Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие политической системы как инструмента исследования

  • Политическая система как механизм власти Типология политических систем

  • § 2. Истоки и предпосылки тоталитаризма

  • Логика тоталитарной мысли

  • индустриальная стадия развития общест- ва.

  • Предпосылки тоталитаризма

  • коллективист- ско-механистическое мировоззрение.

  • соци- ально-экономических кризисов

  • социальных пред- посылок

  • Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеАспект пресс москва 2000 введение
    АнкорВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    Дата13.12.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    ТипУчебник
    #11279
    страница17 из 40
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40
    § 1. Понятие и типы политических систем
    Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составля- ют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
    Появление этой категории непосредственно связано с развитием систем- ного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем бы- ла детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в
    50—60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмон- да, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.
    В современной науке понятие политической сис- темы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа по- литики. Она применима к любому относительно целостному политическому об- разованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каж- дое из этих образований является специфической политической системой.
    Использование термина «политическая система» в его первом, методоло- гическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимо- действии с окружающей средой — всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздей- ствие системы на среду.
    Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций.
    Это — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилиза- ция ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования вла- сти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценно- стей.
    Понятие политической
    системы как инструмента
    исследования

    Некоторые авторы еще более детализируют перечень функций политиче- ской системы. Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции «ввода» — поли- тическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их инте- ресов; агрегирование интересов и три функции «вывода» — разработка норм
    (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
    Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.). Политическая сис- тема в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и органи- зует соответствующие действия. Главная цель политической системы — само- сохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и ак- тивного воздействия на нее.
    В современной науке существуют разнообразные модели политических систем. Их изучение способствует углублению анализа политической жизни, уточнению и операционализации категорий, расширению использования в по- литических исследованиях формализации, математических, кибернетических и других точных методов.
    Приемы и процедуры системного анализа подразуме- ваются (хотя далеко не всегда используются) при употреблении термина «политическая система» во втором, более конкретном значении: реальный сложный механизм формирова- ния и функционирования власти в обществе. Этот механизм включает государ- ство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различ- ных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, по- литическое сознание и культуру, политические нормы.
    Применяемое в единстве своих аспектов, понятие политической системы по содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко ис- пользовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.
    Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические систе- мы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой — на открытые и закрытые, по политиче- ским культурам и их выражениям в формах организации власти — на англо- американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд).
    Политическая система
    как механизм власти
    Типология политических систем

    Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их раз- граничения служит политический режим — характер и способы взаимо- отношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем ви- де для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение об- щества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторита-ризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и обще- ства во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется кон- тролем общества (большинства) над властью.
    При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать обще- ственную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.
    Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы.
    Так, в зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются ис- точником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократи- ческими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).
    Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тота- литаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной сте- пени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.
    § 2. Истоки и предпосылки тоталитаризма
    Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis»
    (весь, полный, целый). В этимологическом, неполитическом значении этот тер- мин издавна использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г. В конце
    20-х гг. английская газета «Тайме» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и по- литический строй в СССР.
    Теория тоталитаризма складывалась в 40—50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идео- логической борьбы против коммунистических стран. Первые классические тео-
    Понятие тоталитаризма
    ретические исследования по проблемам тоталитаризма — работы Ф. Хайека
    «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и ав- тократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тотали- таризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.
    Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе ре- альных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого ус- пеха, поскольку, отображая самые одиозные политические системы XX в., они, по мере смягчения, либерализации стран командного социализма, все больше расходились с действительностью и к тому же не отражали принципиальных отличий различных тоталитарных систем. «В целом концепции тоталитаризма показали себя как слишком упрощенные аналитические модели», адекватные главным образом лишь эпохе сталинского террора
    89
    Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма представляется более плодотворным трактовать его (аналогично демократии) как преимущественно нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной
    политической системе. Общими отличительными признаками тоталита-
    ризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества
    и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному
    преобразованию всей общественной системы в соответствии с револю-
    ционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места
    для индивидуальной свободы и социальных противоречий.
    Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные истоки уходят в глу- бокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием,
    «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обосно- вание тоталитарные модели государства получают у Платона, Т. Мора, Т. Кам- панеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо. В более позднее время они раз- виваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Нищие, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей.
    Несмотря на глубокие содержательные различия, тоталитарные концеп- ции имеют общую логику. Как отмечал Н. А. Бердяев, первоистоки тоталита- ризма следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного, гармоничного строя — утопии — играют огромную роль в истории. И они в
    89
    Politikwissenschaft: Eine Grundlegung/Hrsg. K. von Beume. Bd. I. Stuttgart; Berlin; Köin; Mainz, 1987. S. 160.
    Логика тоталитарной мысли
    большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме. «Це- лостность есть главный признак утопии <...> Утопия всегда тоталитарна, враж- дебна свободе». Это объясняется тем, что утопия как закрытая, законченная система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного уст- ройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий, для утверждений и действий, опровергающих ее основополагающие постулаты
    90
    В тоталитарной модели привлекательная утопия отождествляется с абсо- лютной истиной. Это позволяет рассматривать все остальные теории и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей — либо как врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания. Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике, к другим соци- альным идеям начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве че- го вырастает тоталитарное стремление к «математически совершенной жизни
    Единого Государства», к «математически безошибочному счастью»
    91
    . Претен- зия на монопольное обладание истиной обусловливает в конечном счете исто- рическую обреченность тоталитаризма, его невосприимчивость к идеям и тре- бованиям, не укладывающимся в рамки официальных догм.
    Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обо- сновывающей цели коллективных действий. Дальнейшая логика формирования тоталитарного строя примерно такова. Общие цели конкретизируются и реали- зуются с помощью экономического и социального планирования. Всеобъемлю- щее планирование в свою очередь нуждается в надежной гарантии реализации планов — всесильной власти и массовой поддержке, что обеспечивается с по- мощью как гипертрофированного роста институтов власти и социального кон- троля, так и в систематической идеологической обработке населения и его мо- билизации на исполнение планов. При этом подавляется всякое инакомыслие, ибо без единой идеологической веры невозможно массовое послушание. Управ- ляемая из центра сложнейшая государственная машина не допускает индивиду- альной свободы граждан-винтиков, так как это угрожает сглаженности всего целого. Ради достижения великой общей цели позволительно использовать лю- бые средства, не считаясь с затратами и жертвами.
    Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной общей пред- посылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общест-
    ва. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила об- щественные связи и организацию, сделала технически возможными системати-
    90
    Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 329-331.
    91
    Замятин Е. И. Мы; Хаксли О. О дивный новый мир. М., 1989. С. 8—9.
    Предпосылки тоталитаризма
    ческую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за лич- ностью.
    На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организацион- ные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государ- ство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональ- ности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллю- зии возможности перехода к рационально организованной и тотально управ- ляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой то- тальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государ- ственная власть.
    Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода лично- сти»
    92
    Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государ- ственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективист-
    ско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде.
    Тоталитарные коллективистские представления значительно расходятся у элит и масс. Если для политической элиты характерно преимущественно рацио- налистическо-индустриальное видение общей цели, то у масс сознание может носить общинно-коллективистский характер, что особенно проявилось в стра- нах Востока. Однако в любом случае тоталитаризм базируется на сознании, ис- ходящем из безусловного подчинения индивида коллективу.
    Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является
    психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в ин- дустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего суще- ствования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упое- ние и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских
    92
    Цит. по: Хайек Ф. А. Дорога к рабсгау//Новый мир. 1991. № 7. С. 197.
    формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тота- литарной идеологии.
    Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значитель- ном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, — в классе, нации, го- сударстве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемо- гущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защи- ту
    93
    Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии.
    Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых соци-
    ально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство насе- ления, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных пред-
    посылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддер- живающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее ре- шительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной струк- туре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально- этническую идентификацию.
    Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошло- му, не дорожат им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями.
    Как обнаружили американский социолог Р. Парк и другие исследователи, мар- гиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эго- центричность.
    С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут исполь- зовать в своих целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических марги-
    93
    См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
    налов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также мас- совое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.
    В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталита- ризма стал новый «промежуточный класс» — многочисленные конторские слу- жащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий и т.п., положение которых зна- чительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением про- мышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственны- ми законами. Рядовые члены национал-социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии.
    Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это
    — индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организован- ности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством
    (с этой точки зрения тоталитаризм — всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое кол- лективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчужде- нием личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально- экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; по- явление многочисленных маргинальных слоев.
    Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть ис- пользованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся уже упомянутая этатизация общества, а также появление тотали- тарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных дос- таточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претен- дующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выра- зителям — вождям, руководству в целом. Именно эти организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным, непо- средственным творцом тоталитаризма как реального политического строя.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40


    написать администратору сайта