Главная страница
Навигация по странице:

  • Е.А. Застенчик

  • Э.А. Каминская

  • Типичные и синкретичные конструкции с союзом что. культура речи сборник 2016. армавирский государственный педагогический университет институт русской и иностранной филологии кафедра отечественной филологии и журналистики


    Скачать 3.63 Mb.
    Названиеармавирский государственный педагогический университет институт русской и иностранной филологии кафедра отечественной филологии и журналистики
    АнкорТипичные и синкретичные конструкции с союзом что
    Дата15.05.2022
    Размер3.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультура речи сборник 2016.docx
    ТипДокументы
    #531065
    страница18 из 30
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   30

    Примечания

    1. Дроняева Т. С., Клушина Н. И., Бирюкова И. В. Стилистика современного русского языка. Практикум (под редакцией Т.С. Дроняевой). М. : Флинта, Наука, 2014.

    2. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М. : МедиаМир, 2008.

    3. Кожина М. Н., Котюрова М. П. Изучение научного функционального стиля во второй половине ХХ в., «Stylistyka-VI». Ороiе, 1997.

    4. Котюрова М. П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. Красноярск, 1988.

    5. Лаптева О. А. Общие особенности устной публичной (научной) речи / Современная русская устная научная речь. М., 1985.

    6. Лариохина Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. М., 1979.

    7. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990.

    Е.А. Застенчик

    г. Краснодар, Россия
    РАБОТА НАД ТОЧНОСТЬЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ

    АТТЕСТАЦИИ
    Проблема формирования коммуникативных качеств речи учащихся всегда была актуальной и одной из самых обсуждаемых среди учителей. До сих пор нет однозначного решения, как методически правильно и качественно проводить работу над развитием данных качеств. Особенно сложно это сделать в условиях динамичного изменения, происходящего в образовании. В результате модернизации, связанной с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, появляются новые требования реализации основных образовательных программ. В связи с этим, изменилась и форма государственной итоговой аттестации, назначением которой является оценка уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников IX классов. При этом главную роль играет компетентностный подход, так как экзамен предполагает проверку различных компетенций. В том числе и коммуникативной, выражающейся в степени владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

    К продуктивным навыкам речевой деятельности относится умение говорящего выбрать модель соответствующую речевой задаче и оформить её в соответствии с нормами языка. Рецептивные навыки – это способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их с определённым значением. Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте [Петруль 2014:172-176].

    Формирование точности речи относится к продуктивным навыкам, которые проверяются государственной аттестацией в процессе написания сжатого изложения и сочинения. Поэтому при подготовке к экзамену по русскому языку в IX классах необходимо уделить внимание формированию точности речи в этих видах работ.

    Стилистический энциклопедический словарь русского языка даёт определение точности речи, данное Б.Н. Головиным: «Коммуникативное качество, формируемое на основе связи речи с действительностью и мышлением и осознаваемое через соотнесение семантики речи с выражаемой и формируемой речью информацией» [Головин 1988:7-25]. Иными словами, точность – это умение подобрать слово, соответствующее отображаемой в речи действительности (предметная), и умение соответствующе отразить в речи смысловую семантику выражаемого понятия (понятийная).

    По мнению Б.Н. Головина, лингвистическими средствами, формирующими точность, являются все единицы речи. При этом главнее всего знать лексические значения слов, уметь разграничивать омонимы, паронимы, а также владеть хорошим знанием значений слов узкой сферы употребления (иноязычных, профессиональных, архаичных и т.п.). Так, в процессе работы над сжатым изложением происходит формирование умения максимально и наиболее целесообразно использовать запас слов (употреблять их правильно и точно по смыслу). Сжатие предполагает преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объёму изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Обучающийся, работая с каждым абзацем, должен воспользоваться приёмами сжатия. Среди них умение заменять однородные члены обобщающим словом (синонимом или близким по значению словом); сложное предложение – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д. Используя данные приёмы сжатия, обучающийся должен уметь точно подобрать заменяемое слово или конструкцию, соответствующую смыслу исходного текста.

    Для того чтобы справиться с данной задачей, необходимо провести комплекс работ, в которых учащийся мог бы поработать над умением точно и уместно подбирать языковой материал. Считаем, что лучшими текстами, эффективными не только для формирования коммуникативных умений, но и для воспитания культурно-ценностного отношения к русскому языку и речи, являются статьи Дмитрия Сергеевича Лихачева. «Его любовь к Родине, к родному языку, к родной литературе и культуре – это, пожалуй, самый важный урок, который мы можем почерпнуть из его жизни, из его книг» [Донская: 2016]. Тексты, взятые из трудов Д.С. Лихачёва, встречаются при подготовке к сжатому изложению, который является частью общего государственного экзамена в девятом классе.

    Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

    А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

    Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

    Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.

    Так, например, работа с данным текстом может иметь следующие примерные задания:

    Выделите глаголы речи, подберите к ним синонимы, придающие высказыванию большую эмоциональность: данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов).

    Составить вопросы по содержанию текста и ответы на них (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, повышение речевой культуры учащихся, очищение речи от слов – сорняков).

    Объясните значения следующих слов различными способами: а) построив логическое определение, б) используя синонимы, в) описательным способом.

    Разложите сложную мысль на несколько простых, заменив данные сложные предложения простыми, не нарушая логики высказывания.

    Выразите своё отношение к проблеме, затронутой автором.

    С помощью историко-этимологических, толковых словарей определите значение слов: интеллигентный, равнодушие, злорадство, достоинство.

    Подберите синонимы к данным словам: подлинный, восприимчивость, восхититься, злорадство.

    Ещё одним способом работы над точностью речи является приём постановки вопросов к тексту и ответов на них. Например, используя классификацию Б. Блума, можно способствовать умению формулировать вопросы, отвечать на них, полно и точно выражая свои мысли и формулируя собственную позицию по обсуждаемому вопросу. Этот приём используется в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

    В данной классификации используется 6 типов вопросов. Примерные из них:

    Простой вопрос: каким должен быть интеллигентный человек?

    Уточняющий вопрос: Уточните, какие качества интеллигентного человека перечислены в фрагменте текста.

    Интерпретационный вопрос: Почему образованность нельзя смешивать с интеллигентностью?

    Творческий вопрос: Что изменится, если интеллигентность свести только к образованности?

    Практический вопрос: где в обычной жизни можно наблюдать такое явление, как интеллигентность?

    Оценочный вопрос: На каком уровне подробности желательно запомнить извлеченную из данного текста информацию?

    Использование комплексного анализа текста позволяет провести работу как над формированием всех коммуникативных качеств речи, так и при работе над точностью речи в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.
    Примечания

    1. Головин Б. Н. Основы культуры речи : учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». 2-е изд., испр. М. : Высш. Шк., 1988. С. 7-25.

    2. Донская Т. К. Д.С. Лихачёв – светоч отечественной науки и культуры. Лекция. СПб.- Белгород : Изд-во «Северная звезда», 2016.

    3. Петруль А. Н. Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению // Теория и практика образования в современном мире : материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб. : СатисЪ, 2014. С. 172-176.



    Э.А. Каминская

    г. Армавир, Россия
    ОЦЕНОЧНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

    В РАССКАЗЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ДРАГОЦЕННАЯ ПЫЛЬ»
    Категория оценки рассматривается в языкознании довольно широко, ведь она является способом выражения субъективного мнения о значимости предмета и реалий окружающего нас мира.

    Т.В. Маркелова даёт определение термину «оценка»: «Мнение, суждение о качестве, достоинств, значений и т.п. кого-, чего-либо [Маркелова, 1993:7].

    Оценка может сочетать в себе положительную или отрицательную, одобрительную или неодобрительную, равнодушную коннотации.

    В художественном тексте данная категория занимает основополагающее место, ведь через оценивание автор имплицитно дает характеристику персонажам и образам, отображает настроение произведения и подводит читателей к постановке проблематики и формулированию идеи в тексте.

    Известна разнообразная палитра оценочных языковых средств, среди которых выделены: интонационные, графические, словообразовательные, лексические и синтаксические.

    Рассмотрим их более подробно, опираясь на рассказ К.Г. Паустовского «Драгоценная пыль».

    Это первый рассказ в книге «Золотая роза», в которой автор рассуждает над такими проблемами, как назначение писателя, идейное обоснование литературного творчества, смысл жизни.

    «Драгоценная пыль» не является исключением. В произведении рассказывается о том, что главный герой служил солдатом, но, заболев тяжёлой лихорадкой, был отправлен обратно на Родину. По пути домой Жан сопровождал дочку командира Сюзанну, которую по-отцовски полюбил. Спустя несколько лет Шамет снова её встретил и решил сделать для неё ту золотую розу, легенду о которой он рассказывал ей ещё будучи солдатом. Собрав драгоценную пыль день за днём, ему удалось достичь мечты, но роза так и не досталась Сюзанне, главный герой, узнав, что она уехала в Америку навсегда, умер.

    На основе анализа данного рассказа можем отметить дифференциацию языковых оценочных средств:

    1. Графических, к которым относится использование: восклицательного и вопросительного знаков (Чем он мог занять её? Где она, Сюзанна? Что с ней? Я все помню! Какой ты стала красавицей! Золотая роза Шамета!), что придаёт тексту дополнительную окраску и отражает эмоциональное состояние субъекта: кавычек («Терпи, Сузи, солдатка!»), применение которых указываетна то, что главный герой находится в размышлениях: данную фразу, произнёсшую на прощание маленькой Сюзанне, он вспоминает спустя много лет и корит себя за эти слова, за бездействие и проявление в какой-то мере равнодушия.

    2. Словообразовательных, сущность которых заключается в преобладании определенных аффиксальных морфем, с помощью которых автор также описывает героя, его состояние или действие. Мы выделим: суффиксы -щик-, -ник-, -тел-, указывающих на профессию/сферу деятельности (мусорщик, жестянщик, сапожник, собиратели (окурков)). Отметим, что слова, в которых используются данные суффиксы, имеют негативную окраску; уменьшительно-ласкательные суффиксы -очк-, -к-, -еньк- (девочка, облачко, маленькая, крошка) характеризующие Жана Шамета как нежного, чуткого персонажа, искренне любящего Сюзанну и стремящегося жить ради её счастья.

    Отметим также и другие суффиксы из данной групы -чик-, -ишк- (господинчик, домишки), сочетающих в себе иронию. В первом случае господинчиком именуется возлюбленный Сюзанны, молодой актёр, изменивший ей и лишь изображавший любовь. Домишками именуется жилье жестянщиков, сапожников, собирателей окурков.

    Суффикс -ость- (драгоценность, нежность, вежливость) маркирующий трепетное отношение Шамета к Сюзанне.

    3. Лингвистических, в свою очередь являющихся основным средством выражения оценки. Структура их представлена морфологическими компонентами, т.е. именными частями речи и предикатами. Данные средства не только являются носителями лексических и грамматических значений, но и в то же время выражают оценку.

    Экспрессивно-эмоциональную окраску могут выражать и имена существительные, обозначающие предметность, прилагательные, отражающие признак, качество и свойство предмета, глаголы, заключающие в себе способность передавать оттенки мысли, а также действия, признак которого выражают и наречия.

    Выделим именные части речи, которые сочетают в себе и отрицательную, и положительную коннотации. Первая маркирована описанием жизни Шамета, внешней обстановкой, последняя – изменением в окружающей действительности, природе и быта главного героя с появлением Сюзанны: существительные (окраина, заросли, изжога, логово, ругательство, осколок, мыши, крысы, горечь, темнота, солнце, память, фиалки, отчаяние, восторг, лучи, облачко, девочка); прилагательные (старые, грубые, казарменные, ненужное, грубая, тяжелый, неуклюжий, скрипучий, мрачный, тощее, серое легкое, розовое, необыкновенное).

    Также отметим предикативные части речи, которые в тексте наделены негативной окраской (они используются в описании окружающей Шамета действительности и передаче его настроения): форма инфинитива глагола (ругать, толкнуть, бояться, забыть); причастия (краденые, недоумевающий), наречия (нескладно, прочь).

    Особо подчеркнём слова и словосочетания, употребляющиеся в разговорной лексике (лачуга, окурки, дятел, пьяные, вранье, муть, свинья, солдатская затычка, пробормотал, тронулся, поношенный урод, ковылявший на ревматических ногах, отшвыривал, неуклюжая образина). С помощью данных слов не только составлен портрет главного героя, но и его образ в целом. Ведь большинство слов и словосочетаний используются в описании мыслей героя, в изображении его мнения о самом себе.

    4. Экспрессивно-синтаксические конструкции, которые выражают субъективно-характеристическую и идейную оценку предмета или отношение говорящего к происходящему: сравнительный оборот (клок волос, похожий на хохол птицы; таяли, как клочья тумана; старуха, как цирковая змея; пахло так нежно, как будто она долго пробыла в корзине с фиалками; сверкали, как драгоценности; ярче влажных лепестков были её губы); метафорические словосочетания и предложения (дымилась жара, напрягал память, преследовал запах пыли и помоек, дни сливались в желтую муть, вяло пробивался рассвет, все здания сверкали в лучах этого солнца, жизнь по вкусу, глубина сердца, ожидание…превратилось в железный заржавленный осколок…застрял в груди, около сердца); эпитеты (недоумевающий взгляд, скучный дом, однообразная нужда, томный красавчик, тяжелое ругательство, колючий осколок); обращения («Сузи!», «Жан!», «солдатка», «моя девочка», «моя маленькая»).

    Отдельно рассмотрим данную группу в заключении рассказа, где автор рассуждает о назначении литератора и его творчества, также используя языковые оценочные средства.

    Писатель сопоставляет процесс созидания золотой розы с творчеством, называя «каждое брошенное ... слово, каждую глубокую мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца … крупинками золотой пыли». Метафорические словосочетания и предложения «миллионы песчинок … превращаем в сплав, …выковываем из этого сплава свою «золотую розу», и … из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы» указывают на трудоемкий творческий процесс создания произведения.

    Предназначение автора – уметь выковывать свою золотую розу, которая принесет счастье людям, из каждой детали и составляющей действительности в целом; своим творчеством призывать окружающих не только пользоваться таким необъятным даром, но и созидать, обогащать мир счастьем, радостью и свободой. Писатель – борец и посланник народа, который живет лишь для того, чтобы «широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

    Итак, языковые оценочные средства – это система разнообразных стилистических и экспрессивных художественных приёмов, обогащающих произведение и экспонирующих его идейное содержание. С помощьюданной категории можно более подробно рассмотреть текст, определить авторский замысел, составить характеристики образов героев, структурировать композицию и выявить проблемные вопросы в тексте.

    На примере рассказа «Драгоценная пыль» мы определили, что данные средства это и есть те самые «песчинки», без которых художественный текст не может существовать, которые наполняют его содержание смыслом и богатством языка.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   30


    написать администратору сайта