Главная страница
Навигация по странице:

  • Формы, содержание и процесс политики Содержание

  • Полиси в

  • элементов

  • три уровня ее существования.

  • § 3. Границы политики в обществе

  • Область распростра- нения политики

  • Подвижность границ политики

  • Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества.

  • Тоталитарная и анархистская трактовки политики

  • «кейнси- анство».

  • Либерализм и кейнсианство

  • ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеАспект пресс москва 2000 введение
    АнкорВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    Дата13.12.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    ТипУчебник
    #11279
    страница2 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
    § 2. Структура и функции политики
    Политика существует в различных ипостасях (формах)
    — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выде- ляются различные аспекты и составные части полити- ки. Одно из наиболее широко распространенных препарирований (делений) по- литики — разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).
    Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчи- вость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение лю- дей.
    Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и пра- вовых нормах.
    Формы, содержание и
    процесс политики

    Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.
    В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и кон- фликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
    В английском языке, а также в американской и миро- вой политической науке в целом для обозначения раз- личных сторон политики используются три самостоя- тельных термина: «polity» («полити», или «полития»),
    «policy» («полиси») и «politics» («политикс»). Эти по- нятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу. Полития означает политическую ор- ганизацию того или иного общества, государство в широком смысле этого сло- ва, т. е. как совокупность всех граждан страны, весь механизм осуществления власти. Иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.
    Полиси в узком значении этого слова характеризует содержание, образ действий власти, правительства, технологию принятия политических решений.
    Полиси-исследования, как одно из направлений политической науки, стремятся выяснить, как, почему и с каким эффектом политические инстанции принимают обязательные для всех решения по распределению дефицитных ценностей и благ, какие социальные последствия и реакцию вызывают эти решения.
    В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других поли- тических акторов: партий, профсоюзов и т.д. Политике — это политика, рас- сматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов.
    Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стре- мящимися повлиять на политические решения: партиями, общественными ор- ганизациями, средствами массовой информации (СМИ), заинтересованными группами и т.д., а также конфликтующими интересами, идеологиями, целями и ценностями, насильственными и мирными способами разрешения конфликтов.
    Полити (форма), полиси (содержание) и политике (процесс) нередко называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.
    Форма, содержание и процесс не исчерпывают строе- ние политики. В качестве ее относительно самостоя- тельных элементов можно выделить 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды
    Полити (polity)- , по-
    лиси (policy)- и
    политикc (politics)-
    исследования
    Элементы и уровни
    политики
    и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы поли- тических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нор- мы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — гос- подства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.
    Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, програм- мы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д.
    Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три
    уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внут- ренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, кон- фликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельно- сти международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.
    Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.
    С общегосударственным, макроуровнем, политики обыч- но связывают ее основные функции в обществе. Они ха- рактеризуют важнейшие направления воздействия поли- тики на общество. К ним относятся:
    — поддержание и укрепление целостности общества как сложно диффе- ренцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и ор- ганизованности;
    — разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
    — авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных цен- ностей и благ;
    — предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — консти- туирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).
    Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н.
    Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной
    Функции политики
    общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; рас- пределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по ко- торым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаи- мопонимание между всеми участниками данного сообщества»
    12
    Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов соци- альных систем функций. Это — поддержание классового или социального гос- подства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение соци- альной справедливости и общего блага и др.
    Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в систем- ном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г.
    Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику — и функции «вывода» — влияния полити- ческой системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая со- циализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интере- сов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (зако- нов); их применение; контроль за их соблюдением
    13
    Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проник- новении в общество, распространении на весьма различные социальные явле- ния. Какова же область распространения политики и существуют ли пределы ее проникновения в общество?
    § 3. Границы политики в обществе
    Ответ на вопрос о распространенности политики в обществе прямо зависит от ее трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как лю- бой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением (Г. Лассуэлл, Г. Вассерман и др.), логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как го- сударство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предпри-
    12
    Berki R. N. The History of Political Thought: A Short Introduction. London, New York, 1977. P. 7.
    13
    Более подробно об этих функциях см.: Основы политической науки: Учеб. пособие для высш. учеб. заведе- ний. Ч. 2. М., 1993. С. 85—88.
    Область распростра-
    нения политики
    ятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи
    14
    Еще более широкий взгляд на сферу распространения политики выражает американский политолог Д. Хелд. Трактуя политику как «борьбу за организа- цию человеческих возможностей», он утверждает, что она является «составным элементом всей человеческой жизни, неотъемлемым вектором, измерением производства и воспроизводства общества», а не только деятельностью прави- тельства
    15
    Представляется, что приведенные выше трактовки политики отмечают ее важнейшие социальные индикаторы (показатели); власть, авторитет (хотя авто- ритет нередко рассматривают как одно из свойств, атрибутов власти), организа- цию, управление. В то же время широкая трактовка политики таит в себе опас- ность затемнения ее особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изуче- ние которых — предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.
    Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация может быть названа политической, если выполнение ее распоряжений постоянно осуществляется на определенной территории под уг- розой или с применением принуждения со стороны административного орга- на»
    16
    Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянст-
    вом власти, ее распространением на определенную территорию, наличием спе- циальных органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывает- ся Вебером с общегосударственным (макро-) уровнем ее функционирования.
    Отмеченные выше индикаторы (критерии) политики отражают ее статику, важнейшие постоянно воспроиз- водимые черты. В то же время политика достаточна динамична, изменчива, подвижна. Она распространяется на многие экономиче- ские, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные, интимные области. Так, например, в начале 90-х гг. в
    Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов.
    14
    См.: Даль Р. А. Современный политический анализ //Актуальные проблемы современной зарубежной полити- ческой науки: Реф. сб. Вып. 4. М„ 1991. С. 57.
    15
    Цит. по: Политика как научная дисциплина по Д. Хелду //Полис: (Полит. исслед.). 1991. № 5. С. 146-147.
    16
    Цит. по: Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып. 4. М„ 1991. С. 56.
    Подвижность границ
    политики

    Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика — это
    инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она мо- жет распространяться на самые различные общественные явления, как на те, ко- торые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безо- пасности граждан, общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость
    (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).
    Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие яв- ления, политика не подменяет их, а придает им особый аспект — делает их объ- ектом воздействия публичной власти. Одна и та же общественная ассоциация нередко имеет и политический, и экономический, и культурный, и религиозный аспекты. Так, например, промышленная корпорация, занимающаяся экономиче- ской деятельностью, создающая материальные ценности, в то же время может оказывать финансовую и иную поддержку определенной политической партии и субсидировать культурный или научный фонд.
    Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счете многообразием качеств и социальных ролей человека, который есть одновременно существо и экономическое — производитель и потребитель материальных ценностей, и политическое — гражданин государства, член пар- тии или другой ассоциации, и социальное — представитель социальной группы, и культурное — носитель определенных идей, ценностных ориентаций и тради- ций, и религиозное — приверженец определенных религиозных верований или атеист.
    Широкое проникновение политики в общество не означает, что она не имеет границ, пределов. В мировой социально-политической мысли по этому вопросу существуют различные точки зрения. Наиболее типичные из них — то- талитарные, анархистские, либеральные и кейнсианские воззрения.
    Тоталитарные концепции устраняют всякие ограничения политического воздействия, ис- ходят из всеобъемлющей, тотальной политиза- ции общества, политического командования экономикой, культурой, наукой и т.д. В тоталитарных моделях политика непо- средственно управляет всеми другими сферами, фактически упраздняет граж- данское общество, автономию частной жизни.
    Анархистские концепции являются антиподом тоталитаризма. Они ото- ждествляют политику, всякую организованную власть с насилием, подавлением личности и стремятся заменить ее самоуправлением, добровольным объедине- нием снизу доверху свободных суверенных людей, сохраняющих свободу вы- хода из ассоциации. Получив значительное распространение в XIX в., анархизм
    Тоталитарная и анархистская
    трактовки политики
    впоследствии утратил существенное влияние на интеллектуальную и политиче- скую жизнь, не сумев доказать практическую реализуемость своих идей.
    Более умеренную, по сравнению с тоталитариз- мом и анархизмом, позицию по отношению к по- литике и ее влиянию на общество занимают либе- рализм и кейнсианство. Классический либерализм разделяет общественную систему на государство и гражданское общество — неконтролируемую госу- дарством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную и иную, в том числе политическую, жизнь.
    Государство создается свободными гражданами для выполнения вполне определенных, ограниченных целей — охраны общественного порядка, гаран- тий безопасности, свободы и других фундаментальных прав личности, а также для обеспечения благоприятных условий хозяйствования и общения людей. Оно не вмешивается в дела гражданского общества и выполняет роль «ночного сто- рожа» — охранника личной и общественной безопасности и порядка. Сфера по- литики ограничена. Она не распространяется на дела гражданского общества.
    Либеральное ограничение функций государства и политики еще более усиливает либертаризм, считающий задачей любого государства только обеспе- чение свободы и защиту индивида от физического насилия.
    Либеральные взгляды, господствовавшие на Западе в XVIII— XIX вв., были подвергнуты существенному пересмотру в 30-е гг. нынешнего столетия (а частично и значительно раньше) Д.М. Кейнсом и получили название «кейнси-
    анство». Суть этой концепции состоит в отказе от классических либеральных взглядов на капитализм как на саморегулирующееся общество и в обосновании необходимости взятия правительством ответственности за благополучие всей социальной системы, всех ее элементов. Это предполагает, в свою очередь, воз- можность вмешательства государства в экономику, сферу социального обеспе- чения, занятости, трудовые и другие общественные отношения. Кейнсианские взгляды на роль государства и политики преобладают в современных постинду- стриальных демократиях и служат, в частности, теоретическим обоснованием
    социального государства (см. главу 14).
    Выступая за регулятивную роль политики по отношению ко всему обще- ству, кейнсианство и близкие к нему современные теории признают, в отличие от тоталитаризма, определенные границы политического вмешательства. Важ- нейшие из таких границ — разнообразные права человека, а также принципы рыночной экономики, нарушение которых могло бы подорвать систему част- ного предпринимательства. В современных постиндустриальных государствах по этим вопросам обычно существует общественный консенсус, хотя в своей идеологии консерваторы больше тяготеют к классическому либерализму или даже к либертаризму, социал-демократы же и близкие к ним партии — к широ- кому использованию государственного регулирования в целях обеспечения со-
    Либерализм и кейнсианство
    циальной стабильности, укрепления социальной справедливости и расширения участия граждан в политике.
    В целом же важнейшая роль политики по отношению к обществу не под- вергается сомнению. Во всех индустриально развитых демократических странах мира она является объектом широких научных исследований и массового изу- чения.
    Глава 2
    ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ
    ИССЛЕДОВАНИЯ
    Люди осознают политику двумя главными способами: через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и через научное зна- ние, являющееся результатом исследовательской деятельности.
    Обыденные, несистематизированные представления о политике сущест- вуют на протяжении многих тысячелетий. В той или иной форме они присущи каждому человеку и составляют неотъемлемый элемент массового политиче- ского сознания. Отражая преимущественно внешнюю, практическую сторону политических явлений, обыденные знания могут быть как истинными, так и ложными. В целом же они не отражают глубоко и всесторонне действитель- ность и поэтому не могут служить надежным ориентиром человека в мире по- литики. Все это призвана обеспечивать политическая наука и ее изучение. Что же она собой представляет, когда и как возникла и какие познавательные спосо- бы и средства использует? 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта