_Евтихов О.В., Психология управления персоналом. Евтихов О. В. Е27
Скачать 5.39 Mb.
|
Глава 25 МастерствО ПуБлиЧнОгО вЫстуПления Управленческая деятельность руководителя во многом связана с раз- личного рода публичными выступлениями на собраниях, конференциях, бизнес- презентациях и других подобных мероприятиях. Сложно предста- вить себе руководителя, никогда не выступающего перед сотрудниками, партнерами или потребителями. Кроме того, без успешных публичных выступлений и самопрезентации невозможно становление в лидерском статусе в коллективе. Поэтому овладение мастерством публичного высту- пления — одна из важнейших задач профессионально развивающегося ру- ководителя. Прежде чем перейти к процессуальным вопросам публичного выступления, рассмотрим мероприятия по его подготовке. Подготовка к выстуПлению Успех публичного выступления определяется не только мастерством ора- тора, но и качеством подготовки к этому выступлению. Подготовка к высту- плению включает три взаимодополняющих этапа: 1) ориентационный — фор- мирование представления о целях выступления, особенностях слушателей, условиях его проведения и т. п.; 2) содержательный — проработка содержа- ния самого выступления; 3) психологический — формирование эмоциональ- но- психологической готовности к выступлению (если есть необходимость). Ориентационная подготовка к выступлению. На ориентационном эта- пе подготовки необходимо определиться относительно: • собственных целей выступления и критериев оценки его результатив- ности; • особенностей аудитории слушателей, ее численности, состава и ожида- ний; • места и условий выступления. Собственные цели выступления и критерии оценки его результатив- ности. Прежде чем разворачивать активную работу по подготовке к высту- плению, необходимо прояснить собственные представления относительно целей выступления и критериев оценки положительного результата. Для этого полезно ответить на три вопроса: «Что я хочу сообщить аудитории?», Раздел VIII. Формы и технологии управленческой деятельности руководителя 266 «Какую реакцию я хочу получить от аудитории?», «По каким факторам я буду оценивать свое выступление?» Все эти вопросы взаимосвязаны, а отве- ты на них станут критериями подготовки содержания самого выступления. При этом, конечно же, психологически важной целью выступления оратора является получение чувства удовлетворенности от выступления, чувства успеха. Но это чувство формируется по соответствию полученного результата и ранее сформированных ожиданий. Поэтому особое значение имеет осознание того, по каким факторам вы сами будете оценивать свое выступление? Что нужно вам и, соответственно, что должно произойти, чтобы вы сказали себе: «Я выступил хорошо». Если нужна соответствую- щая реакция аудитории, то какая именно? Готовность присутствующих на месте заказать товар или аплодисменты? Проявление интереса к вам лично или что- либо иное, если да, то что? Работа с собственными ожиданиями, их осознание, определение крите- риев успешности выступления являются важным этапом подготовки. Пра- вильное определение желаемого результата позволит верно выстроить путь к нему, соответствующим образом сформулировать задачи, последователь- но их выстроить, решить, на что следует обратить внимание слушателей; определить, что необходимо сделать вам, чтобы слушатели действительно отметили и запомнили то, что вы хотите до них донести. Особенности аудитории.Также на этапе подготовки к выступлению необходимо определиться относительно численности, состава и ожидания слушателей. Выступление организуется с определенной целью, но слуша- тели тоже имеют свои интересы, мнения и ожидания, и чтобы эффективно донести материал, необходимо понять их. Численность аудитории. В социальной психологии выделяют три типа аудитории, в зависимости от численности: малая аудитория (группа до 12– 15 человек); средняя аудитория (группа до 50–100 человек); большая ауди- тория (больше ста человек). Для оратора важно понимать, что реакция аудиторий разной численности различна, поэтому и преподнесение материала должно быть специфичным. Одна из закономерностей состоит в том, что по мере увеличения численности аудитории она становится все более однородной. Другая закономерность — чем больше слушателей, тем меньше они реагируют на информацию и боль- ше на человека, который эту информацию им презентует. Соответственно, малая аудитория больше годится для детальных и обстоятельных дискуссий, в которые каждый участник может вносить свои идеи в обсуждение. В то же время большая аудитория более склонна сливаться в одну «безликую массу», реагирующую на выступающего как единый организм. Выступление в боль- шой группе более монополизировано оратором, вопросы в ней обычно зада- ются в соответственно отведенное для этого время. Состав аудитории. Также необходимо уточнить предполагаемый состав аудитории. Является ли она уже сформированным коллективом со своими традициями, нормами и лидерами, или это группа, специально сформиро- ванная для рассмотрения заявленной проблемы, темы, вопросов? В первом 267 Глава 25. Мастерство публичного выступления случае лидеры или претендующие на этот статус люди нередко стремятся закрепить свои лидерские позиции за счет выступающего (за счет присое- динения к нему или за счет противопоставления себя и его). Все зависит от степени успеха выступления и владения навыками управления аудиторией. Интересы и ожидания аудитории. Чтобы достичь поставленной цели выступления, оратору необходимо не только знать, что хочет он, но и хо- рошо представлять, чего хотят и ожидают от выступления слушатели, что для них ценно и значимо. При подготовке выступления перед профессио- нальной группой необходимо, по мере возможности, повысить свою компе- тентность в специфике данной профессиональной деятельности, уточнить важные события, случившиеся в этой сфере, и т. п. Место и условия выступления. Необходимо заранее прояснить место вы- ступления, а если есть такая возможность, то самому повлиять на его выбор. Что это будет, небольшая аудитория или актовый зал с дорожками, сценой, большой трибуной, микрофоном и усилительной аппаратурой? Есть ли усло- вия для презентации, если да, то как расположена соответствующая аппара- тура (клавиатура, экран)? По возможности лучше все это увидеть лично. Содержательная подготовка к выступлению. В структуре выступления принято выделять три основные структурно- логические части: вводную, основную и заключительную. Части должны быть взаимодополняющими и в совокупности представлять собой единое целое, стержнем которого яв- ляется основная идея — замысел выступающего. При этом каждая компо- зиционная часть выступления имеет не только содержательный, но и пси- хологический смысл. Вводная часть. Вводная часть выступления имеет наибольшее психоло- гическое значение. На этом этапе многие слушатели определяются, сосре- дотачиваться ли им на выступлении далее или можно сразу отвлечься. Основные цели вводной части: а) установить психологический контакт с аудиторией, завоевать ее доверие; б) вызвать интерес аудитории к теме сообщения, овладеть ее вниманием и подготовить благоприятную психоло- гическую почву для дальнейшего восприятия содержания выступления. Основная часть. В основной части всесторонне раскрывается тема вы- ступления. Это возможно достичь, если интерес, внимание и доверие, сфор- мированные в вводной части, удастся сохранить на протяжении всего вы- ступления. Алгоритм подготовки основной части выступления может быть различ- ным и индивидуальным для каждого оратора. В качестве одного из вариан- тов можно представить следующий: • выделите главную идею вашего выступления (с учетом вашей цели и имеющихся представлений от ожиданий аудитории); • определите составные части (модули, темы), посредством которых вы сможете раскрыть содержание темы и донести главную идею; • продумайте содержание каждого модуля в отдельности. При необходи- мости проработайте необходимые текстовые материалы; • определите, какие модули будут основными, а какие резервными; Раздел VIII. Формы и технологии управленческой деятельности руководителя 268 • создайте примерный план последовательности основных модулей; • сформулируйте ключевые фразы, которые отражают основные мысли каждого модуля (или которые, по вашему замыслу, должны запомнить слушатели в каждом модуле); • продумайте или найдите иллюстрирующие примеры; • подготовьте необходимый презентационный и раздаточный материал. Заключительная часть. Выступление важно правильно начать, но и пра- вильно закончить. Поэтому заключение следует так же тщательно прорабо- тать, как и другие разделы речи. Обычно в заключительной части: а) фиксируются основные мысли и результаты; б) оформляются представления слушателей о том, чем им мо- гут быть полезны полученные знания, как и в каких областях их можно при- менить; в) где можно найти или получить дополнительную информацию; г) слушатели подводятся к определенным выводам и к готовности действо- вать, если это необходимо. психологическая подготовка к выступлению. Для аудитории важно не только то, что человек говорит, но и то, как он это говорит. Слушатели легко распознают, верит ли сам выступающий в то, что он говорит, и насколько для него самого значима эта информация. На основе этого многие из них решают для себя, как им относиться к полученной информации и стоит ли доверять ей. Поэтому для успешности выступления важно не только хорошо содержатель- но подготовиться к выступлению, но и сформировать психологическую готов- ност, в том числе преодолеть возможное волнение и неуверенность в себе. На формирование психологической готовности оказывает влияние на- личие точной информации об условиях выступления (месте, аудитории, слушателях и т. п.), полученной на ориентационном этапе подготовки к вы- ступлению. В особо значимых случаях полезно воспользоваться возможно- стью (если таковая есть) и лично съездить на место и посмотреть внешние условия. Что касается неуверенности и волнения, нередко проявляющихся не- посредственно перед выступлением, то с ними можно справиться посред- ством приемов и психотехник, например таких 95 : • Подышите медленно и глубоко. Это дыхание спокойного человека. Наше состояние и дыхание взаимосвязаны. Когда мы волнуемся, мы дышим поверхностно и часто. Изменив дыхание, можно изменить и состояние. • Любая физическая активность снимает нервное напряжение. Поэто- му, если есть возможность двигаться, то пройдитесь быстрым шагом. Можно поприседать или помахать руками (желательно без свидетелей). Однако не следует это делать непосредственно перед выходом, необхо- димо успеть восстановить дыхание. • Интенсивно подвигайте челюстью взад- вперед 15–20 раз. Предполага- ется, что в результате таких движений раздражаются корешки блуж- дающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему 95 Источник: Гандапас Р. Камасутра для оратора. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 272 с. Текст изменен. 269 Глава 25. Мастерство публичного выступления и приводит к выбросу норадреналина, снимающему повышенное на- пряжение. • Если вы сидите в ожидании вашего выхода, то опустите руки и расслабь- те их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол. Теперь то напряжение, которые вы испытываете, направьте через ваши руки в землю и прочувствуйте, как оно уходит. • Поболтайте кистями, интенсивно подвигайте пальцами, разомните руки. Нередко человек в ситуации стресса это делает интуитивно. Гим- настика кистей рук позволяет не только снизить сковывающий эффект волнения, но стимулирует работу речевого аппарата и повышает сооб- разительность. • Вообразите, будто сейчас на вас тяжелая шинель с генеральскими пого- нами, почувствуйте ее тяжесть. Когда человек напуган, он инстинктив- но поднимает плечи и наклоняет вперед голову, как бы вжимая ее в пле- чи. Поскольку связь с мышцами тела имеет двухсторонний характер, то, воздействуя на тело, мы можем изменять и эмоциональное состояние. Поэтому вообразите себя генералом в тяжелой шинели, опустите пле- чи, поднимите подбородок, выпрямите спину. И вперед! Приемы и Психотехники ПуБличного выстуПления Начало выступления. Выступление начинается не тогда, когда доклад- чик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента пре- доставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступа- ет порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. И у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важ- ный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией. Формирование зрительного контакта с аудиторией. Чтобы стать инте- ресным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотех- ник для этого — формирование зрительного контакта. После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не нуж- но спешить и сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать не- большую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколь- ко секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них. А если вы во время выступления во- обще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, кото- рый не принято делать «без бумажки». При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды. Раздел VIII. Формы и технологии управленческой деятельности руководителя 270 При формировании и поддержании зрительного контакта полезно по- нимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безраз- личие или страх? Глаза — это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас. Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление. Варианты вступления. Успех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяются, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. Ниже приводится ряд приемов, которые могут использовать- ся на этапе вступления. • Интересный факт. Прием заключается в формировании интереса ау- дитории к вашему выступлению через привлечение ее внимания к ин- тересному факту, имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что…» или «Задумывались ли вы когда- нибудь над тем, что…» и т. п. • Презентация выступления. В этом случае выступающий презентует структуру и регламент своего выступления. Это может быть обозначе- ние основной темы выступления и формулирование «правил взаимодей- ствия». Например: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о… В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления». • Вопрос или цепочка вопросов. Любые вопросы (если они приняты) за- пускают активность мышления по формированию ответов. Однако не следует рассчитывать на активность аудитории в самом начале высту- пления и дожидаться ответов. Поэтому на этом этапе полезно задавать вопросы, не требующие вербального ответа. • Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Однако эта связь обязательно должна проявиться. Существует серьезное ограничение этого прие- ма — шутка или анекдот должны быть обязательно привлекательными и вызвать оживление (улыбку, смех). Неудачная попытка пошутить в начале выступления существенно ухудшает положение оратора. • Комплимент аудитории. По определению комплимент — это выраже- ние одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно вы- сказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благо- дарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе компли- мент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть. При этом не обязательно высказывать комплимент непосред- ственно присутствующим персонам. Он может быть высказан и в от- ношении значимых для них объектов, с которыми они отождествляют себя (их профессии, компании, в которой они работают, миссии, кото- рую они выполняют, их детям и т. п.). 271 Глава 25. Мастерство публичного выступления Приемы привлечения и удержания внимания аудитории. В процессе вы- ступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания, подробно описанные в социальной психологии. Вот некоторые из них: • Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изме- нении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столь- ко абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, вы- ступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и про- должил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял непод- вижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а за- тем на время остановился и т. п. • Обращение к актуальным проблемам и событиям. У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая со- вокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внима- ния в данном приеме является значимость информации в данный момент. • Обращение к авторитетным источникам. Способ заключается в обра- щении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глу- боких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника. • Задавание адресных вопросов. Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудито- рии. При этом важно правильно задать нужный вопрос. • Использование юмора. Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использова- ние юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положитель- ное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает вни- мание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении. Приемы вовлечения аудитории. Экспериментально доказано, что запо- минание человеком любого сюжета или процесса пропорционально степе- ни его вовлеченности в него. Кроме того, человек, участвующий в процес- се, психологически присваивает не только часть его результатов, но и часть ответственности за происходящее. Поэтому вовлечение аудитории в общее действие используется многими ораторами. Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто способ привлечения и удержания внимания, он подразумевает исполнение слуша- телями наблюдаемых действий. Так, умение оратора в процессе выступле- ния формировать в сознании слушателей определенные вопросы и в после- дующем представлять им соответствующие ответы является важным для управления вниманием, но это не вовлечение аудитории. При вовлечении Раздел VIII. Формы и технологии управленческой деятельности руководителя 272 аудитории как социальной группы необходимо добиваться (мягко, друже- любно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций, кото- рые могут наблюдаться всеми членами этой группы. И неважно, что в ка- кой- то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем- то помочь вам в процессе выступления. Аудитория ощущает себя единым организмом и восприни- мает это как «мы помогли». Поэтому вовлечение аудитории в процесс вы- ступления является важным условием, во многом повышающим его успеш- ность, по крайней мере эмоциональную. Наиболее часто используемые приемы вовлечения следующие: • Заботливое уточнение у присутствующих об условиях: насколько им хорошо слышно; достаточно ли света; хорошо ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При этом спра- шивать нужно только о таких условиях, которые выступающий дей- ствительно может и готов изменить. • Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий (просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти вы- ключатель и включить свет и т. п.). При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь. Например: «Пожалуйста, помогите мнераз- дать материалы», а не «Пожалуйста, раздайте материалы». Слушатели должны вовлекаться в совместную деятельность с выступающим, а не выполнять его поручения. • Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказы- вание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто…» и т. п. При использовании описанных выше приемов поначалу следует ожи- дать от аудитории выполнения только простых действий. Не нужно рассчи- тывать на активное вовлечение еще неподготовленной аудитории. А если вы ее все же «разогрели», то и содержание выступления должно быть до- стойным. Серьезная аудитория не прощает манипуляций. Снятие напряжения по параметру «свой—чужой». В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может ока- зывать эффект «свой—чужой». Практика показывает, что если кто- либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется. Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предпо- лагать наличие какого- либо подвоха, невидимой уловки или ловушки. По- этому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес- презентациях и выступлении перед сложившейся соци- альной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого- либо решения (подписать предложение о сотрудниче- стве, приобрести товар, услугу и т. п.). Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологиче- ские механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим». Так, «своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к дру- гим схожим или дружественным по отношению к нам группам. А тот, кто 273 Глава 25. Мастерство публичного выступления относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимает- ся как «чужой», а соответственно — враждебный. Этот процесс идентифи- кации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я?» или «Что в нас общего? Что нас объединяет?». Соответ- ственно, для снятия напряжения по параметру «свой—чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. п. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информа- ция о слушателях перед выступлением. Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной про- фессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в ис- пользовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить. Завершение выступления и ответы на вопросы. По окончании высту- пления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно по- влиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно. Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше вы- держать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают сле- дующий вопрос….». После этого дается заранее заготовленный на него ответ. При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила: • Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2–3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать. • Если вопрос задан тихо — вы его услышали, но есть риск, что его могли не услышать остальные присутствующие, то лучше самому кратко по- вторить этот вопрос для всех и только после этого отвечать. • Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить: «Правильно ли я понял, вы спрашиваете…». • Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно спросить (веж- ливо), в чем, собственно, вопрос. Тем более если по регламенту сейчас время вопросов, а не высказывание комментариев и отношений. Раздел VIII. Формы и технологии управленческой деятельности руководителя 274 • Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следу- ет перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спра- шивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете. • Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать. • После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?». Только не нужно этим злоупотреблять. Также необходимо понимать, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих. оШиБки ПуБличного выстуПления В современной литературе описано достаточно большое количество ошибок публичного выступления, ошибок начинающего оратора и т. п. Если все эти ошибки выстроить в ряд, то им можно посвятить целую главу. И на этих ошибках действительно можно многому научиться. Однако рассмо- трим лишь некоторые, наиболее типичные ошибки публичного выступления. Демонстрация всезнайства.Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важ- нее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорить. Если оратор что- то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т. п. Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремится донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безоши- бочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если человек про- износит слова: «Здравствуйте, как я рад нашей встрече….», при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слу- шатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад…», необходимо хоть улыб- кой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следу- ет и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его рапорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь…» Глава 25. Мастерство публичного выступления Оправдания и извинения. Что касается оправданий и извинений, то пу- блике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно…» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «За- чем тогда вы вышли за трибуну и тратите наше время?». Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т. п.), тем са- мым он просит простить его. Но публика — не священник и не дает проще- ния, так же как и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!». Этим вы только при- знаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет. Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного чело- века, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех осталь- ных. Поэтому, даже если выступление во многом построено на тексте, циф- рах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общае- тесь с ними и они вам не безразличны. Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ора- торы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, ис- кусный оратор мастерски владеет своей речью. Неадекватное использование «отрицательных» терминов.Есть су- щественная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через от- рицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последо- вательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «… не принесет убытков», «я не боюсь…», «я не хочу вызвать у вас скуку, гово- ря о…» подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно — человек говорил про убытки, про свою боязнь и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т. п. 96 96 При описании ошибок публичного выступлении использованы материалы сайта «ПСИ- ФАКТОР»: http://psyfactor.org. Текст изменен. |