Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение
Скачать 2.79 Mb.
|
§ 3. Характерные черты и разновидности тоталитарных политических систем Тоталитарные системы возникают не стихий- но, а на основе определенного идеологическо- го образа. Тоталитаризм — порождение чело- веческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным це- лям. Поэтому при выявлении общих черт этого типа политической системы от- Сфера тоталитарного сознания правным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общест- венного сознания. Именно в идеологии тоталитарная система черпает жизнен- ные силы. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функ- цию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику. Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы — важнейшая черта тоталитарного общества. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего это эсхатологическая и телеологическая ориентация во взглядах на об- щественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует у ряда религий хи- лиастаческие идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тыся- челетний рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ буду- щего строя, используется для оправдания огромных повседневных жертв наро- да. Телеологизм тоталитарной идеологии проявляется в рассмотрении исто- рии как закономерного движения к определенной цели, а также в ценностном приоритете цели над средствами ее достижения в соответствии с принципом «цель оправдывает средства». По своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость формирования нового об- щества и человека. Все ее здание базируется на социальных мифах, например о капитализме и коммунизме, о руководящей роли рабочего класса, о превосход- стве арийской расы и т.п. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер ре- лигиозных символов. Лишь на их основе дается рациональное объяснение всех общественных событий. Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покрови- тельственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недоста- точно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан спе- циальный закон («Gleichschaltungsgesetz»), предусматривающий единую, обя- зательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым соз- нанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализуется, приобретает некоторые черты религиозного культа. Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, пол- ный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рас- смотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиня- ется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, по- ведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выде- ляться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть при- мирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретно- сти, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдитель- ности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий. В соответствии с логикой тоталитарной системы все- объемлющая идеологизация общества дополняется его тоталитарной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального орга- низма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического кон- троля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению граж- данского общества, независимой от власти частной жизни. Политическая сис- тема, а точнее, партийно-государственная организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, кото- рая отличается жесткой иерархической структурой. Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно центра- лизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией ново- го, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещаются всякая политическая оппози- ция и создание без санкций властей любых организаций. В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности, или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно акклама- ционные формы демократии, предполагающие принятие решений без голосова- ния на основе непосредственной реакции участников собрания и создающие ви- димость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влия- ние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических инсти- тутов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и партиципация (участие), например 99,9-процентное участие в выборах. К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (служ- бы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населе- ния. Слепая вера и страх — главные ресурсы тоталитарного управления. Осу- ществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей. Политические черты Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосход- ство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг — буржуазия, империализм, евреи и т.п. В процессе ликвидации или огра- ничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населе- ния. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п. Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнитель- ность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела». Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется но- вая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распреде- ления власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой соци- альной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс — главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, комму- нистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении для боль- шинства граждан, претендует на формирование социально однородного обще- ства, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство. Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма явля- ются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанав- ливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общест- венными ресурсами и самим человеком. Наряду с общностью основополагающих ин- ституциональных черт тоталитарные полити- ческие системы имеют и существенные осо- бенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание полити- ческой деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и на- ционал-социализм. Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал комму- низм (социализм) советского типа, начало которому положила военно- Социальные и экономические черты Разновидности тоталитаризма коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Ком- мунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устране- ние частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсо- лютную власть государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе обще- ства. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической орга- низации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социаль- ная защищенность населения, развивались экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям. Вторая разновидность тоталитарных политических систем — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к ради- кальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой госу- дарственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «на- родной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или эт- нической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фаши- стского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в го- сударстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Мус- солини от власти. Третья разновидность тоталитаризма — национал-социализм. Как реаль- ный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. На- ционал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти — ненависть национальная и расовая. Если в коммунисти- ческих системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей то- талитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, воз- рождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпоч- тениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем ос- новным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и дик- таторским режимом Пол-Пота в Кампучии. Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система об- ладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентра- ции средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авто- ры рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модерни- зации слаборазвитых стран. Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей мно- гие гуманные, социально-эмансипаторские и эгалитаристские идеи. Привлека- тельности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от об- щинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конку- ренцией и ответственностью, свойственных рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата соци- ального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции. И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Это общество- самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативно- му хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природ- ных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к своевременному ка- чественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Са- ми тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей су- ти идеологии и пропаганды. Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским по- литическим системам, противостоящим идеализированным западным демокра- тиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу и всецело подчинить индивида го- сударственному и иному социальному контролю, имеют место и в странах За- пада. § 4. Авторитаризм Одним из наиболее распространенных авторитаризма в истории типов политической системы является авто- ритаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С то- талитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами Сила и слабость тоталитаризма Отличительные черты характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых госу- дарством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохране- ние элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политиче- ской системе присущи следующие черты: 1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). 2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему ус- мотрению. 3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью сре- ди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. 4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политиче- ской оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное полити- ко-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запре- тов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготов- ностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населе- ния потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в мо- нархических государствах. При авторитаризме возможно существование огра- ниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при усло- вии их подконтрольности властям. 5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ог- раниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в эконо- мику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопастности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. 6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неог- раниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую поли- тическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запреща- ются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных га- рантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные пар- тии и т.д.). Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания на- селения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания про- тивников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы ле- гитимации. В XX в. в целях легитимации широко используются националисти- ческая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Большинст- во авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрож- дения. В последние десятилетия авторитарные политические системы очень час- то используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для придания себе респектабельности в глазах международного сооб- щества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, на- пример, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авто- ритарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России, Казахстане и многих других государствах. Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контроли- руемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, от- сеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фаль- сификация бюллетеней или результатов голосования и т.п. В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десяти- летия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии. В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес к ав- торитаризму в связи с крахом преимущест- венно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них, в том числе России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные по- следствия. В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое Реформаторские возможности авторитаризма процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плю- рализмом. Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культур- ным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздейст- вие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К чис- лу слабых относятся полная зависимость политики от позиции главы госу- дарства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможно- стей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов. В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоин- ства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политиче- скую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление полити- ческих противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» автори- таризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демо- кратические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного ре- формирования общества и способен превратиться в криминальный диктатор- ский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталита- ризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества. . Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия. Глава II ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ |