Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
4. Бытийная реальность и ее виды Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конк- ретизацию, что позволяет выделить его виды: объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность. Термин «реальность «подчеркивает то обстоятельство, что все охваченные классификацией вида обладают существованием, зна- чением, ценностью и могут восприниматься определенным обра- зом и не только в форме ощущения. Объективная реальность — это тот уровень действительности мира, который существует независимо от человека и обладает все- общим свойством отражения. Ее высшей формой развития явля- ется сознание. Объективная реальность причинно обусловлена, структурно организована, развивается во времени и пространстве; заявляет о своей неисчерпаемости и материальности; несет в себе возможность познания и преобразования. Формами объективной реальности бытия в мире являются природа, общество, человек. Субъективная реальность — это та реальность бытия, которая выражена в сознании человека или общества и существует в иде- альном измерении. Если материальное дается сознанию непосред- ственно, то идеальное заявляет о себе через посредников. Идеаль- ное — это знаковая реальность. Типичным примером идеального может быть культура. Идеальное как вид бытия включает в себя мысленные образы; продукты художественного творчества: книги, живопись, музыку; общественные отношения, идеи. проекты и т. д. Поскольку мир идеального не обладает абсолютной самостоя- тельностью, то он представляет собой «нечто». Этим «нечто» и является субъективная реальность в виде наших знаний, морали, искусства, традиций и т. д. В ходе исторического развития этот мир приобретает все большее значение и способен максимально дистанцироваться от вида первичной по отношению к нему объек- тивной реальности. В современной литературе можно выделить три основных под- хода к идеальному как особому виду реальности бытия. Предста- витель первого подхода, Э. В. Ильенков, считает идеальное чисто общественным феноменом, отождествляя его с общественным со- знанием, продуктом истории и социума 74 Сторонники второго подхода считают идеальное свойством индивидуальной человеческой психики. Индивидуальная психи- ка, при ведущей роли мозга, контактирует с внешним миром и порождает идеальное. В отечественной литературе к сторонникам этого подхода относят Д. И. Дубровского 75 . В продолжении пла- тоновского идеализма М. А. Лифшиц считает, что идеальное су- ществует независимо от объективной реальности в форме эйдо- сов, идеалов, идеальных моделей 76 . М. Лифшиц называет приме- ры таких идеальных образов: идеальный газ в химии, идеальная геометрическая фигура. Идеальное в этом случае выступает в ка- честве своеобразной меры реального. Идеальное не тождественно сознанию. В него входит и то, что Глава X 169 74 См.: Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6, 7. 75 См.: Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983. 76 См.: Лившиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. С. 10. 170 И. И. Кальной. Философия не может быть опредмечено или внешне выражено. Таковым яв- ляется своеобразный поток переживания. Поэтому часто говорят, что идеальное — это информация плюс исходная субъективность. Все это свидетельствует о сложной природе субъективной реаль- ности, отличной от объективной реальности, а посему требующей своей методологии и гносеологии. Трансцендентная реальность— это бытие мира, определяющее как объективную, так и субъективную реальность, сохраняя свою неизреченность. Синонимами трансцендентной реальности являются Бог, Дух, Брахма, Дао, бесконечность бытия мира с ее абсолютными харак- теристиками движения, пространства и времени. Существует или нет этот вид бытия — вопрос не для обсужде- ния. Его или признают или не признают. Для тех философов, ко- торые убеждены в его существовании и определяющей роли по отношению к другим видам бытия в мире предметом рассужде- ний является выяснение атрибутов этой реальности, ее связи с дру- гими измерениями бытия. Таким образом, бытие, как целостность, как предикат всего сущего, может быть разделено на три вида: объективный, субъек- тивный и трансцендентный. Эти виды бытия находятся во взаи- мосвязи между собой, и их точная идентификация требует опреде- ленной философской культуры. Анализ уровней и форм самоорганизации бытия в мире, также знакомство с видами бытийной реальности позволяет сделать сле- дующие выводы: 1. Бытие мира неотделимо от бытия в мире. 2. Различие бытия мира и бытия в мире проходит через отно- шение бесконечного и конечного. 3. Плюрализм бытия в мире обусловлен монизмом бытия мира. 4. Бытие мира является предпосылкой и условием бытия в мире. 5. Бытие мира сохраняет свою неизреченность в отличие от бытия в мире, которое имеет свое имя, свою конкретику. 6. Бытие мира имеет абсолютные характеристики, а бытие в мире — конкретные. Рассматривая проблему бытия следует избегать крайностей, представлять бытие мира исключительно как аналог физической реальности бытия в мире; или представлять бытие мира как чис- тую мысль. Исследование проблемы бытия показывает, что речь идет о фун- даментальных вопросах, без решения которых просто невозможна осознанная жизнь, т. е. жизнь, достойная человека. Анализ бы- тия — это первый шаг на пути конкретизации нашего отношения к миру. Бытие как предикат всего сущего, является первоначаль- ной категорией онтологии, теории познания и логики. Осмысле- ние мира начинается с констатации того, что бытие есть; что оно существует в движении, проявляется в пространстве и осуществ- ляется во времени. Контрольные вопросы и задания 1. Почему категория бытия является исходной для философских размыш- лений о мире? 2. Проследите эволюцию становления категории бытия в историко-фи- лософской традиции. 3. Чем вызвана смена исходного понятия «субстанции» «материей»? 4. Дайте характеристику уровней бытия в мире. 5. Сделайте сравнительный анализ форм организации бытия. 6. Подтвердите или поставьте под сомнение тезис о самоорганизации бытия в мире. 7. Что является способом существования бытия и каковы его основные характеристики? 8. Проследите эволюцию форм проявления бытия. О каких концепциях пространства и времени идет речь в истории философии и естествоз- нании? 9. Дайте характеристику видов бытийной реальности. 10. Проведите сравнительный анализ бытия мира и бытия в мире. 11. Какое методологическое значение имеет решение проблемы бытия? Литература Основная 1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И. Т. Фро- лова. М., 1989. 2. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. 3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001. Глава X 171 172 И. И. Кальной. Философия Дополнительная 1. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. 2. Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы про- странства и времени? // Вопросы философии. 1988. № 7. 3. Артыков Т. А., Молчанов Ю. Б. О всеобщем и универсальном характе- ре времени // Вопросы философии. 1988. № 7. 4. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. 5. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 6. Время и бытие человека: Сб. статей. М., 1991. 7. Гартман Н. Старая и новая антология // Историко-философский еже- годник. М., 1988. 8. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейс- кой философии. М., 1986. 9. Какабадзе З. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985. 10. Ковальзон М. Я., Эпштейн Р. И. О специфике пространства и времени как категорий социально-философской теории // Философские науки. 1988. № 8. 11. Мамлеев Ю. В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 10. 12. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. 13. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987. 14. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Глава XI ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ БЫТИЯ В МИРЕ 1. Сущность развития. 2. Основные принципы и законы развития. 3. Развитие и его критерий. 4. Основные философские концепции развития. Ключевые понятия Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога (теологический де- терминизм); со стороны человека (антропологический детерми- низм); со стороны космоса (космологический детерминизм). Цент- ральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое. Индетерминизм — учение о том, что в мире существуют явле- ния, для которых отсутствует причина (онтологический индетер- минизм) или она есть, но ее нельзя определить (методологический индетерминизм). Изменение — любое приобретение объектом новых признаков и свойств или же утрата уже имеющихся. Качество — такая определенность объекта бытия, благодаря ко- торой он является именно этой, а не другой реальностью. Когерентность (лат. быть связанным) — учение о взаимосвязи явлений бытия в мире. Основная идея когерентности заключается в утверждении онтологической укорененности взаимосвязи явле- ний бытия в мире. Количество — характеристика однородности объекта, соотно- шение общего и единичного в явлениях мира при относительном безразличии к их качеству. Причина (лат. causa) — то, без чего не было бы следствия. Это 174 И. И. Кальной. Философия закономерная связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире. Развитие — определенный тип изменения, когда объект бытия обретает новую качественную определенность. Революция — тип развития, при котором между качественны- ми состояниями объекта существует резкий переход. Поэтому ре- волюционный тип развития иногда называют скачкообразным. Телеология (греч. цель и учение) — учение о целесообразности не только поведения человека, но и развития природных явлений, исторических событий. Эволюция — тип развития, характеризующийся плавностью, постепенностью в смене состояний, отсутствием резких качествен- ных скачков. Назначение главы XI состоит в том, чтобы понять сущность развития бытия в мире, освоить принципы развития и постичь со- держание развития мира, познакомиться с основными философски- ми концепциями развития. Мировоззрение, опирающееся на идею сотворения или миф вечно- го круговорота, называется традиционным. В соответствии с этим мировоззрением люди полагают, что нужно приспособить свои по- мыслы к традициям и жить так как жили их предки. Известное положение «ничто не ново под Луной» наилучшим образом иллюст- рирует эту позицию. С Нового времени в рамках формирования парадигмы рациона- лизма складывается и подтверждается идея, что наша Земля как и вся Вселенная, а также природа, общество и человек имеют дли- тельную историю своего развития. Они не были такими вчера, ка- кими они есть сегодня. Это тривиальное обстоятельство стало очевидным только к XVIII в., когда философия выработала новую методологию и гносеологию, когда в науке сложился опытно-экспе- риментальный метод. В 1854 г. появилась работа Ч. Дарвина «Про- исхождение видов», где ученый предположил и обосновал идею эво- люции животного и растительного мира. Оплодотворившись идеей развития, новое мировоззрение обрело и новые ориентиры. Оно активно включилось в процесс улучшения природы, совершенствования общества и воспитания человека, пока не стало очевидным, что потери в этом процессе превышают при- обретения, а приобретения в ряде случаев имеют сомнительный ха- рактер. XX в. настоятельно потребовал прояснить вопрос о сущности развития, его источниках, движущих силах, уяснить смысл разви- тия и его цену для человека и человечества. 1. Сущность развития Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит сомне- нию и гераклитовское «все течет, все изменяется» по-прежнему остается житейской констатацией этого факта. В привычном для нас окружении исчезают одни признаки и появляются другие и ты начинаешь осознавать что перед тобою тот же мир и уже другой, ибо «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Под изменением понимается любое приобретение объектом новых признаков или свойств, или напротив, утрата уже имею- щихся. Традиционно различают три типа изменений: 1. Изменения имеют место, но объект сохраняет свое качество. Речь идет об изменениях внешней формы, не затрагивающих со- держание объекта. Это может быть увеличение или уменьшение размеров, появление новой окраски и т. д. В целом речь идет о количественных изменениях. 2. Объект наблюдения изменяется существенным образом, но проходит определенное время и он возвращается к своему исход- ному состоянию. Это так называется циклические изменения. 3. Изменения затрагивают содержание наблюдаемого объекта и носят необратимый характер. В этом случае можно констатиро- вать качественные изменения, которые по своей сути равны раз- витию. Развитие — это необратимое, направленное, закономерное из- менение, которое ведет к новому качественному состоянию объекта. Для развития характерны следующие признаки: изменение структуры, необратимый характер, определенная направленность, закономерное становление нового качества, момент преемствен- ности. Исследуя развитие конкретного объекта, необходимо устано- вить причину развития, его источник; выявить механизм разви- тия и определить направленность развития. Глава XI 175 176 И. И. Кальной. Философия Если форма и содержание объекта гармонично вписываются в среду обитания, а сам объект исчерпывающим образом выполня- ет свое назначение, то необходимость его развития исключается. Другими словами, в развитии нуждается то, что недоразвито, то, что демонстрирует свое несовершенство. Отсюда следует, что глав- ным мотивом эволюции мира природы была рассогласованность между средой и ее обитателями. На «старте» биосферы присут- ствовало много видов и родов, но к финишу пришли те, кто смог настолько изменить свою морфологию, что она позволила им ком- фортно существовать в определенной эконише. Это не означает, что они обрели состояние вечного комфорта. Состояние комфорта относительно и определяется периодом со- гласованности среды и ее обитателей. Поскольку среда находится в постоянном изменении, то это обстоятельство заставляет посто- янно изменяться и ее обитателей. И тот, кто не успел или не сумел адекватно ответить на «вызов», тот прекратил свое существова- ние, исчез из мира биосферы. В процессе развития изменяется качество. Качество — это су- щественная определенность, благодаря которой объект является именно этим, а не другим объектом. Качество отражает структур- но организованную взаимосвязь составляющих его элементов. Итак, развитие — это не просто изменение, а качественное из- менение. Традиционно под качественным изменением понима- ют прежде всего изменение структуры объекта; изменение его со- става. Изменение структуры (т. е. совокупности связей между состав- ляющими объект элементами) и изменение состава (т. е. входящих в объект составных частей) вызывают или возникновение новых связей, или трансформацию старых, что делает объект уже не тем, чем он был раньше. Он обретает иную определенность, становит- ся другим объектом. Качественные изменения происходят не сразу, а постепенно, в ходе небольших количественных изменений, которые, накаплива- ясь, исподволь подтачивают старое качественное состояние, что- бы в один момент наступило новое качество. Развитие, как явствует из сказанного выше, не есть одномомен- тный акт. Оно предполагает, что между исходным и конечным состоянием лежит промежуток, заполненный количественными трансформациями. Этот промежуток измеряется временем. И в этом смысле время, как форма осуществления бытия в мире, со- ставляет существенную характеристику развития. В нем протека- ет развитие объектов, оно же позволяет определить направлен- ность развития. Временный диапазон процессов развития обши- рен — от миллиардов лет в становлении геологический природы до нескольких мгновений, в которые укладывается реакция ядер- ного синтеза. Время неразрывно с идеей развития, потому что ха- рактеризует становление качественно иной определенности. Су- щественную характеристику развития составляет и пространство. Оно выступает формой проявления развития, ибо нельзя пред- ставить качественное изменение объекта, проигнорировать его протяженность и структурность, отношение с другими объектами бытийной реальности. Становление — это переход от одной определенности бытия к другой, формирование его нового качества. Понятие становления своими истоками уходит во времена античности. Гераклит рассмат- ривает мир как становящееся, текущее, вечно изменчивое целое. Пределом чувственно-материального становления в философии Платона выступают идея, эйдос, образ. Характеристикой направ- ленности становления в философии Аристотеля является энтеле- хия — форма, которая осуществляется в вещах; это активное на- чало, которое превращает возможность в действительность. Гете называет аристотелевскую энтелехию «моментом вечности», ко- торый обеспечивает становление жизни. Идея о становлении нашла свое продолжение в учении Г. Лей- бница. а позже в классической немецкой философии. Так, в фило- софии Ф. Шеллинга природа рассматривается как потенциальный субъект в процессе своего становления, а в философии Г. Гегеля — это переход «абсолютной идеи» из неопределенности в свою про- тивоположность — определенность. В современной философии становление рассматривается как метафизическая реальность. Оно обеспечивает отличие развития от простого изменения, движения. Становление задает «необра- тимость изменения», и в этом заключается его методологическое значение. Развитие проходит через чередование количественных измене- ний. Отчасти изменения обеспечивают подгонку элементов систе- Глава XI 177 178 И. И. Кальной. Философия мы, отчасти они обеспечивают оптимальное отношение объекта и среды. Изменения носят, как правило эволюционный характер. Но возникновение нештатной ситуации обусловливает необходи- мость скачкообразного изменения, которое ведет в новому каче- ству и носит необратимый характер. В качестве примера можно рассмотреть смену способа производства, обусловленную измене- ниями в структуре производительных сил, потребовавших изме- нения структуры производственных отношений. Развитие означает постоянное изменение бытия. В нем проти- востоят начала гармонии и дисгармонии, порядка и беспорядка, нового и старого. Гармония и порядок — это конструктивные начала бытия, а дисгармония и беспорядок — деструктивные. Раз- витие можно понимать как перманентный процесс возникновения дисгармонии и последующее ее преодоление, обретение гармонии. Дисгармония обнаруживается через рассогласованность бытия, т. е. через противоречия, которое и выступает в качестве универ- сального источника развития. Ход развития обеспечивается системой «передаточных звень- ев», своеобразным механизмом развития. В неживой природе это могут быть химические реакции, геологические катастрофы. Уни- версальным механизмом развития в живой природе выступает меж- и внутривидовая борьба, противоречие «ойкумены», а в обще- стве — рыночная конкуренция, социальные коллизии, деятель- ность «ключевых» личностей, потребности и интересы людей, необходимость их осуществления. Поскольку развитие определено как саморазвитие системы, т. е. разворачивание некоего исходного состояния, то можно согласить- ся с тем фактом, что цель развития как бы заранее предопределе- на. Но это вовсе не означает, что движение к ней может быть стро- го однообразным. И философия и наука определились, что суще- ствуют различные способы достижения этой цели. Исследование феномена развития показывает, что: развитие — есть определенный тип изменений, когда объект обретает новое качество, иную определенность; развитие — это такие качественные изменения, которые ре- ализуют потенциал, изначально заложенный в системе. Цель развития имманентно присутствует в развивающемся объекте; источником развития выступает противоречие между сис- темой в целом и ее элементами. Это противоречие оцени- вается как рассогласованность системы, как угроза суще- ствованию и ее, и входящих в нее элементов; механизм развития — это количественно-качественные пре- образования. Постепенное накопление количественных (внешних, несущественных) изменений приводит к появле- нию нового качества; критерием развития являются структурные изменения, ве- дущие к новому качеству системы; развитие осуществляется во времени и пространстве; развитию подчинены все сферы бытия мира: природа, об- щество, человек. Отсутствие развития означает, что ступень, которой достигла развивающаяся система, находится в состоянии временного рав- новесия, согласованности, гармонии. Это состояние может длить- ся и секунды, и миллионы лет. Однако затем вновь возникает по- требность в развитии, т. е. в приведении этой системы в новое ка- чественное состояние согласованности ее элементов. |