Основы стиховедения: курс занятий. 1-Стиховедение_курс-лекций. Актуальные проблемы стиховедения
Скачать 225.65 Kb.
|
Задание*. Прочитайте стихотворение Михаила Светлова. Обратите внимание на два лейтмотива «Яблочко» и «Гренада» в стихотворении, которые подчеркиваются различным характером словоразделов. Проследите динамику чередования этих ритмических тем и особенности актуализации темы «Гренада». Выделите ключевые ритмические моменты стихотворения в их связи с сюжетом баллады. Дайте интерпретацию финала (с опорой на характер словоразделов). Забыта ли песня, одно ли и то же говорит буквальный смысл и подтекст, проявленный в ритме? ГРЕНАДА Мы ехали шагом, Мы мчались в боях И "Яблочко"-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая - Степной малахит. Но песню иную О дальней земле Возил мой приятель С собою в седле. Он пел, озирая Родные края: "Гренада, Гренада, Гренада моя!" Он песенку эту Твердил наизусть... Откуда у хлопца Испанская грусть? Ответь, Александровск, И Харьков, ответь: Давно ль по-испански Вы начали петь? Скажи мне, Украйна, Не в этой ли ржи Тараса Шевченко Папаха лежит? Откуда ж, приятель, Песня твоя: "Гренада, Гренада, Гренада моя"? Он медлит с ответом, Мечтатель-хохол: - Братишка! Гренаду Я в книге нашел. Красивое имя, Высокая честь - Гренадская волость В Испании есть! Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные! Прощайте, семья! "Гренада, Гренада, Гренада моя!" Мы мчались, мечтая Постичь поскорей Грамматику боя - Язык батарей. Восход поднимался И падал опять, И лошадь устала Степями скакать. Но "Яблочко"-песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времен... Где же, приятель, Песня твоя: "Гренада, Гренада, Гренада моя"? Пробитое тело Наземь сползло, Товарищ впервые Оставил седло. Я видел: над трупом Склонилась луна, И мертвые губы Шепнули: "Грена..." Да. В дальнюю область, В заоблачный плес Ушел мой приятель И песню унес. С тех пор не слыхали Родные края: "Гренада, Гренада, Гренада моя!" Отряд не заметил Потери бойца И "Яблочко"-песню Допел до конца. Лишь по небу тихо Сползла погодя На бархат заката Слезинка дождя... Новые песни Придумала жизнь... Не надо, ребята, О песне тужить, Не надо, не надо, Не надо, друзья... Гренада, Гренада, Гренада моя! 1926 Задание. Отобразите схему ударений и словоразделов в финале стихотворения Максима Рыльского. Определите наиболее симмертичную (гармонизированную, музыкальную, мелодичную) и наиболее нестройную (избыточно ударную) в акцентно-силлабическом и словораздельном отношении строки (музыкальность и интеллектуальность). Дайте интерпретацию ритмическому рисунку на указанном уровне. Ми працю любимо, що в творчість перейшла, І музику валку, що ніжно серце тисне У щастя людського два рівних є крила: Троянди й виноград, красиве і корисне. Задание Опишите ритмическую структуру стихотворения Максима Рыльсткого (акцентно-силлабический уровень, клаузулы, анакрузы, словоразделы). Укажите на ритмический курсив и дайте ему интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения. Максим Рильський Волохатий, фіолетовий Сон і справді ніби спить. Ні, сьогодні не найдете ви, Чим би серце засмутить. Не чіпляйтеся з розмовою, От співати — інша річ. Вже запоною шовковою Колихнула темна ніч. І черемха розпускається, Хоч безсила, а така, Що безсила опускається І в деструктора рука. Довгі тіні між деревами — Наче повів темних крил, І вітрилами рожевими Розцвітає небосхил. Домашнее Задание 1 Найти примеры ТПА и ДПА, цезурного и бесцезурного Я5, цезурного Х6, Я6, Цезурного трехсложника (всего 7 четверостиший). Законспектировать М.Л. Гаспаров «История русского стиха», М., 1984.- с. 105 – 132. (для Р.О.). Домашнее задание 2 Задание 1. Опишите ритмическую структуру стихотворения Максима Рыльсткого (акцентно-силлабический уровень, клаузулы, анакрузы, словоразделы). Укажите на ритмический курсив и дайте ему интерпретацию в контексте целостного смысла стихотворения. 2. Прочитать и законспектировать М.Л. Гаспаров «Очерк истории русского стиха», М. 1984. – с. 161 -191. У.В. Яблука доспіли, яблука червоні! Ми з тобою йдемо стежкою в саду. Ти мене, кохана, проведеш до поля, Я піду — і, може, більше не прийду. Вже-я любов доспіла під промінням теплим, І її зірвали радісні уста,— А тепер у серці щось тремтить і грає, Як тремтить на сонці гілка золота. Гей, поля жовтіють, і синіє небо, Плугатар у полі ледве маячить- Поцілуй востаннє, обніми востаннє; Вміє розставатись той, хто вмів любить. 1911—1918 pp. Р.О. Земля гудит под соловьями, под майским нежится дождем, а вот солдатик оловянный на вечный подвиг осужден. Его, наверно, грустный мастер пустил по свету, невзлюбя. Спроси солдатика: "Ты счастлив?" И он прицелится в тебя. И в смене праздников и буден, в нестройном шествии веков смеются люди, плачут люди, а он все ждет своих врагов. Он ждет упрямо и пристрастно, когда накинутся, трубя... Спроси его: "Тебе не страшно?" И он прицелится в тебя. Живет солдатик оловянный предвестником больших разлук, и автоматик окаянный боится выпустить из рук. Живет защитник мой, невольно сигнал к сраженью торопя. Спроси его: "Тебе не больно?" И он прицелится в тебя. 1964 ЗАНЯТИЕ 10-11 ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Из истории русского стиха. Дольник Тактовик. Акцентный стих. О стихе В.В.Маяковского. Несколько слов о, так называемой, «теории изохронности» А.П. Квятковского. 1. Из истории русского стиха. М.Л. Гаспаров «Очерк истории русского стиха». М., 1984. – С. 206 – 239. Дольники (другие наименования «паузник», паузный стих). Дольниковые опыты в новой поэзии относятся ко второй половине 19 века – это переводы Фета и Аполлона Григорьева на русский стихотворений Генриха Гейне, хотя есть и опыты Лермонтова («Они любили друг друга…») и Пушкина. Выделение дольников из массы ритмов, лежащих за силлабо-тоническим порогом, происходит в начале 20 века не сразу. У ранних символистов за пределами силлабо-тоники начинался полный разгул тоники ( с произвольным широким колебанием междуиктовых интервалов). Решающее значение имел цикл А.А. Блока «Стихи о прекрасной даме». Для дольников рубежа 19-20 столетий характерно присутствие доминирующей силлабо-тонической базы (обычно трехдольного размера), от которого встречаются отдельные отступления, то в сторону стяжения (чаще), то в сторону распространения (реже), основного размера, а также перемена анакрузы и усечение или наращение цезуры. В «Стихах о Прекрасной Даме» Блока (1900 – 1905) русский тонический стих вступает в новый период своего развития. Здесь впервые дольники становятся органической самостоятельной системой русского стиха, равноправной с силлабо-тоническими метрами. В этом отношении роль Блока в истории тонического стиха сходна с ролью Ломоносова в отношении силлабо-тоники. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я прекрасной дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о ней. Этот размер – 3-иктный дольник – сразу же становится популярным у нового поколения поэтов (Ахматова «Это песня последней встречи», Есенин «Все живое особой мечтой», Цветаева «Идешь, на меня похожий» и т.д.). Вслед за 3-иктным в употребление входит и 4-иктный дольник: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех забывших радость свою… Оно особенно полюбился Маяковскому (поэмы «Люблю», «Про это»). Стоит обратить внимание, что в 3-иктном дольнике на первых порах 1-сложные и 2-сложные интервалы между ударениями встречаются с одинаковой частотой ( по естественному закону языка), но затем 1-сложные интервалы все чаще начинают сосредотачиваться на второй позиции: у Блока ритмические вариации типа « Вхожу я в темные храмы» немного даже преобладали над вариациями типа «Там жду я прекрасной дамы», у Ахматовой последняя вариация уже преобладает над первой, у Цветаевой – полностью ее вытесняет. Здесь проявляется та же тенденция к созданию контраста между последней сильной позицией и предшествующей ей, т.е. тенденция к облегчению стиха к концу строки (ср. в силлабо-тонике к концу стиха все реже появляются сверхсхемные ударения и все чаще пропуски ударений на сильных местах). Вторая тенденция в 3-иктном дольнике – все более редкое появление полноударных вариаций трехсложников: тонический стих стремится отмежеваться от силлабо-тонического. Третья тенденция – это постепенное появление вариации с пропуском среднего ударения ( с 4 безударными подряд): Прости меня! Не хотела! Вопль вспоротого нутра. Так смертники ждут расстрела В четвертом часу утра За шахматами… Усмешкой Дразня коридорный глаз. Ведь шахматные же пешки! И кто-то играет в нас… (М. Цветаева «Поэма конца»). Тактовик и акцентник. По ту сторону дольника начинальсь царство чистой тоники – акцентный стих со свободными непредсказуемыми интервалами. Этот стих традиционно ассоциировался с народным раёшным стихом и держался в юмористической поэзии. Например, Б. Потемкин «Была у него любовница, Мелкая чиновница, Угощала его по воскресеньям, Пирогами с грибами, Сравнивала себя с грациями, И завязывала банки с вареньем, Прокламациями…». Поэзия раннего символизма стала пользоваться акцентным стихом и в серьезных стихотворениях, особенно под знаком трагического надрыва. Например, у Есенина «Пугачев»: Сумасшедшая, бешенная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Или исцеление калекам? Проведите, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека… Акцентный стих был не вовсе бесформенным: когда в нем шли подряд равноударные строки, он звучал четче, когда контрасты между объемами междуударных интервалов были невелики – тоже. Поэты умели этим пользоваться: Маяковский выделяет эмоциональные кульминации расслаблением или укреплением ритма. Постепенно в акцентном стихе выделяются наименее расшатанные его ритмы, с интервалами 1-2-3, актуализируется особый вид стиха, промежуточный между аккуратным дольником и непредсказуемым акцентником – тактовик. Происходит его повторное открытие, на этот раз без ассоциаций с народным стихом (ср «Сказку о рыбаке и рыбке»). Чаще других к тактовику обращаются Блок и Бальмонт. Общая тенденция такова, что к концу стиха междуиктовый интервал удлиняется, учащаются трехсложные интервалы («В старинном доме есть высокий зал, Ночью в нем слышатся тихие шаги…», «По городу бегал черный человек, Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу…»). В акцентном стихе ощутимо, что он возник не из ритмизации прозы, а из деритмизации более строгих форм стиха. Наиболее популярны 3 и 4 ударные формы. Развитие тонического стиха в 20 столетии на Украине, по авторитетному свидетельству И. Качуровского проходит под знаком определяющего вляния российского стихосложения. Холшевников «Основы стиховедения», М., 1972. В тактовике, как и в дольнике могут встречаться и пропуски метрических ударений и внеметрические (сверхсхемные) ударения на слабых слогах. Нередко в стихотворениях, написанных тактовиками, 1-2 стиха выпадают из схемы, междуударный интервал оказывается больше, чем это предполагает закон тактовика или дольника, выделяется на общем фоне – в этом случае можно говорить о переходных формах от дольника к тактовику и ли от тактовика к акцентному стиху. 2. Дольник. Слово дольник происходит от слова «доля», имеющего более широкий смысл, чем слово «стопа»: стопы в силлабо-тонической строке всегда равносложны (или двусложны, или трехсложны), а доли в дольниковой строке могут быть то двусложны, то трехсложны. Поэтому мы называем дольник переходной формой от силлабо-тоники к чистой тонике и измеряем в нем длину стиха не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), слабые интервалы между которыми колеблются от 1 до 2 слогов. Таким образом, ритмическое ожидание не исчезает, но становится расплывчатее. Доли в дольниковой строке могут быть то двусложны, то трехсложны. В подавляющем большинстве русских стихотворений, написанных дольником, преобладают трехсложные доли (и, соответственно, двусложные интервалы между иктами). Например, если разрубить на доли стихотворение Б. Эйхенбаума (№ 143), мы увидим: «Над Невой / завыва/ет сире(на), / / И ту/чи близ/ко к земле...» и т.д.; если посчитать, то трехсложные («Над Невой», «завыва-» и т.д.) составят две трети стихотворения, а двусложные доли («И ту-», «чи близ-» и т.д.) – одну треть. Это позволяет нам назвать обычный русский дольник дольником на трехсложной основе. Он настолько господствует в русской поэзии, что когда говорят просто «дольник», то имеют в виду именно его. (Подчеркиваем: «в русской поэзии». В немецкой поэзии, например в дольнике Гейне, двусложных долей гораздо больше. Это сказывается и в ритме русских переводов из Гейне, например у Блока, – проверьте!) Дольник на основе двусложников (на двудольной основе) Задание. Запишите текст, отобразите схему расположения ударений, определите метр, размер и основу дольника. Ф.И. Тютчев «Последняя любовь» (1854) О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье… Оно построено четырехударным размером, близким к типу четырехстопного ямба. Здесь ощутимо влияние на Тютчева немецкой тоники, которая строилась именно на двудольной основе (в отличие от русской тоники начала 20 века, основу формирования которой – особенно по части дольников – составляют стяженные трехсложники). Данное стихотворение будет именно 4-ударным дольником, несмотря на то, что есть 3-сложные и даже 4-сложные междуиктовые интервалы: скопление безударных в данном случае воспринимается как пропуски ударений на местах, в которых оно предполагается («сУевЕрней», «ОбхвАтила», «очАровАнье»). Дольник на основе трехсложников (на трехдольной основе) Задание. Запишите текст, отобразите схему расположения ударений, определите метр, размер и основу дольника. Валерий Брюсов Едва ли ей было четырнадцать лет – Так задумчиво гасли линии бюста. О, как ей не шел пунцовый цвет, Символ страстного чувства!... Леонід Полтава Хто ми? Оповиті нуждою і славою, У ночі бездонній чаші Золотими рибами плавають Негаснучі вікна наші. Павло Филипович Я ждав: промене тоска, Ти крила душі розправиш, І ніжна біла рука Торкнулася білих клавіш. Ганна Черінь Карі очі Минулого, спогадів, час не затер – І думаю я з досадою. Що трохи ти любиш мене – за те, Що трохи її нагадую. Задание. Какую ритмическую тенденцию можно отследить в четверостишии Брюсова? Почему финальный стих не воспринимается как ямб? (потому что существует не изолировано, а на фоне дольниковых вариаций. Он воспринимается как дважды стянутый трехсложник). Есть что-то позорное в мощи природы, Немая вражда к лучам красоты. Над миром скал проносятся годы, Но вечен только мир мечты… Тактовик серебряного века как расшатанный дольник. Задание. Определите метр и размер, поясните его происхождение. К. Бальмонт Кто в мертвую глубь враждебных зеркал Когда-то бросил безответный взгляд, Тот зеркалом скован, - и высокий зал Населен тенями, и люстры в нем горят… Н. Асеев Раненым медведем мороз дерет. Санки на Фонтанке летят вперед. Полоз остер – полосатит снег. Чьи это там голоса и смех? Вол. Свідзинський Велика скеля стоїть. Під скелею земля спить. А в тій землі теремок, Де ящірка проживає, Що була колись князівною. |