Главная страница
Навигация по странице:

  • Р.В. Карапетова, И. Андреева

  • Н.И. Крижановский

  • Н.А. Минина

  • О.А. Оморокова

  • Типичные и синкретичные конструкции с союзом что. культура речи сборник 2016. армавирский государственный педагогический университет институт русской и иностранной филологии кафедра отечественной филологии и журналистики


    Скачать 3.63 Mb.
    Названиеармавирский государственный педагогический университет институт русской и иностранной филологии кафедра отечественной филологии и журналистики
    АнкорТипичные и синкретичные конструкции с союзом что
    Дата15.05.2022
    Размер3.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультура речи сборник 2016.docx
    ТипДокументы
    #531065
    страница19 из 30
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30
    Примечания

    1. Маркелова Т. В. Семантика оценки и средства её выражения : учебное пособие по спецкурсу. М. : МПУ, 1993. 125 с.

    2. Паустовский К. Г. Блистающие облака. М. : ЭКСМО, 2012.




    Р.В. Карапетова, И. Андреева

    г. Краснодар, Россия
    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (НА ПРИМЕРЕ КРЕАТИВНОЙ РЕЦЕПЦИИ ТЕКСТА РАССКАЗА ЛЕОНИДА БОРОДИНА

    «ЛЮТИК – ЦВЕТОК ЖЁЛТЫЙ»)
    Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Как отмечает Е.С. Полат, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее» [3].

    Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

    Творческий, нестандартный подход к разработке темы проекта ведёт к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В ходе выполнения творческих проектных заданий учащийся оказывается вовлечённым в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружён в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

    Кроме того, ученик вместе с педагогом выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

    Так, в рамках изучения дисциплины «Литература» студентам была предложена тема проекта «Социальная дезадаптация детей школьного возраста на примере текста рассказа Леонида Бородина «Лютик – цветок желтый». Целью работы было выявление причин социальной дезаптации (замкнутости, погружённости «в себя») детей, обладающих высокими умственными способностями. Причины данной проблемы необходимо было выявить на примере героини рассказа Леонида Бородина «Лютик – цветок желтый», а также найти возможные пути выхода из данной ситуации, описанной в рассказе.

    В произведении речь идёт о необычной девочке по имени Лютик, которая «ворвалась» в школьные будни главного героя. Девочка отличалась своей необыкновенной красотой, скромностью и необычайным умом. Она везде и во всем была первой: сначала стала председателем пионерской дружины, потом первым школьным секретарём, когда вступили в комсомол, потом вышла на районный уровень. Одноклассники, конечно же, очень гордились Лютиком, любили её и считали неземным ребёнком, чья личность неприкосновенна. Если кто-то из ребят пытался подобраться к девочке, его тут же «отгоняли»: никто не мог допустить мысль, что Лютик была с кем-то «в отношениях», она была слишком далекой от всего этого, – считали они.

    Никто и не подозревал что девочка, точнее уже девушка, была смертельно больна, из-за чего стала чаще пропускать уроки, хотя успеваемость её не ухудшилась. Поэтому по окончании школы Лютик никуда не уехала поступать, а осталась работать в колхозной библиотеке. Главный герой, став студентом, навестил её и был сердечно принят. Он узнал, что каждый, кто приезжал в деревню, непременно заходил в библиотеку, делился с Лютиком своими переживаниями, успехами, каждый нуждался в её совете, хотел услышать мнение девушки. Она в ответ восторженно пересказывала газетные статьи, новости из правительства, достижения науки и техники и, по словам рассказчика, «что-то определённо положительное поселяла в наших умах – некий остродефицитный принцип взаимоотношения с миром, всё более теряющим в наших глазах привлекательность» [1, с. 6].

    Главный герой не мог поверить в смерть молодой женщины. Когда он увидел её свежую могилу, он подумал:«Там её нет. Там её не может быть. Я не видел, как её закапывали, и имею право верить, что она, Лютик жизни моей, ушла, просто ушла от нас всех, потому что устала служить нам. Она имела право уйти и ушла...» [1, с. 9]. Слишком уж она была хороша, красива и умна, чтобы просто умереть, – так считали все. Туда же, на кладбище, пришел и Вовка – сын глухонемого кузнеца, который в школьные годы дружил с Лютиком. Он сказал, что он один и любил её по-настоящему, и что глупость ребят сгубила Лютика. Что же он имел в виду? За годы школьной жизни сверстники, что учились с Лютиком в школе, создали из неё некий неприкосновенный и совершенный идол, божество, совершенно не воспринимая её как обычную девчонку.

    Для мальчишек Вовка был «не только узурпатором, но и дискредитатором», он мешал им наслаждаться идеальной и недосягаемой девочкой [1, с. 7]. Они сравнивали его с хулиганом, который вдруг взял и украл статую Ленина и установил её у своего дома. Никто не подозревал, что он один не дал девочке окончательно сломиться или сойти с ума от одиночества. Им следовало брать с него пример.

    Жестоким одноклассникам казалось естественным, что девочка не ходит на уроки физкультуры, не танцует, не гуляет с мальчиками. Они очень удивились, когда после летних каникул Лютик стала более женственной, округлой, она повзрослела, как самая обычная девушка. Единственный, кто адекватно к ней относился, это Вовка. Он даже катал её на мотоцикле, что остальным казалось чем-то неестественным. Девушку всё-таки сгубила болезнь, но то, как относились к ней ребята, существенно сказалось на её душевном и психическом здоровье, ухудшив слабое физическое здоровье.

    Лютик была интеллектуально одарена, по своим способностям она во многом превосходила своих сверстников. Таким детям часто завидуют те, кого природа не наделила столь щедро. В результате одарённый ребёнок становится неуравновешенным, обладает сложным характером, зачастую чувствуют себя очень одиноко: трудно найти друзей и установить с кем-то близкие отношения.

    Для успешной реализации проекта и решения поставленных задач – нахождения путей выхода из социальной дезадаптации одарённого ребёнка студентам была предложена технология креативной рецепции. Суть её заключается в воспроизведении предполагаемых событий предложенного текста. Обучающиеся получили задание дописать или переписать финал произведения с целью поиска возможных путей решения проблемы.

    Мы можем предположить, как сложилась бы судьба Лютика, если бы отношение сверстников к ней было другим. Представьте, если бы каждый из ребят относился к Лютику, как Вовка. С первого дня в классе они показали ей, что она такая же, как все, что она наравне с ними. Девочку позвали играть, она пусть неохотно, но согласилась. С ней поделились забавной историей, подшутили – в этом нет ничего страшного, она ведь такой же ребёнок! Мальчишки дергают её за косички, подбрасывают записки. Пусть она серьёзнее других девочек, умнее и любит проводить свободное время за книгами – в таком коллективе она чувствует себя раскованно и уверенно. Она по-прежнему гордость класса, активистка, отличница и красавица, но она уже не похожа на инопланетянку, которую нужно рассматривать как экспонат и молча восхищаться.

    В старших классах Лютик становится настоящей девушкой. Каждый парень мечтает прокатить её на мотоцикле, но не каждому доступна такая «роскошь», как её внимание. К тому же сердце Лютика давно принадлежит Вовке – с ним она и катается на мотоцикле, с ним и гуляет. Мальчики не стали мешать их отношениям. Они понимают, что все имеют право на личную жизнь, хотя, несомненно, каждый хотел бы оказаться на месте парня. У неё несколько подруг, с которыми она может поделиться переживаниями и радостями.

    И вот выпускной, и мы уже видим, как Лютик не стоит в стороне, наблюдая за танцующими, а сама кружится в танце, позабыв на время о своей болезни. Да, её недуг неизлечим, но он уже не в такой тяжёлой форме, какую мы видим в оригинальной истории. Девочка изо всех сил борется за жизнь, ей помогает поддержка родителей, друзей и подруг.

    После выпуска Лютик всё-таки останется в Худобино. Она выйдет замуж за Вовку, сына глухонемого кузнеца, одноклассники будут частенько заезжать к ним, беседовать за чашкой чая и вспоминать счастливые школьные годы. До конца дней она будет помнить, как сверстники помогли ей забыть о своей исключительности, как не стали делать из неё объект всеобщего восхищения и как помогли ей пережить страшную сердечную болезнь.

    Таким образом, с помощью технологии креативной рецепции был найдён способ
    успешной социальной адаптации интеллектуально одарённых детей. В ходе разработки проекта на материале литературного текста была выявлена проблема, с которой может столкнуться педагог в детском коллективе. Это «особое» отношение сверстников к ребёнку, опережающему их в интеллектуальном развитии. А при помощи технологии креативной рецепции студенты успешно обозначили мотивы и способы формирования поведения детского коллектива, направленные на успешную адаптацию и развитие коммуникации такого ребёнка и его сверстников.

    Примечания

    1. Бородин Л. Лютик – цветок жёлтый. М., 1998. № 8.

    2. Бородин Л. Божеполье // Роман-газета. 1993. № 15.

    3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://center/fio.ru/do/news.asp



    Н.И. Крижановский

    г. Армавир, Россия
    НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРОБЛЕМАХ ЛИТЕРАТУРНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
    Способность к «всемирной отзывчивости», горячая любовь к родной стране, постоянный призыв к единению для преодоления внешних опасностей и внутренних смут, искреннее стремление к правде, справедливости, обличение пороков и высокие нравственные принципы – всё это стало неотъемлемой частью русского мировоззрения, воплотившегося в отечественной литературе. Поэтому изучение курса литературы в школе и подготовка учителей-словесников – важнейшие факторы сплочения нации. Однако в сфере литературного образования накопилось немало серьёзных проблем.

    Литературное образование, как часть большой системы отечественного образования, последние 30 лет испытывает в целом те же трудности и имеет те же проблемы, что и все другие направления образования.

    Но у литературного образования есть своя специфика. Оно по своему сущностному определению всё-таки во многом не столько образование, сколько просвещение. Наряду со знаниями теории и истории литературы литературное образование призвано повлиять на формирование у детей, юношества, молодёжи наиболее значимых для нашего общества, для России духовных ценностей и этических норм.

    Именно поэтому в эпоху смены политических парадигм литературное образование, во-первых, испытывает давление со стороны государства, стремящегося приспособить литературу к обслуживанию своих интересов и, во-вторых, меняется крайне медленно, поскольку учителя и преподаватели литературы, являющиеся, несомненно, основой функционирования образования, как правило – консерваторы. Так, сегодня можно встретить учителей, которые, получив образование в советский период истории, продолжают преподавать литературу, основываясь на вульгарно-социологическом подходе к её явлениям. Они до сих пор повторяют мантры о том, что Катерина Кабанова – «луч света в тёмном царстве», а Илья Ильич Обломов – воплощение ведущих черт русского дворянина XIX столетия: лени, апатии к жизни, неповоротливости, косности и заевшегося барства.

    Жизнь стремительно меняется. И изменения влияют общество, на литературу и содержание литературного образования. За последние 30 лет сменилось три государственных подхода к литературе как общественному явлению и к образованию, связанному с ним: советский (до 1991 года), постперестроечный (1991 – начало 2010-х), современный (проявившийся с начала 2010-х годов).

    В советскую эпоху у руководства страны было понимание значимости литературы как одного из ведущих видов искусства и поэтому литературному образованию, как и литературе в целом, отводилась большая роль в воспитании и развитии молодёжи, утверждении идеалов. Помимо ярко выраженных советских социалистических идеологических штампов в последнее десятилетие этой эпохи в литературоведении и критике появились мощные исследования, основанные на традиционных, православно-христианских ценностях. Это работы Ю. Селезнева, М. Лобанова, В. Кожинова, А. Казинцева, Ю. Лощица и других исследователей русской литературы.

    Торжество перестройки в конце 1980-х привело к недолгому увеличению и без того большого интереса к литературе, но в постперестроечное время в итоге обернулось для отечественного литературного процесса, как и для литературной образовательной системы затяжным, почти на 20 лет, кризисом. Великое свершение перестройки - открытие «запрещённой» литературы. Но именно оно вместе с обеднением населения понизили интерес к вдумчивому чтению классики. Доминирующее влияние на формирование личности в эту эпоху оказывали электронные СМИ, пропагандирующие западные ценности. А русская литература, как и отечественное литературное образование, получив относительную свободу, оказались на обочине жизни. И стали традиционным и для многих чиновников проблемным придатком общей системы просвещения.

    В 1990-е – 2000-е годы к управлению Минобром пришли люди, не видевшие особой необходимости в глубоком школьном литературном образовании и не считавшие его важным. Так, из обязательных экзаменов в выпускном классе во второй половине 2000-х исключили сочинение на литературную тему.

    Для рыночной экономики, необходимостью построения которой для хорошей жизни тогда прикрывались, в 1990-е не нужна была русская литература, от своих истоков противостоявшая торгашеской морали. Вся отечественная литература, как и литературное образование, были отданы на откуп либеральной интеллигенции. Наиболее значимые и престижные премии в области литературы, как и господдержку на самых разных уровнях, получали как правило те, кто смог самым ярким образом выразить свою ненависть к России. Среди таковых можно увидеть Людмилу Улицкую, Дмитрия Быкова, Виктора Ерофеева, Григория Остера и проч. Эти персонажи отечественной словесности «учили» (а некоторые продолжают «учить») непросвещённых граждан с телеэкранов «разумному, доброму, вечному». Они способствовали введению в школьные и вузовские курсы своих опусов.

    В гибельные 1990-е произошло резкое падение престижа профессии педагога (учителя, как и медики, получили ярлык «бюджетники»), уменьшилось количество часов на школьное изучение литературы, упали зарплаты. К началу нулевых эти сочинения по литературе, как и другие школьные выпускные экзамены, стали профанацией. Значительную роль в окончательном «уходе» литературы с позиции базового предмета сыграла отмена в школе с 2003 года обязательного сочинения на литературную тему. А внедрение обязательного для 11-классников единого госэкзамена только по русскому языку и математике привело к тому, что уроки литературы с 2004 года стали замещаться уроками русского языка, а старшеклассники практически не осваивали содержание программы по литературе. В конце этого периода был нанесен серьезный удар по литературному образованию в вузе – закрыт специалитет и введён бакалавриат.

    Третий период начинается с некоторого изменения отношения власти к литературе. На государственном уровне в начале 2010-х были озвучены идеи поддержки литературы и литературного образования. Так, 2014-й стал годом литературы. В этом же году вернули обязательное выпускное сочинение в школу. А с приходом нового министра образования Ольги Васильевой и появлением в России после 10-летнего перерыва учителя года по русской словесности (и, подчеркну, выпускника педагогического вуза, которым Армавирский государственный педуниверситет может по праву гордиться), говорят о значительных сдвигах в понимании значения литературы для формирования личности школьника.

    Однако от общего видения процесса изменения литературного образования перейду к некоторым наиболее значимым проблемам.

    Проблема 1. Бесконечное реформирование

    Думается одной из ведущих проблем образовательной системы в последние годы становится постоянный процесс реформирования. На протяжении четверти века наше образование испытывает на себе реформаторский напор чиновников-управленцев разных уровней. И мало кто из них задумывается о том, что для результативной работы системы просвещения необходима максимальная стабильность. В этой связи хочется напомнить, что успехи советской высшей и средней школы были обеспечены прежде всего идеологически и технологически устойчивой системой обучения. Советскому педагогу в высшей и средней школе было понятно, чему учить, как учить, на каких идеологических принципах проводить воспитание. Однако реформаторов последних 25 лет важнейшие принципы нормального существования образовательной системы – устойчивость и преемственность – как правило не интересовали. Результатом этого стало реальное ухудшение качества образования в школе и вузе. В том числе и образования литературного.

    Значимость этого направления в общем среднем образовании неоднократно подчёркивалась на самых разных политических и образовательных форумах. В последние годы много говорится о важнейших проблемах литературного образования. Так, 21 ноября 2013 года руководитель нашей страны В. Путин на заседании Российского литературного собрания отметил, что преподаванию литературы и русского языка отведено, особенно в старших классах, мало времени. По мысли президента России, недостаточно просто прибавить несколько часов в неделю на эти предметы, ведь огромную роль в повышении интереса учащихся к предмету «играют личность педагога, его способность мотивировать детей к изучению богатства русского языка» [Путин призвал пересмотреть программу преподавания литературы в школе]. В мае 2016 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил, что «часов, выделяемых на словесность в школьном курсе, становится все меньше и меньше». По его мнению, школьные реформы напоминают затянувшийся на 20 лет эксперимент, который влияет на снижение интереса учащихся к чтению [Патриарх Кирилл: преподавание литературы в школе стало затянувшимся экспериментом].

    Проблема 2. Специалитет или бакалавриат?

    В 2009 году практически на всей территории России был осуществлён ещё один эксперимент: европейская двухуровневая система высшего образования «бакалавриат» почти повсеместно пришла на смену традиционному для нашей страны одноуровневому высшему образованию – «специалитету». Произошедшие не в лучшую сторону изменения почувствовали многие преподаватели вузов. Но руководство Минобра продолжало упорную работу по реформированию.

    Наконец, в 2014 году на встрече В. Путина с активистами Общероссийского народного фронта на форуме «Качественное образование во имя страны» вопрос внедрения бакалавриата был затронут. Научный руководитель лицея № 239 в Санкт-Петербурге профессор Сергей Рушкин одним из первых попросил президента «восстановить специалитет по педагогическим и инженерно-техническим специальностям», поскольку введение Болонской системы резко снизило уровень образования в этих областях. Поддержал возрождение специалитета во время этого разговора и ректор Ухтинского государственного технического университета професор Николай Цхадая. По его мнению, педагогический бакалавриат привёл к сокращению часов на преподавание фундаментальных, методических, педагогических дисциплин. В ответ на это В. Путин указал, что Болонский процесс не должен мешать «восстановлению специалитета по педагогическим, инженерным специальностям» [Форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»].

    Вопрос о снижении качества образования при введении бакалавриата в педагогических вузах нашей страны затронула и новый министр образования России Ольга Васильева: «То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, сейчас это очевидно всем» [В Минобрнауки России обсуждается вопрос возвращения педагогического специалитета]. Таким образом, первая и, думается, важнейшая проблема современного литературного образования в педагогическом вузе связана с внедрением двухуровневой Болонской системы и разрушением традиционной для нашей страны формы высшего образования – специалитета.

    Как показывает практика, сама идея внедрения бакалавриата была ложной. Академическая мобильность студентов, за которой, как за вывеской, прятались чиновники-реформаторы, в итоге оказалась лишь средством «выкачивания мозгов» из России. Многие преподаватели, кто заставшие обучение в системе специалитета видят: бакалавриат в обучении учителя стал в какой-то степени недовысшим образованием, а магистратура в ещё большей степени сковывает неразвитого специалиста узкой профилизацией. Ведь то, что не было дано на уровне бакалавриата, так и не даётся в полном объёме в магистратуре. Например, с введением бакалавриата в области филологического образования в ряде вузов были совершенно утрачены предметы, являющиеся важной основой литературного педагогического образования: «История русской литературной критики», «Детская литература», «Выразительное чтение». Двухуровневое обучение привело к тому, что для бакалавров практически всех вузов значительно уменьшилось количество часов на изучение курсов отечественной и зарубежной литературы. При бакалавриате исчезли консультационные часы для проверки чтения текстов. Причина понятна: была необходимость ужать образовательную программу, и то, что ранее выдавалось в течение 5 лет, втиснуть в 4 года. А следствием всего этого становится менее качественная подготовка специалистов, что обязательно откликнется и на уровне образованности учащихся. Ведь, как справедливо заметил С. Рушкин, «подготовка педагогов – это чеканка той валюты, которой будет расплачиваться страна сосвоим будущим намного поколений» [Форум Общероссийского народного фронта]. Значимым доказательством превосходства традиционного высшего образования России над бакалавриатом стало и получение звания учителя года в Росси выпускником специалитетаАГПУ – Александром Шагаловым. Первое место, которое он, ещё совсем молодой учитель, занял, – это свидетельство того, что даже многие годы реформ не смогли сломить в вузах стремление давать филологическое образование на высоком уровне.

    Проблема 3. Идеология – опора обучения.

    Серьёзная проблема высшего, да и, собственно, всего школьного литературного образования, – отсутствие чётко сформулированной идеологии, объединяющей общество. Такая идеология может и должна стать опорой при изучении истории, обществознания, языка и, конечно, художественной литературы в вузе и школе. Она же должна быть важнейшей воспитательной основой для формирования мировоззрения новых поколений. С отменой советской идеологической парадигмы (в которой, кстати, было много хорошего) отечественное образование потеряло общее, единое направление развития. Это явление легко проиллюстрировать с помощью современных учебников по русской литературе в вузе. Например, среди учебников по русской литературе сегодня есть книги, написанные в советское время (Д. Благой), есть работы, ориентированные на западный идеологический стандарт (Н. Лейдерман и М. Липовецкий), есть пособия, близкие к державно-патриотической позиции (Ю. Минералов, М. Голубков) и т.д. Внятная идеология необходима по следующим причинам: 1) она помогает разобраться молодому читателю и юному исследователю в творчестве отечественных писателей; 2) она позволяет достоверно, научно и внятно оценить творчество зарубежных авторов; 3) она станет опорой для учителя и преподавателя в процессе воспитания детей средствами литературы; 4) она позволит более чётко обозначить отличие европейского гуманизма (антропоцентризма) от выраженных в отечественной словесности идеалов духовности, соборности, народности, (духовной основой которой стал теоцентризм).
    Проблема 4. Нужно ли единое образовательное пространство?

    Важная методическая проблема вузовского литературного образования – отсутствие единых, одобренных государством программ для изучения курсов по литературе. Отказ одобренных государством и обязательных в советское время для всех вузов предметных программ разрушил единое образовательное поле нашей страны. Отсутствие конкретных требований привело к анархии в литературном образовании. Планирование вузовской аудиторной работы по литературе зависело часто предпочтения преподавателей. И получилось так, что в одних вузах при изучении истории литературы второй половины XX - начала XXI веков доминируют авторы постмодернистской направленности, в других основой всей отечественной словесности становятся создатели лагерной прозы, в третьих - на знамена поднимают только писателей так называемой «деревенской» прозы и редко в каком высшем учебном заведении, дающем литературное образование, соблюдался некий сбалансированный подход, в основе которого лежит стремление осмыслить развитие современного литературного процесса в соотнесении с традициями и новаторскими тенденциями.

    Проблема 4. Загруженность педагогов

    Значимым больным вопросом современного педагога-словесника является большой объём аудиторных часов, который необходимо вести преподавателю современного вуза. Перегруженность становится серьёзным препятствием для полноценного вузовского преподавания литературы и в скором времени может стать серьёзным препятствием для его развития.

    Современный учитель кроме обязанности проверять тетради и вести классный журнал загружен ведением электронного журнала и множеством отчётных бумаг, осложняющих педагогическую деятельность. А ведь успех работы учителя сильно зависит от той большой работы, которую он проделывает во внеурочное время при подготовке к конкретному уроку.

    Проблема большой нагрузки неожиданно обозначилась во время общения В. Путина с победителями конкурса Учитель года-2016. Для того чтобы получать достойную зарплату преподаватель и учитель должен работать на ставку с четвертью или на полторы ставки.

    Проблема 5. Технологии – наше всё?

    В последнее время обозначилась тенденция, связанная с продвижением идеи о необходимости повсеместного использования в преподавании учебного предмета аудиовизуальных и иных технических средств. Это происходит как в школьном, так и порой в вузовском обучении литературе. Просмотр фильмов, презентаций, прослушивание звукозаписей становится подчас самоцелью и закрывает собой текст произведения, который должен быть главным объектом изучения. Электронные технологии могут сделать процесс обучения литературе несколько легче и нагляднее, могут помочь проконтролировать усвоение текста. Но они не в состоянии сделать само преподавание лучше, не могут дать больше знаний. Поскольку невозможно при обучении литературе заменить живого лектора или комментатора текста на видеозапись, чтобы при этом не пострадало качество обучения, не исчезла обратная связь. Кроме того, обучение предполагает не только деятельность учителя, но реальное учение, порой заучивание со стороны ученика и всесторонний контроль учителя.

    Проблема 6. Чтение – вот лучшее учение.

    Отсутствие интереса к чтению – комплексная и наиболее значительная проблема школы. Причины её появления – это и государственная политика в 1990-е годы, и распространение всевозможных электронных «игрушек-гаджетов» (от телефонов до икс-боксов), и отсутствие стремления развивать интерес к чтению в современных СМИ (сегодня каждое СМИ всеми силами борется за читателя-зрителя-слушателя. А наличие большой читающей массы будет отвлекать человека от медийной пропаганды потребительского образа жизни), и уменьшение значимости литературы как учебного предмета в последние десятилетия, и невысокое педагогическое мастерство учителей. Эту проблему предлагают решать несколькими способами. Среди которых и уменьшение объёма и количества текстов в школьном курсе, и введение в школьную программу современных произведений, написанных на языке, близком школьнику и предложение заставить читать родителей, чтобы читали дети, и введение электронных книг. Но мало кто говорит о двух аспектах проблемы школьного чтения: 1) важная сторона чтения любого произведения – понимание, и именного его не хватает нашим детям при постижении русской литературы. 2) многие дети в современной школе с малолетства становятся «визуалами» и с трудом усваивают информацию в текстовом виде. Думается, что для повышения степени понимания русской литературы необходимо дать детям уже в рамках курса литературы азы православной культуры России, а также синхронизировать, насколько это возможно, изучение истории отечества с историей литературы. Другой аспект – психологический и решение его зависит от ответа на вопрос, как просмотр телепрограмм, игра на компьютере и сенсорные панели бытовой техники влияют на формирование интеллекта и восприятие текстовой информации. Думаю, что элементарные исследования покажут прямую зависимость между уровнем восприятия текста и количеством просмотренного в раннем возрасте видео.

    Проблема 7. Есть ли литература после написания итогового сочинения?

    Введение итогового сочинения в одиннадцатом классе сыграло важную роль в укреплении литературного образования в школе. Сочинение помогает учителям ставить и решать конкретные задачи при изучении произведений и заставляет школьников более ответственно осваивать русскую литературу, а также позволяет проконтролировать уровень понимания школьниками произведений. Но есть одно «но». Время для написания сочинения – середина второй четверти выпускного класса – не совсем удачно. Ученики не освоили ещё и половины программы по литературе за 11 класс. Факт свершившегося написания экзамена становится причиной слабого внимания учащихся к литературе во второй половине года, когда нужно освоить произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова, А. Твардовского, В. Шукшина, В. Распутина и многих других замечательных русских писателей.

    Проблема 7. Привить всем интерес к литературе

    Важная проблема школьного и высшего образования – наличие в классе (в аудитории) достаточно большого числа обучающихся, для которых русский язык не является родным. Привитие им интереса к русской литературе – это подвиг, наверное, посерьёзнее написания научной статьи по методике преподавания или успешного выступления ученика на олимпиаде.

    Проблема 8. Школьные программы и учебники

    Отдельного разговора требует большая проблема современных школьных программ и учебников по литературе. Обозначу пунктирно некоторые аспекты проблемы. Введение двухконцентровой системы литературного образования, с одной стороны, позволило «закруглить» обучение литературе в 9 классе, а с другой стороны, привело к обрывочному и ускоренному изучению в 9 классе серьёзных тем по литературе. Современные программы нуждаются в ряде изменений, среди которых и корректировка произведений литературы второй половины ХХ века, изучаемых в 11 классе, и необходимость поправить некоторые формулировки тем, и непоследовательные статьи в учебниках, где автор порой мало заботится о глубине изучения текста, либо повторяет оценки русских классиков из советских учебников, совершенно не обращая внимание на духовное своеобразие творчества писателя. Так, в учебнике литературы для 7 класса [Коровина, 2016] при изучении произведений А.С. Пушкина «Полтава» (отрывок. Полтавский бой), «Медный всадник» (отрывок. Начало), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (отрывок. Сцена в Чудовом монастыре) создатели учебника, подготовившие большое количество заданий по биографии и произведениям, не объединили эти четыре замечательных отрывка произведений А.С. Пушкина с темой возвеличения заслуг созидателей государства, а также с темой великой ответственности, которая ложится на плечи правителя. Образ самозванца Григория Отрепьева охарактеризован в учебнике так: «Сложен у Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвётся из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечёт неизвестный ему большой мир. Григорий – не знатный дворянин, а простой чернец – в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принуждён играть чужую роль, притворяться» [Коровина, 2016:110]. Итак, все школьники России, обучающиеся по этому учебнику, должны понять, что монастырь – место, где невозможно проявить свои недюжие способности (как-будто не было на Руси Сергия Радонежского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Тихона Задонского Серафима Саровского и многих других подвижников, проявивших свою личность именно в монастыре). А сама характеристика - «смелость, ум, дипломатические способности» - поражает своей однобокостью. Ведь и в монологе Григория, и в его беседе с Пименом ярко выражены такие черты характера молодого чернеца, как гордыня, безбрежный эгоизм, завистливость, стремление к власти любой ценой. Характеристики же образа Пимена в тексте статьи учебника и вовсе нет.

    Вместо вывода.

    Проблем современного литературного образования много. Их не перечистить в небольшой статье. Эта работа только начинается. Но нам всем необходимо помнить: образование – это системообразующий институт общества, а литературное образование – это духовная ось всей системы просвещения нашего народа.
    Примечания

    1. В Минобрнауки России обсуждается вопрос возвращения педагогического специалитета – Васильева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/news/education/v-minobrnauki-rossii-obsuzhdaetsya-vopros-vozvrash.

    2. Коровина В. Я., Журавлев В.П. Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд. М. : Просвещение, 2016. 358 с. – ил.

    3. Патриарх Кирилл: преподавание литературы в школе стало затянувшимся экспе-риментом. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/3293089

    4. Путин призвал пересмотреть программу преподавания литературы в школе. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20131121/978659398.html

    5. Форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46805

    Н.А. Минина

    г. Армавир, Россия
    СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ОБЪЕКТИВАЦИИ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ

    В РОМАНЕ О. ВОЛКОВА «ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ»
    И страшное молчание тех мест,

    Исполненных неизреченным чудом,

    Где черный запрестольный крест

    Воздвиг свои тяжелые объятья…

    И.А. Бунин
    «Социально опасный элемент», статья УК 58, пункт 10, СЛОН, «тюремный кислый и острый тряпичный дух. Дух нищеты и неволи», страх, безысходность, темнота… Из столь невзрачных слов сплетаются судьбы политических заключенных, ниточка, ведущая от ОГПУ к обвинённым, привязывает их к лагерям и разрывает связи с прошлым. Так в феврале 1928 года стал «затягиваться узел» Олега Васильевича Волкова. Правнук русского флотоводца, мореплавателя, адмирала, кавалера ордена Святого Георгия IV класса, командующего Черноморским флотом и первооткрывателя Антарктиды – Михаила Петровича Лазарева начал свой путь в одиночных санях: «К тротуару подъехали высокие… сани. Меня усадили в них, и один из агентов поместился рядом. Лошадь крупной рысью понесла нас вверх по Сретенке на Лубянку...».

    Совпадение ли, что «погружение во тьму» Олега Волкова началось в високосный год? С високосным годом связано имя святого Касьяна (Касиана), с которым связано множество легенд. По одной из них, он был светлым ангелом, но предал всевышнего, рассказав дьяволу о планах Бога изгнать с неба всю нечистую силу. За это он был вначале сурово наказан, а затем получил более «лёгкое» наказание: ангел должен был три года подряд бить молотом по лбу Касьяна, а на четвёртый год Бог давал ему отдых.

    По другой легенде, Святой Касьян стоит у ворот ада на страже, и только раз в 4 года у него выходной. Согласно ещё одной интерпретации, Святой Касиан не отозвался на просьбу Христа помочь, а помог Спасителю Николай Чудотворец. Посему Иисус пожелал: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а Касьяну немилостивому – один в четыре года». В судьбе же Олега Васильевича именно тот февраль 1928 положил начало бесконечным скитаниям. Тюрьма на Лубянке стала им отправной точкой.

    Интересна история самого здания. Бывшая гостиница словно олицетворяет «перевалочный пункт», только вот её «постояльцы» не «торопятся» домой. Среди известных заключённых – Борис Савинков (погиб в здании на Лубянке), Сидней Рейли, Николай Бухарин, Осип Мандельштам, Александр Солженицын (описавший тюрьму в своих произведениях «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»), Владислав Андерс, Константин Родзаевский (расстрелян в здании), Рауль Валленберг (возможно, умер или был расстрелян в здании), Янош Эстерхази, Зоя Фёдорова.

    «И стало страшно жаль покидать свое двухнедельное пристанище – чистую, тихую камеру в бывшей гостинице во дворе старейшего страхового общества «Россия». Огромное здание, обращенное во внутреннюю тюрьму, стало подлинно глухой могилой, из которой никогда не было совершено ни одного удачного побега», – пишет Волков. А далее – Бутырский следственный изолятор (следственный изолятор № 2 г. Москвы) и множественные поломанные судьбы в одной «клетке»: «...В толстом невысоком человеке с подстриженной седой бородкой и пенсне на шнурке, суетливо раздевавшемся рядом со мной перед тюремными обыскивателями в синих халатах, я неожиданно узнал Якова Ивановича Бутовича – тульского помещика и коннозаводчика». Я.И. Бутович – херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, общественный деятель своего времени, яростный защитник орловского рысака, коллекционер и создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун», один из создателей декрета о племенном животноводстве, консультант С.М. Будённого.

    То ли рок, то ли ОГПУ сводит в одном месте совершенно не похожих друг на друга людей. Автор изображает героев, которые исчезают из жизни, уничтожаются новыми порядками. И с уходом каждого из них всё больше и больше рушится российская действительность, уходит в прошлое Россия. Образы уходящей России – это и обобщённые образы, и конкретизированные в отдельных персонажах.

    Таков «образованный, как все католические священники, пан Феликс были интересным собеседником… польский ксендз пан Феликс, напомнивший мне выведенных во французских романах прошлого века деревенских кюре – мягких в обращении, благожелательных и опрятных…».

    Таковы верующие, которые продолжают молиться и посещать службы независимо от того, где они оказались и что с ними делают. С такими верующими впервые сталкивается Волков на Соловках, в свой первый арест: «…На небольшой полянке, укрытой молодыми соснами, собиралась кучка верующих. Приносились хранившиеся с великой опаской у надёжных и бесстрашных людей антиминс и потребная для службы утварь». Рядом с этими людьми всегда был батюшка, сохранявший верность своему духовному званию даже в период самых жестоких гонений, даже в годы, когда «духовных лиц обряжали в лагерные бушлаты, насильно стригли и брили. За отправление любых треб их расстреливали».

    Несмотря на это «отец Иоанн, уже не прежний благообразный священник в рясе и с бородкой, а сутулый, немощный и униженный арестант в грязном, залатанном обмундировании, с безобразно укороченными волосами – его стригли и брили связанным, – изредка ухитрялся выбраться за зону: кто-то добывал ему пропуск через ворота монастырской ограды. И уходил в лес. Отец Иоанн надевал епитрахиль и фелонь, мятую и вытертую, и начинал вполголоса...».

    Казалось бы, противоположен первому по своему жизнерадостному темпераменту, но схожий внутренней стойкостью, смиренностью и добротой отец Михаил, «типичный русский батюшка – добродушный, полный, приземистый, приветливый. Небольшая бородка и мягкие пухловатые руки»: «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта расположенность – видеть её доброе начало – передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». В образе отца Михаила, как и в образах других носителей национального начала в произведении, продолжается утверждение мысли Федора Достоевского о том, что понятие свободы и неволи не зависит от внешних составляющих.

    Перед читателем проходят образы не только рядовых священников. Автор создаёт величественную фигуру поистине легендарной личности – хирурга профессора Войно-Ясенецкого, епископа Самаркандского Луки. Талантливейший врач, он был обезопасен от преследований органов. Но, понимая свою защищённость, епископ Лука забоится о судьбах других. Вызывают искренне уважение писателя и те люди, чьими безвестными стараниями люди получали возможность прикоснуться, вопреки запретам, к церковной благодати. Когда «каторга стирает» на Соловках «призрак святой обители», приходится вглядываться в людей, чтобы «в тёмных щетинистых лицах, под коростой арестантской уродливой одежды» узнавать людей созвучных: «Первое впечатление сплошной серости оказалось ошибочным. Я научился различать под ней культуру, воспитание, нравственную высоту».

    Сплетение судеб, языков, культур, религий. Смогли бы эти люди ужиться друг с другом на воле? Найти общий язык? Простить друг другу обиды за свой народ? Перебороть сословные «условности»? Смогли бы находить в мелочах счастье? «Теснота, праздность, подспудно гложущая каждого тревога за свою судьбу... Они побуждают искать развлечений. А скудность возможностей родит раздражение против тех, кто ухитрился устраниться – живет или делает вид, что живет, какими-то своими интересами, отгораживающимися от тюремных будней». И тогда сходятся те, у кого есть нечто большее, чем внешние различия. Это внутренняя стойкость и честность, духовная прямота, изменить которым равносильно смерти.

    О.А. Оморокова

    г. Армавир, Россия
    РИТОРИЧЕСКИЕ ИДЕИ КВИНТИЛИАНА

    В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
    Вхождение нашей страны в общеевропейский культурный процесс требует осмысления и анализа процесса становления западной педагогической культуры в истории. В связи с этим особый интерес представляет становление гуманизма как доминирующего принципа европейской педагогики, в которой занимает важное место педагогическое наследие Марка Фабия Квинтилиана. Вместе с обществом педагогическая наука участвует в переоценке прошлого и, с его учётом, предпринимает попытки прогнозировать будущее.

    В теоретическом плане значение такого обращения видится в анализе и последующей систематизации идей Квинтилиана и выявлении их гуманистической направленности. В практическом - переосмысление взглядов римского педагога на воспитание и образование подрастающего поколения может способствовать решению вопросов совершенствования организации общего и дошкольного образования.

    Ведущиеся в наше время поиски путей повышения профессиональной подготовки будущих педагогов характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности учащихся, расширением сферы их профессионального мышления и творчества. В итоге становится ясно, что это невозможно без осознания педагогами глубинных связей педагогических идей, их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса. В этом отношении педагогические идеи античной цивилизации не раз привлекали внимание исследователей.

    Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическая образованность, в нашем случае это изучение педагогических трудов Квинтилиана, позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, существовавших и существующих в педагогической практике. Историко-педагогические знания помогают и будущим учителю, и тем кто уже имеет практический опыт, в осмыслении непосредственно самой профессионально-педагогической деятельности и своих взглядов на нее.

    В условиях значительного повышения роли семейного воспитания, систематизация педагогических идей Квинтилиана может поспособствовать решению проблем современного воспитания, а также повышению педагогической культуры родителей, может внести определённый вклад в основу проектирования модели семейного воспитания.

    Квинтилиан - крупнейший педагог-гуманист античности. Его риторические труды способствуют осознанию необходимости повышения в пересмотре педагогических знаний роли историко-педагогической науки, их научного обоснования с точки зрения связи с всеобщей историей. В развитие педагогики существенный вклад Квинтилиана заключается в преемственности его основных взглядов для современного образования (в том числе по вопросам дошкольного обучения и семейного воспитания, преимущества школьного обучения перед домашним и воспитания нравственно-целостной личности, а также гуманизации образования).

    В своём главном труде «Наставления оратору» он предпринимает попытки изложить всё самое важное из традиционных правил ораторского искусства. По аналогии с Цицероном, Квинтилиан рисует образ оратора как мудреца, совершенного в своих нравах и в знаниях, а также качествах, являющихся необходимыми для ораторского искусства.

    Рассуждая о воспитании будущего оратора, он говорит, что воспитывать его необходимо уже с детских лет. Учителя будущего оратора должны учить его должным образом. В «Наставлениях оратору» содержится большое количество методических рассуждений на тему обучения в детстве. Например, учение должно представлять собой забаву, а материал должен запоминаться учеником сознательно, также ученик должен обязательно заниматься чтением вслух и чистописанием.

    С учётом того, что речь оратора должна быть красивой, ясной и правильной, он также должен изучать грамматику и труды эталонных ораторов, прозаиков и поэтов, и только после этого он может переходить к собственным сочинениям. Будущий мастер красноречия, по мнению Квинтилиана, должен обладать поистине энциклопедическими знаниями – разбираться в музыке, философии, геометрии, произношении и других областях знаний, дабы иметь возможность говорить и спорить обо всём.

    Отдельная глава работы Квинтилиана посвящена тому, как нужно работать учителю. В ней он представляет систему особых упражнений и даёт рекомендации по чтению художественной литературы и речей именитых ораторов.

    Квинтилиан считал, что риторические правила оратор необязательно должен почитать как некие непреложные законы, т.к. в них, со временем, а также исходя из ситуаций и обстоятельств, может многое изменяться.

    Кроме этого, философ отступает в своём труде от уже устоявшихся к его времени регламентов построения речей. Для него они представляют собой только руководство к действию, но не догмы. Квинтилиан говорил, что правила не должны ограничивать оратора в возможности быть самостоятельным. Он приравнивал строгие ограничения к предписаниям полководцу в том, как ему располагать войска. Но ведь располагать их нужно так, как требует обстановка, а не шаблонно.

    Этот же принцип Квинтилиан рассматривает и в речах. Оратор должен понимать сам, нужно выступление или нет и то, каким оно должно быть: пространным, обращённым ко всем или к кому-то лично; требуется употреблять одну фигуру речи или другую, делать выступление длинным или коротким, непрерывным или разделённым на части и т.д.

    Целями оратора должны быть поучение, возбуждение и услаждение. Однако стоит помнить, что не каждая речь может преследовать все три цели.

    Будущий оратор должен знать, что в заключение речи необходимо прибегать к возбуждению страстей. То, насколько ему это удаётся, говорит о его уровне владения ораторским искусством и успехе. По мнению Квинтилиана, оратор должен избегать в своих речах высокопарности, пышности и высокомерия. Он должен говорить кротко и скромно. Достаточно даже того, что оратор будет просто говорить выразительно, приятно и точно. Страсть, в свою очередь, является выражением соболезнования, гнева, негодования, страха и ненависти. В итоге автор заключает, что верх красноречия касаемо возбуждения страстей заключается в том, чтобы оратор сам был ими движим, что говорит о том, что Квинтилиан отводит в ораторском искусстве особую роль именно психологическому аспекту.

    Сейчас, когда человечество стоит на пороге третьего тысячелетия, мы уже подошли к рубежу, за которым открывается путь в сферу Духа и Разума. Дальнейшая эволюция планеты неизбежно будет направляться Разумом. Современная реальность свидетельствует о том, что сейчас будущее мира в значительной мере зависит от возможностей человеческого интеллекта. Поэтому, во избежание духовной катастрофы, необходимо осознать гуманитарное знание той сферой, развитие которой необходимо для преодоления опасного разрыва между человеческой мощью и мудростью, колоссальными техническим возможностями и убогой нравственностью, между объективными знаниями и предрассудками. Гуманитарное образование - это не просто удовлетворение эстетических потребностей человека и приобщение его к знаниям, созданным человечеством. Оно формирует общую культуру человека, его эмоции, воображение и ставит своей целью развитие личности, её нравственное самосовершенствование.

    Научная концепция гуманистического мышления напрямую связана с современными реалиями. Она необходима для сохранения мирной жизни и связана с созданием гармоничных взаимоотношений человечества с природой и окружающей средой. Но в то же время гуманистическое мышление – это терпимость, взаимоуслышание и взаимоуважение.


    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30


    написать администратору сайта