Главная страница
Навигация по странице:

  • (см. ксерокопию из Гиршмана)

  • Рифма Определение.

  • Созвучие в конце метрического ряда

  • Общая классификация рифм.

  • Фонетические условности рифмы (по А.А. Илюшину).

  • Основы стиховедения: курс занятий. 1-Стиховедение_курс-лекций. Актуальные проблемы стиховедения


    Скачать 225.65 Kb.
    НазваниеАктуальные проблемы стиховедения
    АнкорОсновы стиховедения: курс занятий
    Дата12.07.2022
    Размер225.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-Стиховедение_курс-лекций.docx
    ТипУчебное пособие
    #629204
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Домашнее задание

    1. Взять учебник фонетики русского (украинского) и повторить классификацию звуков и характер их противопоставлений.

    2. Опишите все звуковые повторы в стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли» или Тараса Шевченко «Садок вишневий коло хати». Дайте интерпретацию звуковому ритму стихотворения.

    ЗАНЯТИЕ 13

    МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЗВУКОВОГО РИТМА.

    ТЕОРИЯ РИФМЫ.

    Методика анализа звукового ритма. Для ознакомления с анализом звукового ритма обратимся к небольшому стихотворению Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм».

    Когда пробьет последний час природы,

    Состав частей разрушится земных,

    Все зримое опять покроют воды

    И божий лик изобразится в них.

    Вспомним классификацию гласных звуков русского языка.

    Ряд

    Подъем

    передний

    средний

    задний

    верхний

    И

    Ы

    У

    средний

    Е




    О

    нижний




    А




    Проанализируем, как изменяется соотношение, главных разного подъема и ряда в четырех строках стихотворения Тютчева и определим наиболее выделенную на общем фоне строку. Затем проведем анализ динамической картины согласных – для начал только по двум параметрам: мягкость-твердость и звонкость глухость и также выделим наиболее нетипичную строку.

    Гласные:

    Верхний подъем

    Нижний подъем

    3

    8

    3

    7

    3

    8

    6

    4

    40%

    60%



    Передний ряд

    Непередний ряд

    3

    8

    2

    8

    2

    9

    5

    5

    42%

    58%

    Согласные:

    Мягкие

    Твердые

    6

    14

    4

    13

    6

    9

    3

    10

    38%

    62%



    Звонкие

    Глухие

    12

    8

    7

    10

    9

    6

    10

    3

    59%

    41%

    Видим, что на общем фоне выделяется последний стих. Наиболее контрастной по отношению к предшествующим оказывается последняя строка и в звуковом ритме: в ее ударном вокализме образуется ряд повторяющихся гласных «и» в противовес преобладанию «а» и «о» в других стихах, а консонантизм характеризуется резко доминирующей звонкостью (почти 3/4 звонких согласных), и опять-таки ничего подобного нет в предыдущих стихах.

    Подробнее см.: Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. – Высшая школа, 1981 – С. 42–64.

    Рассмотрим еще один пример. Лермонтов М.Ю. «Парус».

    ПАРУС

    Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом!..

    Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?..

    Играют волны - ветер свищет,

    И мачта гнется и скрыпит...

    Увы! он счастия не ищет

    И не от счастия бежит!

    Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой...

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!

    (см. ксерокопию из Гиршмана)

    Самая «бурная» строка на удивление оказывается самой уравновешенной (подробнее см. Гиршман М.М. Литературное произведение, М. 2007. – С. 83 – 90.

    Кстати, если присмотреться к тексту, в нем (главным образом в первых строках) обнаруживается анаграмма фамилии автора: "В ТуМАНЕ МОРя гоЛубом" явственно "просвечивает" ЛЕРМАНТОВ. Иначе говоря, текст может быть прочитани и "обычным" способом, и при помощи анаграммы. Как хорошо известно, существует серьезная проблема верификации присутствия анаграмм в тексте, связанная с опасностью произвольного вычитывания. Что касается критериев проверки, то в реально присутствующих и поэтически значимых (а не ложных или сочиненных искусственно) анаграммах присутствует дополнительная мотивировка между анаграммируемым словом и контекстом. В данном случае она является как минимум двойной. Во-первых, в соответствующих строках значимо соотношение между объектом и его фоном (парус на фоне тумана) - соответственно, и анаграмма возникает из своего словесного фона ("тумана"). Во-вторых, из-за того, что в ней зашифровано имя автора, делается значимым соотношение между биографическим и поэтическим, так что столь существенная в "Парусе" тема скитальчества отзывается в судьбе поэта и его предков, оставивших далекую родину.

    Рифма

    Определение. Наиболее значимый звуковой повтор – рифма. Регулярный звуковой повтор, который играет организующую роль в ритмической композиции стихотворения. Чаще всего это звуковой повтор бывает концевым (устаревшее «краеголосие»).

    Реже встречается так называемый стык – вид звукового повтора, объединяющего конец строки с началом следующей (например, «Угрюмый дождь скосил глаза. А за решеткой Четкой…» Маяковский В.В.).

    Час Господи! Дай літу відійти!

    Клади на сонячний годинник тіні

    І по долині вітер розпусти…

    Или внутренняя рифма:

    Степью лазурною, цепью жемчужною

    (Лермонтов)

    Или так:

    Нежной поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной

    (А. Блок).

    Здесь, кстати будут рифмоваться все слова одного со словами на аналогичных позициях следующего стиха.

    Як синій мрець, на фосфоричне пнище

    Стрибне і скрикне, й зникне Басаврюк…

    (Микола Бажан)

    Там тополі у полі на волі…

    (П. Тичина)

    Бывает ощтакже ощутимое внутрисловное созвучие, корневая внутренняя рифма:

    Их неоЖИданный приезд

    И продолЖИтельный присест

    («Евгений Онегин», Пушкин).

    Существует понятие моно рим – стихи на одну рифму.

    Например:

    Когда будете, дети, студентами

    Не ломайте голову над моментами,

    Над ГамлЕтами, Лирами, Кентами,

    Над царями и президентами,

    Над морями и континентами…

    Созвучие в конце метрического ряда, перед стиховой паузой, слышится гораздо отчетливее, чем в начале или середине строки; таким образом, ритмический строй и звуковой повтор при концевом созвучии подчеркивают и усиливают друг друга.

    Функция рифмы состоит в том, что она подчеркивает границу стиха, совпадая с его окончанием, связывает стихи, тем самым усиливая их соотнесенность (идею приравнивая-сопоставления), также служит объединению строк в строфы. Важнейшейшей функцией рифмы следует считать также смысловую. В.М. Жирмунский пишет: «Объединяя одинаковым созвучием два разных слова, замыкающих стих, рифма выдвигает эти слова по сравнению с другими, делает их центром внимания и сопоставления их в смысловом отношении друг с другом».

    Показательной в этом отношении может быть организация «рифмических цепей» в стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Одним из центров интонационно-тематического движения пушкинского стихотворения является «чудное мгновенье», преобразующее человеческую жизнь. Это центральное слово (наряду со словом «ты») становится проходящих через все стихотворение и объединяющих все строфы рифм: мгновенье – виденье – заточенье – без вдохновенья – пробужденье – виденье – упоенье – вдохновенье. В каждой рифме «мгновенье» как будто вновь оживает. В этой цепи рифмующихся между собой слов обозначены этапы развития лирического переживания, его движения во времени.

    Смысловую роль рифмы хорошо понимал и максимально стремился использовать В.В. Маяковский. В статье «Как делать стихи» он писал: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляя все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».

    Определение рифмы И. Качуровского: «Кінцевою римою (або просто римою) звемо застосування в певній естетичній, мнемотехнічній, ритмічній, магічній, строфічній, жанровизначальній чи гумористично-розважальній функції гомоеотелевтону, себто однакового чи близько подібного звучання закінчень суміжних або розташованих на устійненій віддалі двох або кількох слів».

    О происхождении рифмы см. И. Качуровский «Фоника», К. 1994, С. 32 -36.

    Общая классификация рифм.

    1. По месту в стихе: начальные, внутренние, стык, концевые.

    2. По характеру клаузулы: М (мужская, односложная, тупая, окситонная) –Ж (женская, двусложная, простая, параксетонная) –Д (дактилическая, трехсложная, скользкая, пропаракситонная) – ГД (гипердактилическая) – неравносложные (дамами – шлагбаумами, тропки –тропики, заново – банановые, важен –скважина).

    Термины – мужская и женская рифма происходят из французской традиции 17 столетия, где по правилу альтернанса (чередования мужских и женских окончаний в стихах) – были два вышеназванные вида рифм. Немое –е ПОКАЗАТЕЛЬ ЖЕНСКОГО РОДА В ЭТО ВРЕМЯ ЕЩЕ НЕ БЫЛО НЕМЫМ, а имена без –е, были мужского рода, стало быть и рифма мужская.

    1. По строению: Точные – Неточные.

    Точные: Бедные (грёз – слёз) – богатые (гроз – роз)– глубокие (кургана –урагана, пеликан – великан, мгновение –дуновение, страдания - рыдаия) – с фонетической анафорой (косари – кобзари).

    Точная определяется тождеством ударных гласных и заударной части – это ее минимум миниморум. Если созвучие захватывает и опорные согласные, то эта рифма богатая. Если созвучие распространяется и на предударный слог, то это глубокая рифма.

    Неточные: усеченные (свежо –чужой, Евгений – тени, лучи -приручить), приблизительные (несовпадение заударных гласных, незначительное различие в согласных (мягкость –твердость, глухость – звонкость-?): плитах-побитых, хвойники – покойника, вмещались – малость), ассонансные (несовпадение согласных: облако – около), диссонансные или консонансные (несовпадение гласных: розах – ризах, жесть – пусть – страсть).

    Если при одинаковых согласных заударные гласные не совпадают, то эта рифма называется приблизительной. Степень приблизительности может нарастать, иногда говорят о собственно неточной рифме, когда несовпадение распространяется не только на заударные, но захватывает и согласные.

    К неточным рифмам относят ассонанс – созвучие гласных при различии согласных: ветер – мечет.

    Неточными считаются консонантные созвучия – при совпадении согласных не совпадают гласные: слушайте – лошади (хотя в этом примере и согласные совпадают далеко не все),солнца - сердца, присвиста – шелеста.

    1. По морфологическим признакам: грамматические (заметил - встретил) и разнородные (ночь – прочь).

    2. По составу: простые и составные (заново я – банановая, занемог – не мог, не про нас - монпарнас).

    Дальнейшая детализация описания проблемы рифм на следующем занятии.

    Фонетические условности рифмы (по А.А. Илюшину).

    Перед нами стоит задача найти то «чуть-чуть», которое отделяет рифму от «нерифмы», тот минимум звукового совпадения слов, который позволяет говорить о явлении рифмы. Речь пойдет о ее консонантных условностях, в центре внимания – мужская рифма, как минимальная.

    Разумеется, и мужская рифма может быть богатой и даже глубокой ПЕЛИКАН – ВЕЛИКАН. Однако нас интересует «прожиточный минимум» рифмы, который может проявиться именно в этом самой простой рифме.

    Мужские рифмы, как и «немужские», бывают открытыми (вокалическими) и закрытыми ((консонантическими). Некоторые фонетические особенности открытой мужской рифмы специфичны настолько, что дают основание ввести корреткив в общее, ставшее традиционным определение рифмы как звукового повтора в конце стихов, начиная с последнего ударного гласного.

    Дело в том, что минимальную отрытую мужскую рифму начинает не последний ударный гласный, а предшествующий ему опорный согласный звук: ВОЛНА –СПИНА, в отличие от закрытой рифмы ВОЛНАМ –НОГАМ, начинающейся на гласный и не имеющей опорного согласного. Эту особенность отметил еще Кантемир: «Тупые рифмы, кончающиеся на гласный, должны иметь по меньшей мере, одну букву пред тем гласным подобну, а что больше, то лучше; так сноха и веха лучшую рифму составляют чем крупа и сова».

    Кантемир все же признавал такие созвучия как КРУПА-СОВА. Впоследствии однако такие созвучия получили наименования недостаточных рифм. Почему же созвучия типа КРУПА – СОВА считаются недостаточными? Может быть дано два ответа. 1. В рифмующихся парах совпадает только один звук, в то время как для рифмы нужно хотя бы два звука. 2. В созвучии КРУПА – СОВА не совпадают опорные согласные, и при этом заударные звуки просто отсутствуют. Второй ответ вернее. Минимум звукового соответствия не делает сам по себе рифму более ущербной. Например, БОА –ДЕЛАКРУА, СВОИ –СТРУИ –кажутся на порядок лучше, чем СОВА –КРУПА. В отличии от последней их нельзя считать слабыми, ущербными. Пожалуй они даже безукоризненны.

    Более того, успешно рифмуются слова без опорного согласного со словами, имеющими тот или иной опорный согласный звук. Широко распространенными являются рифмы типа ТВОИ –ЛБВИ – ЗЕМЛИ. В таких случаях отсутствие опорного согласного в одном слове сочетается с усиленной опорой в другом: в словах ЛЮБВИ И ЗЕМЛИ кроме опорных В и Л есть «предопорные» Б и М.

    Рифма может быть еще более короткой и тем не менее полноценной. Например, у Лермонтова «Маскарад»:

    -Что, господа, иль не под силу? А?

    - Арбенин ваш мастак. - Ну, что вы, господа!

    Рифмуется А? –ГОСПОДА. (-А –ДА) При этом рифма ощущается как полноценная. Аналогичный пример из Сергея Михалкова, стихотворения для детей «Азбука»:

    Очутившись на полу,

    Поломало хвостик У!

    (Рифма -У –ЛУ).

    Итак, слова с ударением на последнем открытом гласном, из которых одно не имеет опорного согласного, а другое имеет, составляют рифму, допустимость которой не нарушена консонантным разнобоем опорных звуков.

    Далее. Опорные согласные в ряде случаев могут быть и неодинаковыми. Вполне достаточно, если в артикуляции опорных согласных есть тот или иной общий признак. Таким образом, точнее говорить не о тождестве, а о подобии созвучия, причем форма и степень этого подобия может быть очень слабой и все же достаточной.

    О разного рода ослаблениях созвучий смотри в учебнике Илюшина «Русское стихосложение», М., 2004. – с. 91 – 99.

    Существуют словари рифм. Например, О. Лебедева, П. Студетикина, Е. Коровина «Словарь римф», М. 2004. Или Электронный словарь рифм megaslovo.ru

    Домашнее задание.

    1. Охарактеризовать две 4 пары рифм в стихотворении на ваш выбор (рифмы должны быть не только концевые).

    2. Прочитать Холшевнико В.Е. Основы стиховедения. Раздел «Фоника» или Качуровский «Фоника» - С. 32 – 89.

    3. Охарактеризуйте звуковые повторы в стихотворении Натальи Хаткиной «Реклама».

    Реклама — рай.

    Ее граница, край —

    не облако — телеэкрана рама,

    что мир и мир разделят пополам,

    когда настанет срок и лучше будет там,

    где мы.

    В раю одна забота —

    о чистоте. Постыден запах пота.

    Раз ты в раю, то мойся и стирай.

    Ликует дочь — купила мыло мама!

    Стирают все — от Евы до Адама.

    А впрочем, никого здесь больше нет,

    поскольку Змий купил велосипед

    и укатил — похоже, на Тибет.

    Ему назначил встречу далай-лама.

    — Купите порошок! Не отвлекайтесь, дама.

    Господство белизны. Крахмальные крыла,

    как стая ангелов, простынность вознесла.

    Как Рио-де-Жанейро, рай-реклама

    всех в белые одежды облекла.

    А у тебя не ладятся дела.

    Ты ищешь истину так далеко от рая,

    в подвале штукатурку ковыряя

    и стенку пробивая головой.

    Ползешь домой чумазый, чуть живой.

    Зачем ты платишь больше,

    бедный мой?

    ЗАНЯТИЕ 14-15

    ТЕОРИЯ РИФМЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ РИФМЫ.

    1. Задание на классификацию рифм.

    2. Рифма с лексической точки зрения (Жирмунский).

    3. Рифма с грамматической точки зрения (Илюшин).

    4. Задания на классификацию рифм и любопытные примеры из книги Гаспарова («Стихи 1895 – 1925 в комментариях»).

    5. Из истории русской рифмы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта