Главная страница
Навигация по странице:

  • Михаил Александрович Бакунин

  • Петр Алексеевич Кро

  • Георгия Валентиновича Плеханова

  • 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу

  • Григория Савввича Сковороды

  • Влади

  • Николай Александрович Бердяев

  • Николай Онуфриевич Лосский

  • Николая Федоровича Федорова

  • К. Э. Циолковский

  • Контрольные вопросы и задания

  • Литература Основная

  • БЫТИЕ МИРА И БЫТИЕ В МИРЕ

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница15 из 44
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   44
    Петр Лаврович Лавров (1823–1900),
    автор субъективного метода в социологии, идеолог народничества.
    Если культура — это среда человеческой мысли, ее бытие, то ци- вилизация — сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессив- ной смене форм культуры. Носителями цивилизации являются
    «критически мыслящие личности». Мера критического сознания является критерием общественного прогресса.
    Что касается теоретиков анархизма, то они особо не прояви- лись в философских исследованиях, хотя и внесли свою долю в развитие радикализма общественного развития, рассматривая рус- ского человека как потенциального анархиста.
    Михаил Александрович Бакунин (1824–1876), человек-легенда.
    Участник революций 1848 г. в Европе. Дважды был приговорен к смертной казни. Сотрудничал с А. И. Герценом, был близко зна- ком с К. Марксом.
    Высоко ценил философию Гегеля, его диалектический метод.
    По Бакунину, история — это процесс движения человека в «цар- ство свободы» средствами революции. Свободу рассматривал как отрицание государственности в пользу общественного самоуправ- ления. Он полагал, что идеал народа основан на убеждении, что:
    а) земля принадлежит тому, кто ее обрабатывает;
    б) право на пользование землей принадлежит не отдельному лицу, а общине;
    в) община не дополняет, а исключает необходимость государ- ства.
    Поскольку обыватель пребывает в мире иллюзий и надежд, то его нужно подготовить к бунту
    63
    Свою концепцию анархизма излагает и Петр Алексеевич Кро-
    поткин (1842–1921). П. Кропоткин конструирует синтетическую
    63
    См.: Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.
    философию как некое единство натурфилософии и социологии,
    предметом которой являются природа и общество; экономика,
    политика и нравственность. Диалектике Гегеля он предпочитает индуктивно-дедуктивный метод.
    Из биологии П. Кропоткин переносит на общество закон вза- имной помощи, что позволяет ему осуществить своеобразную пе- риодизацию истории, выделив родовой быт, сельскую общину и республику вольных городов. Но эти формы парализованы авто- ритетом власти (государством) и культом частной собственности.
    Чтобы обеспечить естественное развитие общества нужна только революция
    64
    В обстановке массового разочарования народничеством начал складываться «русский марксизм». С ним связывают надежды на национальное возрождение и выбор демократического пути раз- вития.
    Первым пропагандистом марксизма в России можно считать
    Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918). Разочаровавшись в народничестве, он обращается к философии марксизма, полагая что там найдена истина и социализм из утопии превратился в тео- рию. Г. Плеханов неоднократно подчеркивает, что России как раз и недостает такой философии. Но сам Плеханов осваивает марк- сизм через призму субъективной социологии Лаврова.
    Разделяя тезис К. Маркса об определяющей роли способа про- изводства, он ставит материальное производство в зависимость от географической среды и венчает структуру общественных от- ношений идеологией, которая обусловлена не экономикой (К.
    Маркс), а состоянием психики (П. Лавров).
    Упрощенно понимал Г. Плеханов и диалектический метод мар- ксизма. И он, и другие члены группы «Освобождение труда» скло- нялись к тому, что движущей силой общественного развития выс- тупают не производительные силы и соответствующая им форма производственных отношений, а все те же «критически мыслящие личности», хотя формально отвергал концепцию о «героях — де- лателях истории», полагая, что «народ, вся нация должна быть героем истории»
    65 64
    См.: Кропоткин П. А. Этика. М., 1991.
    65
    См.: Плеханов Г. В. Избр. философские произведения: В 5 т. М., 1956–
    1958.
    Глава IX
    145

    146
    И. И. Кальной. Философия
    Особое место в истории «русского марксизма» занимает Вла-
    димир Ильич Ленин (1870–1924). Если с именем Плеханова связана пропаганда марксизма, то с именем Ленина — новый этап в его развитии применительно к России и новой исторической реаль- ности — подготовке к переделу мира.
    Идеи, изложенные в сочинениях В. Ленина, существенно обо- гатили философский материализм, его теорию отражения, мето- дологию анализа взаимосвязи философии и науки, диалектику общественного развития.
    66
    В 1917 г. с разницей в три дня вернулись в Петербург Плеханов и Ленин. Оба включились в политику, оба разделяли тезис: «Рос- сия не готова к социализму, но будущее человечества, в том числе и России за социализмом». Разногласия вылились во взглядах на тактику.
    По Плеханову, процесс развития должен идти по схеме: капи- тализм — предпосылки социализма — социалистическая револю- ция — социализм; По Ленину: капитализм — социалистическая революция — предпосылки социализма — социализм.
    Объективному процессу общественного развития Вл. Ленин предпочел субъективный фактор. В октябре 1917 массы избрали тактику Ленина.
    Последующее время показало, что позиция Г. В. Плеханова имела достаточно весомые основания. Подтвердился и его про- гноз о возможностях появления «социалистической элиты», кото- рая оторвется от народа и будет преследовать свои цели, прикры- ваясь интересами народа.
    Жизнь продолжается. Поиск истины не завершен. Но ясно одно:
    капитализму уготована та же участь, что и феодализму — быть историей. Будущее за той моделью общества, которая станет «по ту сторону материального производства», стряхнув с себя прах фетишизации товара, денег и капитала.
    Нынешняя ситуация рождает нестандартные проблемы, требую- щие нестандартных решений. Есть и устойчивые традиции фило- софской рефлексии. Есть и стремление познавать мир и человека,
    преодолевать мировоззренческий догматизм и возрождать само-
    66
    См.: Ленин В. И. Наша программа; Материализм и эмпириокритицизм; Фи- лософские тетради; Государство и революция; Статьи последних лет // Полн.
    собр. соч. 5-е изд. Т. 4, 18, 29, 33, 45.
    бытность. Все это свидетельствует о том, что у отечественной фи- лософии существует возможность преодолеть настроения радика- лизма и продолжать ту линию философии, которая начинается с идеи сродности.
    4. От философии сродности к философии
    общего дела, от монолога к диалогу
    И философия славянофилов, и философия радикализма оказа- лись всего лишь предпосылочными линиями становления и раз- вития отечественной философии. Эти две линии, несмотря на бо- гатство концепций и оригинальность их носителей, не имели пер- спективы, ибо в них доминировала проблема практической философии без достаточно серьезного обращения к теоретичес- кой философии, без проработки собственных фундаментальных оснований. Этим объясняется и декларативный характер концеп- ций как славянофилов, так и радикалов, отсутствие добротных конструктивных идей, имеющих долгосрочную перспективу.
    Истоки собственно отечественной философии просматриваются в Просвещении, где усилиями Григория Савввича Сковороды (1722–
    1794) намечается обращение к онтологическим и гносеологичес- ким проблемам теоретической философии. Усилиями славянско- го Сократа складывается равновесие разума и веры, определяется этическая направленность философии. Понятие сродности приро- ды и человека является исходной категорией философии Г. Ско- вороды, которая фиксируется не холодным рассудком, а сердцем,
    соединяющим и веру, и разу, а посему способным «познать само- го себя». «Философию сердца» продолжает разрабатывать Пам-
    фил Юркевич (1827—1874), выпускник Киевской духовной акаде- мии, заведующий кафедрой философии Московского университе- та с 1861 г.
    Следующий шаг на пути единства веры и разума сделал Влади-
    мир Сергеевич Соловьев (1853–1900). Он видит свою задачу в том,
    чтобы создать мировоззренческую систему, которая обеспечива- ет человеку свободу творческой мысли. Он ратует за осуществле- ние «универсального синтеза религии, науки и философии», где наиболее полно и исчерпывающе раскроются возможности каж- дого компонента заявленного тезиса. Знание о реальном мире обес-
    Глава IX
    147

    148
    И. И. Кальной. Философия
    печит наука; об идеальном мире — философия; об Абсолюте Бога,
    его трансцендентности — религия.
    Универсальный синтез воплощает идеал сродности и соборно- сти и обеспечивает идею всеединства. Вне этого синтеза филосо- фия превращается в систему «отвлеченных начал», религия теряет свое первоначальное влияние на жизнь общества и человека, а наука вырождается, становится разновидностью «игры в бисер».
    Идея всеединства должна стать не только основанием для воз- рождения религии, философии и науки, но и базой духовной оп- позиции грядущей революции. В. Соловьев не сомневается, что социализм более справедливая общественная система, чем капи- тализм, но его беспокоит недостаточное внимание социализма к духовной жизни, его атеистическая направленность и прагмати- ческий характер.
    Философия всеединства, по мысли В. Соловьева, должна не только стать воплощением нового качества религии, философии и науки, но и обеспечить органическое единство эмпирического и теоретического, чувственного и рационального. Более того, но- вая философия, не проявляя всеядность, должна соединить вос- точное понимание и западное знание, обеспечить осуществление софийности, как ценностного ориентира на со-творчество мира и человека.
    По мнению В. Соловьева, триединство (универсальный син- тез) должны обеспечить решение проблемы абсолютной истины,
    сделать то, что не под силу только науке, только философии или только религии. В свою очередь абсолютная истина выступает условием обеспечения подлинного смысла жизни. Вне этой ис- тины, когда бал правит релятивизм, все разговоры о смысле жиз- ни теряют смысл
    67
    Идея всеединства нашла свое развитие в философском твор- честве Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского.
    Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Его перу принад- лежат: «Смысл творчества», «Смысл истории», «О назначении человека», «Судьба человека в современном мире», «Дух и ре- альность», «Самопознание» и др.
    Объектом философии Н. Бердяева выступает прежде всего че- ловек. Но мыслителя волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода творчества человека, его спо-
    67
    См.: Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1989.
    собность к познанию и самопознанию, к проектированию и са- мопроектированию. Подлинное творчество по плечу только сво- бодному человеку.
    По мысли Н. Бердяева, творчество и есть подлинное основа- ние смысла жизни. Философия должна связать теоретический и практический разум, обеспечить целостность познания формы и содержания, явления и сущности. В этой целостности разум объе- диняется с волей и чувствами. Воплощенное единство сущност- ных сил человека противостоит рационалистической рассечен- ности
    68
    Идею всеединства разделяет и Николай Онуфриевич Лосский
    (1870–1965). От целостности мира он идет к целостности культу- ры. Бытие мира самодостаточно. Все в нем гармонично и целе- сообразно. И постигается эта целесообразность исключительно интуицией. Как целостное знание, интуиция, охватывая чувства,
    разум и волю человека, обеспечивает человеку возможность ос- ваивать всеединство мира
    69
    Продолжением идеи сродности, соборности, всеединства и со- фийности явилась идея общего дела, сформулированная в фило- софии космизма Николая Федоровича Федорова (1828–1903). С точ- ки зрения мыслителя, идея общего дела — это идея регуляции при- роды. В этом управлении слепыми силами должны найти свое место философия и наука, техника и искусство. Сообща они дол- жны устранить противостояние в системе «природа — общество —
    человек», обеспечив их гармонию. Человек не должен быть ни рабом, ни господином природы. Он должен быть ее разумом, во- лей и чувствами.
    Регуляции с помощью Разума подлежит Человек, Земля, Сол- нечная система… Вселенная.
    Можно управлять атмосферными процессами, регулировать сейсмические явления; рационально использовать недра Земли и энергию Солнца. Можно преодолеть смерть и осваивать Вселен- ную. Все это можно, ибо по своему призванию человек — творец,
    субъект общего дела.
    68
    См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
    69
    См.: Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
    70
    См.: Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. М., 1982.
    Глава IX
    149

    150
    И. И. Кальной. Философия
    Н. Федоров полагал, что философия общего дела может внести смысл в историю человечества, ибо она способна внушить веру в беспредельные его возможности
    70
    . В философию космизма вне- сли свой вклад и такие оригинальные мыслители как
    К. Э. Циолковский (1857–1935) и В. И. Вернадский (1863–1945). Пер- вый ищет ответ на вопрос о вселенских целях жизни, обосновывая тезис о торжестве разума над уравнительными тенденциями раз- вития мира. Второй является основоположником концепции о ноосфере, которая имеет тенденцию к непрерывному расширению и утверждению единства человека и космоса.
    Размышляя над становлением и развитием отечественной фи-
    лософии в конце XX в. и принимая во внимание реальность глобаль-
    ных проблем, можно сказать, что если философия Общего дела
    стремилась придать смысл истории человечества, то вся отече-
    ственная философия в своем развитии несет в себе возможность
    выработать принципиально новую парадигму антропокосмизма,
    ориентированную на диалог человека и мира, на оптимальное ре-
    шение глобальных проблем современности, не решаемых в услови-
    ях парадигмы противостояния «Я» и «не-Я», как парадигмы силы
    и монолога (диктата).
    Контрольные вопросы и задания:
    1. Определите истоки отечественной философии.
    2. Проследите становление отечественного Просвещения, установите его специфику по сравнению с немецким, французским, английским Про- свещением.
    3. На чем основана славянофильская концепция о самобытности народа и его соборности?
    4. В чем сущность соборности как исходной категории философии сла- вянофилов?
    5. Почему философия славянофилов прошла этап своего становления,
    но не обрела перспективу?
    6. Определите основания философии радикализма.
    7. Какие условия и факторы вызвали к жизни феномен декабризма?
    8. Какова направленность философии революционных демократов и ее основания?
    9. Почему «революционный демократизм» оказался невостребованным,
    а хождение в народ обернулось его поражением?

    10. В чем специфика философии «русского марксизма», чем она отлича- ется от философии подлинного марксизма?
    11. Имеет ли «русский марксизм» перспективу своего развития или его место в архиве истории?
    12. Определите понятия сродность, соборность, всеединство, софийность,
    общее дело и установите ось преемственности.
    13. Проследите эволюцию идей сродности, соборности, всеединства, со- фийности и общего дела.
    14. Имеет ли отечественная философия свое будущее?
    Литература
    Основная
    1. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX–XIX ве- ков. Л., 1989.
    2. Громов М. Н., Козлов Н. Ф. Русская философская мысль X–XVII ве- ков. М., 1990.
    3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
    4. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991.
    5. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.
    6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
    7. Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М., 1991.
    8. Вернадский В. И. Философия мысли натуралиста. М., 1988.
    9. Герцен А. И. Соч.: В 2 т. М., 1985.
    10. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979.
    11. Лавров П. Л. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965.
    12. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Философские тетра- ди. Государство и революция. Письма последних лет // Полн. собр.
    соч. Т. 18, 29, 33, 45.
    13. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: В 5 т. М., 1956–
    1958.
    14. Потебня А. А. Философия языка / Слово и миф. М., 1989.
    15. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949.
    16. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. М., 1973.
    17. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990.
    18. Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993.
    19. Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982.
    20. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1996.
    21. Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994.
    22. Чаадаев П. Я. Соч.. М., 1989.
    Глава IX
    151

    152
    И. И. Кальной. Философия
    23. Чернышевский Н. Г. Соч.: В 2 т. М., 1986.
    24.Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990.
    Дополнительная
    1. Акулинин В. И. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Ф- лоренскому. Новосибирск, 1990.
    2. Вехи. Из глубины: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1993.
    3. Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987.
    4. Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993.
    5. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991.
    6. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. М., 1980.
    7. О России и русской философской культуре. М., 1990.
    8. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

    Глава X
    БЫТИЕ МИРА И БЫТИЕ В МИРЕ
    1. Бытие как исходная категория философии.
    2. Уровни и формы организации бытия в мире.
    3. Способ существования бытия и формы его проявления.
    Ключевые понятия
    Бытие мира — чистая возможность, обладающая абсолютны- ми характеристиками движения, пространства и времени, сохра- няющая свою неопределенность.
    Бытие в мире — философская категория для обозначения ре- альности, существующий в конкретном движении и пребывающей в конкретном пространстве и времени.
    Время — форма осуществления бытия, обеспечивающая дли- тельность существования бытия и последовательностью смены его состояний.
    Движение — всякое изменение; в узком смысле — изменение по- ложения тела в пространстве и во времени; в философском — спо- соб существования бытия.
    Дух — философское понятие для обозначения формообразую- щего начала. В философии идеализма дух рассматривается как пер- воначало, в философии материализма — синоним сознания.
    Закон — необходимая, существенная, устойчивая, повторяюща- яся связь явлений бытия в мире.
    Закономерность — форма выражения Закона применительно к пониманию и объяснению бытия в мире.
    Материя — понятие, противоположное духу. В философии ан- тичности — это субстракт, пассивное начало. В философии Ново- го времени — разновидность субстанции. В философии марксиз- ма — «…философская категория для обозначения объективной

    154
    И. И. Кальной. Философия
    реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая… ото- бражается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
    Причинность (каузальность) — определенная форма связи меж- ду отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.
    Пространство — форма проявления бытия, обеспечивающая протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимодействие эле- ментов конкретной системы.
    Субстанция — сущность; нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает основани- ем реального бытия в мире.
    Назначение главы X состоит в том, чтобы вскрыть предель-
    ные основания бытия мира, рассмотреть специфику бытия в мире,
    выявить структурную организацию уровней бытия, определить
    виды бытийной реальности, соотнести бытие мира и бытие в
    мире.
    Что мы знаем о мире в первом приближении? — Ничего, кроме
    уверенности, что он есть. Констатация факта существования
    есть исходная ступенька познания мира, которая обеспечивает
    постепенное восхождение от поверхностного созерцания до под-
    линного знания.
    Какое место в познании мира отводится философии? Филосо-
    фия есть учение о предельных основаниях бытия мира, которое
    позволяет сформулировать методологические принципы познания
    конкретного бытия в мире. Задача философии состоит в том,
    чтобы раскрыть сущность бытия вообще и тем самым опреде-
    лить ориентиры познания бытия в частности. Идея бытия есть
    основополагающий принцип отношения человека к миру.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   44


    написать администратору сайта