Главная страница

Авербах О целостных масштабах и частных Макарах (1929)


Скачать 148.36 Kb.
НазваниеАвербах О целостных масштабах и частных Макарах (1929)
Дата12.11.2022
Размер148.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkritika_zachet.docx
ТипДокументы
#783962
страница8 из 20
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

Бродский. Altra Ego


Поэт-донжуан. Из-за промышленной революции, явление массового сознания, байроновского "Дон Жуана" (не похождения автора)

экспансивная жестикуляция и экзотические склонности французских романтиков и символистов способствовали скептическому отношению к поэтам не меньше, чем расхожее представление о французах как о воплощенной распущенности. Власть хочет скомпрометировать или принизить авторитет поэзии, которая соперничает с авторитетом государства, ставит знак вопроса на самом индивидууме, на его достижениях и душевном равновесии, на самой его значимости.

Античность к поэту благоразумней. Публика полагается на них в увеселениях. Поэт – божество (полубог). Божества – их аудитория (Орфей). интенсивность чувств поэта к своей возлюбленной, а также, безусловно, понимание древними всех тонкостей вины. Из путешествия в Аид ничего не выходит.

Орфей моногамен, обет целомудрия. Добродетель поэта – верность. Есть только возлюбленная и Муза. Сейчас в сознании совпадают. Ранее – муза бестелесна. Только голос языка. Род языка не имеет значение. Поэт одноязычен. Привязанность к языку моногамна

Муза не альтернатива возлюбленной, но ее предшественница. решающую роль в развитии чувств поэта. Она ответственна не только за его эмоциональное устройство, но часто за сам выбор им объекта страсти и способа его преследования. Именно она делает поэта фанатически целеустремленным, превращая его любовь в эквивалент собственного монолога. диктат Музы, чей выбор всегда имеет эстетическое происхождение и отметает альтернативы.

эмоциональный абсолютизм. голос Музы уводит его за пределы как несовершенных, так и совершенных союзов, за пределы полных катастроф и пароксизмов счастья – ценой реальности с реальной, отвечающей взаимностью девушкой или без оной. Выталкивает поэта, где в начале было слово или различимый звук. склонность поэзии к метафизике.

репутация повесы у поэта.

Духовного оскудения публики, вуайЈристский жанр биографии. Искусство можно объяснить жизнью. Следуя этой логике, "Песнь о Роланде" должна быть написана Синей Бородой (ну, по крайней мере, Жилем де Рецем), а "Фауст" -- Фридрихом Прусским или, если вам так больше нравится, Гумбольдтом.

жизнь поэта -- заложница его ремесла, а не наоборот. он платит за слова (часто ужасающе). безразличие -- не единственная форма этой платы: остракизм, заключение, изгнание, забвение, отвращение к самому себе, сомнения, угрызения совести, безумие, ряд дурных привычек -- тоже ходовая монета. Это следствие писательства.

Чем дольше он этим занимается -- изречением доныне не изреченного, тем необычнее становится его поведение. Откровения и прозрения: гордыня или смирение. Мысль, что он перенимает знание будущего и мудрость языка, что выбивает из соц.контекста.

искусство долговечнее жизни, -- неприятное осознание этого и лежит в основе люмпенского желания подчинить первое последней. женское естество Музы предполагает мужское естество поэта. Мужское естество поэта предполагает женское естество возлюбленной. Вывод: возлюбленная и есть Муза или может так называться. Другой вывод: стихотворение есть сублимация эротических побуждений автора и должно рассматриваться как таковая.

художественная, так и эротическая деятельности являются выражением творческой энергии, что и то и другое -- сублимация.

любовь -- дело метафизическое, чьей целью является либо становление, либо освобождение души, отделение ее от плевел существования. Что есть и всегда было сутью лирической поэзии.

поиск души в форме лирической поэзии. Отсюда единственность адресата и постоянство манеры, или стиля. Часто поэтическая деятельность, если поэт живет достаточно долго, выглядит жанровыми вариациями на одну тему, что помогает нам отличить танцора от танца -- в данном случае любовное стихотворение от любви, как таковой. Если поэт умирает молодым, танцор и танец сливаются.

любовное стихотворение чаще всего искусство прикладное (то есть написано для того, чтобы заполучить девушку), оно приводит автора к эмоциональной и, весьма вероятно, лингвистической крайности. После этого он узнает -- свои психологические и стилистические параметры

любовная лирика - продукт сентиментальной необходимости. Выбор написания любовных циклов не моральный или духовный, сколько стилистический и зависит от продолжительности жизни поэта. ЛЛ, занятие нарциссическое. Это не портрет любимой, а автопортрет.

"Ее" портрет -- состояние поэта, доказательство существования. В "ней" важна не ее частность, а ее универсальность. Такое стихотворение для автора - выход за собственные границы самоотрицание. любовная лирика диктуется экзистенциальной необходимостью. любовные стихи пишутся быстро и не претерпевают большой правки.

Но как только метафизическое измерение достигнуто можно отличить подлинные чувства

или нет.

Стихотворение о любви не настаивает на реальности его автора и редко пользуется местоимением "я". Оно о том, чем поэт не является, о том, что он воспринимает как отличное от себя. Оно может не иметь ничего общего с девушкой. Но любовь есть отношение к реальности -- обычно кого-то конечного к чему-то бесконечному. Отсюда интенсивность, вызванная ощущением временности обладания. И необходимость в словесном выражении, и поиск голоса.

Любое стихотворение само по себе есть акт любви не столько автора к своему предмету, сколько языка к части реальности. Если оно окрашено в элегические тона жалости, то оттого, что это любовь большего к меньшему, постоянного к временному. На бумаге можно достичь большей степени лиризма, чем на простынях спальной.

любовная лирика выражает способность искусства выйти за пределы реальности -- или полностью ее избежать. Возможно, истинная мера поэзии такого рода именно в ее неприложимости к реальному миру.

определенная предпосылка в выборе поэта -- присутствие в стандартном овале лица некоторой нефункциональности, амбивалентности и открытости для толкований, отражающих, так сказать, во плоти суть его трудов. Говорит здесь о фотографии. Именно изменчивость оживляет лицо для поэта, Степень сопереживания читателя в данном случае есть степень его удаленности от этой самой изменчивости, степень его прикованности к определенному: к чертам, или обстоятельствам, или к тому и другому. Узнает в овале сам язык. Для вибрирующего голоса все неустоявшееся и трепетное есть эхо, временами возвышающееся до alter ego,

или, как того требует грамматический род, до altra ego.

altra ego вовсе не Муза. Поэт не примет свой голос за его эхо, внутреннее за внешнее. Предпосылкой любви является автономность ее объекта, предпочтительно удаленного не больше чем на расстояние вытянутой руки. То же относится и к эху, которое определяет пространство, покрываемое голосом. Главная особенность Музы -- она неопределима.

Женщины, позирующие для фото, не были Музами, потому что они заставляли Музу, эту "старшую даму", говорить. главное различие между возлюбленной и Музой: последняя не умирает. когда поэт умирает, она находит себе другого глашатая в следующем поколении.
  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


написать администратору сайта