Главная страница
Навигация по странице:

  • Первое правило принципа причинности гласит

  • Суть второго правила заключается

  • Третье правило принципа причинности

  • Закон единства и борьбы (противостояния) противоположнос- тей обеспечивает источник развития.

  • Закон перехода количественных изменений в качественные обес- печивает механизм развития и имеет

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница18 из 44
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   44
    2. Основные принципы и законы
    развития бытия в мире
    Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития явля- ются принципы взаимосвязи и взаимодействия.
    Принцип когерентности (взаимосвязи) является методологичес- ким основанием вывода о том, что взаимосвязь — существенный признак отличия космоса от хаоса. Достаточно разорвать эти скре- пы и жизнь мира может оказаться в опасности. Разрыв взаимосвя- зи всего со всем может быть началом конца, превращением упоря- доченного единства в свою противоположность, ибо взаимо- связь — это закон развития мира.
    Многообразие связей, типы и формы их проявления определя- ются уровнями организации бытия в мире. В природе законы дей- ствуют как стихийная сила, а в обществе проявляются в процессе человеческой деятельности. Но действие общественных законов,
    как и законов природы, носит объективный характер. Знание за- конов развития, познание форм их проявления обеспечивают воз- можность управлять процессами, протекающими как в природе,
    так и в обществе.
    Глава XI
    179

    180
    И. И. Кальной. Философия
    Методологическая направленность принципа когерентности требует тщательного анализа специфики связи (отношения) в каж- дом отдельном случае.
    Существующие связи бытия имеют тенденцию к усложнению.
    Простые связи на уровне микромира уступают место сложным связям на уровне макромира. Так, биологические связи находят свое выражение как во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях, так и в отношениях особей данного вида со средой обитания.
    В жизни общества степень сложности связей еще больше возра- стает. В своем проявлении они образуют производственные, на- учные, философские, этические, эстетические, политические, пра- вовые, религиозные, межличностные и многие другие отношения.
    Еще одна особенность связи как формы проявления закона раз- вития заключается в том, что связи в пределах конкретной формы движения образуют единство, обеспечивающее разграничение на уровне совместимости и несовместимости. Это отношение разгра- ничения на уровне неживой природы проявляется в форме притя- жения и отталкивания, на уровне биосферы и социума — в форме симпатии и антипатии.
    При рассмотрении того или иного явления в качестве объекта следует учитывать все формы связи, фиксируя внутренние и вне- шние, генетические и функциональные, пространственные и вре- менные, причинно-следственные и др. Такой подход дает возмож- ность отделить закономерные связи от случайных. выявить их ос- нования, а стало быть, избежать погрешностей в формировании своего отношения к исследуемому объекту.
    Рассмотрение принципа когерентности было бы неполным, если ограничимся только вскрытием взаимосвязей явлений мира, упу- стив их взаимодействие.
    Взаимодействие, как еще одно философское понятие, позволя- ет фиксировать процессы воздействия различных явлений мира друг на друга, исследовать их взаимную обусловленность, рассмот- реть переход из одного качественного состояния в иное.
    Взаимодействие, как и взаимосвязь, носит объективный харак- тер. Ему присуща особая активность, благодаря которой взаимо- действие выступает фактором интеграции частей в единое целое.

    Так, электромагнитное взаимодействие ядра и электронов созда- ет структуру атома, а информационное взаимодействие людей выступает условием формирования социальной общности.
    Для взаимодействия, как и для взаимосвязи, также характерна степень усложнения в зависимости от уровня структурной орга- низации бытия в мире.
    На уровне неживой природы ведущими формами являются гра- витационное и электромагнитное взаимодействие, на уровне жи- вой природы — энергетическое и информационное. Еще более сложные формы взаимодействия характерны для общества. Спе- цифика социального взаимодействия находит свое выражение и в том, что оно осуществляется не только внутри конкретного обще- ства, но и человечества в целом. Последнее настоятельно требует налаживания совместной деятельности государств в границах всей планеты. Обострение глобальных проблем является следствием иг- норирования фактора общечеловеческого взаимодействия.
    Методологическое значение принципа взаимодействия трудно переоценить. Только через взаимодействие объектов можно выя- вить их сущность, ибо только в этом процессе исследуемый объект проявляет свою качественную определенность, свое развитие, рас- крывает свое содержание.
    Рассмотренные принципы взаимосвязи и взаимодействия под- тверждают, что ни одно явления мира не объясняет себя из самого себя, а раскрывает свою сущность, источник, механизм и направ- ленность своего развития исключительно через уяснение связей и основных форм взаимодействия данного явления с другими явле- ниями мира.
    Принципы взаимосвязи и взаимодействия находят свое продол- жение в принципе причинности.Методологическое значение это- го принципа заключается в том, что он ориентирует исследовате- ля не ограничиваться констатацией факта взаимосвязи и взаимо- действия, заставляет установить реальную причину анализируемого объекта, определить условия, при которых дан- ное явление возникает, развивается и обретает свою противопо- ложность.
    Первое правило принципа причинности гласит: причинность всеобща. Это значит, что в мире нет явлений, которые возникли
    Глава XI
    181

    182
    И. И. Кальной. Философия
    без причины, как не может быть и явлений, которые не выступали бы причиной других явлений.
    Суть второго правила заключается в органической связи при- чины и времени. Время задает интервал реализации причинно-след- ственной связи, определяя ее направленность и необратимость.
    Третье правило принципа причинности требует от исследовате- ля обратить внимание на взаимодействие причины и следствия,
    выявить факт обратной связи. Обратная связь корректирует при- чинно-следственные отношения, обеспечивая устойчивость и по- ступательное развитие исследуемого объекта.
    Наконец, четвертое правило принципа причинности требует фиксировать конкретное основание причины. Многообразие свя- зей и форм взаимодействия обуславливает и многообразие при- чин. Они могут быть объективными и субъективными; всеобщи- ми, особенными и единичными; простыми и сложными, прямыми и опосредованными.
    Детерминизм и индетерминизм — это крайности в понимании принципа причинности, которые снимаются, если принять во вни- мание один из основных принципов гиологического отношения субъекта и объекта, а именно, принцип конкретности истины, по- нимания того, что в границах бытия в мире имеют место и дина- мические, и вероятностные причинно-следственные отношения, и в каждом случае следует либо ориентироваться на прямую при- чинно-следственную связь, либо проследить, как причина прокла- дывает себе дорогу через совокупное действие случайностей.
    Рассмотренные принципы взаимосвязи, развития и причинно- сти находят свое выражение в обобщающей философской катего- рии закон.
    Закон есть существенный, устойчивый, необходимый, воспро-
    изводящий тип связи. По своей форме законы являются продук- том человеческого знания, но по своему содержанию они выража- ют объективную реальность мира.
    С точки зрения объективного идеализма, закон есть выраже- ние мирового разума, воплощенного в природе и обществе. С по- зиции субъективного идеализма, закон есть привнесенность в ре- альный мир природы и общества достижений разума мыслящего субъекта. В действительности, закон как особый тип связи мира имеет объективное содержание и субъективное восприятие этого содержания.

    Значение имеет и вопрос о классификации законов. Она осуще- ствляется по разным основаниям.
    По сфере действия законы подразделяются на универсальные или всеобщие и частные.
    По содержанию выделяют законы строения и функционирования.
    По форме своего проявления законы подразделяются на дина- мические и вероятностные.
    Среди универсальных (всеобщих) законов развития бытия мира традиционно выделяют три. Один раскрывает источник развития,
    второй — механизм развития, а третий указывает направленность развития. Другими словами, рассматривая действие универсаль- ных законов развития, исследователь получает ответ на вопросы:
    почему, каким образом и куда.
    Эти законы имеют всеобщий характер, ибо равно проявляются на всех уровнях структурно организованного бытия в мире.
    Закон единства и борьбы (противостояния) противоположнос-
    тей обеспечивает источник развития.
    Еще Гераклит подметил абсолютную изменчивость мира, где все преходяще и имеет свою противоположность, где бал правит борьба противоположностей света и тьмы. Гераклитовская идея борьбы противоположностей, борьбы не физической, а метафи- зической, нашла свое развитие в философии Г. Гегеля.
    Г. Гегель представил весь природный, исторический и духов- ный мир в виде процесса беспрерывного движения и изменения.
    По Гегелю, развитие совершается благодаря тому, что чисто внут- реннее содержание божественного разума облекается в совершен- но неадекватную форму материальной природы, что инициирует актуальное противоречие, требующее своего разрешения.
    Противоречие объединяет в единое целое и единство, и борьбу противоположностей, где единство взаимопредполагает, а борьба взаимоисключает противоположные стороны, тенденции развития.
    Чтобы уяснить содержание закона, сформулированного Г. Ге- гелем, следует познакомиться с его категориями. К ним относят- ся: тождество и различие; противоположность; единство противо-
    положностей, их противостояние, противоречие.
    Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной
    Глава XI
    183

    184
    И. И. Кальной. Философия
    тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследова- тель всегда имеет дело с единством тождества и различия, где тож- дество всегда обеспечивает сохранность бытия, а различие иници- ирует тенденцию к его изменению.
    Различие может быть существенным и несущественным. Толь- ко существенное различие таит в себе возможность развития до своей противоположности как предела, стороны которого не столько взаимополагают, сколько взаимоисключают друг друга.
    Таким образом, тождество выражает устойчивость, различие —
    изменчивость. Единство тождества и различия обеспечивает со- стояние, когда явление, находясь в постоянном изменении, сохра- няет себя в пределах определенных пространственно-временных параметров. Когда в этом единстве различие становится доминан- той, оно обретает свою противоположность, ибо ставит под со- мнение тождество. В этом случае вещь (явление) может обрести свое инобытие. Вместо привычного тандема возникает некое вы- нужденное единство двух противоположностей, отношение кото- рых не столько взаимополагает, сколько взаимоисключает друг друга. А посему единство их относительно, а противоречие абсо- лютно, ибо речь идет не о сохранении данной вещи (явления), а о ее устранении, превращении в инобытие.
    Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развива- ется до конфликта. Конфликт — это та стадия развития противо- речия, где оно должно разрешиться.
    Развитие различия, противоположности, противоречия на раз- ных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта.
    Различают внутренние и внешние, основные и не основные,
    антагонистические и неантагонистические противоречия.
    К внутренним относятся: внутривидовые, внутригосударствен- ные, внутрисемейные. внутрисистемные противоречия. Их особен- ность заключается в том, что они имеют единое основание. К вне- шним противоречиям относят те, которые возникают между явле- ниями разной природы, где каждое располагает своим основанием.
    Например, противоречия между природой и обществом, обще- ством и человеком, человеком и другим человеком.
    Основное противоречие характеризуется тем, что его времен- ной интервал равен времени существования носителя или носите-
    лей этого противоречия. Примером основного противоречия яв- ляется противоречие жизни и смерти, раба и господина, произ- водства и потребления.
    Что касается антагонистического противоречия, то его специ- фика состоит в том, что оно является основным, имеет собствен- ное основание и его развитие ориентировано не на сосуществова- ние противоположностей, а на их абсолютное взаимоисключение,
    когда создается конфликтная ситуация крайнего обострения.
    Все виды противоречий так или иначе разрешаются, обеспечи- вая развитие своих носителей, движение их к новому качеству.
    Наблюдая действие закона единства и борьбы (противостоя- ния) противоположностей, можно выявить следующую динами- ку: тождество—различие—противоположность—конфликт—диа- лектический скачок—устранение одной противоположности и обретение другой, своей собственной противоположности — все это свидетельство того, что объект наблюдения получает новое качество, становится инобытием, другим объектом.
    В противоречии, как в единстве и противостоянии противопо- ложностей, Г. Гегель усматривал «источник всякого движения».
    Противоречие и его разрешение движут миром, обеспечивая са- модвижение.
    Закон единства и противостояния противоположностей имеет не только методологическое, но и практическое значение. Он ори- ентирует не только на источник развития, но и на возможность обострения противоречий как возможностями объективных усло- вий, так силой объективного фактора, особенно на уровне струк- турно организованного бытия общества.
    Если закон единства и противостояния противоположностей указывает на источник развития, то закон перехода количествен- ных изменений в качественные вскрывает механизм развития. Он демонстрирует изменения качества наблюдаемого объекта, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Действие этого закона так же сформулирован Г. Гегель,
    и также, с позиции субъективного идеализма, взяв за основу тож- дество бытия и мышления.
    Закон перехода количественных изменений в качественные обес-
    печивает механизм развития и имеет объективное содержание, все- общий характер. Его действие протекает независимо ни от созна- ния отдельно взятого человека, ни от гегелевской абсолютной идеи.
    Глава XI
    185

    186
    И. И. Кальной. Философия
    Его содержание раскрывается с помощью соответствующих кате- горий: качество; количество; мера.
    Качество — это внутренняя, существенная определенность, воп- лощающая основные свойства наблюдаемого явления и обеспе- чивающая их устойчивость, структурную организацию, самосто- ятельность объекта.
    Количество — это характеристика однородности наблюдаемо- го объекта, который имеет свою величину, численность. В отли- чие от качественной определенности количество характеризуется внешним отношением к природе объекта. Неслучайно Г. Гегель определял количество как «бездушное качество». Эту характерис- тику нельзя игнорировать, ибо исследователь должен пройти свою дорогу, двигаясь от общих качественных оценок и описания рас- сматриваемого объекта к установлению точных количественных характеристик.
    Количество находится в единстве с качественной определеннос- тью. Отмеченное единство составляет их меру.
    Мера — это граница, интервал, в пределах которого количе- ственные изменения не нарушают качественную определенность.
    Нарушение меры влечет за собой изменения качества, а по сути, и изменения объекта.
    Переход одного явления в другое есть взаимодействие количе- ственных и качественных изменений. При этом различные фазы изменения качества означают изменение степени данного качества.
    Другими словами, они означают количественное изменение. Со стороны количественных изменений этот переход осуществляется во времени и протекает относительно медленно. Со стороны ка- чественных изменений этот переход проявляется скачкообразно.
    Начинается коренное преобразование системы связей между эле- ментами структурно организованного целого, за которым следу- ет преобразование элементов и природы целого. Завершением преобразования является единство качественно новых элементов и новой структуры целого. По времени скачок может длиться от доли секунды в процессах микромира до миллиардов лет — в кос- мических процессах. На каждом уровне бытия в мире скачок име- ет свой интервал.
    Закон перехода количественных изменений в качественные име- ет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать
    наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-ка- чественных характеристик, учитывая и характер количественных изменений, и изменения качественной определенности, акценти- руя внимание на объективное содержание процессов наблюдае- мого объекта. Закон предостерегает исследователя от субъектив- ного произвола, исключает крайности в оценке тех или иных из- менений.
    Через действие закона перехода количественных изменений в качественные можно проследить в каждом отдельном случае раз- вития различия до противоположности, противоречия до конф- ликта, увидеть действие закона единства и противостояния про- тивоположностей.
    В отличие от рассмотренных законов, закон отрицания отрица-
    ния обеспечивает направленность процесса развития, демонстри- рует единство поступательности и преемственности в развитии,
    возникновении нового и относительной повторяемости некоторых моментов прошлого состояния наблюдаемого объекта. Как и пер- вые два закона, закон отрицания отрицания был сформулирован
    Г. Гегелем. Но поскольку немецкий мыслитель сводит действие этого закона к развитию абсолютной идеи, то объективное содер- жание действия этого закона ставится под сомнение. В действи- тельности, закон есть проявление бытийности мира, его развития,
    которое только на гносеологическом уровне может иметь форму субъективного восприятия.
    Действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь в относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимо- связанных переходов, когда можно фиксировать не только про- цесс, но и результат развития.
    Собственное содержание закона отрицания раскрывается че- рез его категории: отрицание, преемственность; развитие.
    Отрицание носит диалектический характер. Без отрицания ста- рого невозможно рождение нового, невозможен процесс развития.
    Развитие циклично. Оно включает исходное состояние наблюдае- мого объекта, его превращение в свою противоположность, т. е.
    отрицание самого себя, и, наконец, превращение этой противопо- ложности в свою собственную противоположность.
    Отрицание старого есть потеря объектом своей качественной определенности и переход к новому качеству. Но этот процесс но-
    Глава XI
    187

    188
    И. И. Кальной. Философия
    сит не деструктивный, а конструктивный характер, ибо в границах действия закона имеет место не простое, а двойное отрицание.
    Идею двойного отрицания подметил Г. Гегель, но как предста- витель объективного идеализма, он рассматривает развитие ми- рового духа по принципу триады. Начальная фаза триады — те- зис, в котором абсолютная идея утверждает себя. Вторая — анти- тезис. В этой фазе идея отчуждает себя в предметной реальности.
    Третья — синтез, где осуществляется как бы возврат абсолютной идеи на круги своя, но пройдя процесс опредмечивания и распред- мечивания. По существу, это уже новый тезис, определяемый как новое качество.
    Связь старого и нового находит свое выражение в преемствен- ности, как «непрерывности в прерывном», как сохранение отдель- ных аспектов старого в новом. Повторение на более высокой ста- дии развития означает не только возврат «якобы к старому», но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними про- тиворечиями, требующими своего дальнейшего развития.
    Последовательность циклов, составляющих цепь развития,
    можно образно представить в виде спирали, где каждый цикл вы- ступает как виток в развитии, а сама спираль раскручивается как цепь циклов. Образ спирали удачно схватывает общее направле- ние развития, осуществляемое в соответствии с действием закона отрицания отрицания. Возврат к прошлому не является полным.
    Развитие не повторяет старую дорогу, а находит новую, в соот- ветствии с изменением как внутреннего содержания, так и внешних обстоятельств, выступающих условиями нового витка развития.
    Методологическое значение закона отрицания отрицания зак- лючается не только в обнаружении связи нового со старым, но и в определении тенденций развития и т. д.
    Представление о спиралеобразном характере развития являет- ся предпосылкой решения вопроса о критериях прогресса. Тако- выми можно рассматривать степень совершенствования, меру диф- ференциации и интеграции элементов системы, уровень связи и взаимодействия между системами, ускорение темпов развития.
    Все три закона развития проявляют свое действие в единстве.
    Это единство обеспечивает их информационную функцию (содер- жание предмета исследования): методологическую (в интервале

    189
    И. И. Кальной. Философия
    соотношения общего и единичного); прогностическую (получен- ные знания составляют основу предвидения); праксиологическую
    (знание о развитии конкретной реальности обеспечивает ориен- тир целесообразной деятельности людей); мировоззренческую (зна- ние действия всеобщих законов развития позволяет человеку оп- ределить свое место в мире, выстраивать свою систему отноше- ний в каждом конкретном случае, соотнося свою волю, свои желания с направленностью действия отмеченных законов).
    Рассмотренные законы развития бытия в мире имеют как тео-
    ретическое, так и практическое значение в осмыслении процессов
    развития конкретных форм бытия, узловой линии меры количествен-
    но-качественных изменений, преемственности, направленности и
    темпов развития.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   44


    написать администратору сайта