магистерская диссертация. Магистерская. Актуализация психологических ресурсов сказкотерапии в оказании помощи детям старшего дошкольного возраста
Скачать 1 Mb.
|
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СКАЗКОТЕРАПИИ1.1 Миф как предшественник сказкиИзучая теоретические аспекты метода сказкотерапии в диагностической и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо рассмотреть основные психологические подходы к анализу сказки, культурно-исторические предпосылки возникновения сказки, появление данного метода в практике психологического консультирования и общие закономерности работы с ними. Также необходимо проанализировать особенности терапевтической метафоры, ее отличие от литературной, рассмотреть специфический язык символов волшебных сказок и связь сказки с внутренним миром ребенка, с его переживаниями и поступками. Прежде чем приступить к анализу основных психологических подходов к терапевтической метафоре и особенностей терапевтической работы со сказками, необходимо проанализировать некоторые особенности мифа как исторического предшественника сказки. Миф является важнейшим явлением культурной истории. Своими истоками он уходит в глубину веков. Основатель экспериментальной психологии Вильгельм Вундт отмечал, что мифы актуальны в любое время человеческой жизни, так как они являются практичными, насущными, эмоциональными и аффективными. Великий психолог одним из первых исследовал мифологические проблемы и рассмотрел вопрос возникновения мифа в историческом и психологическом смыслах. Исторический смысл связан с условиями культурными, а психологический относится к внутренним, душевным мотивам личности и связывается с общими свойствами человеческого сознания. В. Вундт полагал, что миф не исчез из жизни человека. Он напрямую связан с индивидуальны сознанием. «Миф не представляет собой формы мысли, принадлежащей к давно ушедшему прошлому; он продолжает жить и стремится снова вернуться к жизни там, где он временно исчез». Известный литературовед В.Я. Пропп, анализируя в своей работе волшебные сказки и их особенности, отмечал, что формально миф не отличается от сказки. Если же исследовать социальную функцию сказочных текстов, то большинство из них придется считать не сказками, а мифами. Такие мифы являются произведениями более ранних стадий экономического развития.[44.C.14-15]. Мифология способствовала развитию философии, литературы, художественного искусства. При помощи мифологических символов в психологии рассматривают содержание и особенность протекания психических процессов коллективного бессознательного. Особенно подробно и емко изучал психологические особенности мифологии Карл Густав Юнг, открывший в структуре личности существование коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное, по сути, есть «память поколений», то психологическое наследие, с которым появляется на свет ребенок. Содержание коллективного бессознательного в минимальной степени сформирована личностью и по своей сути вообще не является изобретением индивидуальным. Это бессознательное подобно воздуху, которым дышат все, но который и не принадлежит никому. По Юнгу бессознательное – это живой посредник добра и зла одновременно. Мифы и сказки являются частью этого бессознательного, так как их символический язык является способным передать психологические состояния, которые переживает человек, выбирая тот или иной сказочный сюжет или одного из героев. Юнг называл такое содержание коллективного бессознательного «архетипом». Любые персонажи волшебных сказок являются архитипическими образами, которые представлены на уровнях психической глубины. Образы сказочных и мифических персонажей оказывают своё воздействие на человека не зависимо от того, осознаваемы они или нет. Карл Густав Юнг описывал феномен сказки и мифа через архетип, называемый «Самостью». Юнговские архетипы являются устойчивыми механизмами и формами, в которых существует и реализуется бессознательное. Слово «миф» в переводе с греческого языка – это сказание, повествование и учение (слово). Философский словарь дает такое определение: «фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устно народном творчестве». Исследователи фольклора нашего времени отмечают, что миф является предшественником сказки, и что в сказке, если сравнивать ее с мифом, происходит функциональное ослабление этиологии, ослабление строгости веры в истинность излагаемых фантастических событий. М-Л. фон Франц в своем исследовании говорит, что истинной причиной возникновения мифов является личный опыт индивида, который получен им во сне или в виде обычных галлюцинаций, когда бессознательное содержание входит в жизнь конкретного человека. Данный опыт всегда имеет божественную (сверхъестественную) природу. В первобытном обществе из подобного опыта никогда не делали тайны, а наоборот, он всегда становился предметом всеобщего обсуждения и со временем прояснялся, в результате сопоставления его с другими мифологическими рассказами, близкими по теме. Таким образом, архетипический опыт получал развитие в форме слухов или молвы. К. Юнг понимал миф как первоначальное проявление досознательной души и как естественное высказывание о тех событиях, которые «случаются» в бессознательном. Миф транслирует психологическую жизнь первобытного племени. Когда же племя теряет собственное мифологическое наследие, оно непременно разрушается, как и любой человек, потерявший свою душу. К. Кереньи, последователь Юнга, считал, что мифология в состоянии донести до современного человека лишь то, что он находится рядом с феноменом, который по глубине, постоянству и универсальности сравним только с самой природой». Для В. Полосина миф является первичной формой целостного созерцательного познания бытия в единстве его пространственно-временных измерений. Исследователь мифологии Я.Э. Голосовкер считал, что миф, особенно древнеэллинский, является запечатленным в образах познанием мира во всем великолепии, ужасе и двоемыслии его тайн. Миф – многомыслен и раскрытие этой многомысленности обнаруживается в логике его смысла». Н. А. Бердяев в своей работе «Смысл истории» писал, что миф есть история, которая сохранена в воспоминаниях народа о событиях прошедших, которая открывает идеальный мир, преодолевая рамки внешнего объективного мира. Психолог Берн предлагает определять мифы как истории, предсказывающие (с полной верой в них), какими бы они не казались нам удивительными и невероятными. По своему основному назначению мифы служат для объяснения таковых сложных понятий, как расовые различия, как Жизнь и Смерть и т.д. Исследуя рациональные и символические толкования, В. Вундт считает, что миф отождествлен с творчеством, а отдельное мифологическое представление самым тесным образом соприкасается с поэтической метафорой. Разница состоит в том, что миф создается целым народом, а поэтическое произведение одним человеком. Поэтическое произведение основано на свободной работе воображения, а содержание мифа признается действительностью. Миф может сводиться к наивному рассмотрению теоретических или практических проблем, а мифология в целом есть своего рода первобытная наука. Является очевидным, что миф, с точки зрения науки, в первую очередь возникал в связи с необходимостью неким образом осмыслить и обобщить особенности социума и различные явления в природе. Таким образом, миф – есть своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Кроме того, миф отражает нравственные и эстетические аспекты отношения человека к действительности. В понимании житейском – это библейские, античные и другие старинные «сказки» о сотворении мира и сотворении человека, рассказы о делах древних. Мифы могут разрушаться вместе с той цивилизацией, к которой первоначально они принадлежали, но основные мотивы этих мифов сохраняются в виде сказок, либо остались в данной стране, либо перемещаясь в другое место. Мифы или волшебные сказки отражают более простую, но базисную структуру психического, являясь его скелетной основой. Житейское представление о мифах есть результат раннего включения в круг знаний европейского человека. В античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей. Наиболее распространены вплоть до 19 века были античные мифы. Древние Римляне и Греки рассказывали в них о своих героях, о богах и сказочных существах. Выдающийся философ А.Ф. Лосев занимался подробным изучением значения и сущности мифа и мифологического сознания, рассматривал особенности мифа через ограничения от частично совпадающих с ним форм сознания и творчества. В работе «Диалектика мифа» ученый дает подробное, развернутое определение мифа: «Миф является выдумкой или функцией, не является фантастическим вымыслом, но является диалектически необходимой категорией обыденной жизни и сознания в его широком смысле. Миф не является идеальным бытием, не является но миф является заметно ощущаемой и живой материальной реальностью. Миф является научной и, конкретно, примитивно-научной структурой, но содержит в себе живое субъектно-объектное взаимообщение, чисто мифологическую достоверность, принципиальную структуру, закономерность и истинность». В период эпохи Возрождения в странах Европы оживился интерес к античности, особенно широко становятся известны имена древних богов и героев. В это же время в Европу попадает первая информация о мифах американских индейцев и арабов. В ученой среде общества входит в моду употребление имен античных героев и богов в аллегорическом смысле: «Марс» - война, «Венера» - любовь, «Муза» - наука, различные виды искусства и т.д. Данное словоупотребление есть в обиходе и в наши дни, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя множественные мифологические образы. «Поэзия невозможна без мифологии». Поэзия и есть мифология, поражающая своей необычностью выразительная действительность». В начале девятнадцатого столетия в научный оборот вводятся мифы индоевропейских народов (славян, иранцев, германцев, древних индийцев). Выявление мифов показало, что миф существовал у всех народов мира в определенный период своего исторического развития. Научный подход к изучению мировых религий (ислам, буддизм, христианства) показал, что они пронизаны мифами. Изучая психологическое значение мифа, можно говорить о том, что мифы являются отражением особенностей национального характера той конкретно цивилизации, в которой они возникают и продолжают быть жизнеспособными. «Миф тесным образом связан с национальными особенностями. К примеру, упомянув миф о Гильгамеше, мы сразу представим себе шумеро-хеттско-вавилонскую цивилизацию, ведь данный миф принадлежит к ней конкретно и не может быть перенесен в Рим или Грецию, так же как миф о Геркулесе и Улиссе нельзя представить относящимися к культуре маори. Прекрасная форма изложения этих мифологических историй обусловлена тем, что их авторами как правило были поэты и священники. Древние мифы содержат в себе зародыши религии, литературы, искусства. Мифы активно питали поэтическую фантазию. Э. Касиррер интерпретировал мифологию, наряду с языком и искусством, как «автономную символическую форму культуры, отмеченную особой модальностью, особым способом символической объективности чувственных эмоций». Сравнительно-историческое изучение широкого спектра мифов дало возможность установить, что в мифах различных народов мира ряд основных тем и мотивов повторяется. Учеными была выявлена та же повторяемость в сюжетах сказок разных народов мира. Эта особенность связана с архетипической природой человеческой психики. Мифология, являясь частью коллективного бессознательного, входит в ту психологическую основу, которая цементирует расу, народы, нацию, семью и т.д., и, наконец, объединяет всех людей. Основная функция мифологии заключена и в сохранении коллективной памяти: в мифах записаны сюжеты, складывающиеся в течение длительного времени, оценки, представления, объяснения, имеющие огромное культурное, историческое, психологическое, философское, телеологическое и иное значение. Мифы могут составлять духовную основу, даже духовную жизнь народа или целых цивилизаций. Создание легенд и мифов является естественной потребностью человека. Психически и психологически по своей природе явления способствуют созданию мифов, рождают желание искать связи с потусторонним, сверхъестественным миром. Исследователи отмечают, что генеральную группу мифов у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождение мира, человека и вселенной (космогонические мифы). У народов с отстающей культурой мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах гораздо реже встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела другой вид, а вопросов о том, как появилась земля…небо, не ставится. У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические мифы. Особенной типичностью отличались мифы о происхождении Мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи - идея творения и идея развития. В числе широко распространенных мифологических мотивов - мифы о чудесном рождении, о предназначении и смерти. Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ: добывания огня, изобретении ремесел, земледелия, а также усвоение среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Их введение обычно приписывается культурным героям. К мифам о культурных героях примыкают «близнецовые» мифы. В них образ культурного героя как бы раздваивается: это два брата близнеца, наделенные противоположными чертами: один добрый, другой злой. Причины, по которым возникали мифы, следует искать в особенностях уровня культурно - исторического развития первобытного общества. Одной из главных предпосылок мифологического мышления является то, что первобытный человек пока еще не выделяет себя из природной и социальной среды. Его мышление обусловлено аффективно-моторной сферой. Некоторые мифологические образы являются сложной структурой тех признаков, которые входят в основную мифологическую систему. Мифологические образы представляют собой одушевленные конфигурации «метафор», где символический образ представляет инобытие того, что он моделирует, так как форма тождественна содержанию, но не является ее иллюстрацией. В мифах, как и в сновидениях, повествуется о событиях, которые происходили в пространстве и во времени. В этом рассказе на символическом языке выражаются философские и религиозные идеи, а так же представлено внутреннее психологическое состояние человека. Как полагает Ю. М. Антонян, в этом и есть подлинное значение мифа. Явное содержание мифа нужно понимать не как порождение фантазии первобытных народов, а учитывать, что в нем содержатся хранимые свидетельства прошлого. Важно учитывать, что благодаря множеству находок, сделанных в течение последних десятилетий в ходе раскопок, установлена историческая достоверность многих мифов. Эрих Фромм обращал внимание на то, что путь к пониманию и толкованию мифов был достаточно долгим и сложным. Первопроходцами, которые проложили путь к новому пониманию мифов в психологии, стали И. Я. Баховен и З. Фрейд. И. Баховен раскрыл историческое, религиозное и психологическое значение мифа. Зигмунд Фрейд представил более глубокое значение мифов при помощи языка символов (теория толкования сновидений). И хотя роль Фрейда в изучении мифов была скорее косвенной, нежели прямой, его воззрения проложили дорогу к пониманию мифологии как явления в духовном плане исключительно важного. [55.C.267]. |