методичка русск.яз. 10 кл.. Бугрова, Л. В
Скачать 0.85 Mb.
|
Содержательный учебный блок 2Модуль 5. Становление и развитие русского языкаУрок *22. Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языкаЦель — расширить представление учащихся о происхожде- нии русского языка и основных этапах его развития. Основные виды учебной деятельности учащихся: анализировать слова с точки зрения их происхождения, прово- дить лингвистические исследования и оформлять их в жанре научной мини-статьи. Целеполагание. Тема урока формулируется в виде вопро- са: «Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?» Уча- щимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленные вопросы. Учащиеся дают ответы. Формулиро- вание учениками собственной конечной цели урока путем ана- лиза ключевых понятий темы урока. Составление алгоритма достижения цели урока (ход урока). Практическая деятельность. На основе учебного материала § 19 составить таблицу «Этапы развития русского литературного языка». Лингвистическое исследование на основе упр. 63 или упр. 64 (по выбору), оформление его результатов в жанре науч- ной мини-статьи. Работа с текстом: типологический анализ, расширение теоретических сведений на материале текста упр. 65. Итоговые вопросы. Назовите основные периоды в истории языка. Какие два периода выделяются в истории литературного языка? Какие этапы можно выделить в донациональном периоде развития языка? Какие этапы включает в себя национальный период разви- тия русского литературного языка? Какова заслуга Пушкина в развитии русского языка? Обобщение. Рефлексия (см. «Рефлексивная мишень» в приложе- нии). Домашнеезадание.Теоретический материал с. 98—100 учебника, упр. 66, *представьте материал § 18 в виде схемы «Происхождение русского языка», отразив на ней ключевые моменты в истории языка. Урок 16 (*23). Обучение написанию сочинения. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы.Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках Цель — совершенствовать умение выявлять проблему в ху- дожественном тексте и формулировать ее. Основные виды учебной деятельности учащихся: определять проблему текста, типы проблем, применять раз- ные способы выявления проблем, анализировать формулиров- ки проблем, предупреждать типичные ошибки в их формули- ровке. Целеполагание. Тема урока формулируется в виде вопро- са: «Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?» Уча- щимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленные вопросы. Учащиеся дают ответы. Формулиро- вание учениками собственной конечной цели урока путем ана- лиза ключевых понятий темы урока. Составление алгоритма достижения цели урока (ход урока). Практическая деятельность. Задачи: 1) Составить алгоритм «Как выявить и сформулиро- вать проблему текста». Обозначить последовательность учеб- ных шагов. 2) Анализ текста. Мокрый снег кашицей разъезжался под ногами, текли синие ручьи, на крышах сидели кошки. Мы шли, и я ждал, когда что-нибудь скажет Нинка, но она молчала, а я не знал, что говорить. Но даже вот так, молча, было хорошо идти рядом с ней, жмурясь от зайчиков. Когда на экзамене в музыкальной школе она подошла ко мне в первый раз и говорила, говорила что-то, мне было ужас- но неудобно. Казалось, весь коридор смотрит на нас, и я замечал эти взгляды. А сейчас мне было все равно, кто на нас смотрит. Мы шли, иногда нечаянно касаясь друг друга, и все мол- чали. Нинка была в ботинках с новыми калошами, калоши сверкали на солнце, пускали зайчики, и мне казалось, что от этих зайчиков вокруг делается светлее… Я шел, улыбаясь, глядясь в лужи, и совсем-совсем забыл о Юрке. А он стоял, он ждал, он охотился за мной. Я поднял голову и увидел, как смеются Юркины синие, с рыжими крапинками, глаза. Он смотрел на меня и на Нинку и очень радовался. Раньше он унижал только меня, и мы знали об этом вдвоем — он и я. Теперь он унизит меня втройне: перед собой, передо мной и перед Нинкой! Юрка подходил ко мне не спеша, сунув руки в карманы пальто, нагло улыбаясь, а я не трепетал, как раньше, нет. Мысли, одолевавшие меня, мучившие меня, терзавшие меня столько времени, вдруг соединились в последовательную цепь, взялись как бы за руки, обрели стройность и четкость. В одно мгновение из мальчишки, который не знал, чего хотел, боялся Юрки, стеснялся Нинки, разучивал нелюби- мые музыкальные упражнения и вообще жил беспорядочно и неопределенно, я стал человеком, который знал, что хотел, и знал, что ему делать. Еще вчера я был рабом музыки. Я мучился, я бился головой в дверь, не зная, что она ни- когда не откроется для меня. Сегодня в школе я понял, что есть вещи важнее музы- ки. Например, когда человек говорит сам себе правду. Пусть эта правда не такая легкая. Но это важнее музыки. Это заставляет человека быть самим собой. И если человек сказал сам себе правду один раз, если он сумел сделать это, он скажет ее себе снова. И я сказал. Я понял, что, отказавшись от музыки, найдя в себе силу сделать это, сказав самому себе правду один раз, я скажу ее снова. Я был рабом музыки. Я перестал быть им. Я был рабом Юрки. Теперь я ничей не раб. А Юрка все шел и шел на меня и все ухмылялся нагло, ожидая легкой, как всегда, победы. Он достал из кармана кулак и отвел его чуть назад. Мне захотелось закрыть глаза и спрятаться куда-ни- будь. Но я не закрыл глаза и не спрятался. Я был свободный человек. А рядом со мной была Нинка. Еще до того, как Юрка отвел для размаха свой кулак, с ненавистью, ослепившей меня, я подскочил к нему и изо всех сил врубил ему куда-то по верхней губе, в самое чувствительное место. Я думал, он упадет, но Юрка не упал, только сильно кач- нулся и отступил. — Ну-ну, — сказал он только, — ну-ну… И непонятно было, с угрозой или удивлением сказал он это… Я думал, Юрка будет ругаться матом, и тогда я скажу Нинке, чтобы она бежала, а сам буду драться с Юркой, сражать- ся до последнего и за матерщину, которая оскорбит Нинку, и за все унижения, которые мне достались от него. Но он сказал только: «Ну-ну, ну-ну…» — и уступил до- рогу. Меня трясло всего, колотило мелкой дрожью, и Нинка успокаивала меня. Дойдя до угла, мы обернулись. Юрка все еще стоял на том же месте, растерянно глядя нам вслед. И тут только я спохватился. Во время драки я бросил нотную папку. Она была ни к чему мне теперь, совсем ни к чему. Это упражнение номер 24, и тетрадка с ключами живо- тиком в другую сторону. Да, она была ни к чему мне, нотная папка, которую не- весть где достала бабушка, но я вернулся. Нинка хотела было остановить меня, но я посмотрел на нее внимательно и сказал дрожащими губами: — Пусти! Она отпустила меня, и я вернулся к Юрке. Я не спеша наклонился и не спеша взял папку. Потом я повернулся и не спеша пошел к Нинке. Юрка не двинулся, не сказал ни слова. (А.Лиханов.Музыка) Определите тему текста. Определите стиль. Это художественный или публицистиче- ский текст? В чем особенность выявления проблемы в художественном тексте? Рассмотрите композицию текста. Составьте план. Можем ли мы найти предложение, в котором сформулиро- вана проблема, или ее нужно «собрать» из авторских размыш- лений и замечаний? Определите проблему текста: найдите вопрос, над которым размышляет автор. Вопрос, над которым размышляет автор, формулируется открыто или выявляется в тексте? Сформулируйте проблему разными способами. Проверьте, нет ли ошибки в формулировании проблемы. Не подменена ли она авторской позицией, то есть ответом на вопрос? Нет ли подмены формулировки проблемы пересказом? Редактирование формулировки проблемы. Итоговый вопрос. В чем специфика выявления проблемы в художественном тексте? Обобщение. Рефлексия (см. «Рефлексивная мишень» в приложении). Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данной проблеме, опираясь на текст А. Лиханова. |