Главная страница
Навигация по странице:

  • 9.1 Пространство жизни молодежи и культура. Принципы неформального образования

  • 9.2 Воспитание толерантности в молодежных объединениях.

  • Определения социализации

  • Особенности детско-юношеского общественного объединения как института социализации и его отличия от школы и семьи

  • 9.3 Особенности работы с юношами и девушками в молодежных объединениях. Особенности работы с инвалидами в молодежных объединениях

  • 9.4 Повышение квалификации и дополнительное образование руководителей и лидеров молодежных объединений

  • История молодежных движений. Д. А. Астафьевмолодежные движения россии


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеД. А. Астафьевмолодежные движения россии
    АнкорИстория молодежных движений.pdf
    Дата03.05.2017
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория молодежных движений.pdf
    ТипУчебное пособие
    #6809
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Тема 9
    РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
    В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
    МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. Пространство жизни молодежи и культура. Принципы неформального об-
    разования.
    2. Воспитание толерантности в молодежных объединениях. Молодежные ор-
    ганизации как институт социализации.
    3. Особенности работы с юношами и девушками в молодежных объединениях.
    Особенности работы с инвалидами в молодежных объединениях.
    4. Повышение квалификации и дополнительное образование руководителей и
    лидеров молодежных объединений.
    9.1 Пространство жизни молодежи и культура.
    Принципы неформального образования
    Понятие «молодежной культуры» всегда имело более широкую функцию в обществе, чем просто термин социологического описания.
    Оно в определенном смысле действовало как форма публичной фан- тазии, модель сферы досуга для любого, кто желал хорошо проводить свободное время, чувствуя себя молодым и свободным.
    Понятие молодежной культуры своими корнями уходит в 1920-е гг., когда мир молодежи среднего класса – мир девушек и юношей (под- ростков) в атмосфере джаза и танцев – начинал позиционироваться и утверждаться как обычный образ молодости, который постепенно ста- новился стереотипом и масс-медиа клише. Молодежные интересы в моде, в ритуалах ухаживания, в практике свиданий, постоянное стрем- ление молодых людей к использованию и сотворению новых стилей, подростковые дружба и любовь – все это становится популярными те- мами и для масс-медиа, и для развивающейся сети молодежного потре- бительского рынка.
    Рекламщики повсеместно начинают использовать молодежные имиджи чувственности, сексуальности, утонченности и беззаботности для того, чтобы продавать товары, в реальности ничего общего с моло- дежной культурой не имеющие. Так, например, при помощи образа мо- лодости позиционируется на рынке практически вся женская косметика по уходу за кожей лица. «Именно наш крем сделает вас моложе, чем сама молодость!»

    142
    Молодежная культура всегда была и остается не чем-то отдельным, отграниченным, а частью, аспектом более общей потребительской культу- ры, где люди постоянно поощряются и провоцируются к покупкам, кото- рые содержат в себе «пилюлю» молодости, ожидая, что обладание именно этими товарами или услугами поможет им сохранить (продлить, вернуть) молодость. Люди в своей повседневной жизни вовсе не испытывают по- стоянных потребностей в покупке модной одежды или мебели, в том, что- бы постоянно экспериментировать с новыми диетическими продуктами, в приобретении все новых и новых косметических и парфюмерных серий, в том, чтобы постоянно пить коктейль или кока-колу, курить новые сигаре- ты, краситься, отдавать предпочтение одной марке машины перед другой.
    Подобная потребительская активность – покупка самых разных аксессуаров такого рода «роскоши» (роскоши в смысле избыточности по отношению к реальным потребностям) – рассматривается реклам- щиками как изначально иррациональная, основанная на фантазии. Но именно подобная «иррациональность» взрослого удовольствия и прода- ется лучше всего в одной «упаковке» с молодостью, ассоциирующейся со спонтанностью и постоянным fun-ом: «Доставь себе удовольствие, купи себе немножко молодости!»
    Что же происходит с подобными рекламными образами, когда значение молодежи как социальной категории перемещается из про- странства безответственности, безрассудности и свободного выбора в пространство бесполезности существования и постоянного ощущения принуждения, когда молодежь начинает широко восприниматься не как потребительская группа, вызывающая зависть, а как волнующая трудо- вая проблема, провоцирующая жалость?
    Вряд ли вообще возможно ответить на этот вопрос. Не только по- тому, что и сегодня коммерческий имидж молодежи продолжает демон- стрировать себя в журналах, на рекламных щитах и в видеоклипах, экс- плуатируясь еще более тонко, художественно изощренно и достаточно эффективно. Но и потому, что в современном глобальном социокультур- ным пространстве, характеризуемом процессами глобализации (если его рассматривать в постмодернистской перспективе), проблема воз- растных переходов выглядит еще более запутанной. Смена имиджей, стилей, модных ориентаций, замешанных на теме молодости, проис- ходит невероятно стремительно, причем в самых разных направлениях, формируя новые модели отношения к ним.
    Довольно часто поэтому сами взрослые, занимающиеся подрост- ковой индустрией (поп-культурой, модой и молодежным бизнесом),

    143
    говорят о «конце века подростков» или «смерти молодежи». Однако это не означает, что модная коммерческая (в том числе и рекламная) индустрия перестает черпать из идеи молодости новые силы для раз- вития своих товаров и услуг, формируя иррациональные потребности, усложняя виды и формы потребительской активности на рынке. Идея молодости в современном мире уже не является столь очевидно и одно- значно прикрепленной к некоей возрастной группе, становясь чертой, акцентом, фокусом мировой культуры в целом.
    В то же время, пока существует молодежь как специфически со- циальная категория, она, конечно же, будет формировать (в соответ- ствии со своими классовыми, гендерными и этническими позициями)
    «молодежную культуру» как способ понимания собственных жизнен- ных ситуаций. «Лишаясь» социального приоритета в единоличном об- ладании идеей молодости, молодежь, тем не менее, не лишается и, конечно же, не лишится качества перехода от одной социальной пози- ции к другой. «Век подростков» дал невероятно сильный толчок раз- витию всей современной индустрии моды, которая уже сама начинает во многом определять и формировать новые векторы в молодежной культуре. Выделить некие субкультуры в этой ситуации становится все более сложно, а определить субъектов воздействия практически невозможно.
    Помимо дорогих бутиков, продающих новейшие модели одежды, навеянные субкультурными стилями, все больше распространяются и маленькие дешевые магазинчики, продающие не массовые, а достаточ- но индивидуальные «серии» одежды. Кроме того, магазины начинают все больше «выходить» на улицы, за пределы избранного пространства, упрощая и демократизируя процесс общения покупателей и продавцов.
    Всячески поощряются и уличные рынки более дешевой, но достаточ- но качественной продукции. Все большую и большую популярность завоевывают среди молодежи шоппинг-центры с их «необязательно- стью» традиционного покупательского поведения. Таким образом, про- странство «вынужденного» досуга молодежи заполняется различными
    «культурными» выборами. Благодаря существующим социальным про- граммам поддержки безработных эта индустрия приносит ее взрослым организаторам и идеологам очень большие доходы.
    Неформальное образование − любой вид организованной и систе- матической деятельности, которая не может не совпадать с деятельно- стью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования.

    144
    Неправительственные организации, занимающиеся образованием и развитием, в основном, проводят работу в виде неформального образо- вания.
    Развитию неформального образования содействует ЮНЕСКО.
    К неформальному образованию относятся:
    1) общинные учебные центры;
    2) группы грамотности для взрослых;
    3) обучение трудовым навыкам, профессиональная подготовка пря- мо на рабочем месте;
    4) заочное образование для жителей отдаленных районов;
    5) курсы обществоведения и непрерывного образования молодежи и взрослых в развитых и развивающихся странах.
    Отличия неформального образования от официального заключают- ся в следующем:
    1) обучение с учетом потребностей;
    2) связь с практикой;
    3) гибкие программы, расписание и выбор места проведения.
    9.2 Воспитание толерантности в молодежных объединениях.
    Молодежные организации как институт социализации
    Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
    Нестабильность общества особо затрагивает молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
    Среди подростков заметен рост преступности; растёт количество молодёжных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушённая молодёжь.
    «Толерантность – это гармония в многообразии. Толерантность – почёт, принятие и понимание богатого разнообразия культур мира, на- ших форм самовыражения и способов проявлений человеческой инди- видуальности» («Декларация принципов толерантности» ЮНЕСКО).
    В краткой философской энциклопедии указано, что это слово ла- тинского происхождения «tolerantia» – терпение, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
    На развитие толерантности молодёжи влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующих процессу

    145
    её формирования в нашем обществе, в настоящее время отмечают сле- дующие:
    − отсутствие в обществе устоявшихся традиций многообразия мне- ний;
    − развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения, связанного с распадом СССР, нарастающей зависимостью от других стран;
    − свойственные многим молодым людям эгоцентрические установ- ки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только сво- их интересов, с точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильная. Многие не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и по- ведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
    Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантно- сти, – агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негатив- ные формы самоутверждения.
    К факторам, способствующим развитию толерантности молодё- жи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирование мировоззрения, расшире- ние кругозора, развитие самосознания, становление адекватной само- оценки) и местом в социальной жизни.
    Одним из важных принципов толерантности является «умение при- нудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», – сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать це- лый месяц?» – возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности: самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и при- мером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для психологов и весьма важной предпосылкой развития толерантности.
    В обществе нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, ког- да мы видим недостатки других. Возможно, потому, что они нам на- поминают наши недостатки? Иногда у нас возникает ощущение, что к

    146
    нам придираются или мы становимся завистливыми... А может быть, мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь быть более сильны- ми, мы становимся интолерантными и вместо того, чтобы стать лучше, оказываемся в одиночестве!
    Как нам стать толерантными? Прежде всего нужно оставаться са- мим собой, иметь чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недо- статки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребёнок, который учится ходить. Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толе- рантными по отношению к другим, тогда нам легче принимать их таки- ми, какие они есть.
    Определения социализации (лат. socialis − общественный):
    психологическое: социализация − процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осущест- вляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоя- тельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправлен- ных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности;
    философское: социализация − процесс операционального овладе- ния набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации инди- видом выражающих их знаний, ценностей и норм;
    общеэнциклопедическое: социализация − процесс усвоения челове- ческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
    Выделяют четыре основных института социализации:
    1) семья;
    2) школа и другие учреждения (иногда учреждения культуры вы- деляют отдельно);
    3) молодежные и детские общественные объединения;
    4) неорганизованная среда («улица»).
    В интересах общества так или иначе контролировать подростковые группы. Наиболее распространенным видом организованных групп яв- ляются школьные классы, группы в училищах и т.п. Они относятся к институту социализации «школа». Однако они не в полной мере удо- влетворяют потребности подростков в плане социализации.
    Молодежные и детские общественные объединения, как правило,

    147
    в той или иной мере контролируются обществом. Здесь социализация происходит методом организации социальной активности подростков, то есть организации их взаимодействия как внутри сообщества, так и с окружающей социальной средой.
    Особенности детско-юношеского общественного объединения
    как института социализации и его отличия от школы и семьи
    Особое положение участвующих в объединении взрослых. Это не только педагоги, воспитатели, но и товарищи юных членов объедине- ния, осуществляющие подстройку «на равных». Дистанция меньше, чем в семье и школе. Теория «подстройки». Субъект-субъектный под- ход в отличие от субъект-объектного.
    Следствие: в восприятии подростком взрослого меньше проявляет- ся реакция эмансипации, больше доверия, значит, ценности, носителем которых является взрослый, легче присваиваются подростком и влияют на развитие его личности.
    Особое положение подростка. В рамках объединения он получает более широкий набор социальных прав, возможность совершать сво- бодный выбор: добровольно приходит в объединение и уходит из него, добровольно присваивает ценности объединения, выбирает круг обще- ния и направления деятельности, участвует в самоуправлении, приня- тии коллективных решений и т.д.
    В рамках объединения подросток получает возможность проявлять субъектную позицию.
    Субъектная позиция подростка в детском объединении – это такая позиция, при которой подросток выступает в качестве субъекта выдви- жения перспективы и организации деятельности объединения, выра- ботки общих требований, оценок, суждений в нем, а не пассивным объ- ектом воспитательных влияний, создания условий для реализации прав и свобод личности. Подросток как субъект действует во имя целей свое- го объединения и осознает себя в качестве деятеля, стремится быть на уровне как общественных, так и собственных требований к себе, имея при этом реальные возможности личностного самопроявления, самопо- знания, саморазвития.
    Следствие: в условиях общественного объединения активизиру- ются процессы самовоспитания и взаимовоспитания, содействующие формированию зрелой, нравственной личности.
    1. Разнообразие направлений и видов деятельности, гибкое реагиро- вание на изменение интересов членов объединения (соответствие раз- витию познавательных способностей в подростковом возрасте).

    148 2. Эмоциональная насыщенность: присутствие романтики, творче- ского подъема, ощущения братства, «взрослости» и т.п.
    3. Большая роль игры в деятельности объединения.
    4. Оптимальное сочетание общих интересов и возможностей для творческой самореализации каждого.
    Следствие: деятельность объединения привлекательна для подрост- ков, что создает благоприятные условия для присвоения ими трансли- руемых объединением ценностей и потенциально способствует расши- рению влияния объединения в подростковой среде.
    9.3 Особенности работы с юношами и девушками
    в молодежных объединениях. Особенности работы
    с инвалидами в молодежных объединениях
    Возрастные границы молодежной группы не строго очерчены, обу- словлены особенностями данного общества, но также и исследователь- скими целями.
    Переходный возраст есть по существу сдвиг в жизненном цикле от зависимости к независимостии, от безответственности к ответственно- сти.
    Первое, на что обычно ссылаются, как на объективный показатель − это молодой возраст. Возраст важен не только в теоретическом осмысле- нии понятия молодежи, но и в исследовательской практике, например, при построении выборки. Одни исследователи определяют молодеж- ный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30). Третьи выделяют особые этапы, например, позднее детство (9 − 11), ранняя подростко- вость (11 – 13), поздняя подростковость (14 − 17), собственно молодежь
    (18 − 22), молодые взрослые (23 − 25/28) и т.д. Подобные разделения достаточно условны. Получается, например, что культурные практики семнадцатилетних ближе четырнадцатилетним, чем восемнадцатилет- ним, что далеко не всегда справедливо. С другой стороны, нельзя же всю молодежь представить как некую гомогенную группу.
    Например, не вызывает сомнений факт существования возрастных границ, связанных с биологическими, физиологическими, психологи- ческими особенностями телесной и сексуальной зрелости индивида, завершения формирования его «Я-концепции».
    Очевидно, что созревание каждого отдельного индивида хотя и зави- сит от общих социальных условий, но далеко не напрямую. Кто-то уже в

    149
    раннем подростковом возрасте вполне созрел для полноценного включе- ния в общество, а кто-то и в 35 лет остается во всех смыслах инфантиль- ным. Еще труднее уловить границы возраста в периоды общественных трансформаций, для которых характерно переосмысление большинства устоявшихся и традиционно закрепленных норм. Обычно социальные группы определяются по их отношению к собственности, уровню до- хода и соответствующей властной позиции в социальной иерархии. По- этому выделить молодежную группу по возрасту можно только в узко демографическом смысле. Оставаясь несомненным признаком именно возраста, он мало что дает для понимания различий в образе мыслей, поведении и практиках современной российской молодежи.
    Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выде- лению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста со- стояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости – к независимости и от безответственности – к ответственности.
    В этом смысле понятие молодежи – это социальный конструкт, не- кий обобщенный образ для выделения людей более или менее опре- деленного возраста (в границах от 11 до 28/30 лет). Для этой группы характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социаль- ным и культурным ресурсам.
    «Механизмы» включения молодежи во взрослую жизнь проявляют- ся в целом ряде жизненных событий. Молодежь находится в состоя- нии перехода от «видимой» – физической, материальной, культурной и психологической зависимости от родительской семьи, соседства, ком- пании сверстников – к «видимой» независимости, самостоятельности.
    От безответственности к ответственности: владению всеми правами и обязанностями физически, психически и социально зрелого граждани- на своего общества. Понятно, что характер продвижения по такого рода
    «социальной лестнице» различен в разных группах молодежи.
    Очевидно, что внутри выделенной по возрасту группы следует раз- личать социально-слоевые, профессиональные и иные образования, как, скажем, молодых «новых русских», так и молодых «бедных», сту- дентов престижных университетов и безработных, лидеров молодеж- ных объединений и членов криминальных группировок. Специфиче- ские ценности и практики индивидов из этих групп наверняка лучше могут быть поняты и не внутри «единства по возрасту», а в рамках дан- ной социальной группы, включающей людей иных возрастов.

    150
    По-разному взрослеют мальчики и девочки, юноши и девушки. В гендерных порядках современных молодежных культур произошли серьезные изменения, что отнюдь не привело к гендерному «выравни- ванию». Современные девушки и юноши по-разному воспринимают и реагируют на те требования, которые им предъявляет общество. Дело не только том, кому из них «сложнее» взрослеть. Важно, что их жиз- ненные и профессионально-трудовые стратегии во многом отличаются друг от друга.
    Различаются молодые и по другим признакам, например, характе- ру этнической идентификации, приверженности той или иной религии, региональным и узко локальным особенностям социализации. Послед- нее − это не только страна, но и различия по критерию «центр – пери- ферия», «город – деревня» и др.
    Однако не будем впадать в крайности и усматривать одни лишь раз- личия в молодежных группах. Возрастные определения все же нельзя игнорировать, ибо они имеют свою особую социальную нагрузку.
    В результате перемен, произошедших за последние годы в России, большинство советских общественных организаций молодежи прекра- тило свое существование. Это сказалось на гражданской активности многих молодых людей. В регионах России существует проблема моло- дежи, которая не может найти себе применения в жизни, разочарована и лишена моральных ориентиров. Молодые люди не находят возможности участвовать в решении социальных проблем, развивать в себе чувство ответственности и причастности к сообществу. В результате общество страдает от пассивности потенциально самых активных своих членов.
    Задачи по улучшению социальных условий не решаются государ- ством или решаются не в должной мере. Это обусловлено как нехват- кой материальных и людских ресурсов, так и устаревшим подходом к решению этих проблем: социальные проблемы решаются не в первую очередь, деньги выделяются по остаточному принципу, они делятся, раздаются в виде пособий, пенсий, подарков к праздникам. Эти выпла- ты позволяют многим людям поддерживать существование, но не дают никаких шансов на то, чтобы стать полноправными, преуспевающими членами общества.
    Использование огромного невостребованного потенциала молоде- жи поможет решить часть из этих задач. Одним из способов вовлече- ния молодых людей в общественную жизнь может явиться работа по созданию города равных возможностей и доступного для всех. Чувство сопричастности к делу, результаты которого облегчат и улучшат жизнь

    151
    многих людей, может «зажечь» молодежь и побудить ее к созидатель- ным действиям. Это доказано предыдущими проектами Перспективы.
    Работа, которая была направлена на активизацию молодежи и во- влечение ее в решение конкретных задач, а именно создание города рав- ных возможностей, началась еще в 1997 − 1998 гг. в рамках пилотного проекта, который осуществлялся в Великом Новгороде совместными усилиями Перспективы, Новгородской областной организацией Все- российского общества инвалидов (ВОИ) и Всемирного института по проблемам инвалидности. Проект был направлен на формирование об- щественного мнения по отношению к инвалидам и создание доступной среды. Успешные результаты (городские власти и бизнес поняли важ- ность подобной деятельности, в городе идет строительство пандусов) и эффективность этого проекта явились причиной его распространения на другие регионы России.
    В 1999 − 2000 гг. по новгородскому опыту подобная деятельность была успешно реализована в Ухте (Республика Коми), Краснодарском крае и Пермской области в сотрудничестве с региональными организа- циями ВОИ.
    Молодые инвалиды, которые участвовали в проекте, работали над общественным мнением, создавали в своих городах группы взаимной поддержки и проводили мероприятия, направленные на отстаивание прав и интересов инвалидов. В результате этих проектов сформирова- лись группы молодых инвалидов, которые получили важные для рабо- ты знания и навыки, стали более ответственны, уверены в своих силах и в том, что они могут участвовать в решении социальных проблем. Из молодых участников проектов выросли настоящие лидеры. Группы мо- лодых активистов Новгорода, Перми и Ухты привлекали к своей работе молодежь, а в Новгороде были налажены прочные связи между клубом молодых инвалидов «Росток» и Центром социальной адаптации моло- дежи.
    Проект создания модели вовлечения молодежи в решение социаль- ных задач предусматривал дальнейшее обогащение опыта этих проек- тов и развитие модели привлечения молодых добровольцев к деятель- ности по решению социальных задач, в частности, по созданию города равных возможностей. В результате проекта создана модель вовлечения молодежи в решение конкретной проблемы – создание доступного го- рода.
    Шефство над детьми и одинокими инвалидами было выбрано как одно из самых важных направлений. Шефство, как и любая работа с

    152
    людьми, – работа одновременно и самая трудная, но и, наверно, самая благодарная. Эта работа приносит не только прямую пользу – дети луч- ше учатся в школе, больше выходят, больше узнают и больше обща- ются. Кроме этого, у них появляется мощный стимул быть активными и дальше. В ходе такой работы налаживаются дружеские контакты, а отношение к инвалидам у молодых людей изменяется.
    9.4 Повышение квалификации и дополнительное образование
    руководителей и лидеров молодежных объединений
    Формирование кадрового потенциала является в настоящее время одной из ключевых задач государственной молодежной политики.
    Кадровый состав сферы государственной молодежной политики в настоящее время формируется за счет работников органов по делам молодежи; работников органов местного самоуправления; сотрудни- ков учреждений и организаций, работающих с молодежью; работников учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активистов молодежных общественных объедине- ний; преподавателей и консультантов образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного про- фессионального образования в сфере государственной молодежной по- литики.
    Во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы по делам молодежи, численность сотрудников которых достигает более
    2000 человек. При органах по делам молодежи субъектов Российской
    Федерации функционирует более 2000 учреждений социального обслу- живания молодежи, 1750 подростково-молодежных клубов (центров), более 2000 клубов (центров) молодой семьи, более 7000 центров отды- ха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
    Таким образом, в инфраструктуре сферы государственной молодеж- ной политики работает около 100 тысяч человек, которые нуждаются в профессиональной переподготовке.
    Реализация государственной молодежной политики требует от кад- ров, работающих с молодежью, глубокого понимания ее целей и задач, приоритетов в молодежной среде, умений реализовывать предусмо- тренные в ней проекты, разрабатывать и внедрять современные техно- логии, находить вариативные подходы, оптимальные и нестандартные решения. По существу, от профессиональной готовности кадров в зна- чительной степени зависит дальнейшее развитие молодого поколения.

    153
    В современных условиях подготовка, переподготовка и повышение ква- лификации кадров для отрасли молодежной политики становится дей- ственным инструментом реализации молодежной политики в целом.
    В настоящее время в Российской Федерации более 100 образова- тельных учреждений готовят кадры для работы с молодежью (прежде всего, это вузы, реализующие государственный стандарт высшего про- фессионального образования по специальности «Организация работы с молодежью»). Объектом их деятельности являются: государственные и муниципальные служащие; сотрудники учреждений и организаций, социальных служб для молодежи; работники учреждений негосудар- ственного сектора; активисты молодежных общественных объедине- ний. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации ведется в рамках целого ряда специальностей и направлений подготовки («Ме- неджмент», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Управление и экономика на предпри- ятиях», «Управление персоналом»). Однако учебные планы этих специ- альностей, как правило, не предусматривают специализаций по пробле- мам молодежи и реализации государственной молодежной политики.
    Сформирован необходимый преподавательский состав, ведутся на- учные исследования, защищаются кандидатские и докторские диссер- тации по молодежной проблематике.
    В то же время, опросы молодежи, государственных и муниципаль- ных служащих, работающих с молодежью, свидетельствуют о том, что не хватает профильных психологов, социологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по медико-социальным пробле- мам юношества, юристов и специалистов по правам детей и молодежи.
    Анализ качественного состояния кадров показывает, что у значи- тельной части сотрудников молодежных структур отсутствует необхо- димая профессиональная квалификация и практический опыт. Пробле- ма усиливается и несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи, объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен.
    Таким образом, кадровый ресурс молодежной политики недостаточен для дальнейшего совершенствования механизма молодежной политики.
    В настоящее время не ясно, каким должен быть оптимальный кадро- вый состав органов управления государственной молодежной политики.
    Именно поэтому его определение и обоснование является важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в ре- гионах, так как очевидно, что недостаточный профессионализм и функ-

    154
    циональная несостоятельность кадрового состава неизбежно становятся причиной нарастания деструктивных тенденций в молодежной среде.
    В связи с этим очевидна актуальность и важность создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации ка д- ров, работающих в сфере государственной молодежной политики.
    Решение проблем реализации государственной молодежной поли- тики в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров молодежной политики предполагает:
    – формирование в общественном сознании представлений, адекват- но отражающих положение молодежи в современном обществе, пути ее социального становления и развития;
    – подготовку государственных и муниципальных служащих различ- ных отраслей, включая изучение вопросов организации работы с моло- дежью;
    – подготовку государственных и муниципальных служащих орга- нов по делам молодежи;
    – объединение интеллектуальных, материальных и прочих ресурсов всех социальных институтов (государственных, муниципальных и не- правительственных организаций) для решения задач кадрового обеспе- чения государственной молодежной политики.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта