¦ 1, педагогика ¦4, 2016. аза бiлiм академиясыны баяндамалары 4, 2016
Скачать 1.24 Mb.
|
Динамика епархиальных училищ и училищ духовного ведомства в 1858–1914 гг.
Источник: [3, с. 256]. Из таблицы 1 видно, что количество епархиальных училищ на протяжении исследуемого периода постоянно возрастало, но их доля в общем количестве средних учебных заведений в Российской империи оставалась нестабильной. Несмотря на то, что число их в рассматриваемый период медленно, но неуклонно росло, на фоне общего расширения системы женского образования этот рост был мало заметен. А с общим рывком этой системы в начале XX века доля епархиальных училищ сократилась. В 1914 году она составила 5,6% от общего числа женских средних учебных заведений [3, с.102]. В 1858 – 1914 гг. постоянно увеличивалось число учениц духовных училищ (табл. 2). Таблица 2Рост числа учащихся различных типов женской средней школы в 1858–1914 гг.
Источник: [3, с. 257] Содержание среднего образования для девочек духовного звания в основном соответствовало образцам средних светских женских учебных заведений, что обеспечивало воспитанницам полноценную общеобразовательную подготовку. Особенность организации обучения и воспитания в епархиальных женских училищах заключалась не только в получении воспитанницами образования, соответствующего уровню светских средних женских учебных заведений, но и в целенаправленной их подготовке по вероучению, медицине, сельскому хозяйству, кулинарии, шитью и педагогике. Это было связано с будущей их деятельностью на поприще жен священнослужителей и учительниц начальных школ [6]. Источниками поддержания этих училищ являлись: сбор с церквей и монастырей, отчисление из средств епархиальных свечных заводов, сборы с доходов епархиального духовенства, пособия от епархиального попечительства и, наконец, плата за обучение и содержание воспитанниц. Как видим, почти все средства на содержание училищ были местные – епархиальные или частные [3, с. 202]. В соответствии с такой системой финансирования училищ выстраивалось и управление ими. Училища состояли в ведении святейшего Синода и управлялись на трех местных уровнях [3, с. 202]. Верхний уровень олицетворялся епархиальным архиереем, который по отношению к епархиальным женским училищам пользовался тою же властью, какая была предоставлена попечителям учебных округов по отношению к гимназиям. Второй местный уровень представлял ежегодный съезд епархиального духовенства. Его ведению подлежали: попечение об изыскании средств на содержание училища; наблюдение за его благосостоянием по части хозяйственной, учебной и нравственной; выбор из своей среды двух членов в училищный совет на трехлетний срок; избрание и назначение начальницы училища; определение жалования начальнице и всем служащим и т.д. Третий уровень управления составлял училищный Совет, который осуществлял непосредственное и ближайшее руководство епархиальным училищем. Совет состоял из начальницы училища, инспектора классов и двух членов от духовенства. При обсуждении вопросов по учебной части на заседание совета приглашались (с правом голоса) преподаватели и преподавательницы, за исключением воспитательниц, учителей чистописания, пения и врача. Училищный совет управлял делами как учебного, так и хозяйственного характера [7, с. 31-32]. Огромную роль в функционировании вышеупомянутых заведений сыграл принятый 20 сентября 1868 года Устав женских епархиальных училищ. Он устанавливал шестилетний курс обучения и определял возраст девочек, которые могли быть приняты в заведение (9 лет). Училища могли быть шестиклассные – с годичным сроком обучения в каждом классе, и трехклассные – с двухгодичным сроком обучения в классе [3, с. 102]. Серьезным завоеванием Устава женских епархиальных училищ 1868 года было предоставление их выпускницам права на получение звания домашних учительниц, что открывало для многих из них путь к педагогическому поприщу, в частности – в качестве учительниц начальных народных и церковно-приходских школ. Этого права они не имели ранее. Однако вопрос об организации специального седьмого педагогического класса также долгое время оставался нереализованным [3, с. 103]. Учебно-воспитательный процесс в епархиальных женских училищах осуществлялся в соответствии с законодательными актами, циркулярными указаниями Святейшего Синода и рекомендациями учебного комитета, включающими последние достижения психолого-педагогической мысли: учет возрастных и индивидуальных особенностей, дидактические принципы обучения, развитие навыков самообразования и определяющая роль личности наставника. Содержание образования женских учебных учреждений включало такие предметы, как: Закон Божий; арифметика; русская грамматика; составление коротких сочинений в виде рассказов; сокращенная славянская грамматика и общая география; русская и общая история в кратком изложении; краткая физика и педагогика; церковное пение; рукоделие (кройка, шитье, вязание); естествоведение; музыка; игра на рояле, скрипке [8, с. 35-36]. В таблице 3 приведены данные относительно изучения различных предметов в епархиальных училищах по состоянию на 1868 год. Таблица 3 |