  • Терминологический минимум

  • Основы стиховедения: курс занятий. 1-Стиховедение_курс-лекций. Актуальные проблемы стиховедения


    Скачать 225.65 Kb.
    НазваниеАктуальные проблемы стиховедения
    АнкорОсновы стиховедения: курс занятий
    Дата12.07.2022
    Размер225.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-Стиховедение_курс-лекций.docx
    ТипУчебное пособие
    #629204
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Домашнее задание.

    1. Прочитать и законспектировать М.Л. Гаспаров «История русского стиха». –М. 1984. – С. 45 – 51, 83 – 92, 142 – 150, 192 – 199, 239 – 250, 276 – 284 – 291.

    2. Дайте полное описание рифмам в стихотворении Л. Костенко «Світлий сонет» или «Сороковые роковые» Д. Самойлов.

    3. Выписать 10 примеров эстетически ценных оригинальных рифм из современной поэзии (источник указать).

    Итоговая контрольная работа

    по курсу

    «Основы стиховедения (Метрика. Ритмика. Фоника)»

    Вариант А

    1. Проанализируйте ритмическую композицию стихотворения (акцентно-силлабический уровень, ритмические вариации, характер словоразделов, фоника, рифмы и др.). Дайте интерпретацию ритмическому курсиву в связи с целостным смыслом стихотворения.

    Ф.И. Тютчев

    Как над горячею золой

    Дымится свиток и сгорает

    И огнь сокрытый и глухой

    Слова и строки пожирает -

    Так грустно тлится жизнь моя

    И с каждым днем уходит дымом,

    Так постепенно гасну я

    В однообразье нестерпимом!..

    О небо, если бы хоть раз

    Сей пламень развился по воле -

    И, не томясь, не мучась доле,

    Я просиял бы - и погас!

    2. Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.

    В.В. Маяковский

    Хотите —

    буду от мяса бешеный

    — и, как небо, меняя тона —

    хотите —

    буду безукоризненно нежный,

    не мужчина, а — облако в штанах!

    Не верю, что есть цветочная Ницца!

    Мною опять славословятся

    мужчины, залежанные, как больница,

    и женщины, истрепанные, как пословица.

    1. Укажите, какие звуковые повторы (помимо рифм) есть в стихотворении. Дайте им интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения.

    Н.А. Заболоцкий

    ПРИЗНАНИЕ

    Зацелована, околдована,

    С ветром в поле когда-то обвенчана,

    Вся ты словно в оковы закована,

    Драгоценная моя женщина!

    Не веселая, не печальная,

    Словно с темного неба сошедшая,

    Ты и песнь моя обручальная,

    И звезда моя сумашедшая.

    Я склонюсь над твоими коленями,

    Обниму их с неистовой силою,

    И слезами и стихотвореньями

    Обожгу тебя, горькую, милую.

    Отвори мне лицо полуночное,

    Дай войти в эти очи тяжелые,

    В эти черные брови восточные,

    В эти руки твои полуголые.

    Что прибавится - не убавится,

    Что не сбудется - позабудется...

    Отчего же ты плачешь, красавица?

    Или это мне только чудится?

    1. Дайте определения понятий: «Коломийковый стих», «Альтернирующий ритм», «Какофония».

    Вариант Б

    1. Проанализируйте ритмическую композицию стихотворения (акцентно-силлабический уровень, ритмические вариации, характер словоразделов, фоника, рифмы и др.). Дайте интерпретацию ритмическому курсиву в связи с целостным смыслом стихотворения.

    М.Ю. Лермонтов

    ПАРУС

    Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом!..

    Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?..

    Играют волны - ветер свищет,

    И мачта гнется и скрыпит...

    Увы! он счастия не ищет

    И не от счастия бежит!

    Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой...

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!

    2. Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.

    В.В. Маяковский

    А оказывается —

    прежде чем начнет петься,

    долго ходят, размозолев от брожения,

    и тихо барахтается в тине сердца

    глупая вобла воображения.

    Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

    из любвей и соловьев какое-то варево,

    улица корчится безъязыкая —

    ей нечем кричать и разговаривать.

    1. Укажите, какие звуковые повторы (помимо рифм) есть в стихотворении. Дайте им интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения.

    Б.Ш. Окуждава

    Заезжий музыкант

    Ю.Левитанскому

    Заезжий музыкант целуется с трубою.

    Пассажи по утрам, так просто, ни о чем...

    Он любит не тебя, опомнись, Бог с тобой

    Прижмись ко мне плечом. Прижмись ко мне плечом.

    Живет он третий день в гостинице районной,

    Где койка у окна - всего лишь по рублю,

    И на своей трубе, как чайник, раскаленной,

    Вздыхает тяжело... А я тебя люблю.

    Ты слушаешь его задумчиво и кротко,

    как пенье соловья, как дождь и как прибой.

    Его большой трубы простуженная глотка

    Отчаянно хрипит. (Труба, трубы, трубой...)

    Трубач играет туш, трубач потеет в гамме,

    Трубач хрипит свое и кашляет, хрипя.

    Но как портрет судьбы, он весь в оконной раме,

    Он любит не тебя... А я люблю тебя.

    Дождусь я лучших дней и новый плащ надену,

    Чтоб пред тобой проплыть, как поздний лист дрожа...

    Не много ль хочу, всему давая цену?

    Не сладко ль я живу, тобой лишь дорожа?

    Тебя не соблазнить ни платьями, ни снедью:

    Заезжий музыкант играет на трубе!

    Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?..

    Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе...

    4. Дайте определения понятий: «Элегический дистих», «Ударная рамка», «Деграмматизация рифмы».

    Вариант В

    1. Проанализируйте ритмическую композицию стихотворения (акцентно-силлабический уровень, ритмические вариации, характер словоразделов, фоника, рифмы и др.). Дайте интерпретацию ритмическому курсиву в связи с целостным смыслом стихотворения.

    Не пой, красавица, при мне

    Ты песен Грузии печальной:

    Напоминают мне оне

    Другую жизнь и берег дальный.

    Увы! напоминают мне

    Твои жестокие напевы

    И степь, и ночь — и при луне

    Черты далекой, бедной девы...

    Я призрак милый, роковой,

    Тебя увидев, забываю;

    Но ты поешь — и предо мной

    Его я вновь воображаю.

    Не пой, красавица, при мне

    Ты песен Грузии печальной:

    Напоминают мне оне

    Другую жизнь и берег дальный.

    1828

    2. Определите метр, отобразив схему расположения ударений, и дайте характеристику двух пар рифм.

    В.В. Маяковский

    Я волком бы

    выграз

    бюрократизм.

    К мандатам

    почтения нету.

    К любым

    чертям с матерями

    катись

    любая бумажка.

    Но эту...

    По длинному фронту

    купе

    и кают

    чиновник

    учтивый движется.

    Сдают паспорта,

    и я

    сдаю

    мою

    пурпурную книжицу…

    1. Укажите, какие звуковые повторы (помимо рифм) есть в стихотворении. Дайте им интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения.

    Юрий Кузнецов

    Закрой себя руками: ненавижу!

    Вот Бог, а вот Россия. Уходи!

    Три дня прошло. Я ничего не слышу

    И ничего не вижу впереди.

    Зачем? Кого пытался удержать?

    Как будто душу прищемило дверью.

    Прислала почту – ничему не верю!

    Собакам брошу письма – растерзать!

    Я кину дом и молодость сгублю,

    Пойду один по родине шататься.

    Я вырву губы, чтоб всю жизнь смеяться

    Над тем, что говорил тебе: люблю.

    Три дня, три года, тридцать лет судьбы

    Когда-нибудь сотрут чужое имя.

    Дыханий наших встретятся клубы —

    И молния ударит между ними!

    1968

    Николай Рубцов

    Я умру в крещенские морозы

    Я умру, когда трещат березы

    А весною ужас будет полный:

    На погост речные хлынут волны!

    Из моей затопленной могилы

    Гроб всплывет, забытый и унылый

    Разобьется с треском,

    и в потемки

    Уплывут ужасные обломки

    Сам не знаю, что это такое...

    Я не верю вечности покоя!

    4. Дайте определения понятий: «Стопный логаэд», «Александрийский стих», «Ономатопея».

    Варіант Г

    1. Зробіть аналіз ритмічної композиції вірша (акцентно-силабічний рівень, ритмічні варіації, характер словорозділів, фоніка, рими та ін.). Дайте інтерпретацію ритмічному курсиву у звязку з цілісним смислом твору.

    Максим Рильський

    ПОЦІЛУНОК

    У темній гущині її я наздогнав.

    Вона, вже лежачи серед пахучих трав,

    Руками пружними од мене одбивалась.

    Нарешті стишилась — і дивне диво сталось:

    Уста, що і мене, і весь мій рід кляли,

    Мов квітка багряна, до мене простягали

    Свій келих, сповнений солодкої знемоги.

    Натомлені з біги стрункі та дужі ноги

    Біліли мармуром під місяцем німим, —

    І тихим голосом, охриплим та чудним,

    Вона промовила: "Жорстокий переможче!

    Упасти в цім бою для мене найдорожче".

    2. Відобразіть схему розподілу наголошених і ненаголошених складів, визначте метр і дайте характеристику двох пар рим.

    І. Драч

    Я підіймаю вогонь на руках,

    Рудоволосу мою завію,

    Коса її пишна, лоскітно-гірка,

    Карість очей завіює.

    Я в заметілі шалу стою,

    Всотаний в сіті всоте.

    Питаю губами згубу свою:

    "Згубонько, звідки ти, хто ти?"

    3.Вкажіть, які звукові повтори (окрім рим) наявні в творі. Дайте їм інтерпретацію в контексті цілісного смислу твору.

    В. Пачовський

    ДЗВОНЯТЬ ДЗВОНИ

    Дзвонять дзвони вечір, сумно дзвонять нині;

    Пишуть сумні вісти — будеш, сину, сам...

    Мамо моя хвора, руку дай дитині,

    Мамо, тії дзвони на добраніч нам!

    Мамо моя, мамо, слухай мого серця:

    Хоч я так далеко, чуєш добре там —

    Болить мене дуже в грудях край реберця...

    Мамо, тії дзвони на добраніч нам!

    Не журися, мамо,— за тобою піду,

    Тут ся не побачим, здиблемося там —

    І по наших муках не остане сліду...

    Мамо, тії дзвони на добраніч нам!

    4. Дайте визначення понять: «Правило альтернансу», «Семантичний ореол вірша», «Граматична рима».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ
    Основная литература

    1. Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение. – М.: Фак. журн. МГУ, 2017. – 82 с.Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. – М., 2002, 2007.

    2. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

    3. Костенко Н.В. Українське віршування ХХ століття : навч. посіб. / Н. В. Костенко ; Київ. нац. ун-т ім. Тараса Шевченка. – К. : Вид.-полігр. центр "Київ. ун-т", 2006. – 287 с.

    4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Учебное пособие. М., 1997.

    5. Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л., 1983,1987.

    6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения… СПб, 1998.

    7. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения : Рус. стихосложение / В. Е. Холшевников ; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. - 4-е изд. - М. : ACADEMIA ; СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2015. – 203 с


    Дополнительная литература

    1. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. – М., 1999.

    2. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Том ІV: Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации М.: Языки славянской культуры, 2012. – 720 с

    3. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.,1989.

    4. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 – 1925-го годов в комментариях. М.,1993, 2001.

    5. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. – М., 2002, 2007.

    6. Жирмунский В.М. Теория стиха. – М, 1975.

    7. Качуровський І. Нарис компаративної метрики. – К., 1985. – 119 с.

    8. Качуровський І. Фоніка. – Мюнхен, 1984. – 208 с.

    9. Казарцев Е. В. Введение в сравнительное стиховедение. Методы и основы анализа. СПб.: Издательство СПбГУ, 2015.

    10. Казарцев Е. В. Сравнительное стиховедение. Метрика и ритмика. СПб., 2017

    11. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 1970.

    12. Костенко Н.В. Метричний довідник до віршів Тараса Шевченка : метод. розробка з курсу віршознавства для викл. і студ. філол. ф-ту / Н. В. Костенко. – К. : Вид.-полігр. центр "Київ. ун-т", 1994. – 40 с.

    13. Костенко Н.В. Українське віршування ХХ століття : навч. посіб. / Н. В. Костенко ; Київ. нац. ун-т ім. Тараса Шевченка. – К. : Вид.-полігр. центр "Київ. ун-т", 2006. – 287 с.

    14. Ляпина Л. Е. Стиховедение и проблемы анализа поэтического текста // Культура и текст. – 2018. № 3. – С. 66 – 75.

    15. Маслова, В. А. Поэтический текст : новые подходы и решения / В. А. Маслова. - Москва : Флинта : Наука, 2016. - 317 с.

    16. Тарановский К. О поэтике и поэзии. М., 2000.

    17. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996. – С. 102 – 175.

    18. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. – М., 1965.

    19. Холшевников В.Е. Основы стиховедения… СПб, 1998.

    20. Шенгели Г.А. Техника стиха. – М., 1980.

    21. Эйхенбаум Б.М. О поэзии (раздел «Мелодика русского лирического стиха»). – Л., 1969.

    22. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. – Л., 1970.

    23. Якобсон р.о. Работы по поэтике. – М., 1987. – С. 5-22, 272-316.



    ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

    1. Ритм как организующий принцип стиха.

    2. Стих и проза.

    3. Двойная сегментация и идея «приравнивания-сопоставления».

    4. Метр и ритм. Метрическая соизмеримость.

    5. Ритмический фон и ритмический курсив.

    6. Силлабическая система стихосложения. Размеры силлабической системы.

    7. Силлабо-тоническая система стихосложения. Метры силлабо-тонической системы.

    8. Общая характеристика двусложных метров в русском стихе: теория и история.

    9. Общая характеристика трехсложных метров в русском стихе: теория и история.

    10. Длинные и короткие стихи.

    11. Словораздел: виды, функции.

    12. Цезура.

    13. Клаузула.

    14. Анакруза.

    15. Тоническая система стихосложения: теоретический аспект.

    16. Тоническая система стихосложения: исторический аспект.

    17. Предыстория русского стиха (по М.Л. Гаспарову).

    18. Народный тонический стих.

    19. Теория квантитатавной метрической системы украинских ученых на латиноязычных поэтиках 16 – нач. 17 века (по Маслюку В.П.).

    20. Силлабическая система на Украина 17-18 ст. (по Маслюку В.П.).

    21. Размеры украинской силлабики (по И. Качуровскому).

    22. Реформа Тредиаковского-Ломоносова (включить в обзор также статью А. Кантемира «Письмо Харитона Макентина…»).

    23. Силлабическая система в европейских национальных системах стиха (польский, французский, итальянский стихи).

    24. Подсчет слогов в различных силлабических системах и описание силлабического стиха (по И. Качуровскому).

    25. Основные тенденции силлабо-тонического стиха в русском стихотворчестве 18 века (по М.Л. Гаспарову).

    26. Акцентно-силлабический уровень организации стиха.

    27. Четырехстопный ямб в 18 и 19 веке. Вариации 4-ст. ямба.

    28. Сравнительная сила ударений в стихе (на примере 4-ст., 6-ст. ямба и 4 ст. хорея).

    29. Основные тенденции русского стиха в период Жуковского и Пушкина (по М.Л. Гаспарову): метрика и ритмика.

    30. Основные тенденции русского стиха в период Некрасова и Фета (по М.Л. Гаспарову): метрика и ритмика...

    31. Основные тенденции русского стиха в период Блока и Маяковского (по М.Л. Гаспарову): метрика и ритмика.

    32. Основные тенденции русского стиха в советский период (по М.Л. Гаспарову): метрика и ритмика.

    33. Передвижная цезура, цезурные наращения и усечения.

    34. Эволюция дольника в 20 веке.

    35. Эволюция тактовика и акцентного стиха в 20 веке.

    36. Теория изохронности А.П. Квятковского и ее критика.

    37. Звуковой ритм стиха.

    38. Эвфония и какофония.

    39. Ассонанс и аллитерация.

    40. Звукоподражание (ономатопея).

    41. Лейтмотивный повтор.

    42. Статистические методы анализа звукового ритма (по М.М. Гиршману).

    43. Вопрос о натуральной семантике звука.

    44. Рифма: определение и функции.

    45. Фонетические условности рифмы (по А.А. Илюшину).

    46. Классификация рифм: по месту в стихе и характеру клаузулы. Простые и составные рифмы.

    47. Классификация рифм по строению.

    48. История рифмы: 18 – пер пол 19 века (по М.Л. Гаспарову и В.М. Жирмунскому).

    49. История рифмы: вторая пол. 19 века (по М.Л. Гаспарову и В.М. Жирмунскому).

    50. Рифма в 20 столетии. Фонетические процессы в рифме этого периода (по М.Л. Гаспарову и В.М. Жирмунскому).

    51. Рифма с лексической и грамматической точек зрения.

    52. Эстетическая ценность рифмы.

    Терминологический минимум

    1. Ритм

    2. Стих

    3. Стихотворение

    4. «Двойная сегментация»

    5. «Приравнивание-сопоставление»

    6. Версификация.

    7. Enjambement

    8. Метр

    9. Интонация стиховая

    10. Метрика

    11. Метрическая константа

    12. Метрическая доминанта

    13. Метрическая тенденция

    14. Силлабическая система стихосложения

    15. Силлабо-тоническая система стихосложения

    16. Запрет переакцентуации

    17. Квантитативная система стихосложения

    18. Тоническая система стихосложения

    19. Верлибр

    20. Октосиллабик

    21. Одиннадцатисложник

    22. Хорей

    23. Ямб

    24. Пиррихий

    25. Спондей

    26. Дактиль

    27. Амфибрахий

    28. Анапест

    29. Амфимакр

    30. Бакхий

    31. Трибрахий

    32. Размер стиховой

    33. Вольный стих

    34. Словораздел симметричный и ассиметричный

    35. Словораздел М, Ж, Д ГД

    36. Цезура

    37. Полустишие.

    38. Анакруза (анакруса)

    39. Клаузула

    40. Семантический ореол

    41. Метрический репертуар

    42. Дольник

    43. Паузник

    44. Тактовик

    45. Акцентный стих

    46. Логаэд стопный

    47. Логаэд строчный

    48. Полиметрическая композиция

    49. Макрос

    50. Брахиколон

    51. Раёшный стих

    52. Реформа Тредьяковского-Ломоносова

    53. Чистая силлабика

    54. Элизия

    55. Леонинский стих

    56. Коломийковый стих

    57. Шевченковский стих

    58. Александрийский стих

    59. Каденция

    60. Гекзаметр

    61. Пентаметр

    62. Элегический дистих

    63. Ударная рамка

    64. Альтернирующий ритм

    65. Диподия

    66. Правило альтернанса

    67. Вариации размера

    68. Сильная и слабая позиция стиха

    69. Стопа

    70. Трехсложник с переменной анакрузой

    71. Двусложник с переменной анакрузой

    72. Передвижная цезура

    73. Пеон

    74. Теория изохронности

    75. Звуковой ритм

    76. Фоника

    77. Эвфония

    78. Какофония

    79. Ассонанс

    80. Аллитерация

    81. Звукоподражание

    82. Ономатопея

    83. Анаграмма

    84. Акростих

    85. Липограмма

    86. Рифма

    87. Рифмовка

    88. Краеголосие.

    89. Мнемотехника

    90. Деграмматизация рифмы

    91. Концевая рифма

    92. Внутренняя рифма

    93. Рифма-стык

    94. Точная и неточная рифма

    95. Бедная-богатая-глубокая рифмы

    96. Усеченная рифма

    97. Приблизительная рифма

    98. Пополненная и замещенная рифмы

    99. Ассонансная рифма

    100. Диссонансная (или консонансная) рифма

    101. Грамматическая рифма

    102. Аффиксально-флективная рифма

    103. Разнородная рифма

    104. Банальная рифма

    105. Экзотическая рифма

    106. омонимическая и омофоническая рифма.

    107. Рифмоид.

    108. Монорим

    109. Редиф

    110. Белый стих

    111. Вокализм

    112. Консонантизм.

    113. Коэффициент прозрачности языка.

    114. Фреквентность фонем.

    115. Штабрайм (германский аллитерационный стих).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта