Главная страница
Навигация по странице:

  • В широком смысле

  • Широкое и узкое значение термина «государства»

  • Общие признаки государства

  • Причины возникновения государства

  • традиционный и конституционный

  • Исторические рубежи в развитии государства

  • § 2. Правовое социальное государство

  • Понятие правового государства

  • В ши- роком смысле

  • в узком, собственном значении

  • Отличительные черты правового государства Социальное государство

  • Соотношение социального и правового принципов

  • экологиче- скую

  • Тенденции развития государства

  • Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеАспект пресс москва 2000 введение
    АнкорВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    Дата13.12.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    ТипУчебник
    #11279
    страница24 из 40
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40
    § 1. Сущность государства
    Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концен- трируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком
    смысле государство понимается как общность людей, представляемая и орга- низуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
    Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом зна-
    Широкое и узкое значение
    термина «государства»
    чении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
    Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отде- лялось от общества. Для обозначения государства использовались многие кон- кретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «рес- публика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широ- кого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специаль- ный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
    Четкое разграничение государства и общества было обосновано в кон- трактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только со- держательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре- зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с дру- гими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
    Государства разных исторических эпох и наро- дов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи ка- ждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
    1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организа- цией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот при- знак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
    2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной тер- ритории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному при- знаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
    3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В лю- бом современном обществе имеется множество властей: семейная, производст- венная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему при- надлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
    4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.
    Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы
    Общие признаки государства
    до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действен- ность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у госу- дарства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы
    — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
    5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
    6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
    7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тотали- тарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
    Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Го- сударство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами меж- дународного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.
    В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гра- жданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
    Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, ле- жащие в основе его возникновения и эволюции.
    Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредо- точения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных приви- легий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
    — развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образо- вание для этого специального органа — государства;
    — возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, боль- шинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некото- рых странах его образование исторически предшествовало и способствовало
    Причины возникновения
    государства
    классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере сти- рания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;
    — завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно.
    Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;
    — демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого чело- веческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности на- селения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это по- вышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близ- ких людей;
    — психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни ав- торы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию госу- дарства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, при- ведший их к соглашению о создании специального органа — государства, спо- собного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.
    Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем
    Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался до- говор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под пря- мым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское го- сударство — США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и об- щества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития обще- ства;
    — антропологические факторы. Они означают, что государственная фор- ма организации коренится в самой общественной природе человека, ее разви- тии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм обще- жития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма об- щежития»
    110
    . Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала.
    Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концеп- ции государства, которые рассматривают его как органически присущую чело- вечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой об-
    110
    Аристотель. Политика. М., 1865. С. 8. См. также: Соч. Т. 4. С. 378.
    щество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологи- ческого объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенст- во, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.
    В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияю- щие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодо- родные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
    Существуя на протяжении многих тысячелетий, госу- дарство изменяется вместе с развитием всего общест- ва, частью которого оно является. С точки зрения осо- бенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свобо- ды и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.
    Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность.
    Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отри- цали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государст- венной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии.
    Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной тра- дицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь
    «организацию публичной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную»
    111
    . Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно ука- зывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституцион- ные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с прошлым.
    Конституционное государство является объектом сознательного челове- ческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охва- тить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности че- ловека — его экономическую, культурную, религиозную и политическую ак-
    111
    Четвернин В. А. Концепция советского правового государства //Право и власть. М., 1990. С. 129—131.
    Исторические рубежи в
    развитии государства
    тивность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных граж- данами и не нарушающих свободу личности.
    В целом конституционный этап в развитии государства связан с его под- чиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномо- чий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией дея- тельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.
    Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином
    «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой
    «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная конституция — это государст- венный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не свя- зывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.
    Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция»
    — это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет со- бой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких доку- ментах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют ос- нования, цели и устройство государства, принципы его организации и функцио- нирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.
    Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», за- ключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его дея- тельность. Она придает государству современного, конституционного типа не- обходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего
    (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.
    Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различ- ных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
    Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» ив
    Конституция

    1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих ха- рактер конституционных актов, появился еще раньше —в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобрита- ния, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
    Наличие демократической конституции — показатель подлинной консти- туционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в го- сударственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования консти- туционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характери- зует понятие «правовое государство».
    § 2. Правовое социальное государство
    Правовое государство — реальное во- площение идей и принципов консти- туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государст- венного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищаю- щим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть во- ле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью опреде- ляются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того что- бы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в этакого Ле- виафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд при- зван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет- ся в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.
    Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствую- щих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, го- ворил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естествен- ных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В
    Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основопола- гающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта,
    Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое госу- дарство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов — Т. К. Вельке- ра, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.
    Понятие правового государства

    Появление правовой государственности было обу- словлено развитием самого общества и стало возмож- ным в результате вызревания гражданского общества. Сам термин «граждан- ское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В ши-
    роком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охва- тываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего
    «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно- исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от госу- дарства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не толь- ко с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.
    Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно свя- зано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Граждан-
    ское общество представляет собой многообразие не опосредованных государ- ством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как ре- зультат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйствен- ные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и право- вые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от госу- дарственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а гори- зонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридиче- ски свободными и равноправными партнерами.
    В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи свобод- ной конкуренции и раннелиберального государства, не вмешивающегося в эко- номику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, невзирая на это, разде- ление социальной системы на гражданское общество и государство не утратило актуальности и нужно прежде всего для своевременного обнаружения и предот- вращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества — необходимое условие их пере- хода к рынку и правовой государственности.
    Гражданское общество

    Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3) мировоззренческий ин- дивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4) право- вое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
    5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6) суверенитет наро- да, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
    Это означает, что именно народ является конечным источником власти, госу- дарственный же суверенитет носит представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не ис- ключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конститу- цией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нару- шающие конституцию решения которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом».
    Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому госу- дарству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий; 9) свобода и права других людей как един- ственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает аб- солютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.
    Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества.
    Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свобо- ды от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуаль- ную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых го- сударствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государ- ства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономи- ки и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социаль- ного неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обес- ценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.
    Отличительные черты
    правового государства
    Социальное государство

    Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку адми- нистративного социализма обеспечить каждому материальную свободу и уста- новить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.
    Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищен- ности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.
    Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предос- тавлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.
    Истоки социального государства восходят к социальной политике, заро- дившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обез- доленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбани- зация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили соци- альные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпо- сылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запа- да, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающему- ся.
    Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, соци- альное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здра- воохранения, культуры и т.д.
    Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманиза- ции общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоре- чия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо ин-
    Соотношение социального
    и правового принципов
    дивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного суще- ствования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и куль- турного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хо- зяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индиви- дуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенче- ство. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, инди- видуальной ответственности и активности.
    В наши дни демократические государства стремятся найти меру опти- мального сочетания правового и социального принципов. При этом консервато- ры обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на социальном принципе.
    Правовой и социальный этапы не за- вершают развитие конституционного госу- дарства. Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологиче-
    скую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обес- печения экологической безопасности и экологических (экзистенциальных) прав личности, выживания всего человечества. В новых условиях государство вместе с общественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катаст- рофы, наладить адаптивный, поддерживающий экологическое равновесие образ жизни.
    В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в дея- тельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция
    — этатисгекая — проявляется в повышении роли государства как регулятивно- го и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с по- мощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует раз- витие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более
    Тенденции развития государства
    важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.
    В государственной деятельности заметно сокращается применение при- нуждения. Оно все реже используется для решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных социальных сил, хотя и остается важным средством в борьбе с нарушителями закона, криминальными и экстре- мистскими элементами. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают достаточных оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.
    Еще более велика роль государства в переходные этапы общественного развития, как это имеет место в России и других постсоциалистических странах.
    Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, пол- держания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40


    написать администратору сайта