Главная страница
Навигация по странице:

  • Исцеление травмированных людей происходит в рамках отношений: в кругу семьи, рядом с близкими, на собраниях общества анонимных алкоголиков, ветеранских организаций, в

  • Комфортно ли вам с этим терапевтом Как вам кажется, комфортно ли ему в своей собственной шкуре Комфортно ли рядом с вами Чувство

  • Пациенты, пережившие в детстве насилие со стороны родителей или других опекавших их взрослых, зачастую ни с кем не чувствуют себя

  • 4. Коллективный ритм и синхронность

  • Затем одна из женщин принялась напевать с закрытым ртом, раскачиваясь вперед-назад. Вскоре появился некий ритм, и постепенно к ней

  • Я не расспрашиваю его о прошлом; я не пытаюсь узнать, насколько человек травмирован

  • тело. Тело п.. Бессел ван дер КолкТело помнит все. Какуюроль психологическая


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеБессел ван дер КолкТело помнит все. Какуюроль психологическая
    Дата27.10.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТело п..pdf
    ТипДокументы
    #757921
    страница17 из 36
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36
    3. Отношения
    Исследование за исследованием показывают, что наличие поддержки является самым эффективным фактором защиты от психологической травмы. Чувства защищенности и ужа- са несовместимы. Когда мы напуганы, ничто так хорошо не успокаивает, как подбадривающий голос или крепкие объя- тия человека, которому мы доверяем. Испуганные взрослые реагируют на те же самые способы утешения, что и малень- кие дети: достаточно их ласково обнять, покачать, дать по- нять, что кто-то больше и сильнее обо всем позаботится, и они могут спокойно заснуть. Чтобы восстановиться, разум,
    тело и мозг необходимо убедить, что они могут спокойно все отпустить. Это происходит, только когда человек в душе чув- ствует себя защищенным и позволяет себе связать это чув- ство защищенности с воспоминаниями о былой беспомощ-
    ности.
    После острой травмы, такой как нападение, несчастный случай или стихийное бедствие, жертвам необходимо при- сутствие знакомых людей, лиц и голосов, физический кон- такт, еда, кров и безопасное место, а также возможность вы- спаться. Очень важно связаться со всеми близкими и как можно скорее воссоединиться с ними в месте, в котором все будут чувствовать себя защищенными. Наша привязан- ность – лучшая защита от угрозы. Так, например, у детей,
    разлученных после травмирующего события с родителями,
    чаще наблюдаются долгосрочные негативные последствия.
    Исследования, проведенные в годы Второй мировой войны в Англии, показали, что дети, которые жили в Лондоне во время бомбардировок и были отправлены за город, справи- лись хуже, чем дети, которые остались со своими родителя- ми, прячась в бомбоубежищах по ночам и ежедневно сталки- ваясь с пугающими зрелищами разрушенных зданий и мерт- вых людей (21).
    Исцеление травмированных людей происходит
    в рамках отношений: в кругу семьи, рядом с
    близкими, на собраниях общества анонимных
    алкоголиков, ветеранских организаций, в
    религиозных коммунах либо на сеансах с
    психотерапевтом. Цель таких отношений –
    обеспечить физическую и эмоциональную
    защищенность, включая защиту от чувства стыда
    и боязни осуждения, а также воспитать мужество,

    необходимое, чтобы выдержать, принять и
    переварить случившееся.
    Как мы уже видели, многие нейронные связи в нашем моз- ге трудятся над тем, чтобы помогать нам быть на одной вол- не с окружающими. Исцеление от травмы включает восста- новление этой связи с другими людьми. Вот почему трав- му, пережитую в рамках отношений, как правило, сложнее лечить, чем травму, ставшую последствием дорожной ава- рии или стихийного бедствия. В современном обществе жен- щины и дети чаще всего получают психологическую травму от действий своих родителей или половых партнеров. Физи- ческое и сексуальное насилие в детстве, домашнее насилие причиняются людьми, которые должны были любить чело- века, а не вредить ему. Таким образом, человек лишается са- мой главной защиты от психологической травмы: поддержки людей, которых он любит.
    Когда люди, к которым он инстинктивно обращается за заботой и защитой, пугают или отвергают его, то он учится закрываться и игнорировать свои чувства (22). Как мы виде- ли в третьей части, когда врагами ребенка становятся взрос- лые, на чьем попечении он находится, ему приходится искать альтернативные способы справляться со своим страхом, зло- стью или фрустрацией. То, что ему приходится разбираться со своим ужасом самостоятельно, порождает другие пробле- мы: диссоциацию, отчаяние, различные зависимости, хрони- ческую панику, а также отчужденность и частые ссоры в от-
    ношениях. Такие пациенты редко видят связь между собы- тиями, случившимися с ними в далеком прошлом, и их те- кущими ощущениями и поведением. Им попросту кажется,
    что они ничего не могут контролировать.
    Облегчение может наступить лишь тогда, когда они смо- гут осознать случившееся и распознать невидимых демонов,
    с которыми им приходится иметь дело. Вспомните, напри- мер, описанных мной в одиннадцатой главе мужчин, кото- рые подвергались сексуальным домогательствам со стороны священников-педофилов. Все регулярно посещали спорт- зал, принимали анаболические стероиды и были сильные,
    словно бык. Тем не менее во время наших разговоров они зачастую вели себя словно напуганные дети – в душе они по- прежнему были пострадавшими мальчиками, которые чув- ствовали себя беспомощными.
    Хотя человеческий контакт и синхронизация с други- ми людьми способствуют физиологической саморегуляции,
    перспектива близости зачастую провоцирует у таких паци- ентов боязнь того, что им причинят вред, предадут или бро- сят их. Важную роль в этом играет чувство стыда: «Как толь- ко ты узнаешь меня получше, то тут же поймешь, насколько я презренный и отвратительный, и тут же меня бросишь».
    Неразрешенная травма способна нанести тяжелейший удар по отношениям. Если у человека до сих пор разбито сердце,
    так как ему навредил тот, кого он любил, то он с большой ве- роятностью будет зациклен на том, чтобы не допустить этого
    снова, и будет бояться открыться перед кем-то новым. Более того, он может неосознанно попытаться навредить этому че- ловеку, прежде чем тот навредит ему.
    Это создает серьезную проблему для исцеления. Осознав,
    что посттравматические реакции родились из его попыток спасти свою жизнь, человек может набраться смелости, что- бы принять свою внутреннюю музыку (или какофонию), од- нако ему понадобится в этом помощь. Ему нужно найти ко- го-то, кому он может доверить себя сопровождать на этом пути, кого-то, кто разделит его чувства и поможет прислу- шаться к неприятным сигналам его эмоционального мозга.
    Ему нужен проводник, который не побоится его ужаса и смо- жет сдержать его самый страшный гнев, кто-то, кто позабо- тится о его целостности, пока он изучает обрывочные вос- поминания, которые он так долго держал от себя в секре- те. Большинству пережившим травму людей нужна для это- го какая-то опора, а также серьезная подготовка.
    Выбор психотерапевта
    Процесс подготовки компетентного психотерапевта вклю- чает обучение последствиям травмы, жестокого и пренебре- жительного обращения, а также освоение ряда методик, спо- собных помочь 1) стабилизировать и успокоить пациентов,
    2) избавиться от травматических воспоминаний и повтор- ных переживаний, а также 3) восстановить связь пациентов
    с их друзьями и близкими. В идеале у психотерапевта также должен быть опыт получения практикуемой им терапии.
    Хотя психотерапевту рассказывать подробности о сво- их собственных личных проблемах было бы некорректно и неэтично, совершенно уместно поинтересоваться у него, ка- ким именно терапевтическим методам он был обучен, где он прошел обучение, а также принесла ли ему самому пользу предлагаемая вам терапия.
    Не существует какого-то универсального метода лечения психологической травмы, и если кто-то верит, что предла- гаемый им метод является единственным решением вашей проблемы, то перед вами, вероятно, идеолог, а не человек,
    заинтересованный в том, чтобы вам помочь. Ни один пси- хотерапевт не может быть знаком со всеми эффективными способами лечения, и он должен быть не против того, что- бы вы пробовали и другие варианты. Кроме того, он должен быть готов учиться у вас. Пол, этническая принадлежность и личное прошлое имеют значение только тогда, когда они могут помешать тому, чтобы помочь пациенту чувствовать себя защищенным и понятым.
    Комфортно ли вам с этим терапевтом? Как вам
    кажется, комфортно ли ему в своей собственной
    шкуре? Комфортно ли рядом с вами? Чувство
    защищенности – обязательное условие, чтобы
    встретиться лицом к лицу со своими страхами и
    тревогами.

    Рядом со строгим, склонным осуждать, нервным или гру- бым человеком вы можете почувствовать себя напуганным,
    брошенным или униженным, и это никак не поможет вам справиться со своим травматическим стрессом. Временами старые чувства могут всколыхнуться, если вам покажется,
    что ваш психотерапевт напоминает человека из вашего про- шлого, который причинил вам вред. Остается только наде- яться, что вы сможете совместно с этим справиться, так как,
    согласно моему опыту, глубокие положительные эмоции по отношению к психотерапевту являются обязательным усло- вием выздоровления. Кроме того, я считаю, что невозможно вырасти над собой и измениться, не чувствуя при этом, что ты оказываешь какое-то влияние на лечащего тебя человека.
    Самый главный вопрос следующий: кажется ли вам, что вашему психотерапевту интересно узнать, кто вы такой и что вам, а не какому-то типовому «пациенту с ПТСР», нужно?
    Являетесь ли вы для него лишь перечнем симптомов из ка- кого-то диагностического опросника или же ваш психотера- певт стремится постичь природу ваших действий и мыслей?
    Терапия подразумевает сотрудничество – совместное изуче- ние вашего «Я».
    Пациенты, пережившие в детстве насилие со
    стороны родителей или других опекавших их
    взрослых, зачастую ни с кем не чувствуют себя
    в безопасности. Я частенько спрашиваю у своих
    пациентов, могут ли они вспомнить хоть одного

    человека, с которым они в детстве чувствовали
    себя защищенными.
    Многие из них крепко держатся за воспоминания про некого учителя, соседа, владельца магазинчика, тренера или проповедника, показавшего, что ему не все равно, и эти вос- поминания зачастую становятся отправной точкой в обуче- нии доверию людям. Мы не безнадежный вид. Работа с пси- хологической травмой больше связана с воспоминаниями о том, как мы выжили, чем с нашими дефектами.
    Я также прошу своих пациентов представить, какими они были, когда только появились на свет – были ли они милы- ми и энергичными. Все они полагают, что были, и более-ме- нее представляют, какими они, должно быть, были до пере- несенной травмы.
    Некоторые люди не помнят никого, с кем чувствовали бы себя защищенными. Для таких пациентов взаимодействие с лошадьми или собаками может быть куда безопаснее, чем общение с другими людьми. Этот принцип в настоящий мо- мент весьма эффективно применяется во многих лечебных программах, в том числе в тюрьмах, программах реабили- тации и при лечении ветеранов. Дженнифер, одна из пер- вых выпускников центра «Ван дер Колк» (23), которая при- шла в эту программу неконтролируемой, безмолвной четыр- надцатилетней девочкой, на выпускном сказала, что важным первым шагом для нее стало то, что ей доверили ухаживать за лошадью. Растущая привязанность к лошади помогла ей
    почувствовать себя достаточно защищенной, чтобы начать взаимодействовать с персоналом центра, а затем сосредото- читься на учебе, сдать выпускные экзамены и поступить в колледж (24).
    4. Коллективный ритм и синхронность
    С момента нашего рождения наши отношения выража- ются в виде отзывчивых лиц, жестов и прикосновений. Как мы видели в седьмой главе, так зарождается привязанность.
    Психологическая травма приводит к нарушению физиче- ской синхронности: если зайти в зал ожидания клиники по лечению ПТСР, то сразу же можно отличить пациентов от персонала по их застывшим лицам и обмякшим (но при этом одновременно и возбужденным) телам. К сожалению, мно- гие психотерапевты не обращают внимания на эти сигналы и сосредотачиваются лишь на словах своих пациентов.
    Лечебную силу коллектива, выраженную в музыке и рит- ме, я в полной мере осознал весной 1997 года, когда наблю- дал за работой Комиссии по установлению истины и при- мирению в Южной Африке. В некоторых из мест, которые мы посетили, по-прежнему бушует ужасное насилие. Как-то я присутствовал на собрании жертв изнасилования во дво- ре клиники в поселении под Йоханнесбургом. Мы слышали звуки выстрелов в отдалении, в то время как из-за забора поднимался дым, а в воздухе витал запах слезоточивого газа.

    Позже мы узнали, что в тот день было убито сорок человек.
    Тем не менее, несмотря на чужую и пугающую обстанов- ку, собравшаяся группа выглядела до боли знакомо: все жен- щины сидели, ссутулившись – печальные и застывшие, – в точности как на собраниях терапевтических групп для жертв изнасилования в Бостоне, коих я повидал немало. Я ощутил знакомое чувство беспомощности и, сидя в окружении по- никших людей, сам тоже почувствовал моральный упадок.
    Затем одна из женщин принялась напевать
    с закрытым ртом, раскачиваясь вперед-назад.
    Вскоре появился некий ритм, и постепенно к ней
    присоединились и остальные женщины. Вскоре
    уже вся группа пела, двигалась и танцевала.
    Они преобразились до неузнаваемости: эти люди
    возвращались к жизни, их лица и тела оживали.
    Я поклялся себе применить увиденное в своей собствен- ной практике и заняться изучением того, как ритм, песни и движения способны помочь в лечении психологической травмы.
    Мы подробнее поговорим об этом в двадцатой главе, по- священной театру, где я покажу, как группа молодых людей –
    в числе которых малолетние преступники и приемные дети из группы риска – постепенно учится совместно трудиться и полагаться друг на друга, будь то в шекспировских поста- новках или в процессе создания мюзиклов. Разные пациенты рассказывали мне, как им помогли хоровое пение, айкидо,
    танго и кикбоксинг, и я с радостью делюсь их рекомендаци- ями с другими людьми, которые приходят ко мне на лечение.
    Еще один важный урок об исцеляющей силе ритма я усво- ил, когда врачей из нашего Центра травмы попросили за- няться пятилетней немой девочкой по имени Ин Ми, удо- черенной из китайского приюта. После нескольких месяцев неудачных попыток установить с ней контакт мои коллеги
    Дебора Розель и Лиз Уорнер осознали, что у девочки была неисправная система ритмичного взаимодействия – голоса и лица людей вокруг не находили в ней отклик. Это привело их к сенсомоторной терапии (25).
    Клиника сенсорной интеграции в городе Уотертаун, штат
    Массачусетс – чудесная игровая площадка в помещении, за- полненная качелями, бассейнами с разноцветными резино- выми шарами – настолько глубокими, что в них можно пол- ностью спрятаться, гимнастическими бревнами и лестница- ми, ведущими к платформам, с которых можно нырять на поролоновые матрасы. Персонал «искупал» Ин Ми в бассей- не с пластиковыми шарами, чтобы она ощутила на своей ко- же их прикосновение. Они помогали ей качаться на качелях и укрывали ее утяжеленным одеялом
    44
    . Полтора месяца спу- стя что-то изменилось – и она заговорила (26).
    44
    Weighted blanket, например, «Gravity Blanket» – специальные утяжеленные одеяла, весящие 7–12 % от веса тела, чтобы человек чувствовал во сне его «объ- ятия» – выделяется окситоцин (гормон любви и привязанности), человек лучше высыпается и т. д. – во всяком случае, так заявлено на сайте производителя. –
    Прим. пер.

    Потрясающие успехи Ин Ми подтолкнули нас к тому, что- бы открыть при Центре травмы клинику сенсорной интегра- ции, которую мы теперь также используем и для лечения на- ших стационарных пациентов. Мы еще не изучили эффек- тивность сенсорной интеграции для травмированных взрос- лых, однако я регулярно включаю в свои семинары методы сенсорной интеграции и танцы.
    Учась подстраиваться, родители (и их дети) обретают внутреннее чувство взаимности. Именно на развитие это- го чувства направлена так называемая терапия взаимодей- ствия родителей и ребенка (PCIT), а также терапия сенсор- но-моторной регуляции возбуждения (SMART), разработан- ная моими коллегами в Центре травмы (27).
    Во время совместных игр мы чувствуем физическую гар- монию, испытываем радость и чувство связи. Упражнения по импровизации (вроде тех, что можно найти на сайте http://
    learnimprov.com/), также чудесным образом помогают лю- дям совместно веселиться и познавать мир. Когда видишь,
    как группа людей с мрачными лицами дружно смеется, по- нимаешь: чары страданий рассеяны.
    5. Контакт
    В традиционных на Западе методах лечения психологи- ческой травмы крайне мало внимания уделялось тому, что- бы помочь травмированным пациентам спокойно пережи-
    вать свои ощущения и эмоции. Вместо того чтобы помогать людям справляться со своими ощущениями, их все больше и больше пичкали такими препаратами, как блокаторы обрат- ного захвата серотонина, Рисперидон
    45
    и Сероквель
    46
    (28).
    Вместе с тем самый естественный способ успокоить челове- ка – это касаться, обнимать и раскачивать его. Это помогает справиться с чрезмерным возбуждением и придает чувство защищенности и контроля.
    45
    Рисперидон – антипсихотический препарат, чаще всего используется при ле- чении шизофрении и психозов. Препарат принимают строго по назначению вра- ча. – Прим. ред.
    46
    Сероквель – препарат из группы антидепрессатов. Препарат принимают строго по назначению врача. – Прим. ред.

    Рембрандт ван Рейн: Христос исцеляет больную. Всем нам знакомы утешающие жесты – они отражают лечебную силу прикосновения.
    Прикосновение – самый простой инструмент успокоения в нашем распоряжении – исключено из большинства тера- певтических методов. Невозможно полностью исцелиться,
    если не чувствуешь себя защищенным в собственной шкуре.

    В связи с этим я призываю всех своих пациентов заняться работой с телом в той или иной форме, будь то лечебный массаж, метод Фельденкрайза
    47
    или краниосакральная тера- пия
    48
    Я спросил своего любимого терапевта по работе с телом
    Люсию Скай про ее работу с пережившими травму пациен- тами. Вот что она мне сказала: «Каждый раз перед началом сеанса я непременно устанавливаю связь с человеком.
    Я не расспрашиваю его о прошлом; я не
    пытаюсь узнать, насколько человек травмирован
    или что с ним произошло. Я проверяю, находится
    ли он прямо сейчас в своем теле. Я спрашиваю,
    хотел бы он, чтобы я уделила внимание чему-
    то конкретно. Тем временем я изучаю его позу;
    обращаю внимание, смотрит ли он мне в глаза,
    насколько напряженным или расслабленным
    выглядит, получается ли между нами установить
    связь.
    Первым делом я пытаюсь понять, в каком положении он чувствует себя более защищенным – лицом вниз или лицом вверх. Если это незнакомый человек, то, как правило, для
    47
    Метод Фельденкрайза – двигательная практика, разработанная Моше Фель- денкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознание себя в процес- се работы над движениями собственного тела. – Прим. ред.
    48
    Краниосакральная терапия – основной метод остеопатии, суть которого в лечении множества заболеваний через мягкие, почти незаметные прикосновения пальцев специалиста к голове или спине больного. – Прим. ред.
    начала я кладу его лицом вверх. Я очень тщательно выбираю,
    чем застелить стол, чтобы им было комфортно в той одежде,
    которую они сами решат на себе оставить. Очень важно с самого начала установить эти границы.
    Затем с первым прикосновением я устанавливаю уверен- ный, аккуратный контакт. Никаких резких и сильных движе- ний. Все происходит размеренно. Я медленно касаюсь кли- ента слегка ритмичным движением. Оно может быть силь- ным, как рукопожатие. Первым делом я прикасаюсь к рукам и подбородку – прикосновения к этим местам люди перено- сят спокойнее всего, так как могут дотронуться в ответ.
    Нужно нащупать их точку сопротивления – место наи- большего напряжения – и надавить на нее с такой же силой.
    Так высвобождается застывшее напряжение. Нельзя мед- лить – любое колебание указывает на недостаток уверенно- сти в себе. Медленные движения с тщательной подстройкой под клиента – это уже совсем другое. Нужно действовать с колоссальной уверенностью и эмпатией, отвечая давлением своего прикосновения на сдерживаемое в их теле напряже- ние».
    Что такая терапия дает людям? Люсия отвечает: «Подоб- но жажде воды бывает и жажда прикосновений. Удовлетво- рять ее нужно уверенно, решительно, нежно и чутко. Чут- кие прикосновения и движения «заземляют» людей, позво- ляя им обнаружить напряжение, которое они скрывали так долго, что уже забыли про него. Прикосновение позволяет
    прочувствовать ту часть тела, к которой прикасаются.
    Когда эмоции заперты внутри, тело сталкивается с физи- ческими ограничениями. Плечи сжимаются, мышцы на ли- це напрягаются. Людям приходится тратить огромное коли- чество энергии, чтобы сдержать слезы – либо любой звук или движение, которые могут выдать их внутреннее состоя- ние. Когда физическое напряжение высвобождается, вместе с ним высвобождаются и эти чувства. Движения помогают дыханию стать более глубоким, и когда спадает напряжение,
    можно дать волю и звукам. Тело становится свободнее – че- ловеку легче дышать, он плывет по течению. Прикосновение помогает жить в теле, которое двигается, когда его двигают.
    Напуганным людям необходимо ощущать, где именно их тело находится в пространстве, а также чувствовать свои гра- ницы. Уверенное и подбадривающее прикосновение позво- ляет им понять, где находятся эти границы: что находится за их пределами, где заканчивается их тело. Они понимают,
    что им нет нужды постоянно гадать, кто они такие и где на- ходятся. Они понимают, что их тело их защищает, и им не нужно быть постоянно настороже. Прикосновение дает им понять, что они в безопасности».
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36


    написать администратору сайта