Ежемесячный научнометодический журнал112004
Скачать 2.53 Mb.
|
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1 12 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 13 ризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерными для нее самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер и поведение принцессы и вместе с ней стать иной скромной, покорной, смелой. В возможностях подобных метаморфоз и заключается коррек ционноразвивающий потенциал сюжетно ролевой игры для детей с демонстративным поведением. Если же предпочитаемый ребенком игровой персонаж поведением и личностными чертами социально порицаем, тов этом случае следует всетаки дать возможность ребенку сыграть роль ложного идеала, но потом создать такие условия, где бы он смог воплотить в игре образ положительного героя. Ребенку с демонстративным поведением целесообразно предоставить возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения положительными отрицательным. В этом случае ему проще в роли игрового персонажа отделить свои негативные действия, черты характера от себя самого, сделать их внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысли назначение и, наконец, отказаться от них. Психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры в коррекции агрессивного поведения. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кри чалок») — это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. Например, игра Тир. В ней ребенок ведущий стреляет (бросает мячики) по движущимся мишеням — по другим детям, которые, изображая какуюлибо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой. Или игра Цыплята. Агрессивному ребенку предлагается приготовить корм для цыплят, те. разорвать лист бумаги намел киемелкие кусочки. В играх такого типа и особенно в «молчанках», играх с командами «Стоп!» или Замри агрессивные детине только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками. После игрыосвобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, играупражнение «Где прячется злость. Дети закрывают глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответить на вопросы Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе А гнев? А раздражение А грусть А радость?» Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения на осознание подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре. В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. В этой игре содержатся широкие возможности диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения непосредственно в игре значимых для ребенка затруднений. В режиссерской игре ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклуперсонаж), эта игра решает еще и педагогические коррекционноразвиваю щие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — агрессором, провокатором, «жертвами», «свидетелями», — то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать ив роли жертвы, осознать ее положение Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития. Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные персонажи не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки всеми детьми легко осознаются. В целом этика народной игры усваивается младшими школьниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям незаметно для себя, исподволь, приобретать навыки саморегуляции и самоконтроля. Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что ей предшествует зачин, игровая прелюдия. Таким зачином может быть, например, считалка. Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей. Другая разновидность зачина — жеребьевка. Например, дети испытывают друг друга в молчании, те. бросают жребий кто дольше всех промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для детей с импульсивным поведением. В народной игре агрессивным детям приходится делать усилие над собой. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать Мыс тобой не играем. И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить свое по ведение. Народные игры эффективны ив работе с застенчивыми, робкими детьми, склонными к конформному поведению. Народная игра привлекает этих детей тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли требует инициативы, смелости, сноровки, творчества. Однако на начальном этапе подобное поведение и такие качества вряд ли доступны ребенку с конформным поведением. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые ребята не пассивны. Они также принимают участие в игре, но их ниша пока — роли птенцов, которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для творчества, самостоятельности, активности. Если учитель знает коррекционнораз вивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может так расставить акценты в сюжет норолевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным поведением, но и для всех импульсивных, недисциплинированных, агрессивных икон формных младших школьников. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Вайнер М.Э. Дети. Эмоции. Школа. Обнинск, 2001. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. № 11–12. Медведева И, Шишова Т. Застенчивый невидимка. М, 1997. Михайленко ЛЯ. Организация сюжетной игры в детском саду. М, 2000. Чистякова МИ. Психогимнастика. М, 1990. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М, 1994. Эльконин ДБ. Психология игры. М, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1 14 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 15 пыт организации групповой работы на уроках А.А. ГИНИЯТУЛЛИНА, Сургутская высшая гимназия+лаборатория Салахова, Тюменская область Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться — это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что инкубатором самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили нас в том, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся меняется характер взаимоотношений между детьми исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей. Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям мы стараемся помочь, включая их в групповую работу. Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем ввиду дать каждому ребенку эмоциональную поддержку, без которой многие детине могут добровольно включиться в общую работу класса возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; — опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться цель — планирование — рефлексия. Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения возможность сочетать на уроке обучение и воспитание строить человеческие и деловые отношения с детьми. Остановимся на общих моментах организации групповой работы. При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать стой же тщательностью, что и любой другой навык. (Прекрасный помощник при организации групповой работы — книга ГА. Цукерман «Введение в школьную жизнь (Томск, Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия — речевых клише Ты согласен, Не возражаешь и т.д. Мы назвали их вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Понастоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки (например, «Вы неправильно составили схему, а ход взаимодействия (Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т.д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки. Следующий момент, который требует внимания учителя, — это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно. Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Мы остановились на такой форме подбора членов групп организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4–5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе. Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кого пригласить к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные. Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5–6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами. Мы пошли чутьчуть иным путем. Поскольку в III классе групповая работа проводилась только на уроках русского языка и литературы, состав групп менялся после каждой четверти. Дети выражали недовольство, они хотели продолжать работу в старом составе. В IV классе групповую работу начала использовать и преподаватель математики Т.С. Яковлева (у нас в гимна зиилаборатории с I класса предметное обучение. Целый год мы работали с постоянным составом групп по русскому языку и литературе, а по математике у групп былиной состав. Так мы компенсировали нехватку опыта сотрудничества детей с разными партнерами. Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы. Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения. Эмоционально значимые беседы на нравственные темы, обсуждение проблем взаимоотношений мы вели, разместившись кружком. Дети не боятся обсуждать свои личные проблемы, а класс, конечно, готовим помочь. У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. Мы группа, значит, мы способны действовать, — говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например) организатор — отвечает за работу группы в целом) спикер — выступает перед классом с готовым решением группы) секретарь — записывает высказанные идеи и решения) критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения) контролер — проверяет, всели поняли принятое решение. Вот другой вариант капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Мы остановились на первом варианте. Роль организатора очень сложна и трудна. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, вместе с преподавателем математики был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе, взяв за основу предложенные методистами РО положения алгоритма при разработке проекта. Вот что получилось: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1 16 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 17 Алгоритм движения при выполнении задания в группе. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания. Совместное принятие решения. Анализ решения задания, его оформление. Проговаривание в группе выступления спикера. Представление решения спикером. Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более 15–20 минут в I–II классах, не более минут — в III–IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представит продукт совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М Педагогика, Танцоров СТ. Групповая работа в развивающем обучении. Рига Эксперимент, 1997. Цукерман ГА. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. Цукерман ГА, Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск Пеленг, литературном чтении в четырехлетней начальной школе Л.А. ЕФРОСИНИНА, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт общего среднего образования РАО, заслуженный учитель РФ, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 г. На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы Как маленького человека ввести в мир литературы Как научить читать Как научить любить книгу История знает много поисков и направлений — это и объяснительное чтение, и «литературнохудоже ственное чтение, и воспитательное чтение, классное чтение и внеклассное чтение. Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы. Анализ существующих программ показал, что каждый автор выбирает свой путь, разрабатывая свои концептуальные основы и опираясь как на объективные (требования стандарта, психологические, индивидуальные и возрастные особенности школьника, таки их субъективные (вкус, профессионализм, творчество и избирательность автора УМК) факторы. Для обучения, исходя из уровня подготовки учащихся, выбираются учебномето дические комплекты. На данном этапе, когда на рынке образовательных услуг представлено более десятка утвержденных программ и учебников, выбор программы делает учитель, который знает особенности и возможности своего конкретного класса. Какую взять программу и учебники Да, присуще ствующем многообразии программ, трудно сделать правильный выбор тому или иному учителю. Я расскажу об особенностях своего курса Литературное чтение. Входе работы была решена задача создания полноценного учебнометодического комплекта, обеспечивающего труд ученика и учителя. В УМК вошли программа учебники для учащихся, разработанные к данной программе, имеющие гриф МО и гигиенический сертификат дополнительный материал, разработанный к данному учебнику и позволяющий вести дифференцированную работу с учетом индивидуальных возможностей детей методическое обеспечение труда учителя примерное планирование материала, методические комментарии и советы автора. Очень важным фактором успешного обучения является профессионализм учителя и знание им выбранной программы. Если мы посмотрим немножко назад, то увидим, что в конце ХХ в. существовали программы по классному чтению и внеклассному чтению. Помня о том, что если литература — храма чтение — дорога к нему, мы разработали курс Литературное чтение». Это — не чтение, и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно, научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития — это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. Наша программа позволяет решать, прежде всего, задачи развития эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и привития любви к чтению и книге. Для нас ориентиром были слова М.А. Рыбниковой: Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка литературное чтение — почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания. Литературное чтение — это многоаспектный предмет, имеющий специфические особенности сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями работы с произведением и детской книгой работа над текстом как речеведческой единицей и литературным произведением как искусством слова сего специфической структурой и жанровыми особенностями одновременная работа над языком произведения и над речью детей сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения сочетание знаний о тексте и различение художественного, научнопознаватель ного произведения формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг освоение литературных произведений сочетается с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира аналитические и синтетические действия с произведением опираются на практические действия, и что вне формы, изобразительную деятельность, в которой отражается глубина и самостоятельность восприятия произведения в материалах представлены во взаимосвязи все виды речевой деятельности детей — слушание, чтение, говорение, письмо. Курс литературного чтения построен с учетом основных концептуальных положений, разработанных по проекту Начальная школа XXI века, главной задачей это |