Главная страница
Навигация по странице:

  • Вариации “rhythm changes”

  • Музыкальный материал для раздела «“Rhythm”- прогрессия»

  • Мелодия Композитор Финальная тональность части a Начальная тональность бриджа

  • Если секция a заканчивается на… Попробуйте модуляцию в…

  • Музыкальный материал для раздела «Форма aaba»

  • Музыкальный материал для раздела «Форма abac»

  • Тэд-Пис-Джазовая-Композиция. Джазовая композиция теория и практика


    Скачать 11.01 Mb.
    НазваниеДжазовая композиция теория и практика
    АнкорТэд-Пис-Джазовая-Композиция.pdf
    Дата19.01.2018
    Размер11.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТэд-Пис-Джазовая-Композиция.pdf
    ТипОбзор
    #14524
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    “Rhythm”-прогрессия
    “I Got Rhythm” – песня, написанная братьями Джорджем и Айрой Гершвинами для мюзикла
    “Girl Crazy” (1930). Гармония этой вещи (т.н. “rhythm changes”) является второй по популярности (по‐
    сле блюза) основой для джазовых джемов. Вследствие этого существует невообразимое количество мелодий, написанных на гармонию “I Got Rhythm”. Ниже представлен список наиболее значимых таких композиций в хронологическом порядке:

    Cottontail (Duke Ellington)

    Lester Leaps In (Lester Young)

    Anthropology (Charlie Parker)

    Shawnuff (Dizzy Gillespie and Charlie Parker)

    Rhythm‐a‐ning (Thelonious Monk)

    Oleo (Sonny Rollins)

    Fingers (Thad Jones)

    Brown Zone (Steve Khan/Yellowjackets)

    Bite Your Grandmother (Steve Swallow)
    “I Got Rhythm” братьев Гершвин – 32‐тактная тема aaba с концовкой‐тэгом. Джазовые компо‐
    зиторы и исполнители обычно отбрасывают этот тэг, оставляя лишь привычную 32‐тактную форму
    aaba. Сегодня “rhythm changes” остаются в точности такими же, какими они были в 1930‐е годы, од‐
    нако аранжировщики и импровизаторы часто используют в них различные замены.
    Взгляните на композицию “Scooter”, написанную на “rhythm changes” в стиле свинга конца
    1930‐х годов. Первые 4 такта – обычный паттерн I VI II V. 5‐6 такты – не менее распространённая про‐
    грессия I V
    7
    /IV IV IV‐. Эта прогрессия даёт возможность создания сильного контрапункта, который можно использовать на фоне мелодии – как в басу, так и в аккомпанементе:
    Первая концовка содержит тернэраунд, возвращающий нас к началу (переход ко второй фра‐
    зе a). Вторая концовка содержит строгую каденцию.
    Часть b (бридж) содержит последовательность из четырех доминантсептаккордов, начинаю‐
    щуюся с III
    7
    (D
    7
    в тональности Bb). За D
    7
    следует G
    7
    , затем C
    7
    , затем F
    7
    – после чего с помощью Da Capo
    (D.C.) всё возвращается назад. Эту прогрессию часто называют «доминантным проходом по квинто‐
    вому кругу», и она является идеальной для создания последовательности мелодических секвенций.
    Сравните 11‐14 такты с 15‐18 тактами – и увидите, как хорошо здесь смотрятся четырёхтактные сек‐
    венции.
    После бриджа часть a исполняется ещё раз, после чего всё завершается кодой (или, если хо‐
    тите, третьей концовкой).

    118
    В основе композиции “Thad’s Pad” (посвящённой Тэду Джонсу) также лежат “rhythm changes”, однако мелодия на этот раз не содержит повторений, а написана от начала до конца. Каждая 8‐
    тактная секция имеет свою собственную мелодию. Иными словами, мелодия написан по структуре
    abcd, хотя гармония при этом сохраняет структуру aaba. В отличие от «бесповторных» блюзов, кото‐
    рые довольно широко распространены, «бесповторные» “rhythm”‐мелодии встречаются очень ред‐
    ко.

    119
    Вариации “rhythm changes”
    Вариаций “rhythm changes” существует не меньше, чем вариаций гармонии блюза. Вот лишь некоторые из них.
    1‐4 такты:

    120 5‐8 такты:
    Бридж, 1‐4 такты:
    Бридж, 5‐8 такты:
    УПРАЖНЕНИЕ
    Напишите мелодию на “rhythm changes”. В качестве примера используйте “Scooter”. Если хо‐
    тите, можете использовать регармонизацию и замены. Часть a стройте по следующему принципу: 4‐
    тактная фраза‐вопрос, затем 4‐тактная фраза‐ответ, содержащая тернэраунд к началу. Второе повто‐
    рение секции a завершите обычным образом, без тернэраунда. Бридж превосходно соответствует 2‐ или 4‐тактным секвенциям. Завершите вашу композицию кодой.

    121
    Музыкальный
    материал
    для
    раздела «“Rhythm”-
    прогрессия»
    Anthropology (Charlie Parker)
    Bird Food (Ornette Coleman)
    Bite Your Grandmother (Steve Swallow)
    Brown Zone (Steve Khan)
    Chasing the Bird (Charlie Parker)
    Cottontail (Duke Ellington)
    Fingers (Thad Jones)
    Four Others (Lighthouse) (Jimmy Giuffre)
    Lester Leaps In (Lester Young)
    Little Pixie (Thad Jones)
    Moose the Mooche (Charlie Parker)
    Oleo (Sonny Rollins)
    Red Cross (Charlie Parker)

    122
    Rhythm‐a‐ning (Thelonious Monk)
    Shawnuff (Charlie Parker/Dizzy Gillespie)
    Steeplechase (Charlie Parker)
    Thriving from a Riff (Charlie Parker)
    Wee — aka Allen’s Alley (Denzil Best)
    Структура aaba
    Как мы уже убедились, rhythm changes строятся по форме aaba (сейчас я использую малень‐
    кие буквы для обозначения этой структуры; позже, когда мы перейдём к рассмотрению крупных форм, мы будем пользоваться уже заглавными буквами). Кстати, неоднократно встречающаяся в этой книге «Ода к радости» Бетховена также написана по структуре aaba!
    Используя rhythm changes, вы сами написали совершенно новую мелодию в соответствии именно с этой структурой. Самое время попробовать написать оригинальную мелодию с оригиналь‐
    ной гармонией. И сразу – предостережение! На этом этапе многие учащиеся сначала выписывают аккордовую последовательность, и затем пишут на неё мелодию. Этот способ работает (и мы в этом уже убедились на примере блюза и rhythm changes), однако в этом случае возникает следующая проблема: гармония диктует поведение мелодии. В идеале должно быть всё наоборот. Полагаю, братья Гершвины начали с того, что сначала написали мелодию на текст песни “I Got Rhythm”, а уж потом подогнали к ней стандартную прогрессию I‐VI‐II‐V.
    Ещё одна проблема, связанная с написание сначала гармонии, а потом мелодии, заключается в том, что, приступив к написанию мелодии, вы начнёте метаться в поисках нужных звукорядов, ко‐
    торые надлежит использовать в качестве основы для вашей мелодии, а в процессе написания сле‐
    дить за тем, чтобы не нарушить каких‐нибудь «правила». В результате может получиться то, что я обычно называю «вымученной мелодией», сочинённой механически, а не сообразно со слуховыми ощущениями.
    Так что теперь самое время вновь вернуться к Главе 1. Начиная работать над мелодией, за‐
    дайте себе следующие вопросы: каким будет первый мелодический интервал? Будут ли это повто‐
    ряющиеся ноты? Или это будет секунда? Квинта? Октава? Каким будет первый ритмический рисунок?
    А затем, не задавая пока дальнейших вопросов, спойте что‐нибудь! Короткий лик, гаммообразный пассаж, интервал, ритмический рисунок – всё, что угодно! Если «щёлкнуло» – тут же запишите его.
    Затем сыграйте его на своём инструменте. И уж тогда спросите себя: «Так, что там дальше?»
    Надеюсь, что сейчас у вас уже есть начало 4‐тактовой фразы‐вопроса. Если длина первого ли‐
    ка составляет 2 такта и он вам нравится – попробуйте повторить его либо сделать на его основе сек‐
    венцию. Или, если первый лик строится на восходящем движении, второй лик постройте на нисхо‐
    дящем. Пойте и играйте то, что у вас получается.
    Если вы написали фразу‐вопрос, и она вас устраивает, вы можете либо заняться фразой‐
    ответом, либо добавить аккорды к фразе‐вопросу. Освежите в памяти соответствующий раздел дан‐
    ной книги. В большинстве случаев фраза‐ответ должна заканчиваться тернэраундом при первом по‐
    вторении, а при втором повторении – полной каденцией с переходным аккордом в бридж. Подбирая аккорды, экспериментируйте, рассматривая первые несколько нот мелодии как различные над‐
    стройки и слушайте, что из этого получается.
    Бридж (часть b) обязательно должен содержать совершенно новую идею, контрастирующую с частью a. Поэтому бридж – отличное место для модуляции. Ниже представлен короткий список соот‐
    ношения тональностей части a и бриджа в различных джазовых композициях.
    Мелодия
    Композитор
    Финальная
    тональность
    части a
    Начальная
    тональность
    бриджа
    Satin Doll
    Дюк Эллингтон
    C
    F
    In A Sentimental Mood
    Дюк Эллингтон
    F
    Db
    Prelude To A Kiss
    Дюк Эллингтон
    C
    E

    123
    Daahoud
    Клиффорд Браун
    Eb
    Ab
    Jeannine
    Дюк Пирсон
    Ab
    Db
    Morning
    Клэр Фишер
    Bb‐
    Db
    Pensativa
    Клэр Фишер
    Gb
    C
    If You Could See Me Now Тэдд Дамерон
    Eb
    G
    А вот далеко не полный список других тональных и модальных взаимосвязей:
    Если секция a заканчивается на…
    Попробуйте модуляцию в…
    I‐мажор (например, C‐мажор)
    Параллельный минор (A‐минор)
    I‐мажор (например, C‐мажор)
    Одноимённый минор (С‐минор)
    I‐мажор (например, C‐мажор)
    IV‐мажор (F‐мажор)
    I‐мажор (например, C‐мажор)
    VI‐мажор (A‐мажор)
    I‐мажор (например, C‐мажор) bII‐мажор (Db‐мажор)
    I‐мажор (например, C‐мажор) bVI‐мажор (Ab‐мажор)
    I‐минор (например, C‐минор)
    Параллельный мажор (Eb‐мажор)
    I‐минор (например, C‐минор)
    Одноимённый мажор (C‐мажор)
    I‐минор (например, C‐минор)
    IV‐минор (F‐минор)
    I‐дорийский (например, D‐дорийский) bII‐дорийский (Eb‐дорийский)
    I‐фригийский (например, E‐фригийский) IV‐мажор (A‐мажор)
    Взгляните на следующие две мелодии – “Rascals” и “Your Smile”. В “Rascals” секция a написана в A‐дорийском. Мелодия диатоническая, строится на простом ритме с акцентом на 1 и 5 ступенях ла‐
    да (длинные ноты). В 6 такте появляется характерная нота лада (F#), позволяющая нам ижентифици‐
    ровать этот лад именно как дорийский, а не эолийский. Секция b содержит 2‐тактный рифф, сдви‐
    гающийся на полтона вверх (секвенция!) к заключительной перкуссивной фигуре в 15 такте.
    “Your Smile” – баллада в Db‐мажоре. В секции a фраза‐вопрос строится на мелодической сек‐
    венции. Во фразе‐ответе секвенция продолжается, идя по нисходящей в 5 такт, однако в 6 такте воз‐
    вращается обратно. Первая концовка содержит мелодическую каденцию в 3 ступень аккорда DbMaj
    7
    и аккорд‐тернэраунд Bb
    7
    . Вторая концовка содержит мелодическую каденцию в тонику на Db6/9.

    124
    Бридж состоит из фразы‐вопроса в Gb (IV‐мажор в Db) и фразы‐ответа в Bb (VI‐мажор в Db), а аккорды в 18 такте возвращают нас к началу композиции. Фраза‐ответ в последней секции a отличается от предыдущих наличием кульминации в 20 такте. Иными словами, перед нами композиция, написан‐
    ная по форме aaba'.

    125
    УПРАЖНЕНИЕ‐РАЗМИНКА
    Ниже представлен шаблон мелодии по форме aaba с аккордами и ритмическими рисунками.
    Секцию a напишите в D‐дорийском, секцию b – на предложенные аккорды. Затем снова напишите секцию a.

    126
    УПРАЖНЕНИЯ
    1.
    Напишите 32‐тактную мелодию в мажоре по форме aaba. В бридже перейдите в тональ‐
    ность IV. В секции a используйте какой‐нибудь запоминающийся ритмический рисунок.
    2.
    Напишите 32‐тактную босса‐нову по форме aaba. Секцию a напишите в D‐миноре, секцию
    b – в F‐мажоре. Используйте, по меньшей мере, один запоминающийся ритм.
    3.
    Напишите 32‐тактный джаз‐вальс по форме aaba. Секцию a напишите в Bb‐мажоре, сек‐
    цию b – в G‐миноре.
    4.
    Напишите балладу в Eb‐мажоре по форме aaba. Секцию a сделайте 4‐тактной, секцию b
    8‐тактной. В секциях a используйте органный пункт. В секции b сделайте модуляцию в Ab‐
    мажор.
    5.
    Напишите 32‐тактную мелодию по форме aaba. Секцию a напишите в A‐миноре с латино‐
    пельсацией, а секцию b – в C‐мажоре со свингом.
    6.
    Напишите 32‐тактную мелодию по форме aaba’. Секцию a напишите в E‐фригийском, а секцию b – в Bb‐лидийском. В финальной секции a' используйте небольшие мелодиче‐
    ские/гармонические отклонения от перволначальной секции a.
    7.
    Напишите мелодию по форме aaba, в которой бридж имел бы форму блюза.
    8.
    Напишите мелодию по форме aaba, в которой секции a были бы блюзами, а бридж – нет.
    Музыкальный материал для раздела «Форма aaba»
    Aisha (McCoy Tyner) [ostinato in the a section]
    Bernie’s Tune (Bernie Miller)
    Black Nile (Wayne Shorter) [aa'ba]
    The Blessing (Ornette Coleman)
    Blue Spirits (Freddie Hubbard) [16–16–16–16 in 3/4]
    Boplicity (Miles Davis)
    Bouncin’ with Bud (Bud Powell) [aa'ba with an eight‐measure tag]
    Cassidae (John Scofield) [aabba (16–16–7–7–16)]
    Chelsea Bridge (Billy Strayhorn)
    Come Sunday (Duke Ellington)
    Daahoud (Clifford Brown)
    Day Dream (Duke Ellington/Billy Strayhorn)
    Don’t Let It Go (Vincent Herring)
    The Duke (Dave Brubeck) [aaba with a final coda]
    Four Brothers (Jimmy Giuffre)
    Gee Baby, Ain’t I Good to You (Don Redman)[4–4–4–4]
    Grand Central (John Coltrane) [aaba' (8–8–8–12)]
    Honeysuckle Rose (Fats Waller)
    Impressions (John Coltrane)
    If You Could See Me Now (Tadd Dameron)
    I Mean You (Thelonious Monk) [8–8–8–8–tag]
    I Remember August (Ralph Towner)
    In a Sentimental Mood (Duke Ellington)
    In Walked Bud (Thelonious Monk)
    Jacqui (Richie Powell) [8–8–12–8; bridge is in blues form]
    Jeannine (Duke Pearson)
    Jordu (Duke Jordan)
    Killer Joe (Benny Golson)
    Lester Left Town (Wayne Shorter) [16–16–16–16]
    Line for Lyons (Gerry Mulligan)
    Little Sunflower (Freddie Hubbard) [aabbaa]
    Loco Motiv (Larry Gales) [22–22–8–22]

    127
    Maiden Voyage (Herbie Hancock)
    Monk’s Mood (Thelonious Monk)
    Morning (Clare Fischer)
    Naima (John Coltrane) [4–4–8–4]
    Nica’s Dream (Horace Silver) [16–16–16‐16–tag]
    One by One (Wayne Shorter)
    Pensativa (Clare Fischer) [16–16–16–16]
    Pent Up House (Sonny Rollins) [4–4–4–4]
    Prelude to a Kiss (Duke Ellington)
    Satin Doll (Duke Ellington/Billy Strayhorn)
    Seven Steps to Heaven (Victor Feldman) [8–8–8–8 with an interlude between solos]
    Solitude (Duke Ellington)
    Song for My Father (Horace Silver)
    Sophisticated Lady (Duke Ellington)
    So What (Miles Davis)
    Speak No Evil (Wayne Shorter) [14–14–8–14]
    Stablemates (Benny Golson) [aba (14–8–14)]
    Straight Street (John Coltrane) [12–12–12–12]
    Tell Me a Bedtime Story (Herbie Hancock) [aa'ba" (12–12–8–12)]
    This Is for Albert (Wayne Shorter)
    Toy Tune (Wayne Shorter) [8–8–4–8]
    Unit Seven (Sam Jones) [blues with a bridge]
    Up Jumped Spring (Freddie Hubbard) [16–16–8–16 in 3/4]
    Wabash III (John Scofield)
    Well You Needn’t (Thelonious Monk)
    Whisper Not (Benny Golson) [with written out‐chorus]
    Woody’n You (Dizzy Gillespie)
    Yes and No (Wayne Shorter) [14–14–16–14]
    Yesterday and Today (Dario Eskenazi) [16–16–16–18 plus an interlude]
    Форма abac
    Данная структура даёт прекрасную возможность использования более длинных фраз‐
    вопросов и фраз‐ответов: вместо 4‐тактных фраз, характерных для структуры aaba, в abac целесооб‐
    разнее использовать 8‐тактные фразы, дабы композиция не была чересчур суматошной.
    В отличие от структуры, описанной в предыдущем разделе, данная структура содержит толь‐
    ко 2 части a; более того, в ней есть не одна, а целых две дополнительные части – b и c. Это даёт воз‐
    можность рассматривать всю часть a как фразу‐вопрос, а всю часть b – как фразу‐ответ. Таким обра‐
    зом, 8‐тактную часть c можно рассматривать как ещё одну фразу‐ответ.
    Помните: фраза‐вопрос и фраза‐ответ – грамматические фразы, элементы музыкального диа‐
    лога. Как и в разговоре, эти фразы можно разделить паузами для вдохов, не нарушая при этом смы‐
    словой нагрузки.
    В структуре aaba, напротив, содержится целых 3 секции a. Чтобы мелодия не была чрезмерно перегружена повторениями, необходим дополнительный контраст внутри каждой из этих секций.
    Именно поэтому каждая секция a содержит и фразу‐вопрос, и фразу‐ответ (как и бридж).
    Кроме того, дополнительный контраст между секциями структуры aaba обеспечивается мо‐
    дуляцией в бридже.
    Существует и другая, менее очевидная особенность структуры abac: её можно воспринимать состоящей из двух частей – ab и ac.
    Когда мы говорим о структурах длиной более 8 тактов, термин «фраза» теряет свой смысл.
    Наиболее подходящим в данном случае является термин «период». В классической музыке перио‐
    дом называют законченное музыкальное предложение из двух фраз. Однако в джазе этот термин

    128 используется редко. Гораздо чаще говорят что‐то вроде: «В первой половине темы происходит то‐то, а во второй половине – так‐то».
    В большинстве композиций abac кульминация происходит в части c. Взгляните на следующую композицию “For Bill” (посвящённую Биллу Эвансу). Кульминация приходится на 4 такт второй кон‐
    цовки.
    Теперь давайте вновь обратимся к рассмотренной ранее композиции “Diminishing Returns”, написанной по форме abac, но состоящей из асимметричных фраз. Секция a в ней состоит из 12 так‐
    тов, секция b – из 16 тактов, а секция c – из 20 тактов. Кульминация приходится на 34 такт.
    УПРАЖНЕНИЯ
    1.
    Напишите 32‐тактную мелодию abac в F‐мажоре. В секции a используйте запоминающий‐
    ся мелодический ритм. В секции b используйте другой ритм, а в секции c – аналогичный секции a. Свободно используйте секвенции. Кульминацию сделайте в секции c.

    129 2.
    Напишите 32‐тактный джаз‐вальс abac. Используйте 8‐тактные фразы‐вопросы и фразы‐
    ответы.
    3.
    Напишите 64‐тактную самбу abac. Используйте 16‐тактные фразы‐вопросы и фразы‐
    ответы.
    4.
    Напишите 32‐тактную мелодию abac. Секцию a напишите с латино‐пульсацией, секции b и
    c – со свингом.
    Музыкальный материал для раздела «Форма abac»
    A Child Is Born (Thad Jones)
    Airegin (Sonny Rollins) [8–12–8–8]
    All Across the City (Jim Hall)
    Another Time (Alan Broadbent) [8–8–8–10]
    Ceora (Lee Morgan)
    Dig (Miles Davis)
    Donna Lee (Charles Parker) [aba'c]
    Epiphany (Denny Zeitlin)
    Four (Miles Davis)
    In a Mellow Tone (Duke Ellington)
    Isfahan (Duke Ellington/Billy Strayhorn)
    It’s Only Music (Gary Willis)
    Lament (J.J. Johnson)
    Moment’s Notice (John Coltrane) [with written intro; form is 8–8–8–14 including tag]
    Morning of the Carnival (Luiz Bonfa)
    New Girl (Duke Pearson) [8–4–8–8]
    Quasimodo (Charlie Parker)
    Soul Eyes (Mal Waldron)
    Strollin’ (Horace Silver)
    Teaneck (Nat Adderley)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта