Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура политической психологии дущих групповых образований выделяют большие

  • Устойчивые элементы политической психологии

  • Политические настроения

  • подъема

  • § 3. Функции политической психологии

  • Познавательная и адаптивная функции

  • конформность

  • открытые

  • нормативных

  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • Введение в Политологию (Соловьев, Пугачев). Аспект пресс москва 2000 введение


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеАспект пресс москва 2000 введение
    АнкорВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    Дата13.12.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в Политологию (Соловьев, Пугачев).pdf
    ТипУчебник
    #11279
    страница31 из 40
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40
    § 2. Полиструктурный характер политической психологии
    Участвуя во всех реально существующих полити- ческих процессах, политическая психология обла- дает разнообразной и разветвленной внутренней структурой. Иными словами, множественность ее внутренних компонентов ха- рактеризует ее включенность в разнообразные стороны политической жизни. В силу этого ее структурные компоненты могут определяться содержанием поли- тического поведения (предполагающего выделение норм, установок, мотивов и проч.), уже упоминавшимися уровнями психологических потребностей (выде- ляющими соответственно биофизические, индивидуально-психологические и социально-психологические элементы психологии), национально- цивилизационными чертами «человека политического» (характеризующими особенности российской, американской, китайской и проч. разновидностей пси- хологии) и другими политическими явлениями.
    Особое значение для политической психологии имеют индивидуальные и групповые формы сознания, обусловливающие содержание политических чувств и эмоций. Так, к индивидуальным психологическим образованиям, по- рожденным межличностными связями человека с другими субъектами и инсти- тутами власти, относятся: персональный опыт, специфика индивидуализи- рованных чувств, специфичность эмоциональных реакций на внешние вызовы среды, та или иная способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти. Эти элементы придают неповторимый оттенок любым формам политического поведения индивидов.
    Велико значение для политической психологии и тех эмоционально- чувственных образований, которые опосредуются групповыми формами соз- нания, т.е. представлениями тех или иных социальных и функциональных групп, через которые человек реально включается в политические отношения.
    Каждая такая группа отличается собственной эмоциональной реакцией на поли- тические события, своим психологическим темпераментом, памятью и тради- циями, которые образуют некую психологическую ауру, атмосферу соучастия в общих политических делах. При этом любое групповое объединение обладает тем или иным временем своего политического существования, за которое оно успевает сформировать привычные для большинства психические реакции на политические явления.
    Таким образом, структурные образования политической психологии группового характера выражают понимание человеком соотношения общих, коллективных и индивидуальных интересов, подчиненность его сознания сфор- мировавшемуся в группе психологическому климату, усвоенность им дейст- вующих там привычек и стереотипов в отношении политических явлений.
    Как правило, для описания групповых характеристик политической пси- хологии учитывают специфику двух видов групп. Традиционно в качестве ве-
    Структура политической
    психологии
    дущих групповых образований выделяют большие (или дистантные, с фор- мально опосредованным общением индивидов) группы, к которым можно отне- сти классы, слои, территориальные образования, нации и проч., а также малые
    (с непосредственным общением индивидов) группы, в частности, микросоци- альные объединения людей, неформальные образования, отдельные политиче- ские ассоциации и т.д. Каждая из этих групп отличается временным или посто- янным характером существования, преобладанием организованных или стихий- ных связей, специализированным или мультифункциональным назначением и т.д.
    Структурные компоненты политической психологии различаются и с точ- ки зрения устойчивости, оформленности эмоционально-чувственных реакций. К наиболее устойчивым, внешне и внутренне оформленным элементам политиче- ской психологии обычно относят здравый смысл, психологический склад той или иной группы, нравы и т.д. К более подвижным, динамичным, наиболее чут- ким к изменениям эмоционально-чувственным образованиям причисляют пе- реживания, ожидания и настроения. Чем же они отличаются друг от друга?
    Психологические типы (личности, лидера) или психологический склад группы являются резуль- татом длительного формирования стандартных реакций этих субъектов на постоянные и типич- ные вызовы политической среды. Индивиды или группы сообразно особенно- стям своего темперамента, характера, архетипам (некритически усвоенным кол- лективным воззрениям и верованиям) и ролевым назначениям, привычкам и традициям на протяжении достаточно длительного времени вырабатывают свойственные им психологические ответы на политические раздражители в ви- де устойчивых эмоциональных стандартов и стереотипов мышления и поведе- ния. Эти психологические элементы помогают определить те или иные особен- ности национально-цивилизационного развития, использования ролей, отдель- ных исторических периодов (кризисов, революций и др.) и т.д. Поэтому судя по ним можно отличить политико-психологические черты россиянина или канадца, политического лидера или рядового представителя электората, политических деятелей XX или XIX вв. и т.д.
    Некоторые специалисты даже утверждают, что вообще существуют некие универсальные чувства (например, агрессии, альтруизма и др.), которые в каж- дую эпоху лишь проявляются по-разному, повторяясь на новом историческом материале. Именно они, воплощая устойчивые эмоциональные оценки и стерео- типы чувствования, и предопределяют характер политических процессов, элек- торальный выбор людей (А. Юрьев).
    Очень ярко устойчивость психологических черт и механизмов проявляет- ся на уровне различных групп. Например, молодежи — как доказано многочис- ленными исследованиями — как особой социальной группе присущи эмоцио-
    Устойчивые элементы
    политической психологии
    нальная неустойчивость, максимализм, повышенная возбудимость и подвер- женность неосознанным психическим реакциям, незавершенность системы функций контроля и самооценки. Такие психологические особенности превра- щают ее в наиболее «трудного» политического субъекта, чье поведение или партийно-политическая идентификация обладают крайней подвижностью и не- предсказуемостью. Молодые люди легко поддаются внушению, становятся жертвами политических спекуляций и манипулирования. Хотя ее наиболее ин- теллектуально развитая и социально чуткая часть — студенчество — практиче- ски всегда принимает участие в акциях политического протеста за идеалы сво- боды и справедливости.
    Весьма устойчивые черты психологического склада существуют и у на- ций. Причем характер этих чувственных механизмов и черт непосредственно зависит от того, какую роль в социальном самовыражении человека играет на- циональная идентификация. Ведь главный психологический механизм образо- вания облика нации — межнациональное сравнение. Поэтому люди, не испыты- вавшие серьезных ущемлений в области изучения родного языка, вероис- поведания, приобщения к культурным ценностям, а также участвовавшие в ши- роких инонациональных контактах, редко преувеличивают факт национальной принадлежности и страдают национальными предрассудками по отношению к другим народам. В основе их психологического склада лежит усвоенное с дет- ства нейтрально-естественное отношение к ведущим национально-культурным ценностям, выражающееся в их спокойном социальном темпераменте по отно- шению к людям других национальностей. Такие черты не являются психологи- чески доминирующими в поведении человека и их довольно трудно политизи- ровать и уж тем более придать им ярко выраженную агрессивную форму.
    Напротив, возникшая по тем или иным причинам гиперболизация нацио- нальной идентичности, привлечение национальных чувств для выполнения за- щитных, компенсаторных функций ведет к преувеличению несходства различ- ных наций, а впоследствии к чрезмерному приукрашиванию собственной нации и преуменьшению достоинств других. В таком случае у людей начинают дейст- вовать устойчивые психологические механизмы, которые, к примеру, либо на- страивают их на избегание информации, способной внести диссонанс в их воз- зрения, либо, наоборот, способствуют активному поиску тех сведений, которые эти взгляды подтверждают. Устойчивость таких чувственных стандартов столь высока, что даже при очевидном несоответствии взглядов и действительности люди продолжают верить в их справедливость.
    Психологическое доминирование национальной идентичности нередко приводит к тому, что раздражение, вызванное самыми различными социальны- ми причинами, автоматически переносится на сферу национального восприятия.
    Такой механизм психологического переноса (трансфер) заставляет даже соб- ственные ошибки перекладывать на плечи других («врагов нации»). А чаще все- го заставляет человека жить по законам двух стандартов: все, что задевает его
    национальные чувства, наделять негативным смыслом, а на собственные дейст- вия, способные обидеть другого, не обращать внимания.
    Строго говоря, на такой основе возможны и не- бывалый эмоциональный подъем, воодушевление образом «своей» нации. Но чаще в русле этих ус- тойчивых эмоций формируется откровенная национальная предубежденность и даже враждебность по отношению к представителям других наций. Причем в политическом плане важно иметь в виду, что такая фоновая, скрытая нетерпи- мость может мгновенно актуализироваться во время кризисов, породив самые разрушительные последствия.
    В противоположность устойчивым у политической психологии есть и бо- лее динамичные элементы, одним из которых являются политические настрое- ния. По сути, это тот эмоционально-оценочный показатель вовлеченности насе- ления в политику, который демонстрирует уровень его адаптированности к су- ществующему режиму и господствующим ценностям.
    Выражая определенное эмоционально-психологическое состояние людей, настроения могут порождать самые разнообразные, в том числе противополож- ные по направленности политические движения, усиливать спонтанность и им- пульсивность действий субъектов, изменять психологическую сплоченность групп и населения в целом. Еще Аристотель, отмечая условия успешного прав- ления, писал, что правителям «... нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания, ... чем собственно начинаются политические смуты и распри»
    126
    Макиавелли также указывал на негативный аспект их существования, подчер- кивая при этом, что различия настроений выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в государстве»
    127
    Однако чувства массового протеста, отрицательная для государства эк- зальтация или паника только частично характеризуют роль настроений в поли- тике. Помимо негативных последствий настроения могут обладать и нейтраль- ным (например, состояние апатии, свидетельствующей о снижении притязаний к власти) и положительным значением (люди могут испытывать энтузиазм в ре- зультате призывов властей, предвкушения своей близкой победы на выборах, героизировать свои чувства, сопротивляясь врагу, и т.д.).
    С содержательной точки зрения настроения представляют собой опреде- ленное состояние нервно-психического напряжения, сигнальную реакцию, вы- ражающую ту или иную степень несовпадения человеческих потребностей и притязаний с конкретными возможностями людей и условиями их жизни и дея- тельности. Короче говоря, такое состояние выражает психологическую удов- летворенность или неудовлетворенность социально-политическими условиями,
    126
    Аристотмь. Политика. М., 1911. С. 208.
    127
    Макиавелш Н. История Флоренции. Л., 1973. С. 99.
    Политические настроения
    способствующими или препятствующими достижению целей. Благодаря своему характеру настроения целиком и полностью зависят как от внешних условий
    (когда, например, человеческие притязания резко спадают в результате измене- ния ситуации, неполностью удовлетворившей их или заставившей людей по- нять всю беспочвенность притязаний), так и от состояния самого субъекта. В последнем случае люди могут не снижать интенсивность своих надежд даже в результате множественных неудач. Они могут отрицать даже явные причины неуспеха, продолжая верить и добиваться своих целей. Политические настро- ения в таком случае становятся мощным источником политической воли, кото- рая стремится достичь определенных целей даже вопреки реальному положе- нию вещей. Причем интенсивность настроений значительно увеличивается, ес- ли люди преследуют цели, соответствующие их внутренним убеждениям и ха- рактеризующие позиции, которыми они никогда не поступятся.
    Различают настроения, выражающие идеальные требования людей к вла- сти (например, демонстрирующие, как должен вести себя лидер или режим в целом) и настроения как реально складывающиеся психологические состояния, характеризующие то или иное отношение людей к различным аспектам полити- ки. При этом и те и другие могут создавать некий фон в политической системе, а могут и определять те или иные действия разнообразных субъектов. Обычно настроения формируются в рамках определенного цикла, включающего стадии:
    зарождения (фиксирующего существующее брожение, смутное недовольство людей, ощущение ими дискомфорта от тех или иных явлений); поворота (когда чувства кристаллизуются и рационализируются в определенных политических образах и требованиях); подъема (характеризующего достижение той степени усиления чувств, которая требует немедленного разрешения), а также отлива
    (выражающего эмоциональный спад, возникающий в результате разрешения на- строений) (Д. Ольшанский). Повторяясь, этот цикл придает динамике на- строений вид синусоиды: за подъемом ожиданий следует разочарование, затем упадок снова сменяется подъемом и т.д.
    Понимая важность настроений, политические режимы пытаются не толь- ко прогнозировать их динамику, но и управлять ими. Инициирование нужных властям настроений чаще всего осуществляется при помощи сложных манипу- ляций, специфического информирования и дезинформации населения. Напри- мер, власти нередко создают «климат завышенных ожиданий», демонстрируя искренность взаимоотношений с населением, или поощряют распространение мифов, создающих у общественности нужные им политические образы. Осо- бенно ярко стремление использовать настроения в своих политических целях наблюдается во время выборов, когда обещания партий и лидеров нередко пе- реходят все рамки реально возможного. Еще более разнообразны и противоре- чивы настроения в переходных условиях. Здесь в них объединяются не только надежды на лучшее будущее, но и негативизм, ностальгия по прошлому и дру- гие разноречивые чувства и эмоции.

    § 3. Функции политической психологии
    Роль и влияние политической психологии в политике проявляются прежде всего в осуще- ствляемых ею функциях. Именно последние выражают ее способность влиять и видоизменять политические процессы, со- стояния субъектов, способы функционирования институтов власти.
    Политическая психология выполняет гносеологическую функцию, свя- занную с обеспечением мышления человека. В отличие от других форм полити- ческого сознания (например, науки или идеологии), которые также способству- ют познанию политической реальности, политические чувства могут не только дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим пу- тем, но и заменить ее при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, ко- гда создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей бук- вально заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции челове- ка. Впрочем, в других условиях чувствами нередко пренебрегают при выработ- ке той или иной позиции.
    И все же наиболее распространенной формой осуществления гносеологи- ческой функции является дополнение чувственными сведениями той информа- ции, которая формируется рационально-логическим способом. При этом психо- логия чаще всего идет «в ногу со временем», повторяя изгибы ситуации и как бы чувственно оформляя соответствующую эволюцию политических позиций человека. Например, в годы перестройки немало людей в полном соответствии с ходом реформ и их социальными последствиями последовательно эволюциони- ровало от приверженности коммунистическим идеям к ценностям либеральной демократии, а впоследствии к оппозиционным воззрениям по отношению к пра- вящему режиму.
    Однако чувственные стереотипы могут оказывать и упорное сопротивле- ние динамике человеческих воззрений, отвергая рациональные формы отраже- ния действительности. В таком случае политические чувства способны прово- цировать догматичность мышления, приверженность человека раз и навсегда усвоенным шаблонам и стандартам.
    Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологи- ей приспособления человека к окружающей обстановке. Причем психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при их активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свой- ства и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих внешних условий под ролевым воздействием.
    Для того чтобы заставить человека адаптироваться к окружающей дейст- вительности, политическая психология должна подавить воздействие т.н. стрес- соров, т.е. тех социальных и политических факторов (например, безработицы,
    Познавательная и адаптивная
    функции
    активности оппозиции, бытовых неурядиц и проч.), которые вызывают негатив- ные политические реакции человека. В связи с этим политическая психология должна действовать в двух направлениях: стимулировать его позитивные пове- денческие реакции, т.е. вести дело к формированию у него позитивных стерео- типов и привычек реагирования на подобные раздражители (что часто бывает затруднительно, ибо требует от человека существенного пересмотра своих из- начальных позиций), либо формировать нейтрально-конформистское отноше- ние, т.е. привычку спокойно и относительно беспристрастно реагировать на по- добные факторы.
    Психология способна обеспечить три типа приспособления человека к среде: конформность (означающую приятие сложившегося порядка вещей),
    инновационность (предполагающую сохранение активности и самостоятель- ности позиции человека по отношению к окружающей среде) и ритуализм (вы- ражающий символическую и некритическую позицию человека по отношению к среде) (Р. Мертон). Понятно, что первый и третий типы адаптированности, оз- начающие, по сути, сформировавшуюся привычку и стабильно прогнозируемое поведение человека, наиболее привлекательны для властей. Наиболее часто встречающаяся конформная адаптированность лишает человека каких-либо острых ответных реакций на политическую обстановку, отчасти ритуализируя его связи с государством, но во всяком случае придавая им искомую властями стабильность. Конформистски адаптированная личность часто не замечает про- махи властей и нередко прощает ей даже преступления (особенно в тех случаях, когда они непосредственно не затрагивают ее интересов).
    Как уже говорилось, политическая психология ор- ганизует и интегрирует субъективные свойства че- ловека. Тем самым она служит главным механиз- мом перенесения его политических целей и намерений из сферы сознания в сферу бытия. То есть она не только обеспечивает постоянный контакт сознания и практики, но и выступает достаточно автономным фактором мотивации чело- веческих действий.
    При этом политические чувства и эмоции действуют двояким образом.
    Первым способом осуществления политической психологией ее мотивационной функции является самостоятельное определение действий групповых и индиви- дуальных субъектов. При таком варианте удельный вес эмоциональных устано- вок будет доминировать над всеми иными соображениями. В целом преоблада- ние эмоционально-чувственных мотивов проявляется прежде всего при реали- зации людьми их политических ролей и функций. Американский ученый Р.
    Мертон подчеркивал, что это может выражаться в следующем:
    — в стремлении человека придавать функционально безличным полити- ческим связям сугубо персональный характер (например, когда он пытается на- делить глубоко личностным смыслом свои отношения с государством или дра-
    Мотивационная функция
    матизировать акт голосования, относясь к нему, как к решающему в своей жиз- ни делу, и т.д.);
    — в отождествлении человеческой личности с партией или профессией
    (когда, например, партийные цели начинают доминировать над главными жиз- ненными ценностями человека);
    — в проявлении чрезмерной солидарности с политическими ассоциация- ми;
    в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а так- же в ряде других случаев.
    Особенно ярко такая мотивационная способность политической психоло- гии раскрывается в переломные для общества периоды жизни. Например, в ус- ловиях революционных изменений на политической арене появляется множест- во людей с повышенным эмоционально-чувственным фоном, а то и просто не- уравновешенных и даже психически больных. Как писал С. Сигеле, «... число сумасшедших всегда велико во время революций или возмущений не только потому, что сумасшедшие принимают в ней участие, но и потому, что общество делает сумасшедшими тех, кто только был предрасположен к сумасшест- вию»
    128
    История дала немало убедительных примеров и того, как психически эво- люционировали многие лидеры-революционеры. Например, Робеспьер и ряд других известных его соратников по мере развития революционных процессов превращались из радостных, многоречивых романтиков в подозрительных, не- приязненно относящихся к несогласным с ними людям, а затем и вовсе эволю- цонировали в личностей, не терпящих возражений, замыкающихся в себе, мня- щих повсюду заговоры и предательства.
    Вторым способом осуществления политической психологией своей моти- вационной функции является преломление и дополнение ею действия различ- ных рассудочных и рациональных намерений человека. В этом отношении по- литические чувства и эмоции играют уже не ведущую, а подчиненную, вторич- ную роль. Механизм подобного рода мотивации хорошо виден на примере ее взаимоотношения с идеологией. Последняя рационализирует политическую психологию. Однако степень претворения в жизнь идеологических требований зависит от эмоциональной чувствительности человека к ее элементам — идеа- лам, принципам и нормам. Поэтому в конкретных случаях в мотивации людей могут доминировать либо общие идеологические ценности, либо конкретные нормы и требования к поведению отдельных субъектов, сформулированные те- ми или иными институтами власти.
    128
    Сигеле С. Преступная толпа: опыт коллективной психологии. М., 1893. С. 64.

    Эмоционально-чувственное преломление идеалов и нормативных требований политиче- ской идеологии предопределяет соответст- вующие формы целенаправленного политического поведения граждан. Идейно сориентированные поступки последних, как правило, относятся к автономному типу политического поведения, отображающему относительно свободный вы- бор людьми политических целей и средств их достижения. Этот тип поведения противостоит мобилизованным формам активности, характеризующим вынуж- денность совершаемых человеком поступков под давлением внешних обстоя- тельств. (Причем, в тоталитарных режимах источником такого прессинга на сознание личности чаще всего выступают постулаты официальной моноидео- логии, подчиняющей себе все институты власти.)
    В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы по- ведения граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризую- щие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обя- занностей, например абсентеизм). С точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры» говорят о нормативных формах политического поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и девиантных
    (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутин- ные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять
    традиционные формы политического поведения и противостоящие им инно-
    вационные способы практического достижения политических целей (в которых преобладают творческие формы политической активности).
    Идеологии, воплощенные в разнообразных типах политического поведе- ния, эффективно влияют на содержание властных процессов и характер функ- ционирования управленческих институтов. Они составляют ядро политической культуры.
    Глава 19
    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40


    написать администратору сайта