Главная страница
Навигация по странице:

  • В широком зна- чении

  • гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в уз- ком значении этого слова), культурные и экологические. Гражданские (личные) права

  • Гражданские и политические права

  • абсолютном

  • К правам второго поколения

  • Социальные, культурные и экологические права Коллективные права. Права, народов и права человека

  • Обязанности и ответственность граждан, гарантии их прав

  • Права человека как крите- рий гуманизма политики Универсальны ли праве человека

  • Права человека в международной политике

  • ВЛАСТЬ И ЕЕ НОСИТЕЛИ Глава 6 ВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ

  • Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеАспект пресс москва 2000 введение
    АнкорВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    Дата13.12.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    ТипУчебник
    #11279
    страница9 из 40
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   40
    § 2. Важнейшие права личности и проблема
    их реализации в современном мире
    В наши дни для большинства стран права челове- ка являются высшей ценностью, признанной ми- ровым сообществом. Сам термин «права челове- ка» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении — это только те права, которые не предоставляют- ся, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосно- венность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, не- законного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком зна-
    чении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.
    Типология прав человека.
    Негативные и позитивные
    права

    Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наибо- лее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (сво- боды) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном зна- чении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отно- шению к личности, возможность действовать по своему усмотрению, в пози- тивном — как свобода выбора, а главное, как способность человека к достиже- нию поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному разви- тию в целом.
    В соответствии с таким пониманием свободы негативные права опреде- ляют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежела- тельных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права счи- таются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, -уровня социально-экономического развития страны. Не- гативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все ли- беральные права имеют характер негативного права.
    Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам человека является Билль о пра- вах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен из- давать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекра- щении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех стать- ях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежела- тельных посягательств со стороны правительства.
    В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанно- сти государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные бла- га, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, об- разование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществле- ние позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ре- сурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и де- мократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

    Более конкретной и широко распростра- ненной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в уз-
    ком значении этого слова), культурные и экологические.
    Гражданские (личные) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного пра- ва. Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь ком- плекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гра- жданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, кото- рым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индиви- дуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуаль- ность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную непри- косновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, неза- висимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну пе- реписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, вклю- чая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.
    В конституциях многих государств гражданские права обычно объединя- ют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит пре- имущественно негативный характер тех и других, а также направленность обо- их видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.
    Политические права определяют возможности активного участия граж- дан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся пра- во человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциа- ций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.
    В СССР и других коммунистических государствах длительное время гос- подствовал разрешительный подход к политическим правам, который по суще- ству сводил их на нет, требуя согласия властей на их реализацию. Для того же чтобы эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их реализа- ции должно быть не предварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка.
    Гражданские и политические права

    К гражданским и политическим правам непосредст- венно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой: Вплоть до середины XX в. важней- шие из этих прав — права частной собственности, предпринимательства и сво- бодного распоряжения рабочей силой — обычно рассматривались как осново- полагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоя- тельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.
    Особое место среди экономических прав занимает право частной собст- венности. В странах Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматри- валось как одно из первейших для существования гражданского общества и обеспечения индивидуальной свободы. В коммунистических же государствах оно вообще отрицалось, сводилось к праву личной собственности на предметы индивидуального потребления. Однако опыт всех без исключения стран пока- зал, что запрет частной собственности противоестествен для человека. Он под- рывает мотивацию добросовестного инициативного труда, порождает массовую хозяйственную безответственность и социальное иждивенчество, ведет к то- талитарной дегуманизации общества и к разрушению самой человеческой лич- ности. Индивид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств производства, возможностей проявить предприимчивость, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности.
    Кроме того, отсутствие права собственности обрекает большинство граж- дан на бедность и нищету, поскольку без законодательного признания и факти- ческого осуществления этого права невозможна эффективная рыночная эконо- мика. Именно частная собственность является тем мельчайшим кирпичиком, из которых складывается все сложное здание современного хозяйственного меха- низма, в том числе и различные виды групповой собственности: кооперативной, акционерной и т.д.
    В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограниче-
    ния права частной собственности, впрочем, как почти любого другого права.
    Потребности экономического развития, рост демократического движения на- родных масс привели к существенным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сего- дня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности.
    Отошел на задний план, хотя в целом и сохранился, принцип неприкосновен-
    ности собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ря- да других государств устанавливаются допустимые пределы частной собствен- ности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого ро- да ограничений никак не означает отрицания фундаментального характера пра-
    Экономические права
    ва частной собственности. Для посткоммунистических стран, в том числе для
    России, нахождение оптимальных форм его практического осуществления в ин- тересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха по- литики реформирования.
    Гражданские, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же
    правами первого поколения. Все они носят ха- рактер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со сто- роны государства.
    К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого термина) права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит прежде всего в том, что реализация этой группы прав большинством населения еще не полно- стью обеспечивается конституционным закреплением и государственной охра- ной, а требует создания целого комплекса материальных благ.
    К правам второго поколения относятся собственно социальные, культур- ные и экологические. Все вместе они определяют обязанности государства га- рантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого дос- тоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду. При этом социальные права связаны с обеспечением каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защи- щенности. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоро- вья, образование и т.п.
    Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека.
    Они включают право на образование, доступ к культур-' ным ценностям, свобо- ду художественного и технического творчества, преподавания и некоторые дру- гие. Экологические права — это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи- ненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонаруше- ниями.
    Права человека носят характер инди- видуального права. Однако существует и кол- лективное право. Субъекты его разнообразны.
    Это семьи, производственные коллективы, сексуальные или национальные меньшинства и т.д. В последнее десятилетие в связи с активизацией национали- стических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав на- родов (наций) на самоопределение с основополагающими правами человека. Во многих новых государствах, образовавшихся после распада СССР, Югославии и
    Социальные, культурные
    и экологические права
    Коллективные права. Права,
    народов и права человека
    некоторых других многонациональных коммунистических стран, получение на- родами национально-государственной независимости стало использоваться правящими элитами для разжигания национальной ненависти, политической дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национально- сти. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международным сообществом.
    Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга.
    Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающи- ми, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях. Как отмечено в итоговом документе Мос- ковского заседания Конференции по человеческому измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение соблюдения прав человека выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств.
    Право наций на самоопределение призвано создавать государственно- правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфиче- ских этнических, лингвистических, религиозных и других коллективных инте- ресов. При соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на су- веренитет и государственную независимость в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельствуют, в частности, добровольная передача подавляющим боль- шинством европейских стран своих основных прав в области национально- государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направле- нии создания единого федеративного государства.
    Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, напри- мер детей, беженцев, заключенных и т.д. В последние десятилетия в рамках
    ОВСЕ активно разрабатывается каталог прав человека, который детализирует и существенно дополняет рассмотренные выше права личности.
    Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. В конституциях запад- ных государств обязанности граждан почти не упоминались вплоть до второй мировой войны, хотя в целом они в той или иной форме включались в законода- тельство.
    В обязанности граждан демократических государств обычно входит со- блюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчи- нение полицейским предписаниям, охрана природы, окружающей среды, па- мятников культуры и т.д. В некоторых странах к числу важнейших обязанно- стей граждан относится участие в голосовании на выборах в органы государст-
    Обязанности и ответственность
    граждан, гарантии их прав
    венной власти и воинская повинность. В конституциях отдельных стран гово- рится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно при- бегать к лечебной помощи (Уругвай). Однако ответственность за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается.
    Вопрос об ответственности за нарушение прав и обязанностей личности имеет важнейшее значение для их практического осуществления. Без определе- ния конкретной ответственности органов власти, должностных лиц и отдельных граждан в этой области конституционная фиксация прав человека прейращается не более чем в красивую декларацию.
    Для того чтобы они стали реальностью, необходим также целый комплекс
    общественных гарантий. К ним относятся материальные (финансовые средст- ва и собственность), политические (разделение властей, наличие независимой оппозиции, суда, СМИ и т.д.), юридические (демократическое законодательство и судебная система) и духовно-нравственные (необходимый образовательный уровень, доступ к информации, демократическое общественное мнение и нрав- ственная атмосфера) гарантии.
    Практическая реализация всего комплекса прав человека — сложная, всеобъемлющая задача,, степень решения которой непосредственно ха- рактеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации. В современном мире соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важней- шим критерием внутренней и международной политики, ее гуманного, челове- ческого измерения.
    Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных государствах и мире в целом. В рамках отдельных стран их соблю- дение служит необходимым условием здорового экономического и социального развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики. Еще в 1789 г. в преамбуле французской Декларации прав человека и гражданина было отмечено, что «незнание, забвение и неуважение прав человека являются единственной причиной общественных несчастий и коррумпированности правительств». И хотя современная наука не столь катего- рична, отмечает и другие причины социальных бедствий, она также считает уважение прав человека важнейшим условием благополучия общества.
    Пока еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утвер- ждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприме-
    Права человека как крите-
    рий гуманизма политики
    Универсальны ли праве
    человека?
    нимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллек- тивистские отношения между людьми и господствуют иные нравственные цен- ности. С этим аргументом можно согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое и социальное развитие стран влечет за со- бой и рост самосознания и индивидуальности человека, его стремление к свобо- де и уважению человеческого достоинства, т.е. к соблюдению прав человека.
    Последнее, в свою очередь, способствуя раскрепощению и самореализации личности, стимулирует общественный прогресс. Поэтому учитывающая нацио- нальные реальности все более полная реализация прав личности — общая зада- ча человечества.
    Универсальная применимость концепции прав человека нередко ставится под сомнение с помощью ссылок на разрушительные последствия, которые мо- жет вызвать их признание государством в условиях массового распространения голода, нищеты, болезней и неграмотности или же в остроконфликтных ситуа- циях. В таких случаях предоставление свободы действий всем общественным группам якобы может иметь целый ряд негативных для большинства населения последствий: дестабилизировать общество и привести его в хаотическое со- стояние, препятствовать концентрации усилий на решении наиболее острых общественных проблем, способствовать установлению неограниченного гос- подства наиболее сплоченных и влиятельных групп. Поэтому в слаборазвитых и остроконфликтных странах наиболее эффективной и целесообразной для всего народа формой правления может быть лишь сильная авторитарная власть, пре- доставляющая права гражданам лишь в ограниченном виде и по своему усмот- рению.
    Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвычайных ситуа- циях государство вправе ограничивать свободу граждан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормальных условиях даже в слаборазвитых и остро- конфликтных странах права человека выступают важнейшей гарантией против злоупотреблений власти, условием нахождения общественного согласия, нала- живания мирных отношений и сотрудничества с другими странами.
    В масштабах всего мирового сообщества соблюде- ние прав человека — важнейшая гарантия построе- ния международных отношений на подлинно гума- нистических, нравственных началах, сохранения и упрочения мира. Существует прямая зависимость между уважением прав человека отдельным государством и его внешней политикой. Развязывание войн, грубое нарушение международного права обычно связаны с попранием правительством прав своих собственных граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ираке, и в целом ряде других государств, развязывавших агрессивные войны или пред- принимавших грубые захватнические акции. Учитывая все это, страны- участницы ОБСЕ рассматривают соблюдение прав человека не как сугубо внут-
    Права человека в
    международной политике
    реннее дело каждой отдельной страны, а как предмет их общей озабоченности и коллективной ответственности.
    Уважение прав личности способствует укреплению доверия между наро- дами, создает благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих кон- тактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное на- чало. Без общей гуманистической ценностной и правовой базы, создаваемой уважением прав человека, невозможно сближение народов, их интеграция.
    Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, — путь к космической разумности и нравственности человечества. На протяжении всей человеческой истории разум и нравственность характеризовали в большей степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свидетельствуют, например, много- численные разрушительные войны, бездумное, варварское обращение с приро- дой и т.д. Уважение прав каждого представителя человеческого рода может по- служить исходным принципом построения земной цивилизации на началах ра- зума и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом своей собственной частной и общественной жизни, безболезненно и конструктивно разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпаде- ния интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвращать зло- употребления властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.
    Раздел III
    ВЛАСТЬ И ЕЕ НОСИТЕЛИ
    Глава 6
    ВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   40


    написать администратору сайта