Главная страница
Навигация по странице:

  • АСПЕКТ ПРЕСС Москва 2000 ВВЕДЕНИЕ

  • Раздел I ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА

  • три группы определений политики: социологические, субстанци- альные и научно сконструированные, связанные со специфической ин- терпретацией политики.

  • Многообразие определений политики

  • социологи- ческих

  • Группа социологических трактовок политики. Экономические дефиниции Стратификационные и правовые дефиниции политики

  • деятельность, направленную на достижение общего блага.

  • Группа субстанциаль- ных определений по- литики. Власть как политиче- ская субстанция

  • антропологические

  • Институциональные и антропологические трактовки политики

  • деятельность по на- сильственному и мирному разрешению конфликтов.

  • Конфликтно-консенсусные определения Политика как отношения «друзей» — «врагов»

  • степень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения (диссоциации) людей

  • про- цесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных

  • телеологических

  • Группа научно сконструированных трактовок политики. Деятельностные, телеологические и системные определения

  • коллективная природа

  • системной

  • деятельность соци- альных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных

  • Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеАспект пресс москва 2000 введение
    АнкорВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    Дата13.12.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    ТипУчебник
    #11279
    страница1 из 40
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

    В.П. Пугачев
    А.И.Соловьев
    ВВЕДЕНИЕ
    В
    Политологию
    Издание третье, переработанное и дополненное
    Рекомендовано Государственным комитетом РФ
    по высшему образованию в качестве учебника
    для студентов высших учебных заведений
    АСПЕКТ ПРЕСС
    Москва
    2000

    ВВЕДЕНИЕ
    Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, по- рою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации.
    Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, полити- ка коренится в природе человека как социального существа, способного полно- ценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
    Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, неза- висимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством.
    Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
    Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обще- ству, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и эконо- мически неэффективных форм государственной и общественной организации.
    Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства со- вместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руко- водитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, «там, где поли- тическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда»
    1
    И если в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демо- кратическими традициями и эффективными институтами контроля за прави- тельством и другими властями часть граждан может позволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно переживших авторитарные или даже тота- литарные, диктаторские режимы, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальными последствиями. Демократический строй не может ут- вердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательности вы- бора и активности большинства граждан зависит учет в государственной поли- тике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.
    Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в по- литике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приоб-
    1
    Meyer T. Wie entbehrlich ist Politische Bildung?//Friedrich-Ebert-Stiftung-Info 1994. №1. S.2.
    ретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты поли- тического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких уч- реждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину со- бытий и предполагающие умение граждан самостоятельно, критически анали- зировать получаемую информацию.
    Практическое осуществление политико-просветительской деятельности в современном мире выходит за рамки национально-государственных границ.
    Так, страны Европейского Союза координируют усилия в области политическо- го просвещения для формирования у своих граждан чувства западноевропей- ской идентичности, принадлежности к общей родине — Западной Европе, к но- вому межгосударственному объединению. Тем самым укрепляется субъектив- ная, личностно-мотивационная основа западноевропейской интеграции.
    Демократическое политическое образование базируется на признании ос- новных гуманистических ценностей и прежде всего свободы и достоинства ка- ждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает граждани- ну правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель — научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено также на форми- рование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его, государственным и общественным институтам, ибо без твердого политиче- ского порядка свобода отдельной личности не может быть реальной.
    Демократическое политическое образование призвано придать политике человеческое измерение, сдерживать проявления в политических действиях эгоцентрической мотивации, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенно- сти, а также идеологического классового или националистического иррациона- лизма, нередко выступающего под флагом борьбы за тотальную рационализа- цию общества. Одна из его первейших задач — выработка у граждан устойчи- вого иммунитета или, по крайней мере, взвешенного, критического отношения к различного рода радикалистским идеологиям, враждебным демократическому строю и стремящимся навязать обществу ту или иную социальную утопию.
    В странах с недавним тоталитарным прошлым, охваченных глубоким кри- зисом, опасность разрушительного воздействия новых радикалистских идеоло- гий весьма велика. Отсутствие у населения устойчивой демократической куль- туры, твердых ориентаций на общечеловеческие ценности, посткоммунистиче- ская массовая ментальность, дополняемые полунищенским существованием широких слоев населения, острыми социальными и национальными конфликта- ми, могут привести и уже приводят многих людей в объятия новых, прежде все-
    го националистических и религиозно-экстремистских идеологий, господство которых не менее разрушительно, чем воздействие официального марксизма.
    Конечно, ни в одной стране мира политическое образование не свободно полностью от идеологического содержания, так как оно, выполняя функцию ин- теграции, объединения общества, в той или иной форме обосновывает и защи- щает общенациональные интересы и ценности, ограничивает эгоистические и партикуляристские тенденции и тем самым охраняет социальную систему от распада. Однако в демократическом обществе, в отличие от тоталитарного госу- дарства, где политическое образование сводится к внедрению в массовое созна- ние официальной идеологии, оно опирается в первую очередь на общечеловече- ские ценности, базируется на принципах деидеологизации, департизации и
    добровольности.
    Деидеологизация означает отказ от всяких официальных идеологий, идейно-теоретический плюрализм, свободное соревнование идейных платформ и ценностей. Департизация предполагает отказ от монополизации руководства политическим образованием одной партией, его базирование на гуманистиче- ском ценностном консенсусе, равноправное участие в его организации и осуще- ствлении всех (в том числе оппозиционных) партий и общественных объедине- ний. Добровольность гарантирует свободу выбора идей и убеждений, хотя и не исключает обязательности усвоения политических знаний молодежью, а также теми категориями служащих, для которых политическая образованность высту- пает необходимым элементом профессиональной компетентности: руководите- лей государственных служб и учреждений, учителей, работников СМИ и т.п.
    Учет этих принципов, гарантирующих демократический характер политическо- го образования, особенно необходим в странах, переживших времена тотальной политической обработки населения.
    Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей.
    Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от ав- торитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового мен- талитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии.
    Демократическое политическое образование способно в значительной мере ус- корить этот процесс.
    В нашем обществе оно призвано выполнять ряд конструктивных функций и прежде всего помогать людям вырабатывать рационалистический и демокра- тический менталитет, усваивать ценности и нормы демократической политиче- ской культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность
    (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсу- су, умение цивилизованно и институциализированно (в рамках закона и с помо-
    щью демократических институтов) выражать и защищать свои интересы, пре- дотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные кон- фликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность. Развитие демократического политического сознания спо- собствует также упрочению у населения чувства гражданского долга, ответст- венности перед обществом и государством, ограничивает влияние политическо- го радикализма и экстремизма.
    Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколе- нию, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышен- ной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагоги- ческим призывам.
    Цель настоящего учебника — ознакомить студентов и всех инте- ресующихся политической проблематикой с основами современной политиче- ской науки и демократической культуры. Оно ориентировано на реальные по- требности России и других постсоциалистических стран в политическом про- свещении граждан. Авторы стремились ознакомить читателя с основами совре- менной политической теории и в то же время сконцентрировать внимание на наиболее актуальных для российских условий проблемах: демократизация и модернизация общества, правовое социальное государство, выборы, гуманисти- ческие, ненасильственные начала в политике, цивилизованное участие в ней граждан и т.д.
    Авторы выражают признательность Гуманитарному российскому фонду
    (проект № 96-03-04275А) за содействие в доработке этой книги.

    Раздел I
    ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
    Глава 1
    ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА?
    Политология, как следует уже из самого названия, — это наука о полити- ке. Поэтому наличие правильных и ясных представлений о политике — пер- вейшее условие глубокого осознания предмета политологии, ее особенностей и содержания.
    § 1. Понятие политики
    «Политика» — одно из наиболее распространен- ных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целена- правленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, пар- тии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное опреде- ленной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».
    Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.
    Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и система- тизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.
    Разнообразные научные определения политики могут быть систематизи- рованы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне диф- ференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно вы- делить три группы определений политики: социологические, субстанци-
    альные и научно сконструированные, связанные со специфической ин-
    терпретацией политики.
    Многообразие определений
    политики

    Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, харак- теризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификацион- ные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.
    Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфичес- кая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятель- ность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
    Определения политики в духе экономического детерминизма подчерки- вают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофи- руют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее са- мостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существо- вание командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может вы- ступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэто- му с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.
    Важной составной частью социологи-
    ческих определений политики являются ее стра- тификационные дефиниции. Они трактуют поли- тику как соперничество определенных общест- венных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксист- ские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие, и в частности она представлена в плюра- листических концепциях демократии, трактующих политику в современном де- мократическом государстве как соперничество разнообразных заинте-
    Группа
    социологических
    трактовок политики.
    Экономические дефиниции
    Стратификационные и
    правовые
    дефиниции
    политики
    ресованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интере- сов.
    В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоре- тиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от есте- ственных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики — ее контрактивистские («общественного договора») теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Суть этих тео- рий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализи- рованной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д.
    В современной научной литературе широко представлены и противопо- ложные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент созда- ния стабильного политического порядка. Право непосредственно создается го- сударством и основано на политической воле и государственной целесооб- разности.
    В политологии до сих пор остается спорным вопрос «связано ли право лишь исключительно с существованием государства или ему органично прису- щи некоторые черты (и особенно принцип справедливости), которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву»
    2
    Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценност- ным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосудар- ственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. В целом же нормативные понятия политики — важ- ное направление ее социологической трактовки. Используемый в них норма- тивный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценно- стей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на
    достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, вклю- чающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью — служение этому общему благу, нормами — конкретные правила, зако- ны, ведущие к его достижению.
    Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается спра- ведливость и достигается благо каждого. «Справедливость, — писал он, — име-
    2
    Lernfeld Politik: Eine Handreichung zur Aaus- und Weiterbildung. Bonn, 1992. S. 111.
    Этические определения
    ет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве»
    3
    Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые сто- роны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ори- ентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же вре- мя нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактов- ки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.
    Слабость данного подхода проявляется также в большом расхождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реально- сти, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоисти- ческой мотивации. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются политическими. Многие люди совершают общественно полезные, благородные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами.
    Несмотря на отмеченные недостатки — нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существование. В нем выража- ется стремление людей, общества окультурить, гуманизировать и рационализи- ровать политику, внести в нее нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных цен- ностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трак- товок.
    Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики — субстанциальные определения. Они ори- ентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обрете-
    ние, удержание и использование. Политика, писал
    М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на рас- пределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»
    4
    Некоторые из сторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее ис-
    3
    Аристотель. Политика. М., 1865. С. 11. См. также: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 380.
    4
    Вебер М. Избранные произведения/ Пер. с нем. М., 1990. С. 646.
    Группа субстанциаль-
    ных определений по-
    литики.
    Власть как политиче-
    ская субстанция
    пользование. Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как «совокупность средств, которые не- обходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее <...> Итак, политика есть обращение с властью, заданное об- стоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций»
    5
    «Властные» определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество.
    Они конкретизируются и дополняются с помощью
    институциональных дефиниций. Последние харак- теризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и ма- териализуется власть, и прежде всего через важнейший институт —государство.
    Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направле- ние государства, определение форм, задач, содержания деятельности государст- ва»
    6
    Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают воз- росшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалистическом государстве, определял политику как «ис- ходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выра- жается в процессе этих действий и их результатах»
    7
    Если «властные» и институциональные трактовки политики видят ее ос- нову во власти и ее носителях-организациях, то антропологические определе- ния пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе че- ловека. С этой точки зрения, политика — форма цивилизованного общения
    людей на основе права, способ коллективного существования человека.
    Обоснование антропологического понимания политики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо политическое, поскольку он — существо кол- лективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных по- требностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого обще- ния и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.
    Современные антропологические концепции политики разделяют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей
    5
    Цит. по: Innenpolitik und politische Theorie. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1976. S. 27.
    6
    Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 340.
    7
    Цит. по: Innenpolitik und politische Theorie. S. 27.
    Институциональные
    и антропологические
    трактовки политики
    человеческому роду, укорененной в коллективной природе человека, его инди- видуальной свободе, в общественном разделении труда и вытекающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии индивидов.
    Антропологические трактовки политики значи- тельно обогащаются и дополняются ее конфликт- но-консенсусными дефинициями. «Политическая теория, — пишет известный французский политолог Морис Дюверже, — колеб- лется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями по- литики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в ко- торой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости <...> означа- ет обеспечение интеграции всех граждан в сообщество»
    8
    Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоре- чиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зре- ния таких противоречий политика рассматривается как деятельность по на-
    сильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного кон- сенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.
    Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъек- тов фактора в демократическом государстве, где предотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности, права че- ловека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства. Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантинг- тон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при пол- ном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты
    9
    Специфическую интерпретацию и развитие кон- фликтно-консенсусные трактовки политики полу- чили у видного немецкого политолога Карла
    Шмитта. Нередко его концепцию политики рас- сматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании «по- литического». Согласно К. Шмитту, политика не имеет собственной основы,
    8
    Duverger M. The Idea of Politics. Indianapolis, 1966. P. 186.
    9
    См.: Комоцкая В. Д., Тихомирова Е. Б. Поколение 50-х в американской политологии: С.Ф. Хантинг- тон//Социально-политические науки. 1991. № 9. С. 59.
    Конфликтно-консенсусные
    определения
    Политика как отношения
    «друзей» — «врагов»
    субстрата. «"Политическое" способно черпать свою силу из различных областей общественной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий. Оно характеризует не какую-то собственную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только степень интенсивности объединения
    (ассоциации) или разъединения (диссоциации) людей, мотивы которых мо- гут быть религиозными, национальными (в этническом или культурном смыс- ле), экономическими или другими и в различные времена вызывают различные соединения или разъединения»
    10
    Политическое качество возникает в результате «уплотнения» обществен- ных противоречий, их осознания как отношений «друзей» — «врагов». Враг — это кто-то «чужой», представляющий угрозу данному субъекту или его интере- сам, друг же — это союзник, помощник в достижении целей.
    К. Шмитт придает отношениям «друг» — «враг» конституирующее, соз- дающее политику значение, оставляя в тени объективные основы политической дифференциации людей. На наш взгляд, его концепция хорошо объясняет субъ- ективное переживание политики, ее эмоциональную мотивацию. Однако отно- шения «друзья» — «враги» — это лишь один из важнейших аспектов политики, далеко не охватывающий всего ее содержания.
    Динамический, процессуальный характер по- литики раскрывают ее деятельностные опреде- ления. Они характеризуют политику как про-
    цесс подготовки, принятия и практической
    реализации обязательных для всего общест-
    ва решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким ста- диям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование поли- тической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и оп- ределение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики ши- роко используется, в частности, в теории политических решений.
    Она применяется также в телеологических трактовках политики, рас- сматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллек-
    тивных целей. Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, по- литика представляет собой совокупность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения об- щих целей»
    11 10
    Schmitt K. Der Begriff des Politischen. Berlin, 1963. S. 38.
    11
    Parsons T. Politics and Social Structure: On the Concept of Political Power. New York, 1969. P. 355.
    Группа научно
    сконструированных трактовок
    политики. Деятельностные,
    телеологические и системные
    определения

    В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее консти- туирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это дея- тельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и соз-
    нательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индиви- дов «вырастают» до общегосударственных.
    Телеологические определения политики, как это видно из характеристики, данной Парсонсом, широко используются в рамках системного анализа общест- ва. С системной точки зрения политика является относительно самостоятель-
    ной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграни-
    ченной от окружающей среды — остальных областей общества — и нахо-
    дящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система забо- тится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных по- требностей, важнейшая из которых интеграция общества.
    Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Ис- тона и Г. Алмонда.
    Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего много- образия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие на- учных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатст- вом ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность соци-
    альных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению)
    своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных
    для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной
    власти.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта