Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение
Скачать 2.79 Mb.
|
§ 2. Природа политического лидерства Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуаль- Теория черт ные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству» 84 Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные орга- низаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегенич- ность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п. Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные иссле- дования. Они в значительной мере поставили под сомнение эту концепцию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и мо- ральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих по- зиций, чем условием успеха. К тому же часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет, а порой и всей жизни, оказываются невос- требованными, не находят применения. Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях конкуренции действительно нуж- ны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных госу- дарств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали. К тому же во многих, главным образом недемо- кратических, государствах политическими лидерами часто становятся зауряд- ные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью. Учет всего этого породил вторую волну развития теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Это можно проиллюстриро- вать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отноше- ниях с близким окружением, никак не предвещали жестокого деспота, жажду- щего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к в общем-то гуманной, но утопической цели по- строения коммунизма делали из него диктатора, отрицающего общечело- веческие нормы морали и ради удержания власти не останавливающегося перед преступлениями, что проявилось, например, в его приказах о расстрелах залож- ников, жестоких расправах над священниками и т.д. 84 Bogaedus E. Leaders and Leadership. New York, 1934. P. 138. Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодейст- вия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей и условий их осуществления вырабатывается стиль его поведения, составляющий его «вто- рую природу». Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе от- печаток определенных социальных условий. Идею зависимости лидерства от определенных со- циальных условий обосновывает и развивает его ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). Она исходит из относительности и множественности лидер- ства. Лидер — функция определенной ситуации. Как писал Р. Стогдилл, «ли- дерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно бу- дут ими в других ситуациях» 85 . Именно сложившиеся конкретные обстоятельст- ва определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер- пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, нахо- дится данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно. С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны, относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой — в повседневной политико-организационной работе, третий — в межличност- ном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеуст- ремленность, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении приро- ды политического лидерства обстоятельствам. На основе этой концепции, под- тверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рис- мэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политиче- скую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий. Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждают- ся далеко не полностью. Ограниченность этой концепции состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и свое- временно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем. 85 Bass B. M. Stogdill’s on Handbook on Leadership. New York, 1981. P. 67. Ситуационная концепция Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. «Именно по- следователь, — утверждает Ф. Стэнфорд, — воспри- нимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или от- вергает лидерство» 86 Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как осо- бого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступаю- щих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широ- ко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно чет- ко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведе- ние лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям. В формировании и функционировании отношений «лидер— конституен- ты» особенно велика роль активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возможности лидера, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера. Через конституентов проявляется воздействие на политику гос- подствующей политической культуры и прежде всего ценностных ориентаций и ожиданий избирателей. В демократическом государстве претенденты на роль политических лидеров могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа. Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и экспектаций конституентов, по- добно его ситуационной интерпретации, плохо работает при объяснении инно- ваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников. Яркий пример тому — политическая деятельность Сталина, который примерно за пол- тора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов собственной партии. Взаимодействие лидера и его конституентов — обоюдонаправ-ленное, двустороннее движение. Причем лидеры могут в значительной мере менять 86 Groups, Leadership and Men/ Ed. By H. Guetskow. Pittsburg, 1951. P. 136. Теория конституентов свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конститу- ентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентра- ции власти в руках руководителя и от политической культуры общества в це- лом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской поли- тики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах, где они могут порою поставить под угрозу само существование всей нации, как это пытался сделать, например, Гитлер накануне поражения нацистской Германии. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпре- тации. Прояснить его субъективные механиз- мы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объ- яснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в осно- ве лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъек- тивно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать раз- личного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. Определенные психо- логические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное при- нятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в по- кровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства. Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психоло- гической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеоб- разного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты — при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у индивидов авторитарного типа презрение и желание унизить их. Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь Психологические концепции и интерактивный анализ эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости, садомазохизма. Эмпирические исследования, проведенные Адорно и другими учеными, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству, хотя, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. Как уже отмеча- лось, существуют и некоторые другие типы психологического отношения к ли- дерству, например игровой, инструментальный и др. Совокупность различных интерпретаций позволяет увидеть раз- нообразные стороны политического лидерства, однако еще не дает его целост- ной картины. Попытку решить эту задачу, осуществить комплексное исследо- вание лидерства представляет собой интерактивный анализ. Он учитывает че- тыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов. И все же создать еди- ную, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своим проявлениям и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, осо- бенностей лидеров и их конституентов и других факторов. § 3. Классификация, функции и тенденции развития лидерства Существуют различные классификации феномена ли- дерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода со- бытий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены. Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Автори- тарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, осно- ванное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство вы- ражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению. Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Ве- бера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лиде- ров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их ав- торитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — на- Типы лидерства деленных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, не- обычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ле- нин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро. Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Осно- воположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу хариз- матического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движи- теля, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку хариз- матический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизо- вать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спо- койные периоды развития для общества предпочтительнее рационально- легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-ох- ранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору- законодателю. В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительно- сти, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими пред- ставителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов сво- их приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и дейст- вует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются кон- кретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм). Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характе- ристике основных этапов, стадий деятельности лиде- ров можно выделить их три общих функции: 1) политический диагноз, пред- полагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и про- граммы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобили- зация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию це- лей. Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функ- ций лидера, то к ним можно отнести следующие: 1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами националь- ное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству. 2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общест- венных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве. 3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, са- моуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, под- держание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хоро- шего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демокра- тическими традициями. 4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, осо- бенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом. 5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функ- ций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс обще- ства, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не толь- ко им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распростра- Функции лидера нившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американ- ский президент Рональд Рейган. 6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не мо- жет найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демо- кратических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизма- тических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими спо- собностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые тра- диции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей. Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ лично- сти. Он представляет собой чрезмерное возвеличива- ние и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тотали- тарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например во Франции во времена президентства Шарля де Голля. Культ политических руководителей — неотъемлемый элемент сакрализа- ции власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклон- ства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориаль- ные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитар- ных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее пре- тензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеоб- щую значимость. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев. Благоприятной субъективной питательной средой культа личности явля- ются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исхо- дят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерар- хической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причи- ной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тоталь- ная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей дея- тельности, сколько от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, пре- мий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. От- ражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематиче- ской идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемо- гущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Культ личности Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока. Социальная значимость, функции и весь социаль- ный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица. В современных государствах примирение принципов лидерства и народо- властия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие тради- ционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализадия и профессионализация лидерства. Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятель- ность политических руководителей осуществляются в рамках определенных ин- ститутов — норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением за- конодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, консти- туциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничива- ет их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие ре- шений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых госу- дарствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, под- чинены решению обыденных, повседневных созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства — его профессио- нализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», ко- торому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой» 87 . В нынешних условиях усложнения обще- ственной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функ- 87 Вебер М. Избранные произведения/Пер. с нем. М., 1990. С. 660. Тенденции развития политического лидерства циями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в по- литические решения» 88 Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требова- ний населения, налаживание необходимых для принятия коллективных реше- ний и их реализации контактов с парламентскими и правительственными орга- нами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: зна- ниями, навыками и опытом. Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и посто- янным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выбор- ные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного са- моуправления, других учреждениях. В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации поли- тической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров- еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных шко- лах и университетах. Такие меры в сочетании с развитием политического уча- стия граждан и укреплением контроля за власть имущими способствуют повы- шению эффективности политического лидерства, его подчинению интересам всего общества. Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуще- ствляют свои функции в рамках определенных политических систем, высту- пающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в общест- ве. 88 Herzog D. Der moderne Berufspoliticker//Eliten in der Bundesrepublik Deutschland. S. 38. |