Главная страница
Навигация по странице:

  • интонация стиха

  • И пластинка играла, играла, играла, играла

  • Домашнее задание

  • 2. Силлабо-тоническая

  • Словораздел.

  • Основы стиховедения: курс занятий. 1-Стиховедение_курс-лекций. Актуальные проблемы стиховедения


    Скачать 225.65 Kb.
    НазваниеАктуальные проблемы стиховедения
    АнкорОсновы стиховедения: курс занятий
    Дата12.07.2022
    Размер225.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-Стиховедение_курс-лекций.docx
    ТипУчебное пособие
    #629204
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Приравнивание-сопоставление

    Установка на сопоставление важнее реального равенства. Полного тождества быть не может, повторение не значит отсутствие движения (ср. повторение в стихотворении Бориса Рыжего; летят утки).

    Установка на приравнивание-сопоставление и невозможность реального равенства рождает особое восприятие, процессуальность, соотносимость, особую форму существования и восприятия поэзии: все взаимоотражается друг в друге.

    В процесс всеобщего и непрерывного сопоставления вовлекается все речевые элементы и каждый из них охватывается единством ритмического движения стиха. Т.о. из установки на сопоставление рождается сложная и многообразная система стиха, в которой можно выделить следующие основные уровни:

    1. Акцентно-силлабический.

    2 Грамматический.

    3. Звуковой.

    4. Строфический.

    Именно интонация стиха является конкретным выражением многообразных и сложных ритмико-синтаксических связей и сопоставлений, и поэтому следует говорить не о ритмической, а о ритмико-интонационной структуре стихоряда. Внутренней мерой ритмического движения стиха является метр. Метрика – наука об измерении того, насколько возможно и необходимо подобие и возможно и допустимо различие.

    Метр – это мера эквивалентности стихотворных строк, определяющая принцип их соразмерности и соизмеримости. «Соизмеримость, - по словам М.Л. Гаспарова, - означает, что все стихи воспринимаются как психологически равные единицы текста. Это ощущение психологического равенства ищет подтверждения в ощущении фонетического равенства стихов».

    Приведем пример из творчества В.В. Маяковского (поэма «Владимир Ильич Ленин»):

    Нам не страшно усилие ничьё,

    мчим вперёд паровозом труда.

    И вдруг стопудовая весть - с Ильичём

    Удар.

    «Удар» тем сильнее, что короткое слово приравнено к длинной предыдущей строке, таким образом «удар» как бы повторяется, колеблется и резонирует.

    Другой красноречивый пример из стихотворения Бориса Рыжего, одного из самых талантливых поэтов 90-х годов:

    Словно в бунинских лучших стихах, ты, рыдая, роняла

    из волос — что там? — шпильки, хотела уйти навсегда.

    И пластинка играла, играла, играла, играла,

    и заело пластинку, и мне показалось тогда,

    что и время, возможно, должно соскочить со спирали

    и, наверно, размолвка должна продолжаться века.

    Но запела пластинка, и губы мои задрожали,

    словно в лучших стихах Огарева: прости дурака.

    Обратим внимание на третью строку, одно играло было бы мало хотя б потому, что это пятистопный амфибрахий, при этом как выразительно, смело и красноречиво (звукописно), это навязчивое повторение «играла», даже не три, а четыре раза. Логика приравнивания требует именно четырехкратного повторения, и именно оно оказывается достаточным условием выражение заевшей пластинки и нервного напряжения, в котором происходит накал «размолвки» и готовность ее будущего разрешения.

    Сила ударений в строке различна.

    Какое ударение по-вашему самое сильное?

    Последнее слово в стихе выдвигается на первый план (силой ударения и рифмой).

    На втором месте по силе первое ударение, Слово, которое идет первым так же особо выделено. Начало и финал семантически, римтически и фонетически – выделенные места, особо значимые.

    Метр – принцип соизмеримости стихотворных строк, опирающийся на какой-либо определенный структурный признак, по которому стих обнаруживает наибольшее сходство. Метр определяет складывающийся в историко-литературом процессе минимум условий, необходимых для стиха данного типа. Минимум единства стихотворных строк и допустимую амплитуду их многообразия.

    В самом широком смысле метр определяется как такая закономерность ритма, которая обладает достаточной определнностью. Чтобы вызвать: 1) ожидание подтверждения в следующих стихах; 2) специфическое ощущение перебоя при его нарушении.

    Ритм как явление специфической равномерности стихотворной речи есть категория всеобщая и интернациональная. Но всегда существуют и национальные особенности формы стиха (откуда, к слову, и проблемы перевода). Метр, определяя принцип соизмеримости, является категорией национально-исторической, связанной с определенной языковой системой, определенной эпохой и особенностями языка данного исторического времени.

    Стихосложение начинается с введения в речь особого порядка, что позволило Роману Якобсону интерпретировать стих как «организованное насилие над языком». Но следует учитывать, что число допустимых и возможных для данного языка насилий всегда ограничено и определяется характером языка. Например, число вариаций 4 ст. ямба будет равно 8, однако некоторые из них будут более частотны и естественны для языка, другие будут ощущаться как искусственные (ср. частотную вариацию Скажи-ка, дядя, ведь не даром, Москва спаленная пожаром и например вариацию, где все ударения, кроме последнего, будут пропущены – И не революционер).

    Другой пример – проблема перевода с французского с его постоянным ударением на русский:
    Paul Verlaine. Chanson d'automne

    Les sanglots longs

    Des violons

    De l'automne

    Blessent mon coeur

    D'une langueur

    Monotone.
    Tout suffocant

    Et blême, quand

    Sonne l'heure,

    Je me souviens

    Des jours anciens

    Et je pleure.
    Et je m'en vais

    Au vent mauvais

    Qui m'emporte

    Deçà, delà,

    Pareil à la

    Feuille morte.
    Осенняя песня (Поль Велен)

    Долгие пени

    Скрипки осенней

    Зов неотвязный,

    Сердце мне ранят,

    Думы туманят,

    Однообразно.
    Сплю, холодею,

    Вздрогнув, бледнею

    С боем полночи.

    Вспомнится что-то.

    Все без отчета

    Выплачут очи.
    Выйду я в поле.

    Ветер на воле

    Мечется, смелый.

    Схватит он, бросит,

    Словно уносит

    Лист пожелтелый.

    (перевод В. Брюсова)

    Сплошные мужские окончания французского текста только усиливают заунывную интонацию, чего нет в русском переводе Брюсова

    Ритмический закон не вытекает механически из свойств языка, иначе все говорили бы стихами. Но он и не является чем-то чуждым языку, приложенным к языковому материалу. По своему материалу поэзия национальна, и поэтому метрический закон, если он хочет быть жизнеспособным, должен ориентироваться на природу национального языка.

    В зависимости от признака, выделяемого в качестве основы соизмеримости, стихи относят к той или иной системе стихосложения. Единицей соизмеримости в силлабическом стихосложении является слог, в тоническом – полноударное слово, в силлабо-тоническом – стопа, повторяющееся сочетание сильных и слабых (ударных и безударных ) слогов.
    Домашнее задание

    Подберите примеры четверостиший для силлабо-тонических и тонических метров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник, тактовик, акцентник, верлибр). В отдельную тетрадь для самостоятельных работ.
    ЗАНЯТИЕ № 2

    СТИХОТВОРНАЯ МЕТРИКА

    Александр Блок писал: «Имеющие уважение к слову должны знать, что существует математика слова (как и математики всех других искусств), особенно в стихах…».

    Метр – принцип соизмеримости, характеризующий меру реального равенства. Принято выделять три степени метрической соизмеримости:

    1. Константа – постоянное наличие какого-либо принципа, его стопроцентная встречаемость.

    2. Доминанта – значительное преобладание какого-либо признака, его встречаемость в 75 % и более случаев.

    3. Тенденция – относительное преобладание признака по сравнению с другими.

    Эти же три понятия можно считать тремя степенями ритмического ожидания стиха.

    Признаки метрической соизмеримости, которые закрепляются в различных национальных литературах на определенных этапах их культурного развития, определяют системы стихосложения. В истории русского и украинского стихосложения нового времени представлены четыре системы стихосложения: силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая и разноударный нерифмованный стих (верлибр).

    1. Силлабическая система – та, в которой стихи измеряются константным количеством слогов в строке.

    Г. Сковорода «Сад божественных песней» (песнь 8):

    Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить,

    Буду вЂк мой коротати, гдЂ тихо время бЂжит.

    О дуброва! О зелена! О мати моя родна!

    В тебЂ жизнь увеселенна, в тебЂ покой, тишина!

    Пятнадцатисложник с постоянной женской цезурой после восьмого слога, подкрепленной внутренней рифмой.

    Другой пример. Т. Шевченко, «Лілея»:

    За що мене, як росла я,

    Люди не любили?

    За що мене, як виросла,

    Молодую вбили?

    За що вони тепер мене

    В палацах вітають,

    Царівною називають,

    Очей не спускають...

    (Коломийка).

    2. Силлабо-тоническая (метрическая) система: в ней стихи измеряются повторяющимся сочетанием сильных (ударных по преимуществу) и слабых (преимущественно безударных) слогов. Такие повторяющиеся сочетания называются стопами. Если стопа состоит из двух слогов, то это двустопный размер, если из трех – трехстпоный. Сильное место в стихе называется – икт, а слабое место – междуиктовый интервал.

    Двусложные:

    1. Хорей (Х): _U: нечетные слоги сильные, константа – последний нечетный слог, доминанта – все нечетные.

    2. Ямб (Я) – U_: четные слоги сильные, константа – последний четный, доминанта – все четные.

    В строке ямбическую стопу может заменять пиррихий (UU) или в качестве сверхсхемного отягчения может присутствовать спондей (_ _). Сверхсхемные отягчения, как правило, могут появляться при наличии полноударных односложных слов, чаще в начале строки или после цезуры. Например, у Пушкина в «Полтаве»: «Швед, русский колет, рубит режет», «Нет, дерзкий хищник, нет, губитель».

    Вариативность двусложных размеров определяется в первую очередь пропусками ударений, а во вторую – характером словоразделов, в третью очередь случаями со сверхсхемным ударением.

    Частотные вариации стихотворения составляют ритмический фон, редкие – курсив. Употребительность тех или иных вариаций связана не только с системой языка и предпочтениями самого поэта, но и с исторической тенденцией в стихосложении той или иной эпохи. Так еще в 1910 году поэт и филолог Андрей Белый сделал яркое открытие, использовав статистические методы изучения стиха. Он установил, что существует выраженная тенденция в использовании пиррихиев в вариациях четырехстопного ямба в поэзии 18 столетия и первой половины 19 столетия. Около половины всех стихов имеют пиррихии на третьей стопе, около четверти – полноударны, остальные формы встречаются реже.

    Статистический метод позволил Андрею Белому показать историческую эволюцию четрехстопного ямба. У всех русских поэтов пиррихии чаще всего попадают на третью стопу, но на первых двух они располагаются неодинаково. Так, поэты 18 столетия предпочитают строки с перрихиями на второй стопе (типа «На лаковом полу моем», «Где плов и пироги стоят»)); Пушкини последующие поэты отдают предпочтение вариациям с пиррихием на первой стопе (типа «Напоминают мне оне» или «Адмиралтейская игла»).

    Об этом еще будет более подробный разговор.

    Задание. Определите метр и размер

    В Маяковский «Письмо Татьяне Яковлевой»

    Не хочешь? Оставайся и зимуй,

    и это оскорбление на общий счет нанижем.

    Я все равно тебя когда-нибудь возьму -

    одну или вдвоем с Парижем.

    Трехсложные:

    1. Дактиль (Д): _ UU: последняя дактилическая стопа, доминанта 1,4,7,10… слоги (доминанта приближается к константе).

    2. Амфибрахий (Ам): U_U: последняя амфибрахическая стопа, доминанта - 2, 5, 8, 11… (доминанта приближается к константе).

    Як запах фіалки в осінній імлі,

    Як пісня дівоча в снігах і завії,

    Зорею сіяє над смутком землі:

    Марія.

    (М. Рильський)

    Тихо злетіли лебиди били,

    Тихо на землю сидають

    Плещуться нижно в трепеный хвили

    Бризками райдуги грають

    Благодаря цезуре появляется особый усеченный дактиль.

    1. Анапест (Ан): UU_ - последняя стопа ударная - константа, 3, 6, 9, 12… - доминанты.

    В трехударных метрах пропуск ударения (трибрахии) редкость, почти всегда ощущаемая как ритмический курсив (Н. Некрасов «И пробужденной природы картиной // Не насладился из них не единый»). Сверхсхемные ударения могут возникать в односложных и двусложных словах, чьи ударения приходятся на слабые места.

    В трехсложниках пропуски ударений редки, и ритмическое своеобразие стиха определяется не пропусками ударений на сильных местах, а в первую очередь сверхсхемными отягчениями и игрой словоразделов.

    Пример из Вл. Соколова

    Я устал от двадцатого века,

    от его окровавленных рек.

    И не надо мне прав человека -

    я давно уже не человек.
    Я давно уже ангел, наверно,

    Потому что, печалью томим,

    Не прошу, чтоб меня легковерно

    От земли, что так выглядит скверно,

    Шестикрылый унес серафим.
    Володимир Соссюра

    Так ніхто не кохав. Через тисячі літ

    лиш приходить подібне кохання.

    В день такий розцвітає весна на землі

    І земля убирається зрання..

    Дише тихо і легко в синяву вона,

    простягає до зір свої руки...

    В день такий на землі розцвітає весна

    і тремтить од солодкої муки...

    Размер – разновидность метра, определяемая количеством и качеством стоп, длина стиха. Стих, в котором упорядоченно чередуются разные размеры одного метра, называется разностопным урегулированным.

    Стих, в котором неурегулировано чередуются разностопные строки – это вольный стих (например, басенный ямб – ЯВ).

    Ударения могут быть схемные и сверхсхемные (отягчения), схемное ударение может пропускаться или сдвигаться.

    Стихи, в которых все сильные позиции заняты ударениями, называются полноударными ритмическими вариациями.

    Бывают двойственно-ударные слова со своим специальным обозначением. Мнения по поводу ударности местоимений расходятся.

    Короткие размеры воспринимаются как живые и веселые, песенные. А длинные как торжественные и высокие. Однако разница между длинными и короткими часто всего в один слог:

    В. Маяковский «Я просто убежден для себя, что для героических или величественных передач надо брать длинные размеры с большим количеством слогов, а для веселых – короткие. Почему-то с детства (лет с девяти) вся первая группа ассоциируется у меня с:

    Вы жертвою пали в борьбе роковой...-

    а вторая – с:

    Отречемся от старого мира...

    Курьезно. Но, честно слово, это так».

    Следующие примеры показывают, как изменение длины стиха меняет характер ритма:

    1. Ночной эфир

    Струит зефир,

    Шумит,

    Бежит

    Гвадалквивир…


    1. Лишь розы увядают,

    Амфрозией дыша…


    1. Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты…


    1. Я вас любил: любовь еще быть может,

    В душе моей угасла не совсем…
    5) Унылая пора очей очарованье,

    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Домашнее задание

    Подберите по одному примеру вольных стихов: 1 двусложник, 1 трехсложник, 1 для тонической системы.

    ЗАНЯТИЕ 3

    СТИХОТВОРНАЯ МЕТРИКА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ГРАММАТИКА СТИХА
    Словораздел. Каждая ритмическая вариация имеет несколько словораздельных вариаций, различающихся положением словоразделов между словами, образующими стих. Если слово, стоящее перед словоразделом, оканчивается на ударный слог, то словораздел называется мужским, если на безударный – то женским, если на два безударных, то дактилический и.т.д.

    Пример важности словоразделов и длины строк.

    "Последний катаклизм" (1830).

    Когда пробьет последний час природы,

    Состав частей разрушится земных:

    Все зримое опять покроют воды,

    И божий лик изобразится в них!

    Если словораздел совпадает со стопой, то он называется симметричным. Если не совпадает с границей стопы, то ассиметричным.

    Достаточно сравнить две строки пятистопного ямба с одинаковой ритмической структурой (одинаковое расположение перрихиев), но разым характером словоразделов в строке, чтобы почувствовать эту разницу:

    1. Уже перелетел за океан

    2. Томительная медленная ночь.

    В каждой строке по три слова. Однако Симметричные словоразделы и более короткие слова дают стиху быть более легко произносимым (поэтому перелет простой и быстрый). Ассиметричные словоразделы и слова, с характерным ударением за четыре слога до конца создают медлительность и утомительную тягучесть стиха (чего и требует сама тема сообщения).

    Словораздел, занимающий во всех стихах некоторого текста постоянную позицию, называется цезурой обычно он расположен в середине стиха и делит стих на полустишия. В таком случае размер называется цезурным. В ямбе цезура всегда мужская (например, в 5-ст. ямбе трагедий цезура после второй стопы, а в александрийском стихе – после третьей).

    Вспомним шутку А. Пушкина из «Домика в Коломне»:

    Признаться вам, я в пятистопной строчке

    Люблю цезуру на второй стопе.

    Иначе стих, то в яме, то на кочке.
    Максим Рильский

    Річка блакитна плеще і в'ється,

    Чайка літає над нею,

    Річка блакитна грає-сміється

    Сріблом - водою своєю.
    Квіти пахучі гнуться в коханні,

    Шепчуть про щастя, про вроду,

    Ліс очерету хилиться п'яний,

    Дивиться мрійно у воду.
    Тихо злетіли лебіді білі,

    Тихо на воду сідають,

    Плещаться ніжно в трепетній хвилі,

    Бризками райдуги грають.
    Стих становится легче, простонароднее и напевнее, а размер ощущается не как яжеловесній, тяготеющий к єпике четірехстопній дактиль, а как короткий песенній. К тому в последней строфе явно ощущение взмаха крыльев, которое было бы не столь ощутимым в чистом дактиле.

    Наличие цезуры в нечетных строках каждого четверостишия позволяет определять данный стих как дактиль 4-3 с женской цезурой после второй стопы в нечетных, а не как сочетание дольника с дактилем. Хотя видим, сколь тонка граница и недаром дольник считают переходным размером от силлабо-тоники к тонике.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта