методичка русск.яз. 10 кл.. Бугрова, Л. В
Скачать 0.85 Mb.
|
Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельностиУрок 3 (*6). Речь. Формы речиЦель— познакомить учащихся с формами речи, совершен- ствовать коммуникативные умения. Основные виды учебной деятельности учащихся: создавать высказывания, в которых выражены разные значе- ния термина речь, анализировать диалог, различать внешнюю и внутреннюю речь, восстанавливать внутреннюю речь, изла- гать свое мнение по проблемному вопросу в форме мини-сочи- нения — письма к другу. Целеполагание. Тема урока формулируется в виде воп- роса: «Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?» Учащимся необходимо построить план действий, чтобы отве- тить на поставленные вопросы. Учащиеся дают ответы. Форму- лирование учениками собственной конечной цели урока путем анализа ключевых понятий темы урока. Составление алгоритма достижения цели урока (ход урока). Практическая деятельность. Анализ языкового материала (упр. 23). Выявление разных значений слова речь. Составление схемы «Формы речи, их характерные призна- ки» на основе самостоятельного изучения материала: чтение теоретической части § 8. Работа с текстом (упр. 24). Смысловой анализ текста с целью выявления различий между внешней и внутренней речью. Выполнение заданий 1, 2. Совершенствование правописных навыков. Распределе- ние текста по четырем вариантам (4 части). Творческое задание (упр. 25). Обсуждение результатов творческой работы. Итоговые вопросы. В каких двух значениях употребляется термин речь? Какие вы знаете формы речи? Чем различаются внешняя и внутренняя речь? По каким признакам определяется тип речевой коммуника- ции? Обобщение. Рефлексия (см. «Рефлексивная мишень» в приложении). Домашнеезадание.§ 8, упр. 26. *Написать мини-сочинение на основе высказывания: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Толстой). Урок 4 (*7). Монологическая и диалогическая речьЦель — расширить представления учащихся о монологиче- ской и диалогической формах речи. Основныевидыучебнойдеятельностиучащихся: ха- рактеризовать языковые и внеязыковые особенности, прису- щие монологической и диалогической формам речи, устной и письменной формам речи, создавать тексты с учетом разного типа коммуникативной ситуации. Целеполагание. Тема урока формулируется в виде вопро- са: «Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?» Уча- щимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленные вопросы. Учащиеся дают ответы. Формулиро- вание учениками собственной конечной цели урока путем ана- лиза ключевых понятий темы урока. Составление алгоритма достижения цели урока (ход урока). Практическая деятельность. Вариант работы 1. На основе аналитического чтения учеб- ного материала (§ 9—10) и анализа текста упр. 27 выделить осо- бенности монологической и диалогической формы речи. Оформить результаты своих наблюдений в виде схемы «Разли- чия между монологической и диалогической речью». Задание по вариантам: составить устный рассказ на основе схемы: ука- зать особенности диалогической (монологической) речи на ос- нове самостоятельно подобранных примеров. Вариант работы 2. Практическую работу можно провести в форме групповой деятельности. Задача первой группы: соста- вить схему «Диалогическая речь», второй группы — схему «Мо- нологическая речь» на основе чтения учебного материала § 9. Устный рассказ на основе схемы представителей двух групп: указать особенности диалогической (монологической) речи на основе самостоятельно подобранных примеров, привести при- меры. На примере выступлений учащихся отметить характерные признаки монологической речи, указать ее лингвистические и экстралингвистические особенности. Вариант работы 3. В качестве примеров для анализа могут быть использованы тексты учебника по русскому языку, зара- нее подобранные учителем тексты из других учебников, из ху- дожественной литературы. Докажите, что в данном тексте использован диалог. Пе- реведите диалог в монолог, передав содержание происходяще- го от лица одного из участников. Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор. Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, ко- торый сейчас узнал князь Андрей. Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос. Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз... Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, со- ставлявшую конец чего-то. Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец. Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизив- шийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все за- тихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольно- го присутствия. Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая пре- лесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Соня неохотно что-то отвечала. Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под ко- ленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так! Полно, ты упадешь. Послышалась борьба и недовольный голос Сони: Ведь второй час. Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди. Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи. Ах, Боже мой! Боже мой! что же это такое! — вдруг вскрик- нула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.1 (Л.Толстой.Войнаимир) Докажите, что данный текст представляет собой моно- лог. Определите тему и главную мысль текста. Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он 1 ilibrary.ru/text/11/p.104/index.html уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и гру- бее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а ба, ба-ба». Я вижу как сильной рукой своею ты подводишь серп под жито, сломленное жменью другой руки, прямо на серп, вижу неуловимое сверкание серпа и потом это мгновенное плавное, такое женственное движение рук и серпа, откидывающее колосья в пучке так, чтобы не поломать сжатых стеблей. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубенев- шие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, когда мы жили одни, казалось, совсем одни на свете, и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Я видел, как они месили глину с коровьим пометом, чтобы обмазать хату, и я видел руку твою, выглядывающую из шелка, с кольцом на пальце, когда ты под- няла стакан с красным молдаванским вином. А с какой покор- ной нежностью полная и белая выше локтя рука твоя обвилась вокруг шеи отчима, когда он, играя с тобой, поднял тебя на ру- ки, отчим, которого ты научила любить меня и которого я чтил, как родного, уже за одно то, что ты любила его. Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и про- хладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты гля- дела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои! Ты проводила на войну сыновей, если не ты, так другая, та- кая же, как ты, иных ты уже не дождешься вовеки, а если эта ча- ша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одеж- да на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам по- езда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то не- зримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он за- болел или ранен, все это сделали руки матери моей — моей, и его, и его. Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и ска- жи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы. Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости... (А.Фадеев.Молодаягвардия) Самостоятельная работа. Привести примеры монологов и диалогов из художественной литературы. *Определить их роль в раскрытии коммуникативного замысла автора. Итоговые вопросы. Какие языковые особенности отличают монологическую речь от диалогической? *Как связаны типы коммуникативных ситуаций с формами речи? Обобщение. Рефлексия (см. «Рефлексивная мишень» в приложе- нии). Домашнее задание. § 9, § 10: информационное сжатие и расширение текста, на основе составленной на уроке схемы рассказать о диалогической и монологической речи, один из информационных текстов упр. 31 развернуть до полноценного монологического высказывания; *составить на основе одного из информационных текстов упр. 31 диалог. |