Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Понятие «государство», его происхождение. Теории происхождения государства

  • Теории происхождения государства

  • Теория Людвига Гумпловича

  • Основы государственного и муниципального управления. Диплома в номинации Лучший издательский проект


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеДиплома в номинации Лучший издательский проект
    Дата25.04.2022
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОсновы государственного и муниципального управления.pdf
    ТипДиплом
    #495451
    страница3 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    Глава 2
    ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СРЕДА
    §
    Понятие «государство», его происхождение. Теории происхождения государства
    §
    Признаки и функции государства
    §
    Территориальное устройство государства. Федеративное устройство Российской Федерации
    Государство — это я!
    Людовик XIV
    Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся кчислу основополагающих и дискуссионных в го сударствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во первых, эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных сло ев, классов общества, политических партий и движений. Во вторых, ни какая другая организация не может конкурировать с государством в мно гообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общест ва. В третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно политическое образование.
    2.1. Понятие «государство»,
    его происхождение. Теории происхождения государства
    Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неиз бежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Какформа организации общества, призванная обес печивать его целостность и управляемость, государство выполняет функ ции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.
    Понятие «государство» следует отнести ккатегории трудноопредели мых — никто не может объять необъятное, как гласит афоризм Козьмы
    Пруткова. Перечислялись в разных вариациях его составляющие, фиксиро вались его цели. Но ни одно определение таки не стало общепризнанным
    1
    Научное определение сущности государства, как бы оно ни было сформулировано, является синтезом, создаваемым для определенных це лей познания государства в различных его связях с экономикой, социаль
    34
    Университетская серия
    1
    Митин Г. Н., Тимченко А. Г., Шамарова Г. М. Интернет курс по дисциплине «Ос новы государственного и муниципального управления». М.: МФПА, 2010. С. 17.
    но политической и культурной жизнью общества. Очагом западной фило софской мысли является античная философия. Длительное время государ ство здесь отождествлялось с обществом, что обусловило понимание госу дарства какобщения свободных людей, стремящихся кблагой жизни и объ единяемых общей пользой. Древние греки использовали для определения характерной им формы политической организации слово роlis, причем необходимо отметить, что от этого слова произошло понятие «политика».
    Римляне для обозначения государства использовали уже не понятие по лиса, знакомое по текстам классической Греции, а ввели новое — res publiса,
    которым они стремились подчеркнуть радикальное отличие нового полити ческого образования. Цицерон настаивал на естественной склонности лю дей ксоциальности, а цицероновская res publica — это не просто «толпа»,
    а сплочение «народа», имеющего юридическое право на данное объедине ние. В ходе развития философско политической мысли выражение status res
    publica и подобные ему, например status res publica romana, которые были рас пространены в античности, в конечном счете трансформировались в поня тие «государство» (status — «состояние», «упорядоченность»).
    Государство — достояние народа, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасности, а также достижения ими согласия в во!
    просах общности интересов и права.
    Цицерон
    Существенный импульс кразвитию понятия «государство» дал Н. Ма киавелли, впервые использовав его как самостоятельное понятие в по литической теории, которая вырабатывает собственные цели, методы и средства их реализации. Н. Макиавелли положил начало противоре чивому разграничению в политико правовой мысли между древним по ниманием государства как формы организации граждан в целостность,
    которым принадлежит власть и которые составляют собственно госу дарство, и новым пониманием государства, когда оно отождествлялось фактически лишь с системой органов государственной власти и управле ния, перестав включать в себя самих граждан.
    Правовед Н. М. Коркунов утверждал, что «государство есть обществен ный союз свободных людей с принудительно установленным мирным по рядком посредством предоставления исключительного права принуждения
    Университетская серия
    35 2.1. Понятие «государство», его происхождение. Теории происхождения государства
    только органам государства»
    1
    . Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков дан ного феномена.
    В буржуазную эпоху широкое распространение получило определе ние государства как совокупности (союза) людей, территории, занимае мой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги
    2
    выде ляет четыре элемента государства:
    1) совокупность человеческих индивидов;
    2) определенную территорию;
    3) суверенную власть;
    4) правительство.
    Существует два признанных подхода копределению государства.
    Первый подход заключается в том, что государство представляет собой
    «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляе мое верховной властью для общего блага»
    3
    . То есть государство призвано обеспечить удовлетворение общенародных интересов, оно действует во благо всех граждан. Второй марксистский подход определяет государ ство как организацию, направленную на подавление господствующим классом остальных классов. По словам В. И. Ленина, «государство воз никает там, тогда и постольку, где, когда и постольку классовые противо речия не могут быть примирены». Соответственно, государство становит ся той организующей силой, которая, с одной стороны, обеспечивает (че рез идеологический аппарат) господство одного класса, а с другой —
    сдерживает деструктивные настроения класса антагониста (главным об разом через аппарат репрессивный). Главным недостатком этого подхода является его узость: сведение сущности государства кисключительно классовым противоречиям и функции репрессивного аппарата.
    Поскольку государство состоит из индивидов, оно — организация соци альная
    4
    . Как указывают советские политологи Ф. М. Бурлацкий и А. А. Гал кин, государство от иных социальных организаций отличают:
    36
    Университетская серия
    Глава 2. Государство как управленческая среда
    1
    Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1907. С. 77.
    2
    Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1904. С. 24.
    3
    Чичерин Б. Н. Общее государственное право. М.: Зерцало, 2006. С. 3.
    4
    Митин Г. Н., Тимченко А. Г., Шамарова Г. М. Интернет курс по дисциплине «Ос новы государственного и муниципального управления». М.: МФПА, 2010. С. 18.

    § наличие организованного управленческого аппарата;
    § монополия государственного принуждения в отношении населе ния;
    § монопольное право осуществления внешней и внутренней полити ки от имени всего общества;
    § право издания законов и иных правовых актов, обязательных для населения, и, соответственно, возможность делегирования этого права;
    § монопольное право на взимание налогов и сборов и формирование общегосударственного бюджета
    1
    Один из немногих документов, дающих определение государства в международном праве, — Конвенция Монтевидео
    2
    , подписанная в 1933 г.
    только несколькими американскими государствами. В Конвенции Мон тевидео 1933 г. закреплены четыре признака государства:
    § постоянное население;
    § определенная территория;
    § собственное правительство;
    § способность квступлению в отношения с другими государствами.
    Вопрос о происхождении или возникновении государства можно рас сматривать с двух позиций. Во первых, каким образом в условиях родово го общества зародилось государство? Во вторых, каким образом в по следние столетия и в современный период возникают новые государства?
    Условия возникновения государства в последние столетия известны,
    поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза.
    Более сложный вопрос — возникновение государства в «доисториче ский» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало со хранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возник ло несколько теорий об историческом происхождении государства.
    Университетская серия
    37 2.1. Понятие «государство», его происхождение. Теории происхождения государства
    1
    Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан: очерки политической со циологии капитализма. М.: Мысль, 1985. С. 34.
    2
    Конвенция Монтевидео — один из немногих международных документов, пере числяющих признаки, определяющие правосубъектность государства с точки зрения международного публичного права. Подписана в 1933 г. на VII Панамериканской кон ференции.

    Теории происхождения государства
    Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.
    Теории о происхождении государства стали возникать вместе с послед ним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.
    1. Теологическая теория. Теологическая теория является одной из са мых древних. Данная теория получила распространение в Средневековье в трудах Фомы Аквинского («О правлении властителей», «Сумма теоло гии»). В современных условиях ее развили Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.
    Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу боже ственной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, под чиняться ей во всем. Так, в древнем Китае император именовался Сыном
    Неба. Он выражает не только волю Неба, но и волю народа.
    Согласно теологической теории, поскольку государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыб лема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей,
    поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее со циально экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, не послушание государственной власти может расцениваться как непослу шание Всевышнему.
    Чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т. е. получить одобрение церкви.
    Иоанн Солсберийский
    2. Патриархальная теория [от слова патриарх — родоначальник]. Пат риархальная теория была широко распространена в Древней Греции и ра бовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневеково го абсолютизма и какими то отголосками дошла до наших дней.
    К наиболее известным представителям патриархальной теории про исхождения государства можно отнести Аристотеля («Политика», «Эти ка»), Платона («Государство», «Политик», «Законы»), Н. К. Михайлов
    38
    Университетская серия
    Глава 2. Государство как управленческая среда
    ского («Что такое прогресс», «Борьба и индивидуальность», «Герои и тол па») и др.
    У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство пред ставляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне госу дарства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся кобъединению, кобразованию патриар хальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приво дят кобразованию государства. Аристотель утверждал, что государствен ная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. При этом Ари стотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т. е. в наиболее развитом виде государство
    — это общение свободных и равных граждан.
    Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо...
    Аристотель
    В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведе ниях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что пер вочеловекАдам какродоначальникчеловечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Бо гом и основанной на божественном праве, является монархия. Все после дующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное наруше ние божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключа ются в том, что аналогия государства с семьей возможна, таккакструкту ра современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм и формировала уважение кгосударственной власти.
    Минусы — в упрощении процесса происхождения государства, ктому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически па раллельно с возникновением государства.
    Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее ак тивно пропагандировал социолог, публицист, теоретикнародничества
    Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал,
    Университетская серия
    39 2.1. Понятие «государство», его происхождение. Теории происхождения государства
    что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской.
    3. Договорная теория. Теория договорного происхождения государ ства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Но если в воз зрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII–XVIII вв. Г. Гре ция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Лок ка (Англия), Ж. Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое раз витие.
    Государство покоится на взаимном договоре людей.
    Эпикур
    Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обла дают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние
    «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав госу дарственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственно сти, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участни ков этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правите ли — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
    4. Теория насилия. Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича («Общее государственное пра во», «Раса и государство. Исследование о законе формирования государст ва»), К. Каутского («Материалистическое понимание истории») и др.
    Причину происхождения государственности они видели не в эконо мических отношениях, божественном поведении и общественном дого
    40
    Университетская серия
    Глава 2. Государство как управленческая среда
    воре, а в военно политических факторах — насилии, порабощении од них племен другими. Для управления завоеванными народами и террито риями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, — война и завоева ние. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы наси лия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы — в том, что кроме военно политических факторов в регионе присутствуют также и социально экономические.
    Теория Евгения Дюринга
    Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.
    Теория Людвига Гумпловича
    Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообще ства) красширению своего влияния и могущества, кувеличению своего благополучия, это ведет квойнам и, какследствие, кпоявлению государ ственного устройства, а также к появлению имущественного и социаль ного расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т. е. более сильной расой, расой победителей.
    История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как!нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабоще!
    нии более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.
    Л. Гумплович
    Теория Карла Каутского
    Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (побе дившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединенной общности победителей и побежденных из победившего пле мени формируется господствующий класс, а из побежденного племени —
    Университетская серия
    41 2.1. Понятие «государство», его происхождение. Теории происхождения государства
    класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при даль нейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, таки слабых. «Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен,
    спаянных друг с другом актом завоевания».
    Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную тео рию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социаль но экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содер жать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести квозникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.
    5.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта