Диплом. Горлан - н2, а1. Челябинский государственный университет
Скачать 440.09 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Институт образования и практической психологии Кафедра специальной и клинической психологии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КОРРЕКЦИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 6 Проблема развития графо-моторных навыков в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………6 1.2.Особенности графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………………….….11 1.3.Методы и приемы формирования графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………….18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………….…26 2.1. Организация, методы и методики исследования сформированности графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 26 2.2. Результаты констатирующего этапа исследования………………………..31 2.3. Разработка коррекционной программы по коррекции графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 35 2.4. Результаты контрольного этапа исследования…………………………….48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...……..67 ВВЕДЕНИЕ Двигательная активность является естественной потребностью человека. Движение - это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением. Особое место занимают более сложные движения, отражающие деятельность, связанную с трудом и общением между людьми. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Одна из особенностей, характеризующих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является нарушения моторики рук, в следствии нарушенного мышечного тонуса. При некоторых формах заболевания в течение долгого времени сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые препятствуют развитию двигательных навыков ребенка. Процесс развития графо-моторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации – общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности. Н. Г. Агаркова дает следующее определение графического навыка – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Исследованию коррекции графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посвящены работы Антонова А.В, Безруких М.М, Большакова С.Е, Денисова Е. Е и др. ученых. Цель исследования: теоретически обосновать, составить и выявить эффективность психолого-педагогической программы коррекции графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Объект: графо-моторные навыки. Предмет: коррекция графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Гипотеза исследования: коррекция графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата эффективна при условии проведения составленной психолого-педагогической программы. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по развитию графо-моторных навыков и изучить специфику графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 2. Выявить уровень сформированности графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 3. Составить и апробировать программу развития графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 4. Оценить эффективность коррекционной работы. Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; психодиагностический метод; психолого-педагогический эксперимент. База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 города Челябинска». Выборка: 13 детей (9 мальчиков, 4 девочки), учащиеся 2-х классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и апробирована система занятий по коррекции графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы, которые выразились в том, что графо-моторные навыки в результате проведенной коррекционной работы несколько улучшились. Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 77 страницах, состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, 6 таблиц, 9 графиков. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1.1. Проблема развития графо-моторных навыков в младшем школьном возрасте Письмо-это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма. Графо-моторный навык, по М. М. Безруких, –это определенное привычное положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Если графо-моторный навык сформирован правильно, то ребенок будет писать буквы разборчиво, красиво, четко и быстро, если же графо-моторный навык сформирован неправильно, то возникают определенные трудности на письме: неразборчивый, небрежный почерк, медленный темп написания слов. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна [5]. Становление графо-моторного навыка зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, развитие механизмов слухового анализа, зрительно-пространственных представлений, зрительной памяти, зрительно-моторной координации, уровня речевого развития, поэтому важной коррекционно-развивающей и психолого-педагогической задачей является развитие мелкой и общей моторики рук, развитие памяти и зрительных представлений. Также при обучении первоначальным навыкам письма нужно учитывать не только общее и речевое развитие ребенка, но и достаточную зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, пространственной ориентировки, уровня развития памяти и внимания. Графо-моторные навыки включают в себя: 1. Мелкую мускулатуру пальцев -Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движения. 2. Зрительный анализ и синтез -Упражнения на ориентировку в собственном теле, определение правых и левых частей тела. -Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам. - Задания с условиями по выбору нужных направлений. 3. Рисование -Занятия по штриховке по контуру, обводка. -Срисовывание геометрических фигур. -Занятие на зарисовку деталей, предметов с натуры -Занятие на завершение рисунка с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями). -Упражнения на завершение или создание собственной картины при условиях реальности сюжета и деталей. - Задания на воспроизведение фигуры и их сочетаний по памяти. 4. Графическая символика - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов) [32]. Успешность обучения ребенка младшего школьного возраста навыкам письма в частности зависит от сформированности мелкой моторики пальцев рук и общей моторики кисти пишущей руки. Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет эффективность развития активной речи при помощи тренировки тонких движений пальцев рук [5]. По мнению М.М. Кольцова и ряда других исследователей кисть руки нужно рассматривать как орган речи- такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования показали зависимость развития речи от развития движений пальцев: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. М.М. Безруких отмечает синзитивным для развития кисти руки возраст 6-7 лет. В этом возрасте можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук с помощью различных видов деятельности, при этом систематически применяя тренировочные упражнения. Формирование графо-моторных навыков в онтогенезе одновременно с развитием изобразительной деятельности претерпевает определенные изменения. Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией для развития графо-моторных навыков. На протяжении значительной части младшего школьного возраста регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. В онтогенезе, графо-моторные навыки формируются постепенно и становятся более целенаправленными в процессе взросления ребенка [5]. Этапы формирования графо-моторных навыков по М.М. Безруких: В 1-1,5 года у ребенка формируется ладонный захват, что очень ограничивает движения. Испытывая радость от самого процесса рисования, он пытается изобразить что-то определенное, и рисует с большим увлечением. В 2-3 года у ребенка еще присутствует захват карандаша в ладони, но он держит карандаш сверху. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но они носят спонтанный характер и почти не ограничиваются ориентирами. С 3 лет линии при рисовании бессмысленно не повторяются и становятся более определенными. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений. В этом возрасте овалы у ребенка кривые, неравномерные, но на рисунках их уже много. В 3-4,5 года ребенок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки. В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребенок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и четкими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети все больше стараются писать буквы. В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четким, ровнями, овалы- завершенными. В 7 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, что является основой для успешного обучения навыкам письма [6]. При благоприятных внешних условиях в период раннего и дошкольного детства ребенок может овладеть многими умениями, которые очень важны для усвоения навыков письма в школе. Ребенок начинает овладевать движениями скольжения карандаша по бумаге, учится находить и обращать внимание на различные графические элементы по форме, величине, положении на листе бумаги и соотношению друг с другом. Также ребенок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. В последующем, при помощи обучения, ребенок пытается выделять звуки в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме; знакомится с фонетическим принципом письма; узнает смысл письма как способ общения между людьми. Физиологической основой этих достижений являются: концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей. Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно сказать, что ребенок в младшем школьном возрасте овладевает умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. На основе подражания ребенок от рефлекторных движений переходит к сознательным целенаправленным движениям. М. М. Безруких выделяет три основных этапа в формировании графического навыка: 1. Аналитический- вычленение и овладение отдельными элементами действия, понимание содержания работы. 2. Синтетический- соединение отдельных элементов в целостное действие. 3. Автоматизация- образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [5],[6]. Н.Л Кутявина, И.Г Топоркова, С.Е. Гаврина, С.В. Щербинина считают первым шагом в обучении навыком письма- способность различать элементы букв, понятие о том, как располагаются эти элементы на строке, соотношение частей элементов букв. Следующим шагом является объяснение выполнения отдельных движения руки при написании основных элементов. Для того, чтобы процесс освоения определенными движениями был более сознательным, необходимо уделять большое внимание оценке качества выполнения самого движения. Оценка заключается в возможности оценить правильное или неправильное написание определенных элементов. Оценивание своего написания играет большую роль в развитии зрительного контроля. На первых этапах формирования графо-моторных навыков основной задачей является определение не только конечной цели действия, но и пути его осуществления. Таким образом, особенность и длительность синтетического этапа и этапа автоматизации обучения зависят от того, насколько успешно прошел первый этап формирования графо-моторных навыков- аналитический. На этапе автоматизации характерной чертов сформированности графического навыка являются быстрота, плавность, легкость и связность. Формирование навыка завершается в 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, и при увеличении скорости письма оно не искажается. Для того, чтобы в дальнейшем почерк ребенка был красивым и разборчивым родителям и учителям начальных школьных учреждений необходимо учитывать большое воспитательное значение графическим занятиям детей, относиться к ним с особым вниманием и обеспечивать детям все возможное для их осуществления [5]. 1.2. Особенности графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата На сегодняшний день нарушения опорно-двигательного аппарата не являются редкостью, они встречаются достаточно часто и носят различный характер. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются: Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит) [27],[51]. Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. Нарушения опорно-двигательного аппарата отличаются качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем можно выделить общие двигательные нарушения, которые и составляют структуру двигательного дефекта. 1 группа- Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Нормальный мышечный тонус необходим для любого двигательного акта. Регулирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. Спастичность- повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей [52]. При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии максимального повышение мышечного тонуса. Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия. При гипотонии (слабый мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального [50]. Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным. 2 группа- Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей, называется центральным параличом, а ограничение объема движений - центральным парезом [52]. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги. Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например, изолированные движения пальцев рук [50]. 3 группа- Наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор). Гиперкинезы - непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Гиперкинезы всегда затрудняют осуществление произвольного двигательного акта, а порой делают его невозможным. Насильственные движения могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей, туловища. Тремор - дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (письмо). В конце целенаправленного движения тремор усиливается. 4 группа- Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, ходьбе и при положении стоя. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах (с целью компенсации дефекта), пошатываясь, отклоняясь в сторону. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Нарушена координация тонких, дифференцированных движений, наблюдается тремор. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме. 5 группа- Нарушение ощущений движений (кинестезии) [52]. Ощущение движений осуществляется при помощи специальных проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. Искажается восприятие направления движения, задерживается формирование тонких координированных движений. 6 группа- Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов). Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. При недоразвитии этих рефлексов у ребенка возникают трудности в удержании головы и туловища в нужном положении. В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями. 7 группа- Синкинезии. Это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки) [50]. 8 группа- Наличие патологических тонических рефлексов. При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных двигательных автоматизмов, к которым и относятся позотонические рефлексы. Патологически усиленные позотонические рефлексы не только нарушают последовательный ход развития двигательных функций, но и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций у детей с церебральным параличом. Лабиринтный тонический рефлекс зависит от положения головы в пространстве и проявляется в двух положениях: на спине и на животе. Рефлекс проявляется в повышении тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок лежит на спине, и мышц-сгибателей, когда он лежит на животе. Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной стороне тела - в сгибателях руки и ноги. При повороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непроизвольно разгибается, и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не предоставляется возможным. Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе [26],[52]. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы. В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие ограничены в передвижении, пользуются ортопедическими приспособлениями, навыки самообслуживания у них сформированы частично. Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, но они недостаточно автоматизированы. Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, у них достаточно развита манипулятивная деятельность [26]. Все двигательные нарушения затрудняют формирование не только трудовых навыков и навыков самообслуживания, но и существенно влияют на развитие координации тонких движений и графо-моторных навыков. В начале обучения большинство детей испытывают трудности различного характера, но более 90 % этих трудностей связаны с письмом. Письмо - сложный вид деятельности, сопровождающийся вовлечением в работу коры головного мозга, органов зрения и слуха и, кроме того, многих мышц тела [49]. Многие дети, при переходе в школу, не готовы к длительным статическим нагрузкам, а дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – особенно, так как у них страдает произвольная моторика кистей и пальцев рук. Из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов- насильственные непроизвольные движения, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук возникают трудности в подготовке руки к письму. Вследствие этого дети пишут медленно, неразборчиво, быстро устают, у них резко нарушена плавность письма. Нарушение мышечного тонуса, наблюдаемое у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, может привести к излишне сильному нажиму на карандаш, вызвать утомление, изменить характер почерка. Это проявляется в написании букв разного размера, в непостоянном наклоне, неодинаковых пропорций. Для облегчения письма ребёнок будет менять положение руки и ручки, напрягая или расслабляя мышцы кисти и предплечья. Из-за нарушения переключения движений у детей возникают трудности при написании букв с элементами закруглений. Неспособность координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти, предплечья и плечевой части) может привести к вынужденным остановкам, выходу штриха за контур или строку, нечёткости движений или дрожанию руки в момент письма. Уже в дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию произвольной моторики кистей и пальцев рук для того, чтобы к моменту поступления ребенка в школу функции, обязательные для освоения навыком письма, были сформированы [49]. Изобразительные навыки младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ряд качественных особенностей, которые необходимо учитывать при формировании графо-моторных навыков у детей данной категории. Ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата зачастую не владеет теми элементарными навыками, которые должны были быть усвоены им в средней или старшей группах детского сада. Выполнение рисунка или резание бумаги нередко может сопровождаться синкинезиями- непроизвольные содружественные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту. Выполняемые предметные изображения являются ярко выраженными, устойчивыми, но узнаваемыми штампами с малой степенью детализации. Работы характеризуются плохим мышечным контролем, при котором наблюдается нечёткость движений при рисовании прямых линий, углов, кругов и при раскрашивании или штриховке фигур. Поделки из пластилина выглядят как не аккуратные, плохо воспринимаемые нагромождения, в которых трудно опознаются отдельные значимые детали изображения [49]. Таким образом, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают трудности и в процессе непосредственно образовательной деятельности, рисовании, лепке, аппликации. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы ребёнок успешнее пользовался ножницами, педагогу (учителю-дефектологу, воспитателю) необходимо вложить пальцы ребенка вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, контролировать движения руки ребенка и последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений[49]. |