Главная страница
Навигация по странице:

  • Стивен Коп, «Yoga and the Quest for the True Self» (Йога

  • Я почти ничего про нее не знал, помимо того, что ей было сорок семь и она занималась с детьми с особыми потребностями. Ее тело явно давало понять, что ей страшно вступать

  • Она частенько справлялась с разногласиями и ссорами, отключая свой разум. Когда ей было невмоготу, она резала себе лезвием руки и грудь. Она годами пробовала различные

  • Наследие неотвратимого шока

  • Когда люди постоянно злятся или напуганы, хроническое мышечное напряжение приводит к спазмам, мигреням, фибромиалгии и

  • Знакомство с йогой: регулирование снизу-вверх

  • Людей с плохо регулируемой вегетативной нервной системой легко вывести из равновесия, как психического, так и физического. Так как вегетативная нервная система регулирует

  • Знакомство с собой: развитие интероцепции

  • Если человек не знает, что нужно его телу, то он не сможет о нем заботиться. Без чувства голода человек не станет есть. Приняв за чувство голода тревогу, он будет

  • Йога и нейробиология самосознания

  • Как научиться выражать эмоции словами

  • Инструктор сказала, чтобы мы вдыхали как можно больше воздуха, почувствовав черту, после которой уже больше нельзя вдохнуть. Она сказала, что сосредоточившийся на своем

  • тело. Тело п.. Бессел ван дер КолкТело помнит все. Какуюроль психологическая


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеБессел ван дер КолкТело помнит все. Какуюроль психологическая
    Дата27.10.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТело п..pdf
    ТипДокументы
    #757921
    страница21 из 36
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   36
    Глава 16. Как заново
    овладеть своим телом: йога
    Начиная заново ощущать внутреннюю связь с
    потребностями нашего тела, мы обретаем новую
    способность сердечной любви к себе. Мы по-
    новому начинаем о себе заботиться, перенаправляя
    свое внимание на собственное здоровье, питание,
    энергию, планирование своего свободного времени.
    Эта повышенная забота о себе рождается
    самопроизвольно и естественно – не потому, что
    «так надо». Мы способны сразу же испытать
    удовольствие от заботы о себе.
    Стивен Коп, «Yoga and the Quest for the True Self» (Йога
    и поиски своего истинного «Я»)
    Когда я впервые увидел Энни, она сидела, ссутулившись,
    на стуле в моей приемной в потертых джинсах и фиолетовой футболке с Джимми Клиффом. У нее тряслись ноги, и она не сводила глаз с пола, даже когда я пригласил ее зайти в кабинет.
    Я почти ничего про нее не знал, помимо
    того, что ей было сорок семь и она занималась
    с детьми с особыми потребностями. Ее тело
    явно давало понять, что ей страшно вступать
    в разговор – она боялась даже просто
    сообщить стандартную информацию про адрес

    проживания и медицинскую страховку.
    Столь сильно напуганные люди не могут мыслить трезво и от любой просьбы лишь еще больше закрываются. Если про- должать настаивать, то они убегут и больше ты их никогда не увидишь.
    Энни проковыляла в мой кабинет и осталась стоять, по- чти не дыша – она была похожа на перепуганную птицу. Я
    понимал, что мы ничего не сможем сделать, пока я не помо- гу ей успокоиться. Подойдя к ней на расстояние двух мет- ров и следя за тем, чтобы у нее оставался беспрепятственный доступ к двери, я предложил ей дышать чуть глубже. Я ды- шал вместе с ней, попросив следовать моему примеру, слегка поднимая руки в стороны на вдохе и опуская их на выдохе –
    этому упражнению из цигун меня научил один из моих ки- тайских студентов. Она осторожно повторяла мои движения,
    по-прежнему не сводя глаз с пола. Так прошло почти пол- часа. Время от времени я тихонько просил ее обратить вни- мание на то, как ее ноги касаются пола, как с каждым вздо- хом расширяется и сжимается грудная клетка. Постепенно ее дыхание замедлилось и стало более глубоким, черты лица размягчились, спина немного выпрямилась, а глаза подня- лись где-то на уровень моей шеи. Я начал ощущать за этим всепоглощающим страхом человека. Наконец она стала вы- глядеть более расслабленной, и на ее лице показался намек на улыбку – она почувствовала мое присутствие рядом с ней в комнате. Я предложил на этом остановиться – я и так ее о
    многом уже попросил – и спросил, не хочет ли она прийти ко мне снова через неделю. Она кивнула и пробормотала: «А
    ты еще тот чудак».
    Познакомившись с Энни поближе, на основе ее записок и рисунков я предположил, что в очень раннем детстве она пережила ужасное насилие со стороны как отца, так и мате- ри. Вся история всплывала лишь постепенно, по мере того,
    как она училась вызывать в памяти случившееся с ней, не впадая при этом в неконтролируемую тревогу.
    Я узнал, что Энни была невероятно умелой и заботливой в своей работе с детьми с особенностями развития (я опро- бовал несколько методик, о которых она мне рассказала, с детьми в нашей клинике, и они оказались крайне полезны- ми). Она свободно разговаривала про детей, о которых забо- тилась, однако сразу же замолкала, стоило зайти разговору про ее взаимоотношения со взрослыми. Я знал, что она за- мужем, однако она редко упоминала своего мужа.
    Она частенько справлялась с разногласиями
    и ссорами, отключая свой разум. Когда ей
    было невмоготу, она резала себе лезвием руки
    и грудь. Она годами пробовала различные
    формы психотерапии и всевозможные лекарства,
    которые мало как смогли ей помочь совладать с
    отпечатками ее ужасного прошлого.
    Несколько раз ее также помещали в психиатрические больницы, чтобы справиться с ее склонностями к самопо-
    вреждению – опять-таки, без особых явных успехов.
    Во время наших первых терапевтических сеансов, когда
    Энни могла лишь давать намеки на свои чувства и мысли,
    после чего полностью закрывалась, мы делали упор на то,
    чтобы успокоить царящий внутри нее физиологический ха- ос. Мы использовали все методики, которым я обучился за годы своей работы, такие как дыхательные упражнения, ко- гда человек сосредотачивает свое внимание на моменте вы- доха, что способствует активации расслабляющей парасим- патической системы. Я также научил ее с помощью пальца воздействовать в определенной последовательности на акуп- рессурные точки в различных частях ее – это еще называют методикой эмоционального освобождения, и было показано,
    что она помогает пациентам оставаться в окне терпимости,
    а также нередко оказывает благосклонное влияние на симп- томы ПТСР (1).
    Наследие неотвратимого шока
    Так как мы теперь знаем, какие нейронные контуры моз- га задействованы в его тревожной системе, то мы можем бо- лее-менее точно предположить, что творилось в мозге у Эн- ни в тот первый день в моей приемной: ее дымовой датчик –
    миндалевидное тело – начал ошибочно воспринимать опре- деленные ситуации, как предвестники смертельной опасно- сти, и посылал ее мозгу сигналы, провоцирующие реакцию

    «бей или беги» либо оцепенение. Все эти реакции у Энни происходили одновременно – она была явно возбуждена, но при этом переставала взаимодействовать.
    Как мы уже видели, вышедшая из строя тревожная систе- ма может проявлять себя по-разному, и при неисправном дымовом датчике нельзя доверять собственному восприя- тию. Так, например, когда я начал нравиться Энни, она стала с нетерпением ждать наших встреч, однако приходила ко мне в кабинет в состоянии паники. Однажды у нее было яркое воспоминание о том, как она радовалась раннему возвраще- нию отца с работы – позже в тот вечер, однако, он ее изна- силовал. Впервые она осознала, что ее разум автоматически ассоциировал радость от встречи с кем-то со страхом быть изнасилованной.
    Дети особенно ловко умеют разделять свои различные восприятия, так что естественная любовь Энни к своему от- цу и ее страх перед ним хранились в отдельных частях созна- ния. Взрослая Энни винила себя в своем растлении, так как полагала, что та любящая маленькая девочка, которой она когда-то была, сама спровоцировала своего отца на эти ужас- ные вещи. Ее рациональный разум говорил ей, что это пол- ная бессмыслица, однако это убеждение исходило из глуби- ны ее эмоционального мозга – основных связей в ее лимби- ческой системе. Чтобы его изменить, ей нужно было начать ощущать себя достаточно защищенной в собственном теле,
    чтобы мысленно вернуться к этим переживаниям и осознать,
    что именно чувствовала эта маленькая девочка и как она се- бя вела в момент изнасилования.
    Внутренний ступор
    Один из вариантов хранения воспоминания о беззащит- ности – это мышечное напряжение или чувство дезинтегра- ции в затронутых участках тела: голове, спине и конечно- стей у жертв несчастных случаев, влагалище и заднем про- ходе у жертв сексуального насилия. Жизни многих пере- несших травму людей вращаются вокруг противостояния нежеланным ощущениям, и большинство людей, с которы- ми я сталкиваюсь в своей практике, стали экспертами в их подавлении. Они набирают огромное количество лишнего веса, страдают анорексией, становятся зависимыми от фи- зических упражнений или работы. Как минимум половина травмированных людей пытаются заглушить свой невыно- симый внутренний мир наркотиками или спиртным. Обрат- ная сторона эмоционального ступора – это поиск ощущений.
    Многие люди режут себя, чтобы выйти из него, в то время как другие занимаются банджи-джампингом, проституцией и играют в казино. Подобные занятия дают им ложное и па- радоксальное чувство контроля.
    Когда люди постоянно злятся или напуганы,
    хроническое мышечное напряжение приводит
    к спазмам, мигреням, фибромиалгии и

    другим разновидностям хронических болей. Они
    обращаются к одному специалисту за другим,
    проходят полное обследование, им назначают
    множество лекарств. Некоторые, может, и
    приносят временное облегчение, однако никак не
    воздействуют на первопричину их проблем.
    Пациентам ставят различные диагнозы, упуская из ви- ду, что демонстрируемые симптомы являются следствием их попытки справиться с перенесенной травмой.
    Первые два года работы с Энни я делал упор на то, чтобы помочь ей научиться справляться со своими физическими ощущениями и воспринимать их такими, какими они были –
    просто ощущениями в настоящем, у которых было начало,
    середина и конец. Мы работали над тем, чтобы помочь ей сохранять достаточно спокойствия, чтобы она могла осозна- вать свои ощущения, чтобы она увидела в этих непрошеных образах и чувствах пережитки ужасного прошлого, которые не представляют ей нескончаемую угрозу в настоящем.
    Пациенты вроде Энни постоянно подталкивают нас к по- иску новых способов помочь людям регулировать свое воз- буждение и контролировать свою физиологию. Так мы с мо- ими коллегами из Центра травмы и наткнулись на йогу.

    Знакомство с йогой:
    регулирование снизу-вверх
    Наше знакомство с йогой началось в 1998 году, когда мы с Джимми Хоппером впервые узнали про новый биологи- ческий маркер, вариабельность сердечного ритма (ВСР)
    59
    ,
    который, как было недавно открыто, являлся отличным по- казателем работы вегетативной нервной системы. Как вы помните из пятой главы, вегетативная нервная система – это самая примитивная система выживания нашего мозга, две ветви которой регулируют уровень возбуждения в организ- ме. Грубо говоря, симпатическая нервная система (СНС) ис- пользует различные химические вещества, вроде адренали- на, чтобы подстегивать тело и разум к действиям, в то время как парасимпатическая нервная система (ПНС) посредством ацетилхолина помогает регулировать такие базовые функ- ции организма, как пищеварение, заживление ран и циклы сна. В идеале эти две системы работают сообща, поддержи- вая в нас оптимальный уровень взаимодействия с нашим окружением и с самими собой.
    Значение вариабельности сердечного ритма отражает от- носительный баланс между симпатической и парасимати-
    59
    ВСР – изменения временных интервалов между сердечными сокращениями,
    которые появляются вследствие воздействия внешних и внутренних факторов. –
    Прим. ред.
    ческой нервными системами. Делая вдох, мы стимулируем
    СНС, что приводит к учащению сердечного ритма. Выдох стимулирует ПНС, тем самым замедляя удары сердца. У здо- рового человека вдохи и выдохи приводят к стабильным,
    ритмическим колебаниям сердечного ритма: хорошая вари- абельность сердечного ритма является показателем общего здоровья.
    Почему же ВСР так важна? При хорошо сбалансирован- ной вегетативной нервной системе мы можем достаточно неплохо контролировать свои реакции на мелкие недоволь- ства и разочарования, что позволяет нам спокойно оценить происходящее, когда нам кажется, что нас обидели или про- игнорировали. Эффективная регуляция возбуждения обес- печивает нам контроль над нашими побуждениями и эмоци- ями: пока мы сохраняем спокойствие, мы можем осознанно выбирать свою реакцию.
    Людей с плохо регулируемой вегетативной
    нервной системой легко вывести из равновесия,
    как психического, так и физического. Так
    как вегетативная нервная система регулирует
    возбуждение и в теле, и в мозге, то низкая ВСР –
    то есть недостаточные колебания сердечного
    ритма в процессе дыхания – сказывается
    негативно не только на мышлении и чувствах, но
    и на реакции организма на стресс.
    Отсутствие согласованности между дыханием и сердеч-
    ным ритмом подвергает людей риску различных физических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни и рак,
    не говоря уже про психические проблемы, такие как депрес- сия и ПТСР (2).
    Для дальнейшего изучения этого вопроса мы обзавелись аппаратом для измерения ВСР. Мы крепили вокруг груди добровольцев с ПТСР и без резиновые ленты для измерения глубины и ритма дыхания, в то время как закрепленные на мочке уха небольшие мониторы отслеживали их пульс. Об- следовав таким образом шестьдесят человек, мы пришли к выводу, что у людей с ПТСР необычайно низкая ВСР. Други- ми словами, при ПТСР нарушалась синхронная работа сим- патической и парасимпатической нервных систем (3). Это добавляло в запутанную историю изучения психологической травмы новый сюжетный поворот: мы подтвердили наруше- ние работы еще одной регулирующей системы мозга (4). На- рушение баланса этой системы является одним из объясне- ний того, почему травмированные люди вроде Энни столь бурно реагируют на относительно небольшой стресс: биоло- гические системы, призванные помогать нам справляться с превратностями жизни, в итоге не справляются со своей за- дачей.
    Перед нами встал следующий научный вопрос: можно ли как-то помочь людям улучшить их ВСР? У меня был личный интерес в изучении данного вопроса, так как оказалось, что моя собственная ВСР была недостаточно высокой, чтобы га-
    рантировать мне долгосрочное физическое здоровье. Поис- кав в Интернете, мы нашли исследования, демонстрировав- шие, что участие в марафонах способствует заметному уве- личению ВСР. К сожалению, от этого было мало толку, так как ни я, ни мои пациенты не были подходящими кандида- тами на участие в бостонском марафоне.
    Вариабельность сердечного ритма (ВСР) у здорового че- ловека. Поднимающиеся и опускающиеся черные линии отображают дыхание, в данном случае – медленные и рав- номерные вдохи и выдохи. Серая область показывает коле- бания сердечного ритма. Когда человек вдыхает, его пульс увеличивается, в то время как на выдохе сердце замедляется.
    Такая вариабельность сердечного ритма соответствует иде- альному физиологическому здоровью.
    Реакция на волнение. Неприятные воспоминания приво- дят к тому, что дыхание учащается и становится неравно- мерным, равно как и сердечный ритм. Дыхание и сердцеби- ение теряют синхронность. Это нормальная реакция.

    ВСР при ПТСР. Дыхание частое и поверхностное. Сердце бьется медленно и не в такт с дыханием. Это типичная кар- тина для зажатого человека с хроническим ПТСР.
    Переживание травматических воспоминаний у человека с хроническим ПТСР. Дыхание сначала затрудненное и глубо- кое, что типично для панической атаки. Затем дыхание уча- щается и становится поверхностным, а сердечный ритм за- медляется – человек замыкается в себе.
    Кроме того, поисковик выдал нам семнадцать тысяч сай- тов, посвященных йоге, на которых утверждалось, что йога улучшает ВСР, однако нам не удалось найти подтверждаю- щих это исследований. Йоги, может, и разработали чудесный метод, помогающий людям обрести внутреннее равновесие и укрепить здоровье, однако в 1998 году мало кто пытался проверить их заявления, используя современное медицин- ское оборудование.
    С тех пор, однако, было научно подтверждено, что целена- правленное изменение дыхания может способствовать пре- одолению проблем с гневом, депрессией и тревогой (5), а йо-
    га способна оказать положительное влияние на такие про- блемы со здоровьем, как высокое давление, повышенная ак- тивность гормонов стресса (6), астма и боли в пояснице (7).
    Тем не менее ни в одном психиатрическом журнале не было опубликовано исследований использования йоги в лечении
    ПТСР, пока в 2014 году мы не написали статью о собствен- ной работе (8).
    Так случилось, что через несколько дней после проведен- ных нами в Интернете поисков порог нашего Центра травмы переступил инструктор йоги по имени Дэвид Эмерсон. Он сообщил, что разработал специальную разновидность хатха- йоги для лечения ПТСР и что он проводит занятия для вете- ранов в местном центре ветеранов и для женщин в бостон- ском центре помощи жертвам изнасилований. Он предло- жил нам сотрудничество, и в итоге это переросло в очень популярную программу занятий йогой, и вскоре мы получи- ли первый грант от Национальных институтов здравоохра- нения на изучение эффективности йоги при ПТСР. Кроме того, своей работой Дэвид помог мне самому начать регу- лярно заниматься йогой, и в итоге я даже стал сам регуляр- но проводить занятия в центре йоги в Беркшир-Хилс на за- паде Массачусетса (попутно у меня улучшился и показатель
    ВСР).
    Решив исследовать возможности йоги по улучшению
    ВСР, мы выбрали достаточно дорогостоящий подход к ре- шению проблемы. Мы могли просто использовать доступ-
    ные портативные устройства, с помощью которых можно на- учиться замедлять свое дыхание, синхронизируя его с сер- дечным ритмом, что позволяет добиться такой картины, как показано на первой иллюстрации выше (9). На сегодняшний день имеется множество приложений для смартфонов, кото- рые помогают улучшить ВСР (10). В нашей клинике имеют- ся специальные рабочие станции, где пациенты могут трени- ровать свою ВСР, и я призываю всех своих пациентов, кото- рые по той или иной причине не могут заниматься йогой, бо- евыми искусствами или цигун, тренироваться дома (допол- нительная информация приведена в разделе «Ресурсы»).
    Изучение йоги
    Наше решение заняться изучением йоги углубило наши знания о воздействии психологической травмы на тело. На- ши первые экспериментальные занятия по йоге проводились в зале, великодушно предоставленном ближайшей студией.
    Дэвид Эмерсон вместе со своими коллегами Даной Мур и
    Джоди Кэри вызвались быть инструкторами, а моя иссле- довательская группа придумала оптимальный способ опре- деления влияния йоги на физиологические функции. Мы разместили брошюры в местных супермаркетах и автома- тических прачечных с рекламой наших занятий и опроси- ли десятки позвонивших нам в результате людей. В конеч- ном счете мы отобрали тридцать семь женщин, которые пе-
    ренесли тяжелую травму и уже многие годы безрезультатно проходили психотерапию. Половина добровольцев случай- ным образом была отобрана для посещения занятий йогой, в то время как остальные проходили налаженную диалектиче- скую поведенческую терапию (ДПТ), в рамках которой лю- дей учат применять метод самоосознания для сохранения спокойствия и контроля. Наконец, мы наняли инженера из
    Массачусетского технологического института, чтобы он со- здал для нас специальный компьютер, способный одновре- менно измерять ВСР у восьми людей (обе группы были по- делены на несколько классов, в каждом из которых было не более восьми участников).
    Йога значительно улучшила проблемы с возбуждением при ПТСР и способствовала кардинальному улучшению отношения участников к их телу, в то время как восемь недель ДПТ никак не отразились на их уровне возбуждения или симптомах
    ПТСР.
    Таким образом, если изначально мы хотели понять, спо- собна ли йога изменить ВСР (как оказалось, может) (11), то в итоге мы стали помогать с помощью нее перенесшим пси- хологическую травму людям учиться спокойно жить в сво- ем измученном теле. «Теперь я забочусь о своем теле»; «Я
    прислушиваюсь к потребностям своего тела», – вот что го- ворили они.
    Со временем мы также запустили программу йоги для
    морских пехотинцев в военно-учебном центре Кэмп-Лэджен и успешно сотрудничали с разными другими программами,
    проводя занятия по йоге для ветеранов с ПТСР. Хотя у нас и нет официальных исследовательских данных по ветеранам,
    судя по всему, йога помогает им как минимум не хуже, чем женщинам в наших исследованиях.
    Все программы йоги сочетают в себе дыхательные упраж- нения (пранаяма), различные позы (асаны) и медитацию. В
    каждой школе йоги эти ключевые элементы используются по-своему. Так, например, в зависимости от глубины и ско- рости дыхания, а также использования для него рта, нозд- рей или горла получается разный результат, и некоторые ме- тодики оказывают значительное положительное влияние на энергию (12). В наших классах мы придерживаемся простого подхода. Многие из наших пациентов особо не задумывают- ся о своем дыхании, так что для них уже значительным до- стижением будет научиться фокусироваться на своих вдохах и выдохах, обращать внимание на скорость дыхания, а также отсчитывать сделанные вдохи в определенных позах (13).
    Мы постепенно знакомим участников с ограниченным на- бором классических поз. Упор делается не на «правильном»
    исполнении поз, а на то, чтобы помочь участникам обращать внимание, какие мышцы у них задействуются в тот или иной момент. Мы разработали специальную последовательность движений и поз, при выполнении которой напряжение и рас- слабление ритмично сменяют друг друга – так мы надеемся
    помочь людям ощущать эти чередования и в повседневной жизни.
    Мы не учим медитации как таковой, однако прививаем ученикам самоосознанность, призывая обращать внимание,
    что происходит в различных частях их тела в той или иной позе. Наши исследования раз за разом показывают, насколь- ко тяжело травмированным людям испытать полное расслаб- ление и чувство физической защищенности в своем теле.
    Мы измеряем ВСР наших участников, размещая у них на руках крошечные мониторы, пока они выполняют шаваса- ну – позу, которой чаще всего заканчиваются занятия по йо- ге. Человек должен лечь на пол лицом вниз, расслабив руки и ноги. Вместо расслабления мы улавливали слишком много мышечной активности, чтобы получить четкий сигнал. Вме- сто того чтобы отдыхать, мышцы наших учеников зачастую продолжали готовиться драться с невидимыми врагами. Од- на из основных проблем при лечении психологической трав- мы – это научиться полностью расслабляться.
    Обучение саморегуляции
    После успешных результатов наших пробных исследова- ний мы запустили программу занятий йогой в нашем Цен- тре травмы. Я решил, что это будет отличной возможностью для Энни научиться заботиться о своем теле, и я призвал ее попробовать. Первое занятие далось тяжело. Инструктор
    во время занятия слегка поправлял ее движения и позы, и это настолько напугало ее, что она отправилась домой и при- нялась резать себя – легкое прикосновение к спине ее неис- правная тревожная система расценила как домогательство.
    Вместе с тем Энни осознала, что йога способна освободить ее от постоянного чувства опасности, которое она ощущала всем телом. Поговорив со мной, она решила неделю спустя прийти и на второе занятие.
    Энни всегда было проще писать про свои переживания,
    чем рассказывать о них. После второго занятия йогой она мне написала: «Я не до конца понимаю, почему йога так сильно меня пугает, однако уверена, что она поможет мне исцелиться, и именно поэтому я заставляю себя продолжать пробовать. Суть йоги в том, чтобы заглянуть внутрь себя, а именно этого я постоянно и старалась избегать, чтобы вы- жить. Сегодня на занятии у меня колотилось сердце, и часть меня хотела развернуться, однако я просто продолжала ста- вить одну ногу перед другой, пока не подошла к двери и не зашла внутрь. После занятия я вернулась домой и проспала четыре часа. На этой неделе я попробовала заняться йогой дома, и ко мне пришли слова: «Твоему телу есть что тебе сказать». Я ответила самой себе, что попытаюсь его выслу- шать».
    Еще пару дней спустя Энни написала снова: «Пару мыс- лей, что пришли ко мне сегодня во время йоги и после нее.
    Я осознала, насколько я, должно быть, теряю связь со своим
    телом, когда режу его. Когда я выполняла позы, то замети- ла, что мои челюсти, а также вся область от бедер до пупка сильно напряжены – именно здесь я храню всю боль и вос- поминания. Раньше, когда вы спрашивали меня об этом, я не могла понять, где и что в своем теле я чувствую, однако се- годня я отчетливо ощутила эти места, и мне захотелось рас- плакаться в хорошем смысле слова».
    В следующем месяце и я, и она уехали в отпуск, и Энни,
    которой я предложил поддерживать связь, написала мне в очередной раз: «Я занималась йогой сама в комнате с видом на озеро. Я все читаю книгу, которую вы мне одолжили [по- трясающая книга Стивена Копа «Йога и поиски своего ис- тинного Я»]».
    Забавно, что я так долго отказывалась прислушиваться к своему телу, которое является важной частью меня. Вчера, занимаясь йогой, я подумала о том, чтобы позволить моему телу рассказать мне то, что ему хочется, и когда я выполняла позы,
    воздействующие на бедра, я почувствовала, сколько там боли и грусти.
    Не думаю, что мой разум даст волю неприятным образам,
    пока я вдалеке от дома, что хорошо. Я думаю о том, насколь- ко я была неуравновешенной, о том, как сильно я пыталась отрицать прошлое, которое является частью моего истинно- го «Я». Я могу столько всего узнать, если откроюсь ему, и мне не придется ежедневно и ежеминутно с собой бороться».

    Одной из самых невыносимых поз йоги для Энни стала та, которую часто называют «счастливый ребенок» – чело- век ложится на спину, сгибает ноги в коленях и, взявшись руками за пальцы ног, поднимает вверх ступни. В такой позе происходит широкое раскрытие таза. Несложно понять, по- чему жертве изнасилования в таком положении может быть крайне некомфортно. Вместе с тем, пока «счастливый ребе- нок» (или любая напоминающая ее поза) приводит к при- ступу паники, о нормальной половой жизни можно забыть.
    Многим пациентам на наших занятиях по йоге приходится прилагать огромные усилия, чтобы научиться чувствовать себя защищенными в позе «счастливый ребенок».
    Знакомство с собой:
    развитие интероцепции
    Современная нейробиология ясно дает понять, что наше самовосприятие тесно связано с нашим телом (14). Чтобы по-настоящему познать себя, мы должны чувствовать свои физические ощущения и уметь их интерпретировать. Что- бы уверенно жить своей жизнью, нам нужно улавливать эти ощущения и реагировать на них (15). Эмоциональный сту- пор (или поиск острых ощущений для компенсации), может,
    и способен сделать жизнь невыносимой, однако при этом те- ряется осознание того, что происходит внутри тела, а вместе с ним и чувство полноты жизни.

    В шестой главе я рассказывал про алекситимию – офи- циальное название неспособности определить, что происхо- дит у человека внутри (16). Люди, страдающие от алексити- мии, зачастую испытывают физический дискомфорт, однако не могут описать, в чем именно проблема. Как результат, у них частенько бывают расплывчатые и неприятные физиче- ские жалобы, причину которых врачам установить не удает- ся. Кроме того, они не могут определиться, что на самом де- ле чувствуют в той или иной ситуации, от чего они чувству- ют себя лучше или хуже. Это становится результатом эмо- ционального ступора, который не дает им прогнозировать рядовые потребности своего тела и реагировать на них спо- койно и осмысленно. Помимо этого, такие люди перестают получать сенсорное удовольствие от прослушивания музы- ки, прикосновений, света – всего, что наполняет наши жиз- ни. Йога оказалась потрясающим способом восстановления утраченной связи со своим внутренним миром и чувствен- ных, любящих и заботливых отношений с самим собой.
    Если человек не знает, что нужно его
    телу, то он не сможет о нем заботиться.
    Без чувства голода человек не станет есть.
    Приняв за чувство голода тревогу, он будет
    есть слишком много. А если он не чувствует
    насыщения, то будет продолжать есть и дальше.
    Вот почему развитие чувственного восприятия
    является столь важным элементом исцеления от

    психологической травмы.
    Большинство традиционных методов лечения преумень- шают значение сиюминутных сдвигов во внутреннем чув- ственном мире, а то и вовсе их игнорируют. Вместе с тем в этих сдвигах лежит суть реакций нашего организма: эмо- циональных состояний, которые влияют на химические про- цессы в теле, на наши внутренние органы, на напряжение поперечно-полосатых мышц лица, шеи, туловища и конеч- ностей (17). Травмированным людям нужно понять, что они в состоянии вынести эти ощущения, подружиться со свои- ми внутренними переживаниями и выработать новые моде- ли поведения.
    Занимаясь йогой, человек фокусирует свое внимание на дыхании и внутренних ощущениях. Он начинает замечать связь между эмоциями и телом – например, как тревога,
    связанная с выполнением определенной позы, выводит его из равновесия. Он начинает экспериментировать со своими ощущениями. Спадет ли напряжение в плече, если сделать глубокий вдох? Получится ли ощутить покой, если сосредо- точиться на выдохе? (18)
    Для развития эмоциональной регуляции достаточно лишь замечать свои ощущения – кроме того, это помогает пере- стать игнорировать происходящее внутри. Как я часто гово- рю своим ученикам, две самые важные фразы в психотера- пии, как и в йоге, следующие: «Сосредоточьтесь на этом» и
    «А что теперь?». Стоит только начать относиться к своему
    телу с любопытством, а не страхом, и все сразу меняется.
    Влияние ежедневных занятий йогой. После двадцати недель у женщин с хронической психологической травмой увеличилась активность важнейших структур мозга, задей- ствованных в саморегуляции: островка и медиальной пре- фронтальной коры.
    Способность осознавать происходящее в теле меняет и восприятие времени. При психологической травме человек словно застревает в беспомощном состоянии ужаса. Йога
    учит, что любое ощущение доходит до максимума, а затем спадает. Например, если инструктор предлагает выполнить особенно сложную позу, то сначала можно почувствовать от- торжение, связанное с ожиданием того, что человек не смо- жет вынести вызываемые ей чувства. Хороший учитель йо- ги будет призывать просто обращать внимание на любое на- пряжение, отсчитывая время с помощью дыхания: «Задер- житесь в этой позе на десять вдохов». Это помогает прогно- зировать, когда дискомфорт закончится, а также развивает способность справляться с физическим и эмоциональным напряжением. Осознание того, что любое восприятие явля- ется временным, меняет самовосприятие.
    Это не означает, что развитие утраченной интероцепции не может привести к неприятным ощущениям. Что происхо- дит, когда вновь открытое чувство в груди воспринимается как гнев, страх или тревога? Во время нашего первого иссле- дования йоги до конца продержались только половина участ- ников – меньше, чем в каком-либо проведенном нами иссле- довании. Опросив пациентов, которые не захотели продол- жать, мы узнали, что программа была для них слишком тя- желой: любая поза, в которой задействовался таз, вызывала сильнейшую панику или даже яркие болезненные воспоми- нания о сексуальном насилии. Сильные физические ощуще- ния высвобождали демонов прошлого, которые столь тща- тельно сдерживались все эти годы. Так мы поняли, что нуж- но действовать неторопливо, зачастую черепашьим шагом.

    Такой подход дал свои плоды: в нашем последнем исследо- вании до конца не дошел только один из тридцати четырех участников.
    Йога и нейробиология самосознания
    За последние несколько лет исследователи мозга, такие как мои коллеги из Гарварда Сара Лазар и Бритта Хельцель,
    продемонстрировали, что интенсивная медитация оказыва- ет положительное влияние на те же самые области мозга, что играют важнейшую роль в физиологической саморегуляции
    (19). В ходе нашего последнего исследования йоги с участи- ем шести женщин, перенесших в детстве глубокую психо- логическую травму, мы также обнаружили первые признаки того, что двадцать недель занятий йогой увеличивают актив- ность основных элементов системы саморегуляции – остров- ка и медиальной префронтальной коры (см. шестую главу).
    Это исследование нуждается в доработке, однако оно демон- стрирует, как осознание и принятие ощущений в теле спо- собны привести к значительным переменам в разуме и мозге,
    которые, в свою очередь, способствуют исцелению от трав- мы.
    После каждого из наших исследований йоги мы расспра- шивали участников, какое влияние на них оказали занятия.
    Мы ни разу не упоминали такие термины, как островок или интероцепция – на самом деле мы сводили все разговоры и
    объяснения к минимуму, чтобы они могли сосредоточиться на себе и своих внутренних ощущениях. Вот несколько при- меров их ответов:
    ♦ «Мои эмоции стали более яркими. Может, дело в том,
    что теперь я стал их различать».
    ♦ «Мне легче выражать свои чувства, потому что теперь мне легче их распознавать. Я ощущаю их в своем теле, рас- познаю их и взаимодействую с ними».
    ♦ «Передо мной теперь появился выбор, различные вари- анты. Я могу осознанно решать, как поступать, как жить, все больше не происходит на автомате или как у ребенка».
    ♦ «Мне удалось привести свое тело в движение и почув- ствовать себя защищенным в своем теле, при этом не при- чиняя себе вреда и не нарываясь на неприятности».
    Как научиться выражать
    эмоции словами
    Люди, которые чувствуют себя защищенными в собствен- ном теле, могут начать выражать свои воспоминания, от ко- торых они прежде теряли контроль, словами. После того как
    Энни в течение года трижды в неделю занималась йогой, она обратила внимание, что ей стало гораздо легче говорить о случившемся с ней. Для нее это было чуть ли не чудом. Од- нажды, когда она случайно перевернула стакан с водой, я встал со стула и подошел к ней с пачкой салфеток в руке.

    «Давай я вытру за тобой», – сказал я. Это спровоцировало у нее сильную, но короткую паническую атаку. Она быстро смогла прийти в себя, объяснив, почему эти слова вызвали у нее такую реакцию – именно это говорил ее отец после то- го, как насиловал ее. Энни написала мне после того занятия:
    «Вы заметили, что я смогла сказать все вслух? Мне не при- шлось писать, чтобы объяснить вам случившееся. Я не пере- стала вам доверять из-за того, что вы сказали спровоциро- вавшие меня слова. Я поняла, что эти слова были триггером,
    а не каким-то ужасными запретными словами».
    Энни продолжает заниматься йогой и писать мне про свои успехи: «Сегодня я пошла на утреннее занятие в новую сту- дию йоги.
    Инструктор сказала, чтобы мы вдыхали как
    можно больше воздуха, почувствовав черту,
    после которой уже больше нельзя вдохнуть.
    Она сказала, что сосредоточившийся на своем
    дыхании человек непременно оказывается в
    настоящем, потому что невозможно вдыхать
    прошлое или будущее.
    Это упражнение было просто удивительным, словно дар какой-то. Некоторые из поз порой провоцируют у меня ре- акцию. Две из них мы выполняли сегодня – одна, в которой поднимаешь ноги, словно лягушка, а другая, в которой дела- ешь глубокие вдохи тазом. Я почувствовала, как подступает паника, особенно во второй позе – типа «нет, я не хочу ощу-
    щать эту часть своего тела». Однако потом я смогла оста- новиться и сказать себе: «Да, обрати внимание, какие пере- живания таит в себе эта часть тела, а затем просто их отпу- сти. Ты не обязана здесь задерживаться, но и уходить отсю- да необязательно, просто используй это как информацию».
    Не думаю, что мне когда-либо прежде удавалось это сделать столь осознанно. Это дало мне понять, что если я научусь замечать, не испытывая при этом страха, то мне будет проще поверить в себя».
    В другом сообщении Энни рассуждала об изменениях в своей жизни: «Я постепенно научилась просто ощущать свои чувства, не поддаваясь им. Теперь я живу в настоящем, и жизнь стала куда проще. Я стала спокойнее относиться к прикосновениям. Мы с мужем в обнимку смотрим фильмы в кровати… это огромный шаг для меня. Все это помогло мне наконец почувствовать близость со своим мужем».

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   36


    написать администратору сайта