Главная страница
Навигация по странице:

  • Домашнее задание

  • Силлабо-тоника в 18 веке

  • Акцентно-силлабический уровень организации стиха.

  • Ломоносов Пушкин

  • Основы стиховедения: курс занятий. 1-Стиховедение_курс-лекций. Актуальные проблемы стиховедения


    Скачать 225.65 Kb.
    НазваниеАктуальные проблемы стиховедения
    АнкорОсновы стиховедения: курс занятий
    Дата12.07.2022
    Размер225.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-Стиховедение_курс-лекций.docx
    ТипУчебное пособие
    #629204
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    § 12. Итоги силлабо-тонической реформы. К кантемировскому стиху Тредиаковский отнесся пренебрежительно как к подновлению старой силлабики, к тому же не находящему последователей. С ломоносовским стихом он пытался соперничать (ода 1742 г., написанная безритменными 9- сложниками: «Устрой, молчаща давно лира, / В громкий глас ныне твои струны, / Чтоб услышаться ти от мира, / Вознеси до стран, где перуны, / Светлый твой купно звон приятный...»), но скоро, как истинный ученый, смирился перед фактами и признал успех радикального решения Ломоносова. В 1743 г. Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков выступили с совместной книжкой «Три оды парафрастические псалма 143» (см. § 21), и здесь оба соперника пошли на уступки: Тредиаковский в своих 4-ст. хореях отступил от силлабического ригоризма, допустив в них неравносложное чередование женских и мужских окончаний, а Ломоносов в своих 4-ст. ямбах отступил от тонического ригоризма, допустив в них пропуски ударений, пиррихии (см. § 32). Так был достигнут компромисс, легший в основу всей последующей силлабо-тонической практики.

    Тредиаковский хотел закрепить свое первенство хотя бы в теории: напомнить, что именно он начал учитывать в русском стихе ударения и делить его на стопы. Он написал новый трактат по стихосложению «Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 году исправленный и дополненный» (1752). В действительности это совсем новое сочинение, подытоживающее и теоретически осмысляющее весь опыт, накопленный силлабо-тоникой. Во вступлении Тредиаковский дает подробное описание противоположности между стихом и прозой (равносложность и рифма возможны и в прозе, но тонический ритм — только в стихе), в основной части — превосходный по четкости и систематичности анализ 14 размеров: «гексаметра» и «пентаметра» хореического, ямбического, дактило- хореического и анапесто-ямбического, «тетраметра», «триметра» и «диметра» хореического и ямбического, — и употребительных в них рифмовки и строфики. Своеобразными приложениями к «Способу» явились статьи «Мнение о начале поэзии и стихов вообще» (1752) и «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755), где еще раз показывается противоположность стиха и прозы (это не то же, что противоположность поэзии и прозы) и утверждается, что новый стих продолжает (через голову силлабики) традиции народного тонического стиха.

    За теорией следовала практика: признав вслед за Ломоносовым, что не только хорей, а и другие метры свойственны русскому языку, Тредиаковский счел себя обязанным разрабатывать все их в равной мере: и общепринятые ямбы и короткие хореи; и хореические 13- и 11-сложники по схемам 1735 г. (в которые Тредиаковский ввел чередований окончаний, меняя местами, по немецким образцам, мужское и женское полустишия):

    «Способ к сложению российских стихов» 1752 г. остался основополагающей книгой по русскому стиховедению для многих поколений: все, что писалось о стихе в учебниках словесности XVIII-XIX вв., восходило, обычно из вторых рук, к Тредиаковскому, а новшества вносились, как мы увидим, только «на полях» силлабо-тоники — в том, что касалось имитаций античного стиха, имитаций народного стиха и пр.

    Домашнее задание

    Прочитать М.Л. Гаспаров «История русского стиха», М., 1984. – с.53 – 83. Выписать до 10 характерных примет (тенденций) ритмической и метрической картины стиха 18 века, на которые указывает ученый.

    ЗАНАЯТИЕ 7

    СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

    1. Силлабо-тоника в 18 веке.

    2. Акцентно-силлабический уровень организации стиха.

    3. О русском четырехстопном ямбе.

    4. Об украинском 4-стопном ямбе.

    Силлабо-тоника в 18 веке

    Несколько определяющих черт периода:

    1. Основные размеры русской метрики 18 века 6ст. ямб Ц (в крупных произведениях) – 25% всех произведения (40% всех стихотворных строк), 4 ст. ямб – 20 % и вольный ямб (в средних и мелких произведениях) – 25 %, 4 ст. – хорей – 10%. Эти 4 размера занимают 80% всех произведений. В тоже время на трехсложники приходится только 1% стихотврной продукции.

    2. Ямб и хорей борются за первенство в использовании в высоких жанрах. В 1744 году Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков выпустили совместную книжку «Три оды парафрастического псалма 143» («Благословен господь бой мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань…»), где без подписей были напчатны три переложения одного и того же псалма:

    Благословен творец вселены,

    Которым днесь я ополчен!

    Се руки ныне вознесены

    И дух к победе устремлен…

    (Сумароков)

    Благословен господь мой бог,

    Мою десницу укрепивший

    И персты брани научивший

    Сотреть врагов взнесенный рог…

    (Ломоносов)

    Крепкий, чудный, бесконечный,

    Полн хвалы, преславный весь,

    Боже! Ты един предвечный,

    Сын господь вчера и днесь…

    (Тредиаковский)

    В 1760 году состязание повторится (перевод оды Ж.-Б. Руссо «На счастье»): Ломоносов – 4ст. ямбом, Сумароков – 4 ст. хореем, Тредиаковский – 6 ст. ямбом.

    Читательская масса, еще жившая традициями силлабики предпочла вариант Тредиаковского (этот вариант чаще других в рукописных песенниках), а образованная публика, мыслившая классицистическими нормами, твердо считала, что ломоносовские ямбы «На счастье» «выше» сумароковских хореев. Это представление, что «ямб в важных материях приличнее хорея» (Е. Болховитинов, письмо к Державину, 1811), оказалось очень живучим.

    1. В духовной оде 4ст. ямб делил господство с 4ст хореем (с ударной рамкой, как в псалмах).

    2. Вольный ямб бывает двух видов: низкие жанры – басни, и пиндарические оды – верх вдохновения.

    3. Трехсложники в 18 веке употребляются в жанрах, почти исключительно связанных с музыкой. Ощущаются как стиховая экзотика, занимаю 1% всей стихотворной продукции. Разница между дактилем, амфибрахием и анапестом не ощущается (например, Богданочив написал «Не стремись добродетель напрасно Людей от неправды унять…» и дал подзаголовок «дактилические стихи», явно подразумевая под дактилем все трехсложники без различия, так это в современной терминологии ТПА0. А когда в стихотворении «Любителю художеств» Державина поэт нового поколения Дмитриев предлагает автору заменить «Черные мраки, Злые призраки, Ужасных страстей…» на «Мерзких страстей» - Державин эту поправку не принимает).

    4. Ведущий трехсложник – дактиль (благодаря античным образцам), потом амфибрахии, а потом анапест. А в 20 столетии, наоборот. Популярны двухстопные и четрехстопные (удвоенные двухстопные трехсложники) Настоящим сдвигом в истории трехсложников стало освоение баллады в начале 19 века.

    5. Державин экспериментурует с дольниками и тактовиками («Снегирь», «Ласточка», «Озерову»). Художественная мотивировка для таких опытов в поэтике классицизма была одна и та же, что и для обращения к вольному стиху в пиндарических одах: высокое вдохновение выше правил, устанавливаемых разумом. Таковы и верлибры Сумарокова – переложение псалмов (с пометой «точно как по еврейски»).

    6. Эволюция русского стиха от досиллабического к силлабо-тоническому была эволюцией к все большей строгости. Силлабо-тоническая система с ее чередование сильных и слабых позиций предел этой точности. Но метрический абсолют трудно достижим (Ломоносов «Чистые ямбы писать трудновато»). В рамках метрической схемы начинается поиск возможностей разнообразия ритма. Здесь возможны два пути: естественность и строгость. Классицизм выбрал – строгость. Отсюда две особенности: 1 - общая повышенная частота ударений в стихе, необходимая для подчеркивания ритма; 2 – подчеркивание ударной рамки стиха, т.е. повышение ударности не только на последнем сильном месте - ударной константе, но и на первой сильной позиции, первой стопе.

    7. В четерехстопном ямбе самая сильная последняя стопа, самая слабая – предпоследняя. Вторая по сила оказывается первая стопа, альтернирующий двухволновой ритм нарушается. В отличии от естественного закона языка – склоняющегося к чередованию слабая – сильная, что будет достигнуто в ямбе 19 века. Более ударной станет вторая стопа.

    8. Картина 4-стопного хорея иная. В народной песне абсолютное первенство имел альтернирующий ритм – чередование слабых нечетных и сильных четных стоп. Как же быть в литературном творчестве? Сглаживать или подчеркивать привычный и естественный альтернирующий ритм? К сглаживанию побуждал вкус к выделению ударной рамки: усиление ударения на 1 стопе уменьшало контраст между ударностью четных и нечетных стоп. К подчеркиванию побуждала привычка к ритму хореических народных песен. Колебание решилось так: в стихотворениях высокого и торжественного стиля возобладала тенденция к усилению первой стопы (и соответственно ударной рамки), то есть к сглаживанию альтернирующего ритма. В стихотворениях среднего и низкого стиля (особенно с музыкальными и песенными ассоциациями) – тенденция к ослаблению 1 стопы и альтернирующего ритма.

    9. Постепенный приход к мысли о возможности спондеев только в односложных словах и без нарушения закона запрета переакцентуации (см. ; 36 в книге М.Л. Гаспарова «История русского стиха»).

    Акцентно-силлабический уровень организации стиха.

    Включает в себя:

    1. Слоговой объем стихотворных строк:

    Вы жертвою пали в борьбе роковой (длинная)

    Отречемся от старого мира (короткая)

    Пример Маяковского из статьи «Как делать стихи?».

    4 – стопы длинная строка, 3 стопы – короткая, 4-стопные двусложники – золотая середина.

    Возможность играть на длине стиха, одно и тоже слово может звучать по-разному в разных местах, стих звучит по-разному.

    Нам не страшно усилье ничье,

    Мчим вперед паровозом труда,

    И вдруг стопудовая весть – с Ильичом

    Удар.

    (В. Маяковский)

    Наш

    Бог

    Бег!

    Наш

    Дар

    Удар!

    (В. Маяковский).

    1. Количество и расположение ударных и безударных слогов (вариации).

    Остановимся нм вариациях четырехстопного ямба. Их может быть 8.

    1. Пора, пора, рога трубят! (полноударная)

    2. Не отходя ни шагу прочь(с попуском ударения на первой стопе)

    3. Как яркий незабвенный сон (с пропуском ударения на втором икте)

    4. И лучше выдумать не мог (с пропуском ударения на 3 икте) – самая распространенная

    5. И от литературных дел (с пропуском ударения на 1 и 2 стопе)

    6. Адмиралтейская игла (с пропуском ударения на 1 и 3 стопе)

    7. Несбывшееся воплотить (с пропуском ударения на 2 и 3 стопе)

    8. И не революционер. (с пропуском ударения на 1,2,3 стопах).

    Задание

    В чем сходство и различие произведений с точки зрения профиля ударности? Докажите, что один из текстов представляет ритм характерный для 18 столетия, а второй для 19.

    М.В. Ломоносов

    Царей и царств земных отрада,

    Возлюбленная тишина,

    Блаженство сел, градов ограда,

    Коль ты полезна и красна!

    Вокруг тебя цветы пестреют

    И класы на полях желтеют;

    Сокровищ полны корабли

    Дерзают в море за тобою;

    Ты сыплешь щедрою рукою

    Свое богатство по земли.

    А.С. Пушкин

    ПРИМЕТЫ

    Я ехал к вам: живые сны

    За мной вились толпой игривой,

    И месяц с правой стороны

    Сопровождал мой бег ретивый.

    Я ехал прочь: иные сны...

    Душе влюбленной грустно было,

    И месяц с левой стороны

    Сопровождал меня уныло.

    Мечтанью вечному в тиши

    Так предаемся мы, поэты;

    Так суеверные приметы

    Согласны с чувствами души.

    Профили ударности Ломоносов

    Слоги

    2 (1 стопа)

    4 (2 стопа)

    6 (3 стопа)

    8 (4 стопа)

    Количество ударений

    10

    8

    4

    10

    Абсолютная ударная рамка, вторая стопа слабее первой, третья самая слабая.

    Вариации Ломоносов

    Вариации

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Количество

    3

    -

    1

    5

    -

    -

    1

    -

    Профиль ударности Пушкин

    Слоги

    2 (1 стопа)

    4 (2 стопа)

    6 (3 стопа)

    8 (4 стопа)

    Количество ударений

    8

    12

    7

    12

    Ударение на второй стопе – константно, первая слабее второй, третья самая слаба.

    Сходства

    1. Все последние сильные позиции ударны.

    2. Наиболее часто встречаются 4 вариация ямба.

    3. Начинают стихотворение полноударные вариации.

    4. Заканчивает строка 4 вариации.

    5. Наименьшее количество ударений на 3 стопе.

    6. Нет 5 и 8 вариаций.

    Различия




    Ломоносов

    Пушкин



    Постоянное ударение на 1 стопе

    Постоянное ударение на второй стопе



    10 строк

    12 строк



    Нет второй вариации

    3 вторые вариации



    Есть 7 вариация

    -



    -

    Есть 6 вариация



    Есть 3 вариация

    Нет 3 вариации



    Последние 4 строки вариативность - 0

    Вариативность в последних строках возрастает



    Строфа состоит из 10 стихов

    Произведение образуют катрены

    Переход к новому типу ритмического движения – от старого одического типа к новому типу романтической элегии и послания – совершается, в частности, в пушкинской поэзии 1818 – 1820 годов (см. Гиршман, 2007 – «Ритмическая композиция стихотворений Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Баратынского, написанных четырехстопным ямбом)».

    Обратим внимание на произведение, которое оказало колоссальное влияние на украинскую литературу, и фактически утвердило в нашей поэзии силлаботонику «Энеида» Ивана Котляревького. Какие вариации ямба встречаются чаще? Почему именно эти? О каком влиянии и каких процессах это говорит:

    Еней був парубок моторний

    І хлопець хоть куди козак,

    Удавсь на всеє зле проворний,

    Завзятіший од всіх бурлак.

    Но греки, як спаливши Трою,

    Зробили з неї скирту гною,

    Він, взявши торбу, тягу дав;

    Забравши деяких троянців,

    Осмалених, як гиря, ланців,

    П'ятами з Трої накивав.

    Він, швидко поробивши човни,

    На синє море поспускав,

    Троянців насажавши повні,

    І куди очі почухрав.

    Но зла Юнона, суча дочка,

    Розкудкудакалась, як квочка, -

    Енея не любила - страх;

    Давно уже вона хотіла,

    Його щоб душка полетіла

    К чортам і щоб і дух не пах…

    Задание

    Определите, исходя из предложенной выше логики (различения вариаций 4 стопного ямба, характерных для 18 и 19 столетия), где в предложенной паре будет представитель 18 века, а где 19.

    1) Баратынский и Державин

    Который даровал свободу

    В чужие области скакать,

    Позволил своему народу

    Сребра и золота искать;

    (Державин «Фелица»)

    Шуми, шуми с крутой вершины,

    Не умолкай, поток седой!

    Соединят протяжный вой

    С протяжным отзывом долины.

    (Баратынский «Водопад»)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта