Главная страница

Дополнительное образование. Дополнительное образование детей в россии единое и многообразное под редакцией С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеДополнительное образование детей в россии единое и многообразное под редакцией С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019
АнкорДополнительное образование
Дата02.03.2023
Размер1.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDOD_text_print.1.pdf
ТипДокументы
#964293
страница7 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23
.
63
рон с целью поиска эффективных, безопасных и выгодных мо- делей сотрудничества, так и поддержка партнерств со стороны учредителей школ.
По мнению опрошенных экспертов, это в том числе положи- тельно повлияет и на проблему неравенства в доступе к плат- ным образовательным или досуговым мероприятиям для детей, семьи которых не могут позволить себе посещение программ в индивидуальном порядке из-за высокой стоимости участия или удаленности проживания семьи от крупных городов.
Государство, начиная со второго десятилетия XXI в., заяв- ляет о важности поддержки негосударственного сектора до- полнительного образования, в том числе об этом говорится в
Концепции развития дополнительного образования, в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на
2016–2020 гг.
Важным актором содействия развитию неформального об- разования стало Агентство стратегических инициатив по под- держке новых проектов (АСИ). На сегодняшний день различные формы поддержки получили более 50 проектов неформального образования. АСИ оказывает помощь в преодолении админи- стративных барьеров, экспертную и информационно-коммуни- кативную поддержку.
АСИ также выступило инициатором «Кружкового движения», направленного на решение задачи поддержки самодеятельных объединений технических энтузиастов (мейкеров). Проект вы- рос в программу «Кружковое движение» Национальной техно- логической инициативы (НТИ), ориентированной на появление компетентных специалистов в различных группах техноло- гий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до
2035 г. В рамках дорожной карты «Кружкового движения» НТИ в 2017 г. проведен отбор проектов популяризации мейкерства, помощи мейкерам во внедрении и коммерциализации своих разработок и продвижении идей.
64
Глава 1. Система дополнительного образования: основные характеристики и векторы трансформации

1.4. Трансформация системы дополнительного образования
1.4.3. Образовательные инициативы в музеях и центрах современного искусства
В течение последних лет мы можем наблюдать активное разви- тие образовательных инициатив в музеях и центрах современ- ного искусства. Они разворачиваются как в учреждениях, имею- щих длительную историю (например, ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Государственный Дарвиновский музей), так и на новых площад- ках («Гараж», ArtPlay, Мультимедиа Арт Музей и др.), и уже не только в Москве и Санкт-Петербурге, но также в Ярославле, Пер- ми, Туле и других российских городах.
Конечно, музеи традиционно решают просветительские за- дачи. Тем не менее образование как официально заявляемая функция вменяется музеям уже значительно позже — напри- мер, оно не фигурирует в первом определении музея по версии
Международного совета музеев (ICOM), которое было сформу- лировано в 1946 г., зато появляется в более поздней его версии, которая используется и в настоящее время: «Музей — это не- коммерческое учреждение на службе у общества и его развития, открытое для публики, приобретающее, сохраняющее, исследу- ющее, объясняющее и выставляющее материальное и немате- риальное наследие человечества и среды его обитания с целью образования, исследования и удовольствия» [ICOM, 2007].
«Пионерами» в данной области можно считать США и Вели- кобританию, за ними подключались страны Западной и Восточ- ной Европы. Образование в музеях получает импульс к развитию благодаря тому, что приоритетом образовательной политики ста- новится развитие «навыков XXI века», а формальная система об- разования с решением этой задачи «не справляется» [Black, 2012;
Bellamy et al., 2009]. Образовательные инициативы в музеях в первую очередь связаны с музейными коллекциями и тем содер- жанием, которое они представляют: оно может рассматриваться и как удачное дополнение к школьной программе, иллюстрирую- щее лекции учителей, и как самостоятельный интерактивный ма-
65
териал, работая с которым, человек может развивать собственные креативные способности, учиться рассуждать и т.д. [Black, 2012]. За рубежом можно найти различные примеры подобных коллабора- ций между школами и музеями, демонстрирующими стремление выстроить единый образовательный процесс, в котором формаль- ное и неформальное объединяется, чтобы в итоге дать ком- плексный результат, отвечающий национальным приоритетам.
В литературе, как правило, обсуждаются два варианта об- разования в музеях: свободное, неформальное (free-choice le ar- ning) и формальное (в различных форматах).
Свободное образование (free-choice learning) предполагает, что человек приходит в музей и самостоятельно, за счет посе- щения экспозиции, чтения этикеток, прослушивания аудиогида и т.д. узнает для себя новую информацию, изучает коллекцию, приобретает некий новый познавательный опыт. Предполагает- ся, что у человека нет какой-либо сформированной кем-то дру- гим программы, материалов для изучения коллекции — все эти материалы при желании и необходимости он ищет для себя сам
(берет карту музея, аудиогид и т.д.). Формальные программы, соответственно, имеют заранее заданный тематический план и реализуются в формате занятий. Они могут быть разовыми или долговременными, предполагающими переход с одного уровня на другой. Несмотря на то что по описанию формальные про- граммы в музеях напоминают любой другой формат дополни- тельного образования, авторы отмечают, что процесс обучения в рамках музейных программ обладает своими особенностями
[Hein, 2012, p. 340–344] в связи с возможностью прямого досту- па к экспозиции, что дает качественно иной опыт в сравнении с обу че ни ем, например, в школах.
Исследование образовательных практик музеев Москвы вы- являет разнообразие используемых форматов
16
. Проводятся как
16
Представленные выводы основываются на данных исследования
Института образования НИУ ВШЭ в 2014–2015 гг., включавшего серию
66
Глава 1. Система дополнительного образования: основные характеристики и векторы трансформации

1.4. Трансформация системы дополнительного образования разовые мероприятия, так и краткосрочные и долгосрочные про- граммы (циклы занятий). В каких-то местах детские программы существуют как опции в рамках общего образовательного пред- ложения организации, в некоторых же создаются отдельные детские центры, включающие целый комплекс развивающих занятий. Например, в детском центре ГМИИ им. А.С. Пушкина
17
занятия проводятся для детей от 5 до 13 лет, а также для под- ростков. В детских группах, в зависимости от выб ран ной про- граммы, занятия проходят практически весь учебный год один- два раза в неделю. В то же время в музее современного искусства
«Гараж»
18
есть программы для детей возрастом от 3 до 15 лет, каждая программа состоит из 5–10 занятий, что в целом может занимать 1,5–2 месяца, поэтому в течение года вполне можно пройти несколько курсов.
В основном форматы комбинируются, так как это позволяет охватить максимально широкий круг запросов аудитории. Дол- госрочные и краткосрочные программы работают на формиро- вание лояльной аудитории слушателей, готовых после участия в одной программе переходить на новые уровни курсов или на другие программы, а также рекомендовать их своим знакомым, формируя позитивное «сарафанное радио».
Продолжительные по времени программы главным образом формируют престиж организации с точки зрения ее образова- тельной активности в своей сфере, подчеркивают важность реа- ли за ции образовательной миссии организации. Встречаются прецеденты, когда образовательный центр становится сам по себе «брендом», живущим вместе с музеем и имеющим свой от- дельный признаваемый статус в данной сфере.
экспертных интервью с кураторами образовательных программ москов- ских музеев и культурных площадок Москвы и опрос аудитории образо- вательных программ.
17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23


написать администратору сайта