Главная страница
Навигация по странице:

  • Обозначение фокусных точек

  • Использование «фронтальной загрузки»

  • Резюмирование перед чтением

  • Подготовка к чтению на практике

  • Не затягивайте

  • Мастерство учителя. D o u g l e m o v


    Скачать 4.72 Mb.
    НазваниеD o u g l e m o v
    Дата31.05.2022
    Размер4.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМастерство учителя.pdf
    ТипДокументы
    #560838
    страница24 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    Предоставление контекста
    Основной способ помочь учащимся понимать текст, который они читают, заключается в предоставлении им соответствующего контекста — методическом ознакомлении де- тей с ключевой информацией, способной им помочь приступить к чтению как инфор- мированным, подготовленным читателям. Можно рассказать им, например, о бейсболе, конкретном историческом периоде, Японии или научном факте, облегчив тем самым задачу продвижения по тексту. Сделать это можно перед началом чтения всего текста или непосредственно перед особенно трудным отрывком или главой. Лиза Делфаверо из Рочестерской приготовительной школы на одном из уроков в пятом классе специ- ально подготовила детей к чтению ключевой сцены из романа Гари Полсена «Топор».
    Учительница показала ученикам три-четыре слайда с изображением лося с огромными рогами. «Я не хочу слишком сильно отвлекать вас, но вам важно понять, каким страш- ным бывает лось», — сказала Лиза. Она весьма мудро рассудила, что поскольку ее уче- ники, многие из которых никогда в жизни не покидали пределов Рочестера, правильно поняли главную идею произведения (мужество подростка в противостоянии с дикой природой), им потребуется контекст, и решила эту задачу менее чем за полминуты.
    Лучшие учителя всегда стремятся к максимальной эффективности процесса озна- комления с контекстом, предоставляя нужную информацию четко и лаконично, в ре- зультате чего книга оказывает на детей более глубокое влияние. В то же время они весьма решительно подходят к поиску областей, в которых знакомство с контекстом может дать нужные результаты. Как отмечает Э. Хирш, отсутствие предваритель- ных знаний — один из основных барьеров на пути к пониманию текста имеющими сложности в обучении учащимися, который негативно сказывается на всех аспектах чтения, даже на беглости и декодировании, так как на попытки постичь смысл непо- нятного слова у ребенка уходит слишком много умственных сил и энергии. «Предва- рительные знания по конкретной теме ускоряют базовое восприятие и высвобождают рабочую память для выявления связей между новым материалом и ранее усвоенной информацией, для осмысления выводов и анализа последствий. Самая большая раз- ница между опытным читателем и читателем-новичком — да и, по сути, между экс- пертом и новичком в любой области, — заключается в способности первых очень бы- стро воспринимать и впитывать всю базовую информацию, тем самым высвобождая мозг и концентрируя все его ресурсы на наиболее важных деталях (см. статью «Чтение

    364
    Мастерство учителя требует знания слов и мира» [Reading Comprehension Requires Knowledge of Words and the World], опубликованную в America Educator).
    Обозначение фокусных точек
    Читать содержательный текст — все равно что бродить по огромной ярмарке или, ска- жем, прийти в цирк, где на наши органы чувств одновременно воздействует множество сенсорных ощущений, голосов, событий и образов, возможно, даже слишком много, чтобы можно было все это постичь и впитать. К моменту поступления в колледж или уже в последних классах средней школы многие из нас относятся к этому частично как к захватывающему процессу интерпретации. Каждый читатель вырабатывает свою уникальную версию событий или фокусируется на разных событиях, находя в произ- ведении особый смысл.
    Вот почему многие учителя стараются нацелить детей на подходы к поиску смысла, максимально похожие на те, которые так нравились в колледже им самим. И это зачастую становится для неопытных читателей серьезной проблемой. Человек учится определять, что достойно его внимания, только со временем, благодаря опыту и практике. А без много- летней практики читатели часто принимают сомнительные или просто нестратегические решения о том, на что им стоит обратить внимание. Они нередко замечают несуществен- ное и упускают поистине ключевые, решающие моменты. Воздушный гимнаст под купо- лом цирка делает сложнейший трюк, а они не могут оторвать глаз от продавца сахарной ваты. Они видят три детали, но не в состоянии объединить их в общую картину.
    Чтобы помочь учащимся справиться с трудностями текста, учителя-мастера зара- нее подталкивают их к ключевым идеям, концепциям и темам, подсказывая, где все это искать. Какие персонажи самые важные? Какая идея наиболее актуальна для даль- нейшего обсуждения прочитанного? А еще они всегда рассказывают ученикам, что вторично, не слишком важно и на что пока можно не обращать особого внимания: «Ре- бята, тут очень подробно описано, во что люди одеты. Это многое говорит нам о быте
    XVIII века, но мы с вами сейчас не будем это обсуждать».
    Однажды на уроке я наблюдал, как учительница читала с пятиклассниками рассказ
    Дэвида Любара «Учитель на замену». У этой истории неожиданный конец, и, чтобы сделать нужные выводы, читателю необходимо в полной мере понять идею автора.
    Учительница и перед началом, и уже в процессе чтения обращала внимание детей

    Понимание текста
    365
    на основные сюжетные линии и детали, способные помочь им правильно понять наиболее трудную заключительную часть рассказа: «Для понимания происходящего в этом рассказе очень важно знать смысл слова проводимость, так что давайте сначала попробуем дать ему определение… Эта сюжетная линия невероятно важна. Обратите на нее внимание. И тот факт, что ученики сами задирали учителя, в конце приобретает особое значение». В результате к тому времени, когда класс подошел к финалу, дети, конечно, не знали, чем закончится рассказ, но они обратили особое внимание на клю- чевые моменты и были полностью готовы к тому, чтобы сделать выводы, необходимые для правильного восприятия прочитанной истории.
    А на уроке в третьем классе чартерной школы Excellence Роб де Леон настроил детей на изучение книги «Акимбо и слоны»
    *
    элегантным вступлением, в котором ис- пользовались фокусные точки сразу нескольких уровней. Для начала Роб с заговор- щицким видом посоветовал мальчикам подготовиться к сюрпризам. «Со временем вы поймете, что все поистине великие книги имеют одно общее свойство: они изменяют образ мышления читателя, — сказал он им. — Так вот, эта книга наверняка изменит ваше отношение к слонам, браконьерам и храбрости». Затем, чтобы особо подчеркнуть не только тему храбрости, но то, как изменится их образ мышления после прочтения книги, Роб попросил учеников письменно ответить на несколько простых вопросов и еще до чтения книги сформулировать свою точку зрения на проблемы, о которых идет речь в произведении (например, «Верно или неверно данное утверждение: чтобы прокормить семью, человек может согласиться на любую высокооплачиваемую рабо- ту, даже если ему придется причинять боль животным»). Благодаря этому приему дети могли проследить, как меняется их восприятие по ходу чтения.
    Использование «фронтальной загрузки»
    Лучшие учителя не только заранее знакомят учеников с основными идеями и концепция- ми нового текста, но и описывают им ключевые сцены, прежде чем дети их прочтут. Точ- но так же киностудии, чтобы гарантировать окупаемость своих многомиллионных затрат, снимают рекламные ролики, включающие наиболее захватывающие, увлекательные, за- гадочные или интригующие сцены нового фильма. Сцены выбираются ими не в том по- рядке, в котором они идут в картине, — как правило, они быстро сменяют друг друга
    *
    Имеется в виду книга шотландского писателя Александра Макколла Смита. Прим. ред.

    366
    Мастерство учителя и не связаны между собой. Задача ролика — пробудить интерес зрителя, посеять в его душе зерно ожидания чего-то нового и интересного, а вовсе не предложить логически стройное, краткое изложение истории. Иными словами, киностудии «фронтально загру- жают» в наше восприятие важные сцены, чтобы мы почувствовали внутреннюю связь с историей еще до того, как начнем ее смотреть, и, увидев эти сцены в фильме, обяза- тельно обращали на них внимание. Нас, по сути, предупреждают, что в новом фильме особенно драматично и важно. Учителю чтения такая «фронтальная загрузка» сцен тоже позволяет пробудить интерес детей к произведению и облегчить его понимание. Учите- ля добиваются этого, заранее знакомя учеников с ключевыми моментами текста. Встре- тив в процессе просмотра кинофильма сцену из рекламного ролика, зритель вспоминает, что уже видел ее раньше, и сразу понимает, что эта сцена имеет особое значение. И тог- да дальнейший смысл разблокируется приблизительно так же, как если бы он смотрел фильм во второй, а то и в третий раз. То же относится и к новой книге.
    Как и в случае с рекламным роликом, при использовании метода «фронтальной загрузки» учителю вовсе необязательно представлять детям сцены в том же порядке, в котором они идут в книге, или предлагать классу подробные объяснения — немного интриги всегда полезно. Ваша задача сделать так, чтобы ученик, впервые читающий
    «Макбета», подойдя к сцене, где Макбет пытается смыть воображаемую кровь с рук, сказал себе: «Ага, вот она! Учитель рассказывал нам об этой сцене!» — и продолжил чтение с особым вниманием.
    Приведу несколько примеров применения метода «фронтальной загрузки» и фо- кусных точек.
    Ребята, сейчас вы познакомитесь с самым умным и коварным крокодилом из всех,

    о каких когда-либо слышали. Он не только неприветливый и злой, он еще и умеет маскироваться под пальмовое дерево!
    В дальнейшей жизни вам наверняка придется слышать образное выражение «руки

    в крови», но оно вовсе не означает, что у человека действительно кровь на руках.
    Это значит, что на него возлагается вина за чью-то гибель. Так вот, эту метафо- ру Шекспир придумал четыреста лет назад, когда писал эту пьесу. Теперь, когда, читая ее, вы подойдете к сцене, в которой Макбет пытается смыть кровь с рук, знайте, что это слова, которые вот уже несколько столетий считаются великими и незабываемыми.

    Понимание текста
    367
    В этой главе описывается страшная буря. Всем детям будет страшно. Но вы об-

    ратите особое внимание на то, как ведет себя Сара. Это один из моментов, в кото- ром ярко показан характер девочки, и это очень важно для понимания идеи этого произведения.
    Резюмирование перед чтением
    Кратко обсудить прочитанное можно до, после и по ходу чтения. Я решил поговорить об этом в данном разделе потому, что этот подход особенно эффективен именно в ка- честве отправной точки, когда учитель, прежде чем приступить к чтению в классе, обобщает прочитанное детьми накануне. Если вы решили использовать резюме, что- бы быстро подготовить учащихся к чтению очередного отрывка текста, постарайтесь объединить в нем опрос и описание. Начните резюмировать сами, быстро пройдясь по важнейшим моментам предыдущего фрагмента. Остановитесь на критических точ- ках, задав ученикам четко сфокусированные вопросы, чтобы заполнить возможные пробелы в понимании: «Итак, два героя вступают в кровавую битву. Где она состоя- лась, Дженис? А кто в ней победил, Пол? А что случилось с проигравшим, Стивен?»
    Очевидно, эти вопросы не настолько сложны и глубоки, как те, которые вы сможете за- дать, подводя итоги уже прочитанного, но у них и иная цель: вам нужно активировать память детей, подготовить ее к восприятию нового текста.
    Описательная часть предварительных резюме зачастую особенно эффективна в квазитеатрализованном варианте, то есть в виде краткого энергичного представле- ния, передающего увлекательность и энергию текста, когда учитель описывает со- держание стилем и тоном, отражающим настроение описанных в отрывке событий.
    Точнее говоря, моделируйте волнение, резюмируя фрагменты, в которых персонажи возбуждены и взволнованы, и изображайте гнев, если герои ссорятся или сердятся.
    Подготовка к чтению на практике
    Учительница литературы Дина Шепард из Роксберской приготовительной школы в Бостоне подготовила учеников к чтению романа Оруэлла «Скотный двор», прочитав им статью о революции в России. Она познакомила детей с базовыми концепциями индустриализации и коммунизма (предоставление контекста). Затем класс кратко по- говорил о том, что первоначальный идеализм коммунистической революции быстро

    368
    Мастерство учителя переродился в нечто совершенно иное. Затем Шепард посоветовала ученикам обра- тить особое внимание на характеристики Троцкого, Ленина и Сталина, ибо эти исто- рические деятели в аллегорическом виде изображены в «Скотном дворе» (фокусные
    точки). А по ходу обсуждения учительница раз за разом подбрасывала детям интри- гующие детали: «Когда читаешь, что свиньи разговаривают, а лошадь трясет гривой с вплетенными в нее голубыми лентами, понимаешь, что это необычная ферма. И что эта история — аллегория» (рекламный ролик). В результате класс Дины приступил к чтению романа максимально целенаправленно и с огромным интересом.
    Методы, используемые при чтении
    Целенаправленная подготовка детей перед началом чтения имеет для успеха этого процесса решающее значение, но и вопросы, которые задаются классу по ходу дела, тоже чрезвычайно важны. Вы можете подумать, что, исходя из этой важности, на дан- ном этапе надо задавать исключительно общие вопросы абстрактного типа. Хотя такие вопросы, несомненно, тоже нужны, учителя-мастера предпочитают использовать при данном опросе сбалансированный подход.
    Не затягивайте
    Практически всех лучших учителей отличает то, что они постоянно проводят провер- ку на понимание, часто задавая детям вопросы по ходу чтения, чтобы убедиться, что те поняли прочитанное. Прочитав в классе несколько предложений или, возможно, абзацев, опытный учитель делает паузу и быстро задает один-два вопроса, оценивая, следили ли ученики за повествованием, и предотвращая возникновение неожиданных препятствий на пути к пониманию текста. Вопросы эти обычно относительно про- сты. Обратил ли класс внимание на существенную деталь? Сделал ли важный вывод?
    Все ли слова понял? Задавая такие вопросы, учителя-мастера стараются не углублять- ся в дискуссию. Их цель — не обсуждение того или иного факта, а подтверждение понимания прочитанного, и если дети пытаются поделиться идеями, не имеющими прямого отношения к делу, их зачастую просят придержать свои мысли до более под- ходящего момента.
    Все это, возможно, кажется вам простым и очевидным, однако понаблюдайте за ра- ботой своих коллег, и наверняка увидите, что многие из них упорно ждут, пока класс

    Понимание текста
    369
    с огромным трудом продерется через несколько страниц сложного текста, и только по- том задают вопросы, так ни разу и не прервав чтения, чтобы убедиться, что дети еще с ними. Кстати, обсуждаемый подход имеет одно весьма существенное дополнитель- ное преимущество: он помогает учителю максимально быстро распознавать пробе- лы в понимании и позволяет собирать более точные сведения о глубинных причинах проблем данного типа. А если бы вы ждали до конца отрывка, то вполне могли бы так и не определить основной источник трудностей. Больше того, понятно, что всегда на- много лучше распознавать недопонимание, как только оно возникло — в нашем случае как только дети не поняли то или иное предложение, — а не через несколько минут или даже в самом конце отрывка, когда класс не поймет и следующих трех предложений.
    Для этого надо задавать вопросы после каждых нескольких предложений, а не ждать конца чтения. Но всегда помните об одном чрезвычайно важном моменте: слишком ча- стые и длинные перерывы на вопросы могут нарушить непрерывность повествования, сделать чтение фрагментарным и помешать правильному восприятию текста. Иными словами, ваши вопросы должны быть предельно краткими. Критически важно, пре- рвав чтение, максимально быстро к нему вернуться.
    Чтобы этот прием принес нужные плоды, задавайте вопросы часто и следите, что- бы они были предельно лаконичными. Задавайте их быстро, чтобы убедиться, что де- тям понятно прочитанное и что они следят за повествованием, и тут же возвращайтесь к чтению. Помните, что полному пониманию текста способствуют многочисленные краткие и целенаправленные обсуждения по ходу чтения. Это отнюдь не означает, что на этом этапе не может быть места для более широких и глубоких дискуссий. Просто этот процесс отличается от того, с помощью которого вы проверяете, поняли ли уче- ники все детали и глубину прочитанного.
    Расскажу о применении метода «Не затягивайте» в действии на примере чтения ко- роткого отрывка из первой главы книги Мадлен Л’Энгл «Трещина во времени». При- мер базируется на наблюдении за работой сразу нескольких учителей-мастеров. Их вопросы (см. далее) я вставил прямо в текст книги, выделив их другим начертанием.
    Предполагается, что дети читают данный отрывок вслух. Несколько слов о содержа- нии этого произведения на случай, если вы с ним не знакомы. Дело происходит сразу после того, как главная героиня, девочка по имени Мэг Мурри, испуганная и встрево- женная, спускается из своей спальни посреди темной ненастной ночи и находит своего младшего брата, Чарльза Уоллеса.

    370
    Мастерство учителя
    В кухне горел свет; Чарльз Уоллес сидел за столом, пил молоко и ел хлеб с джемом.
    В одиночестве огромной старомодной кухни он выглядел ужасно маленьким и уязви-
    мым — худенький светловолосый мальчик в выцветших синих тапках, болтающихся
    на его ногах в добрых десяти сантиметрах от пола.
    — Привет, — бодро сказал он. — А я тебя ждал.
    Учитель: Брат младше или старше Мэг? О чем нам говорит то, что он ее ждал?
    Из-под стола поднял узкую темную голову Фортинбрас — он, рассчитывая на кусочек-
    другой, лежал у самых ног Чарльза Уоллеса. Фортинбрас поприветствовал Мэг не-
    сколькими ударами хвоста об пол. Одной зимней ночью Фортинбрас появился на по-
    роге их дома щенком-подростком, тощим и никому не нужным. Отец Мэг заявил,
    что это помесь левеллинского сеттера с борзой и что он обладает стройной, темной,
    присущей одному ему красотой.
    — А почему ты не поднялся? — спросила Мэг брата, разговаривая так, будто он был
    как минимум ее ровесником. — Я страшно перепугалась.
    — Там у тебя слишком ветрено, — ответил мальчик. — И я знал, что ты спустишься.
    Я даже поставил на плиту молоко для тебя. Оно уже, должно быть, подогрелось.
    Учитель: Кто ведет себя спокойнее, Мэг или ее маленький брат?
    Почему Чарльз Уоллес всегда все о ней знает? Почему он всегда может сказать, что
    она сделает в следующую минуту? Он никогда не знал — или это его просто ничуть
    не интересовало, — что думают Сэнди или Денни. А вот мысли мамы и Мэг он угады-
    вал с пугающей точностью.
    Учитель: Кого называют «он» в этом предложении? [И потом, получив правильный ответ, что «он» — это Чарльз Уоллес.] Что значит, что Чарльз Уоллес угадывает мысли
    Мэг и мамы с пугающей точностью?
    Может, потому, что другие люди немного боялись его, шепотом передавая друг дру-
    гу, что младший ребенок Мурри, кажется, не слишком умен? «Я слышал, что у умных
    людей часто рождаются не совсем нормальные дети, — однажды подслушала Мэг. —
    Двое первых мальчиков, кажется, милые, обыкновенные дети, но их непривлекатель-
    ная девочка и малыш явно не в своем уме».
    Учитель: Что люди имеют в виду, говоря, что Мэг и Чарльз «не в своем уме»? Действи-
    тельно ли они не совсем нормальные дети?

    Понимание текста
    371
    Вполне вероятно, что после прочтения этого отрывка (с вопросами учителей- мастеров) вас заинтересовало, можно ли комбинировать прием «Не затягивайте» с дру- гими методиками для развития навыков чтения, описанными в предыдущих главах, скажем «Беглость» или «Контролируй игру». Его действительно можно объединить с этими подходами, а можно и скоординировать, разделив на два отдельных сеанса чтения. Иными словами, сначала дети читают текст в целях беглости, а потом пере- читывают, по ходу отвечая на вопросы учителя.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта