Главная страница

Философия. Философия_ответы. Билеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской


Скачать 2.28 Mb.
НазваниеБилеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской
АнкорФилософия
Дата23.06.2022
Размер2.28 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия_ответы.pdf
ТипДокументы
#611233
страница18 из 31
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31
Под физикой понималась в основном наука о движении в духе Аристотеля. Рассматри- вались причины его возникновения и уничтожения, а также качественные формы движений в подлунном и надлунном мирах. Аристотелевское учение о естественном движении кон- кретизировалось в рассмотрении вопросов о пространственно-временных эффектах, дви- жимого и движителя, естественного сопротивления среды.
Так, известен знаменитый спор между Фомой Аквинским и Бонавентурой относительно того, является ли невечность Вселенной, то есть её чётко фиксированное начало во време- ни, истиной, которую можно почерпнуть только из откровения, или же эту истину можно обосновать рациональными доводами.
Отметим также симбиоз научного и магического в астрологии, алхимии, ятрохимии того времени. Различного рода алхимические лаборатори и астрологические школы, существо- вавшие часто под патронажем знатных особ, лишь с большой натяжкой можно отнести к научным сообществам. Во-первых, целью их деятельности было, прежде всего, получение не знания, а вполне определенных прагматических результатов — снадобья, чудодейственного эликсира, философского камня, умения избегать превратностей судьбы и т.п.
Китайские средневековые алхимики видели свою высшую цель не в превращении метал- лов в золото, а в манипулировании временем с целью достижения бессмертия путем резкого замедления всех процессов распада в природе.
В этих паранаучных формах деятельности отсутствовала фактически одна из главных черт научного сообщества — коммуникативные связи. Работа велась келейно, большое зна- чение придавалось герменевтическим приёмам, которые не подвергались сомнению. На- учное сообщество проявляло себя лишь в форме схоластических диспутов, организуемых церковью и университетами. Опыты не обсуждались, часто просто засекречивались, а их описание, если и проводилось, то таким образом, что практически исключало возможность воспроизведения «эксперимента» другим лицом.
В 1277 году Парижский епископ Э. Тампье выступил против учения Аристотеля, про- возгласив, что система небесных тел могла быть запущена в действие некоторым исходным прямолинейным движением и что может существовать множество небесных миров. Эти и другие подобные высказывания епископа привели известного историка и философа науки
П. Дюгема к выводу о том, что Э. Тампье можно считать провозвестником классической науки, в частности, принципа инерции. Однако «подгонка» под христианские догмы уче-
95
ния Аристотеля имела и свою оборотную выдвижению ряда «научную» физических идей,
сторону, поскольку предвосхитивших коперниканскую революцию.
Большую роль в образовательном процессе также сыграли уже упоминавшийся Алек- сандрийский Мусейон (Святилище муз) и «Академия» Карла Великого (VIII в.). Наряду с распространившимися монастырскими и городскими школами в XI–XIII вв. появляются первые европейские университеты в Болонье, Париже, Оксфорде.
(Волкогонова презентация развитие научного знания в средние века и эпоху возрожде- ния
)
Средние века: не создали новых фундаментальных научных программ, но и не просто пассивное усвоение античных. Средневековье создало новые понятия, методы исследования.
Новый стиль мышления!
Особенности
1. господство религиозного мировоззрения. Христианство как единственная «центро- стремительная» сила эпохи. «Ампутация» эллинизма.
2. Одна из основных проблем средневековой мысли — вопрос о соотношении веры и знания.
Тертуллиан — «верую, ибо абсурдно», Аврелий Августин — «верую, чтобы понимать»,
Фома Аквинский — гармония веры и разума, взаимодополнение, «божественного све- та» и «естественного света».
Не приходить к знанию, а исходить из него.
3. Специфическое отношение к чувственным данным, опыту.
Характерна критика скептицизма, защита чувственного опыта. Но опыт — ограничен,
мы не знаем, какой ещё опыт возможен. Природа — как она есть и какой она будет,
«когда исполнятся времена», — разные. Чувственный опыт сегодня и чувственный опыт по воскресении — разные.
Допущение двух видов опыта.
Отсюда — интерес к исключительному, необычному. Чудеса.
4. Интроверность — самопознание, самосовершенствование, а не познание окружающего мира. Природа — второстепенный объект познания. Тварность. Изменился онтологи- ческий статус природы. Она несовершенна, и Бог предначертал человеку повелевать ею. Поэтому и статус знания меняется — оно должно быть полезным или символиче- ским.
5. Пересмотрено соотношение античных научно-исследовательских программ, изменена их структура, дана новая интерпретация бесконечности, пространства, времени.
6. Изменилось представление о человеке.
Античность: человек = элемент космоса.
Средние века: по замыслу Бога, человек выше космоса, он не часть его, а его госпо- дин, но в силу грехопадения его господствующее положение пошатнулось, он зависит от Божьей милости. Душа — «не от мира сего», надкосмична, уходит в трансцендент- ное, поэтому познание природы — «суета мирская» (Августин), а познание себя —
спасительно, первостепенная религиозная задача.
7. Универсальный метод познанияя — ДЕДУКТИВНАЯ логика Аристотеля.
Далее по материалам
Агапова Д.
96

1.30
Формирование науки в эпоху Нового времени.
Вопрос не очень приятный, можно говорить ОЧЕНЬ много. Выделил то, что рекомендо- вал Н.Уткин (по всей видимости, что было на лекциях). Самое важное — это прочитать последнюю часть про «Выводы по историческому периоду становления и развития науки в
Европе».
(
Яковлев стр 80–82, 110–112, 121–125)
Начнем с Бэкона.
Бэкон противопоставляет аристотелевской логике научную индукцию. В отличие от ин- дукции через перечисление, которая не имеет эвристического значения и может привести к ошибочным обобщениям, истинная индукция основана на классификации, анализе (то есть «рассечении, анатомировании мира») и систематизации материала опытов с помощью специальных таблиц. Такая индукция, по его мнению, будучи полезной для открытия и доказательства, должна разделять природу посредством должных разграничений и исклю- чений.
Для этого составляются три типа таблиц фиксации свойств объектов исследования —
присутствия свойств, их отсутствия и их степени возрастания или убывания. Главными приёмами при этом являются аналогия и исключение. Например, при исследовании тепла необходимо проанализировать его присутствие в таких объектах, как лучи Солнца, жи- вотные организмы, огонь. В таблицу отсутствия попадёт свет Луны, растения, а таблицы степени должны отразить изменение свойства тепла в тех же животных организмах или в жидкостях. Важность отрицательных примеров определяется тем, что они существенно ограничивают и определяют возможность выбора из различных вариантов. Непрерывное и постепенное обобщение фактов в так называемых средних аксиомах, в которых заключается
«вся польза и практическая действенность» — вот магистральный путь науки к открытию объективных законов, или, по Бэкону, «генеральных аксиом». Составление таблиц должно помочь справиться с идолами разума и привести к познанию сущностных свойств природы.
Бэкон последовательно разрабатывает античные исследовательские программы элемен- таризма и дискретности. Это, в совокупности с его методологией индуктивизма и построе- нием таблиц свойств, позволило философу прийти к важной догадке о физической природе теплоты как эффекта столкновения движущихся мельчайших частиц вещества.
Онтологические принципы философии Бэкона оказали большое позитивное влияние на становление первых теорий физики и химии.
Из учения об онтологических формах вытекают гносеологические принципы философии
Бэкона. Постижение простых форм есть цель естествознания, поскольку учёный, постига- ющий их, согласно Веруламцу, «охватывает единство природы в несходных материях». В
целом, познание рассматривается философом как отражение с помощью ощущений и вос- приятий природы, которая выступает в качестве исходного образца и в которой изначально существует атрибут чувствования. Данный атрибут проявляется, например, в отражении света от белого предмета, притяжении магнитом железа и др.
Общность чувствования для всей природы является, по Бэкону, необходимой предпо- сылкой для гносеологического оптимизма в достижении истины, но в то же время может стать и препятствием (идол рода), если не учитывается принципиальная ограниченность диапазона человеческих восприятий и ощущений. Бэкон отказывается от средневековой догмы иерархического устройства бытия, считая, что все объекты природы достойны све- та познания, так же как, по его словам, солнце не оскверняется, «одинаково проникая во дворцы и клоаки». Истинность зависит не от объекта, а от метода и, в конечном счёте, нахо- дит подтверждение в практических изобретениях. С учётом познавательных возможностей человека Бэкон в работе «О достоинстве и приумножении наук» строит новую класси-
97
фикацию наук. Исходя из таких способностей человека как память, воображение, разум,
Веруламец классифицирует все науки на историю, поэзию и философию. Отражение раз- личных сфер бытия присутствует в каждом разделе, но в разной степени. Так, поэзия су- щественно зависит от эмоционального состояния субъекта, а философия является наиболее обобщённым видом познания. Внутри каждой области знания выделяются определённые группы теоретических наук, каждой из которых, согласно Бэкону, необходимо поставить в соответствие, хотя бы в возможности, техническую дисциплину, решающую конкретные практические проблемы. Новым классификационным принципом является разделение ис- тории на естественную и гражданскую, описывающих, соответственно, факты природы и явления человеческого общества.
В философии исследуются три основных объекта — Бог, природа и человек. Постиже- ние Бога, по Бэкону, возможно с помощью богооткровенной (священной) теологии, зафик- сированной в положениях Священного писания, не поддающихся никакому дальнейшему рациональному анализу (догматы веры).
Однако постижение Бога возможно и с помощью естественной теологии, или «божествен- ной философии», которая опирается на познание природы, являющееся богоугодным делом,
поскольку, в конечном счёте, доставляет аргументы для опровержения атеизма. Согласно
Бэкону, только «лёгкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии». Таким образом, Веруламец продолжает и развивает теорию «двух истин», сформировавшуюся в номиналистской европейской философии XIV века, о взаим- ном невмешательстве философии и религии, их в определённой степени автономности.
Объект природы изучается естественной философией, которая, в свою очередь, разде- ляется на теоретическую («светоносные опыты») и практическую («плодоносные опыты»).
Светоносные опыты дают возможность познать законы природы, без чего невозможны до- стижения практической науки. Фактически Бэкон формулирует эпистемологический прин- цип первенствующей роли фундаментальных исследований по отношению к прикладным (
техническим) наукам, имеющий большое значение для выбора стратегии развития совре- менной науки.
Другое подразделение естественной философии — на физику и метафизику. Отталкива- ясь от известного учения Аристотеля о четырёх причинах, Бэкон предлагает разделить их на две группы — формальные и целевые, исследуемые метафизикой, а также материальные и действующие, изучаемые физикой. Именно последние причины, называемые ближайши- ми, выявляют реальные связи вещей в природе, а познание их ведёт к установлению контро- ля над силами природы. Успех в постижении ближайших причин определяется правильно выбранным методом научной индукции и приборно-инструментальной базой, поскольку, по
Бэкону, ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы для достижения истины. Само знание, таким образом, становится силой. Известный афоризм
«Знание — сила» относится Бэконом, прежде всего, к физике.
Целевая причина не имеет никакого значения для естествознания, но является важной для понимания действий человека, который выступает как предмет антропологии и граж- данской философии
В практическом плане успехи, достигнутые в физике, использует механика, а сама ме- тафизика, или первая философия (по Бэкону, «общая матерь всех наук») традиционно рассматриваемая как незыблемая, центральная, априорная структура философии, пере- осмысливается и конкретизируется в её тесной взаимосвязи с физикой.
Здесь Дима почему-то начинает излагать французское просвещение, вместо того, чтобы попомнить об остальных эмпиристах и рационалистах. Думаю надо сказать пару слов хоть о Декарте и Лейбнице, да и о таких ребятах как Беркли, Локк и Юм, сказать не будет лишним. Об этом немного сказано в прошлых билетах
. А также
98

Генезис науки в России
Императорская Петербургская Академия наук, в проекте которой, участвовал Лейбниц,
была основана по указу Петра I в 1725 году и содержалась за счёт казны государства.
Состав Академии формировался в значительной части из приглашённых зарубежных учё- ных. Наиболее известные — математики Л. Эйлер, братья Даниил и Иоганн Бернулли.
При Академии существовала гимназия, был организован музей — кунсткамера. Работала типография, где издавались научные труды членов Академии. Под эгидой Академии про- водились научные экспедиции по изучению территории России, её флоры и фауны. Одним из наиболее известных президентов Академии наук стала Екатерина Романовна Дашкова.
Первыми отечественными академиками в 1745 году стали Василий Кириллович Треди- аковский (1703–1769) и Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765).
В. К. Тредиаковский — из семьи священнослужителя. Не окончив курса в Славяно- греко-латинской академии, уехал в Голландию, обучался философии и математике в Сор- бонне. Известен как один из основателей русского классицизма. Стихи писал также на французском языке и латыни.
М. В. Ломоносов родился в семье северных поморов. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, затем учился в гимназии при Петербургской академии наук. Далее продолжил своё образование в Германии под руководством известного учёного и философа
Хр. Вольфа. Ломоносов — организатор первых в России физико-химических лабораторий и один из основателей Московского университета (1755г). Почётный член Шведской коро- левской академии и Академии наук Болонского института.
Ломоносов, по своим натурфилософским взглядам, был ближе к физике Декарта, чем
Ньютона. Как и Декарт, Ломоносов стоял на позициях деизма, видя в Боге творца мирозда- ния и первоисточник его движения, но в то же время стремился чётко разграничить сферы действия науки и религии. Так, он считал, что неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыри можно научиться астрономии и химии.
В трудах Ломоносова встречается известная формулировка закона сохранения вещества
(«что из одного места убудется, то в другом месте прибудется, так ежели где убудет несколь- ко материи, то умножится в другом месте. . . »). Но об опытах Ломоносова стало известно в Европе лишь около ста лет спустя, а в науку этот закон вошёл в авторской разработке
Лавуазье.
Ломоносов открыл атмосферу Венеры, наблюдая за её прохождением перед солнечным диском. В астрономии феномен рефракции (рассеяния) света, отражение световых лучей при их скользящем падении назван «явление Ломоносова».
Учёный занимался проблемой атмосферного электричества и проводил довольно опас- ные в то время опыты, во время одного из которых погиб от грозового электрического разряда его помощник Г. Рихман.
Ломоносов — один из авторов молекулярно-кинетической теории тепла и один из первых критиков распространённых в его время теорий теплорода и флогистона.
Ломоносов также писал труды по теоретическим основаниям поэтического искусства,
истории России, демографии («О приумножении народа Российского»), риторике, грам- матике. Сам успешно занимался литературным и художественным творчеством. Не слу- чайно, восхищаясь широтой, основательностью и систематичностью исследований учёного,
обширностью его научных и художественных интересов, А. С. Пушкин назвал Ломоносова
«первым нашим университетом». Выводы по историческому периоду становления и развития науки в Европе.
Подведём итог всей теме по философским и конкретно-научным программам XVII–
XVIII вв. Главный итог — становление нового типа мировоззрения, которое определяет-
99
ся как наукоцентризм, и формирование механистической картины мира, первой научной картины мира. Определяются первые базовые эталоны и идеалы научности. Наука самоор- ганизуется и от системы кружков в эпоху Возрождения переходит к развитым структурам,
таким как первые академии в Лондоне, в Париже, а затем и в других городах Европы, вклю- чая Петербург. Происходит самоорганизация учёных по профессиональным интересам: «Со- брание немецких естествоиспытателей», «Британская организация содействию прогрессу»,
«Французское сообщество (хранилище) технических искусств и ремёсел».
В философском аспекте можно выделить следующие основные положения:
1. Утверждается онтологическая значимость теории Н. Коперника. Устраняется каче- ственное различие между физикой Земли и физикой Неба. Происходит переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а затем к идее бесконечной и изменяющейся Вселен- ной. Пространство и время в физическом плане рассматриваются как объективные и однородные сущности.
2. Эпистемологическое значение. Учёные осознают, что обыденное знание на уровне чувств («докса») может существенно отличаться от научного знания («эпистеме»).
Доминирующим становится тезис: «в мире существует много чего непознанного, но в принципе нет ничего непознаваемого». Признаётся самодостаточность и неисчерпа- емость творческого потенциала человеческого разума. Галилей вопрошает: «Кто мо- жет поставить пределы человеческому разуму?». Итогом научной революции XVII–
XVIIIвв. является создание классической механики — первой естественнонаучной тео- рии. Формируется редукционистская эпистемологема о мире-машине (часах), где всё,
в конечном счёте, сводится к законам механики.
3. Познание в целом понимается как кумулятивный (аддитивный) процесс построения здания науки на основе фундаментальных теорий. В этом смысле о системе Ньютона стали говорить, что Ньютон не только гениальный ученый, но и очень счастливый человек, потому что создать классическую механику можно только один раз. Нау- ка рассматривается в качестве богоугодного дела по изучению природы («книги со- творения»). Происходит постепенное размежевание науки с философией. Философия признаётся как источник и основа научных принципов. Развитие этих принципов, фор- мирование гипотез и теорий с помощью специфических методов конкретных наук и математики, так называемая операционализация научной деятельности и её кванти- фикация, становятся отличительными признаками научных исследований.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31


написать администратору сайта