Главная страница
Навигация по странице:

  • Руми, «Гостевой дом» (автор перевода неизвестен)

  • Мэри приходилось разбираться с губительными последствиями пережитого в раннем детстве насилия. В один прекрасный

  • Отчаянные времена требуют отчаянных мер

  • Многие виды поведения, которые классифицируются как психиатрические проблемы, включая некоторые

  • То, насколько хорошо мы ладим с самими собой, во многом зависит от наших внутренних управленческих качеств – от того, насколько

  • Что происходит, когда «Я» теряет контроль В ВСС это называется «смешение»: состоянием, при котором «Я» отождествляет себя с отдельной

  • тело. Тело п.. Бессел ван дер КолкТело помнит все. Какуюроль психологическая


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеБессел ван дер КолкТело помнит все. Какуюроль психологическая
    Дата27.10.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТело п..pdf
    ТипДокументы
    #757921
    страница22 из 36
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   36
    Глава 17. Самоуправление
    Человек – гостевой дом,
    каждое утро новые гости.
    Веселье, уныние, подлость,
    Иногда понимание заглянет
    Как нежданный гость.
    Приветствуй и угощай их всех!
    Даже если гости – многие муки,
    Которые яростно сметут
    Всю мебель в твоем доме,
    Все равно оказывай каждому честь.
    Может быть, он очистит тебя для новой
    радости.
    Темная мысль, стыд, злоба –
    Встречай их у порога, смеясь,
    И приглашай войти.
    Будь благодарен, кто бы ни пришел,
    Ведь каждый был послан
    Как наставник свыше.
    Руми, «Гостевой дом» (автор перевода неизвестен)
    У человека имеется столько социальных
    личностей, сколько людей его знает.
    Уильям Джеймс, «Научные основы психологии»
    Дело было в начале моей карьеры. Примерно три месяца ко мне раз в неделю на сеанс психотерапии приходила Мэ- ри – застенчивая, одинокая девушка с подорванным здоро-
    вьем.
    Мэри
    приходилось
    разбираться
    с
    губительными последствиями пережитого в
    раннем детстве насилия. В один прекрасный
    день я открыл дверь в свою приемную и
    увидел ее, стоящую в вызывающей позе. На ней
    была мини-юбка, ее волосы были покрашены
    в огненно-рыжий, в руке у нее была чашка
    кофе, а ее физиономия выражала недовольство.
    «Вы, должно быть, доктор ван дер Колк, –
    сказала она. – Меня зовут Джейн, и я пришла
    предупредить вас, чтобы вы не верили той чуши,
    что вам рассказывает Мэри. Можно я зайду и
    расскажу про нее?»
    Я был потрясен, однако, к счастью, не стал спорить с
    «Джейн» и выслушал ее. Во время сеанса я познакомился не только с Джейн, но и с обиженной маленькой девочкой, а также со злобным парнем-подростком. Это было начало дол- гого и продуктивного лечения.
    Случай Мэри был моим первым знакомством с диссоци- ативным расстройством идентичности (ДРИ), которое то- гда называли расстройством множественной личности. Его симптомы порой просто потрясают, однако внутреннее рас- щепление с появлением отдельных личностей, наблюдаемое при ДРИ, является лишь крайней частью широкого спектра психической жизни людей. Всем нам знакомо чувство, буд- то в нас борются различные желания или части, однако это
    особенно выражено у травмированных людей, которым за- частую приходится, чтобы выжить, идти на крайние меры.
    Изучение – и примирение – с этими частями является важ- ным шагом в процессе исцеления.
    Отчаянные времена
    требуют отчаянных мер
    Мы все знаем, что происходит, когда мы чувствуем се- бя униженными: всю свою энергию мы направляем на свою защиту, разрабатывая всевозможные стратегии выживания.
    Мы можем подавить свои чувства; мы можем выйти из се- бя и начать планировать месть. Мы можем стать настолько влиятельными и успешными, чтобы больше никто никогда не смог причинить нам вреда.
    Многие
    виды
    поведения,
    которые
    классифицируются
    как
    психиатрические
    проблемы,
    включая
    некоторые
    мании,
    навязчивые влечения и панические атаки, равно
    как большинство видов саморазрушительного
    поведения, изначально представляли собой
    стратегии самозащиты. Эти адаптации к травме
    настолько сильно мешают нормальной жизни,
    что врачи и сами пациенты зачастую полагают,
    что полное исцеление невозможно.
    Когда эти симптомы считаются необратимыми, лечение
    ограничивается поиском подходящих медикаментов, что может привести к пожизненной зависимости – это ставит психологическую травму в один ряд с заболеваниями почек,
    требующих регулярного диализа (1).
    Гораздо продуктивнее воспринимать агрессию или де- прессию, заносчивость или апатию как приобретенное пове- дение: в какой-то момент пациент решает, что для выжива- ния ему необходимо быть грубым или незаметным, а то и во- все сдаться. Подобно травматическим воспоминаниям, ко- торые настойчиво овладевают человеком, пока им не будет положен конец, травматические адаптации продолжаются,
    пока организм человека не почувствует себя защищенным и не интегрирует все составные части себя, которые упорно борются с травмой.
    Все перенесшие травму люди, с которыми мне доводилось встречаться, адаптировались по-своему, и я не перестаю вос- хищаться этими людьми. Я знаю, как много сил уходит у них на выживание, и поэтому не удивляюсь той цене, которую им частенько приходится за это платить: отсутствию любящих отношений со своим собственным телом, разумом и душой.
    Адаптация наносит свой урон. Многим детям гораздо без- опасней ненавидеть себя, чем рисковать своими отношени- ями со взрослыми, на чьем попечении они находятся, вы- ражая злость или пытаясь сбежать. Как результат, пережив- шие насилие дети вырастают во взрослых, убежденных, что они недостойны любви – только так их неокрепший мозг
    мог объяснить столь ужасное отношение к ним. Они выжи- вают путем отрицания, игнорирования и отсечения огром- ных пластов реальности: они забывают всю жестокость; они подавляют свой гнев или отчаяние; они блокируют свои фи- зические ощущения. В людях, переживших в детстве наси- лие, зачастую живет застывшая во времени детская состав- ляющая, которая до сих пор крепко держится за эту нена- висть к самому себе и отрицание. Многие взрослые, пере- жившие ужасные события, попадают в ту же самую ловуш- ку. Подавление бурных эмоций может быть чрезвычайно по- лезным в краткосрочной перспективе. Это может помочь со- хранить честь и независимость; может помочь сохранить са- мообладание для выполнения важных задач, таких как спа- сение сослуживца, забота о детях или восстановление дома.
    Многие виды поведения, которые классифицируются как психиатрические проблемы, включая некоторые мании, на- вязчивые влечения и панические атаки, равно как боль- шинство видов саморазрушительного поведения, изначаль- но представляли собой стратегии самозащиты. Эти адапта- ции к травме настолько сильно мешают нормальной жизни,
    что врачи и сами пациенты зачастую полагают, что полное исцеление невозможно.
    Проблемы приходят позже. Став свидетелем подрыва сво- его друга на мине, солдат может вернуться к гражданской жизни и попытаться выкинуть случившееся из головы. Обе- регающая часть его знает, как справляться с работой и ла-
    дить с коллегами. Вместе с тем он может регулярно срывать- ся на своей девушке или же впадать в эмоциональный сту- пор и оцепенение, когда, поддавшись ее ласковым прикосно- вениям, начинает чувствовать, что теряет контроль. Скорее всего, он не будет отдавать себе отчет, что его разум автома- тически связывает это чувство с параличом, испытанным им в момент смерти друга. Тогда в дело вступает другая обере- гающая часть, создающая отвлекающий маневр: он злится и,
    не понимая, что его спровоцировало, начинает думать, что дело в ней. Разумеется, если он продолжит срываться на ней
    (и на последующих девушках), то его ждет одиночество. Тем не менее он может так никогда и не узнать, что пассивность активирует травмированную часть его, в то время как дру- гая часть, управляющая гневом, вступает в дело, чтобы за- щитить эту уязвимую часть. Психотерапия помогает людям отказаться от своих иррациональных убеждений, тем самым спасая им жизни.
    Как мы уже видели в тринадцатой главе, основная задача при исцелении от травмы заключается в том, чтобы научить- ся жить с воспоминаниями о прошлом, не поддаваясь им в настоящем. Вместе с тем большинство переживших травму людей, включая тех, кто прекрасно – а порой даже блестя- ще – преуспевает в некоторых аспектах своей жизни, сталки- ваются с другой, еще большей трудностью, которая заключа- ется в перестройке системы мозга/разума, которая была со- здана, чтобы справляться с наихудшим. Подобно тому, как
    для интеграции травматических воспоминаний их необхо- димо пересмотреть, нам необходимо заново обратиться и к тем частям себя, что выработали защитные модели поведе- ния, которые помогли нам выжить.
    Мозг – это мозаика
    Каждый из нас состоит из разных частей. Прямо сей- час часть меня не прочь вздремнуть, в то время как дру- гая хочет продолжать писать. Все еще оскорбленная обид- ным электронным письмом, третья часть меня хочет отпра- вить колкий ответ, в то время как четвертая хочет просто его проигнорировать. Большинство людей, которые знали меня,
    знакомы с моими эксцентричными, искренними и раздра- жительными частями; кто-то даже сталкивался с живущей внутри меня маленькой рычащей собачкой. Мои дети напо- минают мне про семейный отпуск, в котором вовсю прояв- лялись части меня, любящие игры и приключения.
    Когда мы заходим утром в офис и видим над головой на- чальника грозовую тучу, то сразу же понимаем, что нас ждет.
    У этой злой его части своя особая интонация, лексикон и по- за – совсем не то, что вчера, когда вы показывали друг другу фотографии своих детей. Эти части – это не просто чувства,
    а отдельные сущности со своими собственными убеждения- ми, целями и ролями в общей экосистеме наших жизней.
    То, насколько хорошо мы ладим с самими

    собой, во многом зависит от наших внутренних
    управленческих качеств – от того, насколько
    хорошо мы прислушиваемся к различным частям
    себя, заботимся о них и не даем им друг другу
    мешать. Эти части не существуют по отдельности,
    представляя собой лишь элементы сложного
    переплетения мыслей, эмоций и ощущений.
    Когда Маргарет кричит «Я тебя ненавижу!» во время ссо- ры, Джо, наверное, думает, что она его презирает – и в этот момент Маргарет может с ним согласиться. На самом же деле злится лишь часть ее, и эта часть временно затмевает другие ее чувства – любовь, благородство, – которые запросто могут вернуться, когда она увидит опустошение на лице Джо.
    Все известные школы психологии признают наличие у людей субличностей, которым даются разные названия (2).
    В 1890 году Уильям Джеймс написал: «Следует признать,
    что… все имеющееся сознание может быть разделено на со- существующие части, которые игнорируют друг друга, опе- рируя одними и теми же объектами знаний» (3). Карл Юнг написал: «Психика – это саморегулирующаяся система, под- держивающая свое равновесие подобно тому, как это дела- ет тело» (4), «Естественное состояние человеческой психи- ки состоит в столкновении ее различных компонентов и в их противоречивом поведении» (5) и «Урегулирование этих противоречий представляет большую проблему. Таким об- разом, соперником является не кто иной, как наше второе
    я» (6).
    Современная нейробиология подтвердила, что разум че- ловека представляет собой некое сообщество. Майкл Газ- занига, проведя революционное исследование расщепления мозга, пришел к заключению, что разум состоит из полуавто- номных модулей, каждый из которых играет особую роль (7).
    В своей книге «Социальный мозг» (1985) он пишет: «Но что насчет идеи о том, что «Я» – это не единое целое, и внутри нас может существовать несколько разных сознаний?.. Наши исследования [разделения мозга] указывают на существова- ние нескольких «Я», которые не обязательно «общаются»
    между собой» (8). Ученый из Массачусетского технологиче- ского института Марвин Мински, один из первых исследо- вателей искусственного интеллекта, заявил: «Миф о суще- ствовании единственного «Я» способен лишь отклонить нас от цели данного исследования (9)….Возможно, имеет смысл полагать, что внутри нашего мозга существует сообщество различных разумов. Подобно членам одной семьи, эти раз- личные разумы могут работать сообща, помогая друг другу,
    каждый при этом имея свое собственное мысленное воспри- ятие, о котором другие не знают» (10).
    Психотерапевты, обученные видеть в человеке сложную личность с многочисленными особенностями и потенциала- ми, способны помочь им познать свои системы внутренних частей и научиться заботиться о пораженных составляющих своего «Я». Существует несколько таких терапевтических
    подходов, включая модель структурной диссоциации, раз- работанную моими голландскими коллегами Онно ван дер
    Харт и Эллерт Нийенхейс, а также Кэти Стил из Атланты,
    которая широко применяется в Европе и Ричардом Клюф- том в США (11).
    Через двадцать лет после знакомства с Мэри я повстре- чал Ричарда Шварца, разработавшего терапию внутренних семейных систем (ВСС). Именно благодаря его работе «се- мейная» аналогия Мински обрела для меня смысл, предоста- вив мне систематический подход для работы с расщеплен- ными частями личности, образующимися в результате трав- мы.
    Основная идея заключается в том, что разум каждого из нас подобен семье, члены которой обладают разной степенью зрелости, возбудимости, мудрости и боли.
    Эти части образуют сеть, или систему, изменение в любом элементе которой неизбежно отражается на всех остальных.
    Модель ВСС помогла мне осознать, как именно происхо- дит диссоциация. При психологической травме система «Я»
    распадается, и различные части «Я» разбиваются на два ла- геря, которые вступают в схватку между собой. Ненависть к себе сосуществует с чувством собственного величия (и бо- рется с ним), любящая забота – с ненавистью; эмоциональ- ная бесчувственность и пассивность – с яростью и агрессией.
    Эти полярные части несут бремя травмы.

    Основная идея терапии внутренних семейных систем за- ключается в том, что разум каждого из нас подобен семье,
    члены которой обладают разной степенью зрелости, возбу- димости, мудрости и боли. Эти части образуют сеть, или си- стему, изменение в любом элементе которой неизбежно от- ражается на всех остальных.
    В ВСС часть не просто считается временным эмоциональ- ным состоянием или привычной моделью мышления, а рас- сматривается как отдельная мыслительная система со сво- ей собственной историей, способностями, потребностями и картиной мира (12). Травма наделяет разные части убежде- ниями и эмоциями, которые выводят их из естественного по- лезного состояния. Например, в каждом из нас есть по-дет- ски простые и любящие веселье части. В результате насилия именно эти части страдают больше всего, они заморажива- ются, забирая в себя боль, ужас и предательство, связанные с насилием. Это бремя делает их токсичными – частями на- шего «Я», которые нам нужно во что бы то ни стало отри- цать. Так как они заперты глубоко внутри, в ВСС их называ- ют «изгнанными».
    В этот момент другие части объединяются, чтобы защи- тить внутреннюю семью от изгнанных. Эти защитники не подпускают токсичные части, однако тем самым они забира- ют у них часть энергии. Придирчивые и во всем стремящи- еся к совершенству управляющие следят за тем, чтобы мы ни с кем не сблизились, либо же подталкивают нас быть мак-
    симально продуктивными. Другая группа защитников, кото- рых в ВСС называют пожарными, представляет собой спаса- телей, автоматически реагирующих, когда какое-то пережи- вание провоцирует изгнанную эмоцию.
    У каждой из разделенных частей свои воспоминания,
    убеждения и физические ощущения; одни держат в себе чув- ство стыда, другие гнев, третьи радость и воодушевление,
    четвертые чувство полного одиночества или безнадежную уступчивость. Все это является аспектами пережитого наси- лия. Важно то, что у каждой из этих частей есть своя роль:
    защищать «Я» от ощущения в полной мере ужаса, связанно- го со страхом уничтожения.
    Детям, которые выражают свою боль поступками, вместо того чтобы запирать ее внутри себя, зачастую ставят такие диагнозы, как «вызывающее оппозиционное расстройство»,
    «расстройство привязанности» или «расстройство поведе- ния». Вместе с тем эти ярлыки не принимают во внимание тот факт, что гнев и отрешенность являются лишь отдельны- ми гранями всевозможных отчаянных попыток выжить. Ко- гда врачи пытаются контролировать поведение ребенка, не пытаясь при этом разобраться с его причиной – с насилием, –
    то такое лечение в лучшем случае является неэффективным,
    в худшем – губительным. Когда они вырастают, отдельные их части не интегрируются самопроизвольно в единую лич- ность, а продолжают вести относительно автономное суще- ствование.

    Исключенные части могут даже не догадываться о суще- ствовании других элементов системы (13). В моей практике большинство мужчин, растленных в детстве католическими священниками, принимали анаболические стероиды и про- водили чрезмерно много времени в спортзалах, накачивая мышцы. Эти мужчины жили в мире пота, футбола и пива,
    тщательно скрывая свою слабость и страх. Лишь когда они начинали чувствовать себя рядом со мной в безопасности,
    мне удавалось познакомиться с живущими в них напуганны- ми детьми.
    Пациентам самим могут не нравиться исключенные ча- сти: озлобленные, разрушительные или придирчивые части их «Я». ВСС же открывает возможность их понять – а также,
    что не менее важно, поговорить о них, не рассматривая их как психиатрические симптомы. Осознание того, что каждая часть несет на себе бремя прошлого, выполняя в общей си- стеме определенную функцию, помогает перестать их боять- ся.
    Как говорит Шварц: «Если принять за основу идею о том,
    что у человека есть внутреннее стремление способствовать своему собственному здоровью, то отсюда следует, что при наличии хронических проблем что-то мешает им получить доступ к внутренним ресурсам. С учетом этого роль пси- хотерапевта заключается в сотрудничестве, а не в том, что- бы учить, спорить или заполнять дыры в психике пациен- та» (14). Первый шаг в этом сотрудничестве заключается в
    том, чтобы заверить внутреннюю систему, что все ее части приветствуются, и что все они – даже те, у которых суици- дальные или разрушительные наклонности, – появились в попытке защитить систему внутреннего «Я», какой бы угро- зой ей они сейчас ни казались.
    Самоуправление
    ВСС признает, что в основе исцеления от травмы лежит развитие осознанного самоуправления. Самоосознанность не только позволяет нам наблюдать за своим внутренним ландшафтом с сочувствием и любопытством, но также спо- собна направлять нас в нужном направлении, чтобы мы луч- ше о себе заботились. Эффективность любой системы – будь то семья, организация или целая нация – возможна лишь при наличии четко заданного и компетентного руководства. С
    внутренней семьей то же самое: все грани нашего «Я» нуж- даются во внимании. Внутренний лидер должен грамотно распределять доступные ресурсы и иметь четкое представ- ление о системе в целом, с учетом всех отдельных ее элемен- тов.
    Как объясняет Ричард Шварц:
    «Внутренняя система жертвы насилия отличается от обычной системы отсутствием эффективного управления,
    абсурдными правилами функционирования системы и от- сутствием какого-либо баланса или гармонии. Как правило,
    отдельные ее части работают на основе устаревших допуще- ний и убеждений, порожденных детским насилием – напри- мер, убеждения в том, что до сих пор крайне опасно раскры- вать секреты о том, что человек пережил в детстве». (15)
    Что происходит, когда «Я» теряет контроль?
    В ВСС это называется «смешение»: состоянием,
    при котором «Я» отождествляет себя с отдельной
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   36


    написать администратору сайта