Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
ПОЗНАНИЕ БЫТИЯ В МИРЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ОБЪЯСНЕНИЯ 1. Гносеологическое отношение и его специфика. 2. Уровни познания и способ проверки знания. 3. Истина как цель познания, особенности социального позна- ния. 4. Основные принципы гносеологического отношения. 5. Методы познания (общелогические, эмпирические и теоре- тические). 6. Категории как инструмент гносеологического отношения. Ключевые понятия Адекватность — соответствие образа объекту. Априори — знание, предшествующее опыту, но применимое к опыту. Вера (в гносеологии) — позиция, признающая суждения, истин- ность которых не доказана, но кажется очевидной. Возможность и действительность — философские категории, ха- рактеризующие две ступени становления и развития объекта, где действительность представлена реальностью бытия, а возможность таит в себе эту реальность. Гносеология — учение о познании явлений, процессов бытия в мире. Знание — результат процесса познания, отражающий действи- тельность в форме факта, представления, понятия, суждения, гипо- тезы, концепции, теории. Единичное (отдельное) — философская категория, выражающая 246 И. И. Кальной. Философия относительную обособленность, отграниченность объекта иссле- дования на основе его уникальной качественной и количественной определенности. Интерес — форма выражения потребности. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъек- том; процесс движения знания от приблизительного к полному. Категории — предельно общие понятия, отражающие наибо- лее существенные закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления. Логическое — отражение действительности в абстрактной, но теоретически последовательной форме. Метод — путь исследования с ориентиром на истину. Медитация — особая форма духовной сосредоточенности и изо- ляции человека от внешнего мира. Необходимость и случайность — философские категории, вы- ражающие различные уровни связей исследуемого объекта. Необ- ходимость обусловлена внутренней причиной, а случайность — внешней причиной. Общее (всеобщее) — философская категория, выражающая за- кономерную взаимосвязь единичного в составе целого. Оккультное познание — претензия на познание «аномальных» сил космоса, человека. Паранормальное познание — претензия на возможность полу- чения информации о явлениях, необъяснимых в данное время сред- ствами науки. Парадигма — совокупность принципов, обеспечивающих по- становку и решение проблемных ситуаций текущего момента. Понятие — образ реальности, ее замещающий. Потребности человека — внутренний побудитель активности человека, условие его жизнедеятельности. Принцип — основополагающее положение, обеспечивающее ус- пешное решение поставленной задачи. Причина и следствие — философские категории, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает следствие. Система — философская категория, выражающая особое един- ство структурно организованных элементов, взаимодействующих на основе их взаимосвязи. Сущность и явление — философские категории, характеризую- щие определенность бытия в мире и возможность его познания. Сущность — внутреннее содержание исследуемого объекта, его субстанция. Явление — выражение объекта через внешние формы его осуществления. Элементы и структура — философские категории, отражающие единство исследуемого объекта, где элементы — это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определен- ные отношения, а структура — это определенный способ связи эле- ментов в единую систему. Эпистемология — теория научного знания, в отличие от гносе- ологии как общей теории познания. Назначение XIII главы учебника состоит в том, чтобы рас- смотреть общие вопросы гносеологии и методологии (теории познания и способа познания); уяснить специфику гносеологи- ческого отношения в системе «субъект — объект познания»; познакомиться с уровнями познания и способом проверки зна- ния; исследовать цель познания; рассмотреть принципы гносе- ологии и зарекомендовавшие себя методы эпистемологии; рас- смотреть категории как ступени познания и объяснения бы- тия в мире. Рассмотрев природу сознания и определив его возможнос- ти, можно осуществить следующий шаг в освоении теорети- ческой философии,— рассмотреть механизм познания бытия в мире. Эту задачу можно решить, осваивая единство и взаи- мосвязь гносеологии и методологии. Если гносеология выявляет предпосылки познания, определя- ет его границы, исследует степень его достоверности, то ме- тодология выступает в качестве системы исходных принци- пов, а также наиболее общих методов организации и осуще- ствления познавательной деятельности. Что касается категорий, то они выступают в качестве ин- струмента познания и объяснения бытия в мире. 1. Гносеологическое отношение и его специфика Гносеология — учение о познании явлений и процессов бытия в мире. Это познание есть ни что иное как социально опосредо- ванное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выступает в качестве субъекта, а мир в ипостаси объек- та познания. Возможности субъекта и объекта формируют гносе- ологическое отношение в системе «Субъект–объект». Глава XIII 247 248 И. И. Кальной. Философия Рассматривая проблему гносеологического отношения, преж- де всего следует исходить из факта, что гносеологическая ситуа- ция принципиально не тождественна онтологической реальнос- ти, ибо она несет свою меру субъективности. Кроме того, гносео- логическое отношение в системе «субъект — объект» предполагает наличие посредника (средства познания). Субъект востребует по- средника, не будучи до конца уверенным в его эффективности, ибо возможности посредника определяются не желанием субъекта, а сущностью объекта. В результате неопределенность объекта при- умножается неопределенностью посредника, который для субъек- та является дополнительной реальностью с печатью собственной неопределенности. Субъект познания вырабатывает стратегию и тактику освое- ния объекта, формирует идеальный образ способа познания с ори- ентиром на положительный результат, но в практическом осуще- ствлении «диалога» с объектом такой подход не исключает заб- луждений и непредсказуемого результата. Ученые ломают головы над решением собственно гносеологи- ческих проблем, выстраивают различные версии, а реальность как природного мира, так и социального, вершится по своим законам, поощряя творческий поиск в стране неведомого или наказывая за самонадеянность и невежество. Народная мудрость гласит: дорогу осилит идущий. История гносеологии — это история поиска и истины бытия, с тем, чтобы определить оптимальное отношение в системе «человек–мир». Мыслители прошлого постоянно призывали людей соблюдать меру, но для этого надо владеть истиной о мире и о себе. Таким образом целью познания является истина и только истина. Первые образцы поиска истины нам подарила античность, за- ложив основания гносеологии. Позже каждая историческая эпоха вносила свой вклад, решая вопросы познания бытия в мире. Этот ретроспективный анализ высвечивает весь драматизм поиска оп- тимальных форм познания, вызывая чувство уважения и призна- тельности к первопроходцам гносеологии. Познание возникает одновременно с развитием навыков к тру- ду и общению. От элементарного освоения природы человек при- шел к познанию, перерастающему в гносеологию. Это был доволь- но сложный и противоречивый путь от неосознанного познания к стихийному, а от него — к сознательно осуществляемому, но обус- ловленному социокультурным фактором своей эпохи. Современный субъект гносеологического отношения демонст- рирует способность к целеполагающей творческой деятельности, вырабатывая свои образы объекта познания на базе сложившейся культуры. Культура задает парадигму, в соответствии с которой гносео- логический субъект познает и оценивает объект интереса. Незави- симо от того, осмысленно ли субъект применяет способы проник- новения в область познаваемой реальности, конструирует ли он свои формы объяснения этой реальности, сознательно или бессоз- нательно перенимает наработанный опыт,— он действует на ос- нове культуры, обуславливающей смысл его деятельности, форму практики и меру творческой активности. Современная гносеология по-иному рассматривает и объект познания, учитывая его многокачественный, многомерный и мно- гоуровневый характер. Такой подход обеспечивает направленный процесс освоения природы как объекта, сложного в своем много- образии, неисчерпаемого в своих свойствах и отношениях. Рас- ширяющийся спектр познания природы обеспечивает полноту раскрытия сущности природы, что значительно способствует про- цессу согласования в системе «природа–общество–человек». Это косвенно свидетельствует об историческом характере по- знания. От эпохи к эпохе изменяются субъект и объект познания, дальнейшее развитие получает гносеология. Сегодня она нужда- ется в такой модели субъекта, где он (субъект познания) предстает в своей целостности как микрокосмос, органически вписанный в макрокосмос, несущий в себе не только логико-гносеологические, но и личностные культурно-исторические параметры в их поня- тийно-абстрактном содержании. Только такому субъекту откры- вается бездна бытия, подлинное его существование, только тако- му субъекту под силу освоить качественную определенность бы- тия в мире. В целом субъектно-объектное отношение носит противоречи- вый характер. Это противоречие между социокультурной ограни- ченностью возможностей нашего познания и неисчерпаемостью вечно развивающейся действительности бытия в мире. В каждое историческое время отмеченное противоречие разрешается, что- бы тут же возродиться новым содержанием. Глава XIII 249 250 И. И. Кальной. Философия Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ, субъективный по восприятию, но объективный по содер- жанию. В субъективном образе отражается объективное, не зави- сящее от субъекта содержание. К этому выводу философия при- шла не сразу. В истории философии сложилось три варианта свя- зи образа и объекта: образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъектив- ного идеализма); образ есть постижение разумом объективно существующих идей (позиция объективного идеализма); образ есть субъективное освоение объективной действительно- сти, существующей независимо от сознания субъекта (позиция материализма). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувствен- ные и рациональные. Первые — наглядные, вторые — абстракт- ные. В наглядных образах фиксируются признаки, доступные чув- ственному созерцанию; в абстрактных выражаются общие при- знаки. По отношению к объекту образы делятся на информационные и проективные. Первые несут информацию на основе отражения объекта в сознании субъекта. Вторые представляют собой объект на уровне желаемого. Это мысленная конструкция объекта, кото- рый может быть воплощен в практике. Познание бытия в мире есть достаточно сложный процесс, вклю- чающий различные формы субъективного освоения объективной действительности. Он включает чувственный уровень познания (непосредственное восприятие мира), рациональный уровень (опосредованное восприятие мира) и проверку полученных резуль- татов на практике. 2. Уровни познания и способ проверки знания Чувственный уровень познания Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение; восприятие; представление. Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возни- кающее при его воздействии на органы чувств: зрение, слух, обо- няние, осязание, вкус субъекта. Зрение отражает световые волны, слух — звуковые колебания, обоняние и вкус — химические свой- ства, а осязание — механические и тепловые свойства объекта. Все органы чувств имеют свои пределы. Но это не столько не- достаток, сколько их достоинство. Если бы глаз человека фикси- ровал все лучи, а его ухо улавливало все звуки, то жизнь челове- ка была бы невыносимой, а его познание мира было бы сомни- тельно. Единичное ощущение представляет собой фрагмент сложного комплекса общего ощущения объекта как предпосылки восприя- тия источника первичной информации. Восприятие — отражение целостного образа объекта, непосред- ственно воздействующего на органы чувств субъекта. Но целост- ность особая. Этот образ не подлежит делению на его составляю- щие. Кроме того, на формирование этого образа существенное влияние оказывает накопленный опыт субъекта, его психологи- ческая установка. Например, следователь со стажем при осмотре места происшествия «считывает» больше информации, чем его молодой коллега, хотя последний может превосходить первого по биологической остроте зрения. На уровне чувственного восприятия создается конкретный об- раз единичного объекта со стороны его внешнего проявления. Иными словами, образ формы объекта, хранящего тайну своего содержания, тайну своей сущности. Восприятие как непосредственный чувственный образ являет- ся предпосылкой представления. Представление — это тот чувственный, целостный образ объек- та, который возникает вследствие опосредованного воздействия объекта на органы чувств субъекта. В его формировании прини- мают участие два фактора: опыт прошлого восприятия и способ- ность субъекта к воображению и переживанию. В отличие от восприятия образ представления менее отчетли- вый, в нем упущен ряд деталей, но зато он более обобщенный. Главное, этот образ позволяет субъекту проявить свою меру во- ображения, фантазии и веры, «дорисовать» образ, сделав его бо- лее устойчивым и привычным для себя. В этом смысле представ- ление есть тот наглядный и целостный образ, который рождается силой воображения на основе прошлого чувственного опыта. Представление, преобразованное силой воображения, удаляется от конкретной наглядности объекта, приближаясь к его обобщен- Глава XIII 251 252 И. И. Кальной. Философия ным характеристикам. Высших форм своего выражения представ- ление достигает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого — домысливание образа, а стало быть, и уход от его адек- ватности с объектом этого образа. Образ теряет свое сходство с объектом и трансформируется в знак, замещающий объект. Возможная инверсия образа в знак заставляет обратить внима- ние на существенное различие образа и знака. Образ имеет сход- ство с объектом, знак не имеет ничего общего с тем, что он обо- значает. Знак имеет условное значение признака, сигнала, симво- ла, формального обозначения. Чувственный уровень познания не является изначально задан- ным. Он имеет свою социокультурную обусловленность. Мощным фактором развития чувственного уровня является жизнедеятель- ность человека, совершенствование навыков его руки, специали- зация языка и появление орудий как посредника в системе «субъект–объект». Социализация человека привела к тому, что его чувственное восприятие обрело сознательный и осмысленный ха- рактер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть. Субъект, объект и их информационный посредник в границах чувственного уровня образуют исходную гносеологическую ситу- ацию, формируют образ как предпосылку и условие рациональ- ного уровня познания. Рациональный уровень познания Чувственного восприятия объекта и его представления в каче- стве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо об- щие закономерные связи объекта не схватываются на чувствен- ном уровне. Это прерогатива мышления как рационального по- знания. Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственно- го познания внешних характеристик единичного объекта к раци- ональному (логическому) познанию внутренних общих характе- ристик определенности, обусловленности и целостности объекта, исследованию закономерностей его развития. Мышление — это функция мозга, обеспечивающая отвле- ченное и обобщенное освоение бытия в мире на уровне вскрытия его существенных сторон, свойств, связей и отно- шений. Мышление является отвлеченным познанием, ибо ориен- тировано на познание существенных признаков объекта, отвлекаясь от несущественных. Мышление является обобщенным познанием, ибо знание общих признаков (свойств, связей) позволяет объединять множество родственных явлений в единый логический класс. Мышление является опосредованным познанием, ибо меж- ду мыслью и объектом в качестве посредника и источника познания выступает чувственный образ. Мышление является активным познанием, ибо направле- но на проблемы, решение которых выходит за границы чув- ственного опыта. Рассматривая мышление как процесс познания, следует выде- лять объект, содержание и форму мысли. Объект мысли — это ре- альность, существующая независимо от сознания субъекта. Содер- жание мысли — это мысленное отражение объекта. И наконец, форма мысли — это форма этого отражения. Основными форма- ми мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие — мыслимое отражение объекта в его общих и суще- ственных признаках. Понятие является рациональным отражени- ем действительности, формой концентрированного знания. Объект в понятии характеризуется обобщенно. В каждом по- нятии различают его содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия — это определенная общность предме- тов с родственными признаками. Так, в объем понятия «преступ- ление» входит множество, состоящее из различного рода больших и малых отдельных преступлений. Между содержанием и объемом понятия существует определенная связь. Чем больше содержание понятия, тем меньше его объем. Так, понятие «преступление» имеет один объем, а понятие «преступление против личности» имеет уже меньший объем, ибо содержание исходного понятия увеличилось за счет уточнения — «против личности». По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности человечес- кого понятия. Глава XIII 253 254 И. И. Кальной. Философия Другой формой мышления является суждение. Суждение, как и понятие, есть отражение связей и отношений познаваемого объекта с другими объектами, а также их оценка. Мыслить на этом уров- не — значит, судить о чем-либо конкретно, подвергать познание аксиологической интерпретации. |