Главная страница
Навигация по странице:

  • Примеры и оПисание метамотивов По а. маслоу метамотивы описание

  • _Евтихов О.В., Психология управления персоналом. Евтихов О. В. Е27


    Скачать 5.39 Mb.
    НазваниеЕвтихов О. В. Е27
    Дата10.03.2023
    Размер5.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Евтихов О.В., Психология управления персоналом.pdf
    ТипДокументы
    #978862
    страница16 из 26
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26
    Глава 19
    КОнЦеПЦия МОтиваЦии
    в гуМанистиЧесКОЙ теОрии
    лиЧнОсти а. МаслОу
    Мотивационная концепция А. Маслоу является, пожалуй, одной из са- мых популярных среди мотивационных теорий и представляется в боль- шинстве учебников по управлению и менеджменту. Однако приходится констатировать, что часто она приводится в сокращенном виде: ограничи- ваются лишь описанием модели базовых потребностей. Такое представле- ние концепции мотивации Маслоу не раскрывает всей полноты его гумани- стической теории, поэтому рассмотрим ее более подробно.
    Гуманистическая теория личности разработана группой персонологов под руководством А. Маслоу. Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold
    Maslow, 1908–1970), доктор наук. С 1951 до 1969 г. занимал должность про- фессора психологии университета Брандейс (США). Маслоу широко изве- стен по множеству публикаций в области гуманистической психологии.
    Гуманистическая теория личности во многом разрабатывалась как про- тивопоставление бихевиористической теории Б. Ф. Скинера, а также пси- хоаналитической теории З. Фрейда, не рассматриваемой в данном разделе, но имеющей значительное развитие и влияние в рамках персонологии.
    В отличие от бихевиористического подхода, во многом пропагандирую- щего обусловленность человеческого поведения, в гуманистическом под- ходе человек представляется как мыслящее, решающее и свободно выби- рающее свои действия существо. Как сказал Ж. -П. Сартр: «Человек не что иное, как то, что он сделал из себя сам».
    Сердцевиной гуманистической теории личности А. Маслоу являются мотивационные процессы. Автор описывал человека как «желающее су- щество», которое редко достигает состояния полного, завершенного удо- влетворения. При этом мотивационную систему человека он сравнивал с
    «психологическим скелетом», на котором, по аналогии со скелетом тела, держится вся психическая активность человека. Жизнь полноценно функ- ционирующего человека, согласно Маслоу, характеризуется тем, что он почти всегда чего- то желает и к чему- то стремится. Если одна потребность удовлетворена, то на поверхность всплывает другая и направляет наше вни- мание и усилия. Когда человек удовлетворяет и ее, то еще одна потребность

    211
    Глава 19. Концепция мотивации в гуманистической теории личности А. Маслоу требует своего удовлетворения. При этом сами потребности нейтральны, они не могут быть изначально злы или добры. Доброта или злоба по отноше- нию к другим людям проявляется в том, как конкретные потребности реа- лизуются в мотивах и действиях конкретного человека.
    В контексте гуманистической теории А. Маслоу эффективное управ-
    ление сотрудниками и воспитание личности профессионалов зависит от рационального использования руководителем знаний о типе ведущей моти- вации сотрудников и поддержке их на пути к самоактуализации.
    А. Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в которой раз- личил базовые потребности и мета- потребности. Модель базовых потребно- стей человека уже была рассмотрена в разделе «Мотивационные теории в практике управления». Вспомним ее компоненты, начиная с нижележаще- го уровня: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности и защиты; 3) социальные потребности; 4) потребности в уважении и при- знании; 5) потребности самовыражения и самоактуализации
    79
    Согласно теории А. Маслоу, базовые потребности организованы иерар- хически и для того, чтобы актуализировался более высокий уровень потреб- ностей, необходимо более- менее устойчивое удовлетворение потребностей ниже расположенного уровня.
    За отправную точку при создании мотивационной теории автором при- нимаются специфические физиологические потребности (в пище, воде, сне, сексе и т. п.), которые также принято называть физиологическими по- зывами. Эти потребности являются основными мотиваторами поведения при их неудовлетворенности. Однако после устойчивого удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индиви- дуума занимают потребности в безопасности (
    в стабильности; в зависимо-
    сти; в защите; в свободе от страха и тревоги; потребность в структуре,
    порядке, законе, ограничениях).
    После того как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируются соци-
    альные потребности (потребность в любви, привязанности, принадлежно-
    сти и т. п.), и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна со- циальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой зна- чимой и самой важной для человека.
    После того как у человека реализованы социальные потребности, для него становится актуальным уровень потребностей в уважении и признании
    (
    в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств; каж-
    дому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность
    уважать самого себя). Для человека становится важно не только находиться в обществе, но и чтобы это общество его признавало и ценило. Потребности этого уровня подразделяются на два класса: а) самоуважение; б) уважение
    79
    См. подробно:
    Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

    Раздел VI. Психология персонального управления
    212
    окружающих. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием
    «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независи- мости и свободы. Во второй класс включены потребности в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), по- требность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Оба эти класса взаимосвязаны. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудо- влетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уны- ния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.
    Но даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности че- ловека удовлетворены, он вскоре вновь может почувствовать неудовлетво- ренность, например, оттого, что он занимается совсем не тем, к чему пред- расположен. Человек чувствует, что он должен соответствовать собствен- ной природе. Музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек стремится быть тем, кем он может быть. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации
    (стремление человека к
    самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций).
    Поднимаясь по этим незримым мотивационным ступенькам, человек может достичь уровня самоактуализации, который является самым верхним в данной модели. Считается, что человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих способностей, возможностей и та- лантов. Иными словами, самоактуализироваться — значит достичь верши- ны своих возможностей в самореализации. При этом самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании каких- либо произведений искусства, научных открытий и т. п.
    Каждый человек независимо от рода занятий потенциально может актуали- зировать свой потенциал, воплотить свои возможности в действительность, выполняя наилучшим образом то, что он делает. Например, токарь у станка может стать совершенным токарем, врач — идеальным врачом и т. д. Однако далеко не каждому это удается. Причины этого А. Маслоу объяснял следую- щим образом: во- первых, не многим людям удается осознать действительно свое «предназначение». А во- вторых, на человека оказывают сильное нега- тивное влияние потребности в безопасности. На пути к самоактуализации человеку необходимо быть готовым к изменению, рисковать и ошибаться.
    А большинство людей не готовы отказываться от старых привычек и склон- ны придерживаться привычного стиля поведения.
    Рассматриваемая модель базовых потребностей привлекательна своей внутренней логичностью. Однако с сожалением можно признать, что неред- ко попытки представления теории мотивации А. Маслоу в различных обла- стях практического знания во многом являются наглядно- спекулятивными и ограничиваются только рассмотрением модели базовых потребностей,

    213
    Глава 19. Концепция мотивации в гуманистической теории личности А. Маслоу что существенно ограничивает понимание всей теории. Не случайно теория называется «мотивационной», а не «потребностной».
    Человек в своей жизни движим не просто потребностями, а эти потреб- ности у него преобразованы во множественные мотивы
    80
    , чем он и отлича- ется от животных. В психологии мотив представляется как опредмеченная потребность. Более полно это понятие можно раскрыть следующим образом.
    Мотивэто побудительная причина поведения и действий человека,
    возникающая под воздействием его потребностей и жизненного опыта
    и представляющая собой образ желаемого человеком блага.
    Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, ха- рактеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достиже- ния данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой на- стоящего положения.
    Поведенческий акт человека может быть детерминирован множеством мотивов. Так, человек ест для того, чтобы избавиться от чувства голода, но это не единственная причина. Он также ест и потому, что стремится к ком- форту и к безопасности, а возможно, и просто за компанию в ресторане, или пытается таким образом удовлетворить или компенсировать иные свои потребности. Человек работает не только для того, чтобы заработать деньги или иное внешнее вознаграждение и т. п. Да и не за всяким поведенческим актом обязательно стоит какой- то мотив. Есть и иные детерминанты пове- дения, например внешняя среда. Поэтому знание базовых потребностей, свойственных людям вообще, немного дает в понимании конкретного че- ловека, его жизненных мотивов, стремлений и ценностей. Актуальные по- требности у двух людей могут быть одинаковые, но закрепленные за ними мотивы — различны. Так, один человек может реализовывать потребность в самореализации общественно полезными способами, а другой — асоциаль- ными. Для примера можно представить и другие обобщенные мотивы:
    • мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми;
    • мотив избегания неудачи — стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми;
    • просоциальные мотивы — мотивы поведения человека, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро;
    • мотив преступления — непосредственная внутренняя побудительная причина преступного деяния.
    Поэтому для объяснения и предсказывания поведения конкретного че- ловека необходимо понимание не только его актуальных потребностей, а в первую очередь того, как они представлены в его системе мотивации, кото- рая зависит от его личного опыта, сформирована в процессе его воспитания и индивидуального жизненного пути.
    80
    Мотив (от
    лат. moveo — двигаю) — материальный или идеальный предмет, достиже- ние которого выступает смыслом деятельности человека.

    Раздел VI. Психология персонального управления
    214
    В своей мотивационной теории А. Маслоу разделил мотивы человека на две категории: дефицитарные мотивы (Д- мотивы) и бытийные мотивы (Б- мо- тивы). Последние также называются мотивами роста или мета мотивами. Де- фицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, ко- торые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. При этом дефицитарные мотивы являются стойкими детерми- нантами поведения человека и во многом направлены на снятие напряжения посредством удовлетворения дефицитарных потребностей, в основном отно- сящихся к нижним уровням модели базовых потребностей.
    В отличие от дефицитарных мотивов, мета мотивы («мета» означает
    «сверх» или «после») имеют, как правило, отдаленные цели, связанные со стремлением человека воплотить свои возможности и стремления в действи- тельность. При этом мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний, которые связаны с уменьшением психологиче- ского напряжения, а во многом направлена на увеличение этого напряже- ния. Так, сотрудник, который выбирает более сложную работу потому, что хочет расширить свой профессионализм, в большей степени демонстриру- ет именно мета- мотивацию. При этом А. Маслоу отмечал, что мета- мотивы приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной и устойчивой мере удовлетворены дефицитарные мотивы.
    В соответствии с ведущим влиянием на того или иного человека дефи- цитарных либо бытийных мотивов А. Маслоу описал дефицитарную жизнь людей («Д- жизнь») и бытийную («Б- жизнь») следующим образом:
    «Дефицитарная жизнь» — это в основном стремление удовлетворить су- ществующий дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, ориен- тированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлет- ворение. Выражение «Живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить» выражает позицию дефицитарно ориентированного челове- ка. Маслоу отмечал, что Д- жизнь превращает человека в обыкновенного ре- спондента, просто реагирующего на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей и рутинные каждодневные события. Она характеризуется рутиной и однооб- разием, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такие люди обычно выполняют монотонную работу с восьми утра до пяти вечера, приходят домой к своим семьям, ужинают, укладывают детей спать и смотрят телевизор. Ничто не вдохновляет их. Они предпочитают безопасность уме- ренных и не требующих много сил достижений истинно честолюбивым це- лям, которые потребовали бы от них полностью раскрыть себя. Фактически им не удалось переступить порог самоактуализации.
    «Бытийную жизнь» можно определить как усилие или рывок, когда че- ловек стремится использовать свои способности в полную силу. А. Маслоу отмечал, что во время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний.
    Б- образ жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие момен- ты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости,

    215
    Глава 19. Концепция мотивации в гуманистической теории личности А. Маслоу индивидуальности и наполненности. Нет нужды говорить, что такие момен- ты редки в жизни среднего человека, и поэтому, когда они наступают, их нелегко распознать. Для большинства из нас их уносит потоком памяти как нечто неважное в огромное хранилище тех прошлых событий, на которые мы едва обращаем внимание
    81
    Следует отметить, что характерным отличием гуманистической теории
    А. Маслоу является то, что ее автор акцентировал особое внимание на изу- чении психологии «психически здорового» человека, в то время как боль- шинство других теорий личности были разработаны во многом на эмпири- ческом материале психически нездоровых людей. Маслоу был убежден, что мы не сможем понять, что такое «психическое заболевание», пока не пой- мем психическое здоровье, и прямо заявлял, что изучение увечных и нездо- ровых людей может дать в результате только «увечную» психологию.
    В 1968 г. на основе анализа результатов многочисленных исследований
    Маслоу описал ряд метамотивов роста, или бытийных ценностей самоак- туализированных людей (табл. 11).
    Таблица 11
    Примеры и оПисание метамотивов По а. маслоу
    метамотивы
    описание
    Целостность
    Стремление к единству, взаимосвязанности, организованности, структуре, порядку и т. п.
    Законность
    Незапятнанность, соблюдение норм, порядок, долженствование и т. п.
    Справедливость Честность, порядок, законность
    Истина
    Честь, долженствование, завершенность и т. п.
    Простота
    В жизни и общении наиболее преимущественно ценятся искренность, открытость и т. п.
    Игра
    Стремление к развлечению, забавам, удовольствию, ценность юмора и т. п.
    Опора на себя
    Ценными являются: самостоятельность, независимость, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам и т. п.
    Завершение
    Важными являются: окончание, финал, утверждение, исполнение и т. п.
    Метамотивы могут быть очень устойчивыми и в значительной мере де- терминировать деятельность и поступки человека. Например, адвокат, име- ющий в своей деятельности такую выраженную бытийную ценность, как
    «справедливость» (честность, порядок, законность), может быть искренне занят поисками именно справедливости, а не престижа, власти или богат- ства, и, соответственно, не реагировать на искушения последними. Для дру- гого человека доминирующей ценностью является истина и т. п.
    Согласно А. Маслоу, метамотивы не имеют иерархии, они одинаково сильны и могут замещаться один другим при возникновении такой необ- ходимости в жизни. Однако он утверждал, что метамотивация невозможна
    81
    См. подробнее:
    Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. 607 с.

    Раздел VI. Психология персонального управления
    216
    до тех пор, пока человек устойчиво не удовлетворил дефицитарные потреб- ности. При этом метамотивы должны реализовываться человеком так же, как и другие потребности, если он хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Поэтому в своей теории он вы- делил отдельный кластер — метапотребности.
    А. Маслоу полагал, что люди в своем большинстве не становятся мета- мотивированными потому, что метапотребности, в отличие от дефицитар- ных, не всегда переживаются как осознанное желание. Соответственно, че- ловек не всегда осознает, что депривируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными потребностями. Однако независимо от того, переживает непосредственно человек свои метапотребности или нет, это не влияет на тот факт, что их неудовлетворение подавляет рост и функ- ционирование здоровой личности. К тому же фрустрация метапотребно- стей может вызвать у человека психическое заболевание, которое Маслоу описывал как метапатологии, проявляющиеся в таких состояниях, как апа- тия, отчуждение, депрессия и цинизм. Он предположил, что многочислен- ные симптомы, связанные с избыточным потреблением, также свидетель- ствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как стремление жить только сегодняшним днем; неспособность глубоко любить кого- нибудь; нежелание видеть что- либо ценное и достойное в жизни; неэтичное поведение и т. п.
    Человек, страдающий метапатологией, часто сам не замечает этого, но может смутно чувствовать, что ему чего- то не хватает в жизни. Например, отрицание такой метаценности, как «истина, реальность», может сделать человека подозрительным и боящимся других. А у человека, лишенного когнитивных метапотребностей или отрицающего их, ослабевает здоровое чувство любопытства.
    Ниже приведены дополнительные примеры специфических метапато- логий как результата фрустрации метапотребностей по А. Маслоу:
    • недоверие, цинизм, скептицизм;
    • вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса;
    • утрата чувства собственного «Я» и индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным;
    • гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм;
    • перекладывание ответственности на других;
    • бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни
    82
    Согласно А. Маслоу, метамотивированные люди очень заинтересованы в том, что происходит в мире, и открыты новым знаниям. Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющиеся, а готовы их постигать и удив- ляться им. Он провел обширное исследование самоактуализирующихся лю- дей с целью обнаружить, какие характеристики отличают их от большинства людей. При этом, определяя состав этой группы, он обнаружил, что такие люди весьма редки. В число самоактуализирующихся людей были включе- ны некоторые исторические персонажи (Линкольн, Джефферсон, Уитмен,
    82
    Приведено в сокращенном виде по:
    Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Пи- тер, 2008. 607 с.

    217
    Глава 19. Концепция мотивации в гуманистической теории личности А. Маслоу
    Торо, Бетховен и др.), более современные известные люди (Рузвельт, Эйн- штейн и др.), а также некоторые друзья и знакомые ученого. В результате анализа полученных данных Маслоу описал общие характеристики само- актуализирующихся людей, в том числе: они ориентированы на реальность; они принимают себя и других людей, а также природный мир такими как есть; в них есть некоторая отстраненность и потребность в уединенности; они центрированы на проблеме, а не на себе; их оценка людей и вещей не стереотипная; они самостоятельны и независимы; большая их часть имела глубокие мистические или духовные переживания, но не обязательно ре- лигиозные; они отождествляют себя с человечеством; их близкие отноше- ния с некоторыми особенно любимыми людьми не поверхностны, а глубоки и эмоциональны; они не смешивают средства и цели; их чувство юмора не агрессивно, а философично; они обладают большими творческими ресурса- ми; они не смиряются со средой, а превосходят ее
    83
    В окончании рассмотрения мотивационной концепции А. Маслоу мож- но отметить, что она значительно расширила понимание того, что лежит в основе стремления людей к деятельности. Так, ранее в менеджменте клас- сическими инструментами стимулирования были исключительно экономи- ческие стимулы, которые во многом охватывали потребности низших уров- ней. Впоследствии руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется более широким спектром их потребностей и эффективнее влиять на мотивацию работника, если учитывать, какие именно потребности наиболее актуализированы у него в настоящее время.
    В настоящее время для стимулирования работников посредством удо- влетворения их базовых потребностей высших уровней предлагаются и ис- пользуются следующие методы
    84
    :
    Удовлетворение социальных потребностей:
    • обеспечение сотрудникам возможности профессионального общения;
    • создание в коллективе командного духа;
    • стимулирование образования общественных объединений, а также не- формальных групп, если последние не наносят ущерба организации;
    • проведение с подчиненными периодических собраний, совещаний.
    Удовлетворение уровня потребностей в уважении:
    • предложение соответствующим сотрудникам более значимых и ответ- ственных поручений;
    • поощрение сотрудников за высокие результаты (в том числе нематери- альное: благодарности, грамоты);
    • привлечение сотрудников к постановке задач и выработке управленче- ских решений.
    Удовлетворение уровня потребностей в самореализации:
    • поощрение творческого подхода сотрудников к работе;
    • делегирование подчиненным дополнительных полномочий;
    83
    См. подробнее:
    Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. 607 с.
    84
    См. подробнее:
    Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Виль- ямс, 2007. 672 с.

    Раздел VI. Психология персонального управления
    218
    • создание института системы повышения квалификации и переподго- товки сотрудников;
    • создание прозрачной системы продвижения подчиненных по «служеб- ной лестнице».
    При использовании теории мотивации в практике управления полезно понимать, что базовая потребность, после того как она полностью удовлет- ворена, уже не может влиять на поведение человека и организовывать его деятельность.
    Сам А. Маслоу писал: «Я почти готов утверждать, что человек, удовлет- ворив какую- либо свою базовую потребность, будь то потребность в любви, в безопасности или в самоуважении, лишается ее. …Если нас интересует, что в действительности движет человеком, а не то, каким он был, то мы долж- ны признать, что удовлетворенная потребность не может рассматриваться как мотив… Невозможно понять сущность человека, не ответив на вопрос:
    „Что нужно этому человеку от жизни, чего он ищет в ней“»
    85
    . На практике эта закономерность проявляется в том, что мотивация работников заметно снижается при полной предоплате выполняемой ими работы.
    В то же время нужно учитывать, что вряд ли человек сможет стать твор- чески относящимся к делу профессионалом, если он вынужден постоянно и навязчиво думать о том, как ему прокормить семью, обеспечить себя хоть каким- то жильем и т. п. А. Маслоу утверждал, что человека, устойчиво не- удовлетворенного в какой- либо из базовых потребностей, мы должны рас- сматривать как «нездорового» человека. Он писал: «…нас ничто не останав- ливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки ви- таминов и микроэлементов. Но кто сказал, что нехватка, например, любви менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов?».
    86
    К сожалению, даже добившись устойчивого достатка, такой человек может «застрять» на этом уровне и продолжать накапливать исключительно материальные цен- ности. Этот феномен нашел свое отражение в сформулированном Гордо- ном Олпортом принципе, который гласит: средство достижения цели порой может подменить собой эту цель и само по себе стать источником удовлет- ворения.
    Сам А. Маслоу в качестве главной движущей силы здорового человека называл потребность в развитии и актуализации заложенных в нем способ- ностей. Если человек в раннем детстве был окружен любовью, вниманием и заботой близких людей, если его потребности в безопасности, в принад- лежности и любви были удовлетворены, то, став взрослым, он будет более независим от этих потребностей, чем среднестатистический человек. Силь- ный, здоровый, автономный человек не боится осуждения окружающих людей, он не ищет их любви и не заискивает перед ними, и эта его способ- ность обусловлена чувством базового удовлетворения. Испытываемые им чувство безопасности и причастности, его любовь и самоуважение функ- ционально автономны или, говоря другими словами, не зависят от факта
    85
    Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
    86
    Там же.

    Глава 19. Концепция мотивации в гуманистической теории личности А. Маслоу удовлетворения потребностей, лежавших в их основе. Поэтому попытка управлять таким человеком, опираясь лишь на эти потребности, малоэф- фективна. Действительно эффективное управление и воспитание личности профессионала может быть основано на поддержке такого человека на его пути к самоактуализации. Только в этих условиях может сформироваться хороший профессионал, приверженный своему делу. Однако это предъяв- ляет высокие требования к профессионально- психологическому отбору со- ответствующих сотрудников.

    220
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26


    написать администратору сайта