Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ эволюции отражения позволяет сделать вывод о том, что сознание это не чудо, а скорее чудесный результат развития струк

  • 3. Структуры психики и структуры сознания

  • «Надсознание»

  • «самосознание».

  • Когнитивная сфера сознания

  • Нормативная сфера сознания

  • 4. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница21 из 44
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   44
    Язык не только средство общения людей, трансляции инфор- мации, ее хранения и востребования. Это условие осуществления сознанием своих функций на уровне чувств, рассудка и разума; это инструмент самосознания и самопознания; наконец, это и важней- шее средство освоения мира в форме слова и знака, образа и поня- тия, категории и догмы, музыки и танца, символа и сигнала (жес- та); это инструмент творчества, проективной деятельности; нако- нец, это средство воздействия.
    Генезис языка человека следует искать в языке животных, где он выполняет функцию передачи информации. Становление че- ловеческого общества и общественного человека обусловили фор-
    мирование и развитие современного языка в многообразии форм его проявления.
    Связь между языком и сознанием органическая, ибо язык и мысль (продукт мышления) соотносятся как форма и содержание,
    как материальное и идеальное. Слово (форма выражения языка)
    связало сознание и мыслимый объект реальности мира, ибо оно участвует как в бытии сознания, так и в бытии отражаемой (по- знаваемой) реальности. Только благодаря слову сознание и пред- мет сознания могут обретать статус объекта познания. Только сло- во, как форма выражения языка выступает средством формирова- ния и приумножения культуры как социального опыта людей.
    Другим мощным фактором формирования сознания является
    труд. Феномен труда располагает многомерным измерением в ин- тервале: труд делает человека и труд разрушает человека. Homo aqens, homo ludens, homo faber, homo sapiens — это характеристи- ки одной направленности, где труд выступает формой участия зат- рат энергии и применения силы, навыков; использования интел- лекта; является условием самовыражения, самоосуществления, са- мореализации. В труде и через труд человек познает себя и предмет труда, учится преодолевать сопротивление предмета труда и под- нимать планку своих возможностей и способностей.
    Труд и язык трансформировали психику животного в психику и сознание человека. «Труд обучал руки. Рука учила голову ду- мать и выражать мысль с помощью языка». Несколько позже уже голова учила руки, ибо деятельности человека предшествует про- педевтика деятельности, которая включает игру, творчество, риск,
    выбор, проект и веру. В процессе труда природа открывает чело- веку новые страницы своей «книги», заставляет человека углуб- лять знания о природе, совершенствовать свои навыки и орудия труда, повышать рейтинг своего сознания. В этом смысле, вся ис- тория человека и его сознания есть формирование их средствами труда и языка.
    Анализ эволюции отражения позволяет сделать вывод о том, что
    сознание это не чудо, а скорее чудесный результат развития струк-
    турно-организованного бытия в мире от форм элементарного взаи-
    модействия до осознанного образа, объективного по содержанию и
    субъективного по восприятию.
    Глава XII
    209

    210
    И. И. Кальной. Философия
    Сознание человека — это новое качество отражения, которое имеет свои существенные признаки:
    1. Сознание универсально. Будучи высшей формой отражения,
    оно способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире.
    Даже чувственный уровень обеспечивается и контролируется со- знанием. В результате, «орел видит значительно дальше человека,
    но человеческий глаз замечает больше, чем глаз орла». Именно сознание обеспечивает возможность не только смотреть, но ви- деть;
    2. Сознание является основой творчества. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного во- ображения, обеспечивают творческую деятельность;
    3. Поскольку сознание опосредовано трудом и языком, то оно позволяет ориентироваться на чужой опыт, а при необходимости подключать весь предшествующий опыт человечества;
    4. Сознание социализировано. Его возможности как на уровне отражения, так и на уровне творчества, формируются и изменя- ются под влиянием развития общества. Человек XXI века видит не только больше орла, но и больше человека античного мира;
    5. Сознание индивидуально, а стало быть, несет на себе печать уникальности конкретного человека. В каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию;
    6. О сознании можно сказать, что оно мыслящее. Отталкиваясь от чувственного воображения, сознание поднимается до уровня мышления, в ходе которого осуществляется осознание и творчес- кое созидание новых идей, осмысление проблемных ситуаций,
    оценка этих ситуаций и их разрешение. Мыслящее сознание обна- руживает себя на уровне рассудка и разума, потому и является пре- рогативой только и только человека.
    3. Структуры психики и структуры сознания
    Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохра- няя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продол- жает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятель- ности человека, выступая системой обеспечения его сознания.
    Поскольку любой посредник в силу относительной самостоя-
    тельности стремится из системы обеспечения превратиться в сис- тему самообеспечения, а психика человека не исключение, то воз- никает необходимость выстраивать самостоятельные структуры психики и суверенные структуры сознания, чтобы отразить реаль- ную ситуацию, вскрыть действительный характер взаимодействия психики и сознания.
    Первый, кто нарушил суверенитет родственных, но не тожде- ственных образований был автор психоанализа З. Фрейд. На боль- шом клиническом материале он выявил устойчивую конфликтную ситуацию между «желанием и долгом» и построил свою структу- ру сознания, где по сути связал воедино психику и сознание.
    По Фрейду, основание структуры сознания составляет «Оно»
    (Id). Это «резервуар психической энергии, желаний, стремящихся к немедленному удовлетворению»; источник как разрушительных,
    так и творческих потенций.
    Второй компонент структуры — «Я» (Ego). Это та часть созна- ния, с которой человек актуально имеет дело. «Я» формируется как «оттиск» внешней реальности на массиве импульсных влече- ний, страстей и неосознанных эмоций «Оно». В определенном смысле «Я» выступает посредником между внешним миром и
    «Оно», влечением и удовлетворением, но руководствуется не же- ланиями, а скорее долгом.
    Третий и последний компонент структуры — «Сверх-Я» (Super ego). Это продукт культурной среды для «Я»: идеалы общества,
    социальные нормы, система правил и запретов. Другими слова- ми, «Сверх-Я» — это то, что выработала культура, что усваивает человек и с чем он вынужден считаться. «Сверх-Я» проявляется в сознании как совесть. Последняя вызывает у «Я» чувство стыда,
    страха, вины, депрессии. Эти проявления свидетельствуют о бес- сознательном характере «Сверх-Я».
    Общий анализ представленной структуры свидетельствует о том, что фрейдовская структура начинается из бессознательного и возвращается в него. Что касается подлинного сознания, то оно,
    находясь между «молотом и наковальней», обречено пребывать в ипостаси «несчастного страдательного сознания».
    Сама по себе фрейдовская структура не лишена смысла, ибо задает почву для размышления о соотношении и роли сознатель-
    Глава XII
    211

    212
    И. И. Кальной. Философия
    ного и бессознательного
    79
    . Связав психику и сознание воедино,
    З. Фрейд принизил роль разума, биологизировал социальное на- чало в человеке. По Фрейду, доминантой структур является бес- сознательное. Оно властвует безраздельно. Что касается разума,
    то он обречен идти на поводу влечений и страстей.
    Преодолеть погрешность фрейдовской концепции можно, вы- делив в гносеологическом плане структуру психики и структуру сознания.
    Структура психики человека включает: эмоционально-чувствен- ный компонент, волю и память.
    I. Эмоционально-чувственный компонент составляет основа- ние психики. Он находит свое выражение в глубинной заинтере- сованности человека к миру и к самому себе. Эта заинтересован- ность имеет ценностный ориентир с эмоциональным окрасом. Че- ловек положительно или отрицательно относится к реальному событию, и этими эмоциями пронизана вся жизнь человека. Эмо- ции таят в себе оценочный акт поступающей информации, высту- пают чувственной базой ее аксиологической интерпретации. Чув- ства этического и эстетического восприятия мира влияют на фор- мирование психологических установок на деятельность человека,
    обуславливают меру взаимопонимания людей в процессах обще- ния и познания.
    Чувства — это не только реакция на реальность, но и предпосыл- ка второго компонента структуры психики — волевой регуляции.
    II. Воля, как одна из слагаемых сущностных сил человека, об- наруживает себя в ситуациях выбора, принятия решения и его осу- ществления. Воля подготавливает соответствующий акт сознания,
    определяет меру ориентационной устойчивости. Ориентиром вы- ступает цель. Поскольку цель определяет способ и характер со- знательной деятельности, то воля выступает на уровне психики системой обеспечения цели.
    Мотив ориентирует сознание на достижение цели и условие ее осуществления. Поступающая информация может свидетельство- вать о расхождении между заявленной целью и первыми результа- тами ее осуществления. Эти расхождения корректируются усили- ями воли. Если волевая регуляция не в состоянии устранить раз- рыв между сущим и желаемым, тогда субъект на уровне сознания отказывается от достижения цели.
    79
    См. Юнг К. О психологии бессознательного. М. 1994.

    III. Третий компонент структуры психики представлен памя- тью. Память — это способность человека сохранять и воспроиз- водить опыт своей деятельности. Значение памяти трудно пере- оценить. Память исключает необходимость для сознания каждый раз открывать мир как абсолютную неопределенность. Память упорядочивает информацию и хранит ее до востребования. Эта способность значительно расширяет поле личного опыта за счет включения информации чужого опыта, является основанием реп- родуктивной деятельности человека.
    Несколько особняком в блоке памяти занимает свое место па- мять прошлых поколений. Она представлена опосредованно, не в виде рабочей информации о мире, о себе, а скорее «информации»
    о возможностях субъекта, его предрасположенности и потенци- альных способностях, что позволяет рассматривать эту разновид- ность памяти в качестве мощного фактора формирования инди- видуальности человека, его селективного отбора.
    Память в определенной степени выступает интегральной харак- теристикой психики. Она не только хранит информацию, но и со- храняет аксиологический и регулятивный опыт, аккумулируя и эмоции, и волю. И в этом смысле, психика через память выступает условием функционирования сознания, системой его обеспечения.
    Что касается структуры сознания, то традиционно выделяют две структуры: онтологическую и функциональную.
    I. Первая представлена уровнями осознания, надсознания и са- мосознания.
    «Осознание» — это уровень, где информация о мире превраща- ется в устойчивое знание с определенной мерой обоснованности и доказательности. На первом уровне осуществляется синтез пер- цептивных и мыслительных актов, когда информация ощущения,
    восприятия и представления «снимается» через систему понятий,
    суждения и умозаключений, когда явления уступает свое место сущности.
    «Надсознание» достаточно удачный термин, указывающий на выход этого уровня за пределы «чистого» сознания. На этом уровне осуществляется синтез сущего и должного на основе памяти, несу- щей не только рабочую информацию о мире, но и ее аксиологи- ческую интерпретацию и волевую регуляцию. В результате про-
    Глава XII
    213

    214
    И. И. Кальной. Философия
    дуктом сознания этого уровня являются новые идеи, проекты, ги- потезы, теории.
    Третьим и последним уровнем онтологической структуры со- знания является «самосознание». Самосознания носит интровер- тивный характер, ибо направлено на самоанализ и самопознание.
    На этом уровне и осуществляется со-знание, как соотнесение зна- ния о мире и знания о себе, о своих желаниях и намерениях.
    II. Функционирование всех трех уровней сознания, т. е. созна- ния, надсознания и самосознание обеспечивает функциональную структуру сознания, которая включает когнитивную, мотиваци- онную и нормативную сферы.
    Когнитивная сфера сознания — это область производства зна- ния и ответа на вопрос, что есть что.
    Мотивационная сфера сознания— это область определения цен- ностных ориентиров и поиска ответа на вопрос, во имя чего, для каких целей.
    Нормативная сфера сознания — это область проектирования отношения к миру на основе знания и ценностных ориентиров,
    ответа на вопрос, как, каким образом.
    На уровне функционального сознания наиболее четко просле- живаются его связь со структурами психики. Если знание является результатом отражения мира в процессе его чувственного воспри- ятия, а ценности — итогом эмоционального переживания, то нор- ма является следствием волевого решения.
    Проведенный анализ структур психики и сознания свидетель- ствует, во-первых, об их относительной самостоятельности; во- вторых, об их специфической взаимосвязи и особых формах их взаимодействия.
    4. Общественное и индивидуальное сознание,
    их взаимосвязь
    Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потреб- ностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не толь- ко становления сознания, но и формирование общественного че- ловека и человеческого общества. Труд и язык завершили переход от биологической популяции к социальной общности.

    С помощью посредника (орудий труда) человек очеловечивал природу и самого себя. Природа, вовлеченная в систему произ- водства и специфические отношения производства обусловили уже не бытие отдельно взятого человека, а общественное бытие лю- дей. Общественное бытие людей определило и их общественное сознания.
    Общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность индивидуальных сознаний. Это относительно самостоятельное духовное образование включает уровни обыденного и теоретического освоения мира; обществен- ную психологию и идеологию, а также формы политического и правового, нравственного и религиозного, научного, эстетичес- кого и философского сознания.
    Определенным образом упорядоченная структура обществен- ного сознания обеспечивает отражение общественного бытия лю- дей в идеях, представлениях, концепциях, теориях.
    Акцент на принципиально иное качество общественного созна- ния, и его отличие от индивидуального сознания не должен быть поводом для абсолютного разделения сознания на общественное и индивидуальное. Рассечение сознания на противостоящие друг другу ипостаси приводит к тому, что общественное теряет себя, ста- новясь разновидностью пустого пространства «чистой» мысли, а индивидуальное сознание выступает как генератор этой мысли.
    В действительности общественное и индивидуальное сознание соотносятся не как общее и частное, а как однокорневое целое,
    адаптированное человеком через призму его избирательной спо- собности, специфику его личного бытия.
    В функционирующем сознании общественное и индивидуаль- ное неотрывны друг от друга и только гносеологически можно рассматривать общественное или индивидуальное сознание в ка- честве отдельных и самостоятельных объектов философского ана- лиза.
    Исходным пунктом рассмотрения общественного сознания в качестве объекта философского анализа является положение о том,
    что «общественное бытие определяет сознание». Идея определя- ющей роли общественного бытия и зависимости от него обще- ственного сознания является слагаемой концепции «материалис- тического понимания истории» наряду с идеями закономерности
    Глава XII
    215

    216
    И. И. Кальной. Философия
    исторического процесса и определяющей роли материального производства.
    Концепция «материалистического понимания истории» состав- ляет самую большую ценность философии марксизма, ибо она и спустя 150 лет находит свое подтверждение в развитии общества.
    Из формулы «общественное бытие определяет общественное сознание» следует вывод: анализ сознания исследуется через ана- лиз бытия. Что касается проблемы активности сознания, то она должна рассматриваться через призму перманентного развития всей системы общественных отношений.
    Сознание выступает как проблема общественной активности самого человека, выражение его желания и способности вмеши- ваться в жизнь общества, реально воздействовать на ход событий.
    Методологическое значение сознания трудно переоценить.
    Сознание — это своеобразное зеркало, в которое мир смотрится и видит себя, но это то особое, специфическое зеркало, без которо- го не было бы этого человеческого мира. Не случайно, в социаль- но-философской традиции категория «сознание» находится в од- ном ряду с такими понятиями, как бытие, общество, человек, мир,
    жизнь. И это очень справедливо, ибо у жизни и сознания одно ос- нование. Забвение или недооценка этого обстоятельства порож- дает феномен отрыва сознания от реальности. И тогда начинают искать загадку сознания в особенностях индивидуальной психики или в абстрактной деятельности, но только не в сознании бытия.
    Поскольку сознание возникает в процессе трудовой деятель- ности людей и их общения, то именно форма социальной связи людей, их общественное бытие и дает ключ к исследованию конк- ретного содержания сознания и общественной деятельности по его производству.
    Историко-философская традиция свидетельствует о том, что общественное сознания выступает в двух ипостасях: как способ интеграции людей и как «зеркало» общественного бытия.
    В первом случае сознание предстает как реальность особого рода, которая имеет свою логику развития, свой особый язык, свою символику, свое собственное производство. Продукт этого произ- водства (идеи, взгляды, концепции, теории и т. д.) обеспечивает механизм объединения людей. Общественное сознания берет на себя функцию представлять общество и общественный интерес,
    оказывая мощное воздействие на формирование индивидуально- го сознания.

    Во втором случае общественное сознание выступает как «зер- кало» общественного бытия, саморефлексия которого обеспечи- вает производство и воспроизводство общественных отношений и определенного типа личности данного общества. Человек как носитель социальности разрешает противоречия идеального и материального, замыкая на себя все богатство общественного со- знания и реализуя его в процессе жизнедеятельности через прояв- ления своего индивидуального сознания.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   44


    написать администратору сайта