Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
Религиозное сознание По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определя- лась как «опиум для народа». При определенных обстоятельствах религия может быть и опиумом, но негативную роль может иг- рать и плохая мораль, и дурной эстетический вкус, и неумная по- литика. Хотя из этого никто не делает вывод о необходимости исключения морали искусства, политики из жизни общества. Каждая форма сознания является ответом на общественную потребность. Не составляет исключение и религия. При оценке той или другой формы сознания необходимо исходить из принципа конкретности истины. А посему следует разобраться, при каких условиях религия играет негативную или положительную роль, выявить ее социальные, гносеологические и психологические ос- нования. Социальные корни религии коренятся в страхе человека перед природой, в бессилии его перед угнетением и отчуждением в обще- стве, в переключении сознания людей с установки изменить реаль- ную земную жизнь на иллюзии справедливости в том, другом мире. Гносеологические основания религии заключаются в способ- ности сознания отрываться от действительности. Познание мира Глава XII 227 228 И. И. Кальной. Философия обеспечивается в процессе формирования образа мира, объектив- ного по содержанию и субъективного по восприятию. Все формы как чувственного, так рационального познания (ощущение, вос- приятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) не- сут в себе возможность «дорисовать» образ отраженного мира, опираясь на воображение и фантазию. И чем дальше образ отсто- ит от отражаемой реальности, тем больше возможность преврат- ного ее отражения. И вот уже понятие, как образ, замещающий реальность существует не просто само по себе, а заявляет о пре- тензии быть первореальностью. В этом смысле показательны сис- темы объективного идеализма Платона или Гегеля. Психологические основания религии заключены в эксцентри- ческой сущности человека, его открытости, незавершенности и незащищенности, в вечной неудовлетворенности. Человек осоз- нает вечность Вселенной и переживает свою конечность (леталь- ность). Человек жаждет бессмертия и обретает его в религии. Благодаря мышлению, человек способен объять всю Вселенную. Но будучи существом конечным, человек не способен ни эмпири- чески, ни логически воссоздать ее истинный образ. А жить в мире непознанном трудно. Отсюда стремление обрести если не истину мира, то хотя бы веру в него. Внутренний мир человека ориентирован на диалог с собесед- ником, с которым более уместно молчание, чем изречение. Идеал совершенного собеседника человек безуспешно ищет в обществе, а находит в Боге, поднимаясь над бытием в мире и соприкасаясь с бытием мира. И социальные, и гносеологические, и психологические основа- ния религии задают лишь возможность обращения человека к ре- лигии. Что касается реализации этой возможности, то это зависит от самого человека, от условий его воспитания, образа и качества жизни, от уровня его культуры. По своему существу религия является одним их архетипов ми- ровоззрения. Если в системе субъектно-объектных отношений мифологического мировоззрения рождаются гипертрофированные образы, несущие чувство страха, то в аналогичной системе рели- гиозного мировоззрения рождаются образы поклонения и любви, веры и надежды. Возникновение религии связано с развитием интеллекта, фор- мированием абстрактного мышления, когда возникает возмож- ность отрыва мысли о предмете от самого предмета мысли. Воз- никающие общие понятия, как заместители отраженной реально- сти, в силу относительной самостоятельности и внутренней логи- ки собственного развития, из средства освоения единичной реаль- ности инверсируют в самоценность с претензией быть первореальностью. На основе отражения, благодаря фантазии и воображению, уже могут появиться представления, которых нет в существующей ре- альности мира. Эти фантастические представления косвенно сви- детельствовали о зависимости человека от природы и его отчуж- дении. Отчуждение рождало страх и его призраки. Первоначальным объектом религии и религиозных ощущений был реально существующий объект (вещь, явления), наделенный сверхчувственными свойствами — фетиш. Сверхчувственные свойства отделяются от фетиша (предмета) и трансформируются в самостоятельную субстанцию — «дух». Параллельно складывается вера в существование духов. Оформ- ляется представление о существовании двух миров: земного и по- тустороннего. По мере разложения кровно-родственных отношений, на сме- ну родовой религии приходит политеизм, визитной карточкой которого были боги, олицетворяющие как силы природы, так и силы общества. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что политеизм уступает место монотеизму. Из пантеона богов выделяется еди- ный всемогущий Бог. Функции религии в основном обусловлены тем местом, кото- рое она занимает в системе общественного сознания. Историчес- ки оно менялось, что было обусловлено изменениями в сфере об- щественного бытия. В первобытном обществе религия существовала как аспект син- кретического сознания. В античности формирующим принципом общественного сознания выступает философия, но в недрах об- щества зреют условия для смены доминанты общественного со- знания и в эпоху средневековья законодателем «моды» выступает религия. Она задает структурную организованность обществен- ному сознанию, наполняя религиозным содержанием все налич- ные формы от политики до искусства, включая и философию. Глава XII 229 230 И. И. Кальной. Философия В эпоху первоначального накопления капитала и последующе- го формирования капиталистического способа производства с его фетишизацией товара, денег и капитала позиции религии суще- ственно изменяются. Она сохраняет за собой статус относительно самостоятельной формы сознания, но уже не определяет содержа- ние и направленность общественного сознания. В условиях Нового времени человек с помощью науки пытает- ся занять место Бога, ибо если «Бога нет — значит все позволе- но». Это не только установка на поведение Раскольникова из «Пре- ступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Это принцип жизни человека, который не дорос до религиозного сознания или вычер- кнул его из своей жизни, предпочитая на весь мир смотреть глаза- ми только науки, политики или искусства. И как тут не вспомнить предостережения Ф. Бэкона, его замечательные рассуждения об идолах сознания. Каждый человек имеет «свою собственную пе- щеру», которая значительно «ослабляет и искажает естественный свет природы». Речь идет об индивидуальных особенностях чело- века, о том, что разум человека несет на себе печать его воли и страстей, печать избирательной предпочтительности 84 Поставив под сомнение целесообразность религиозного созна- ния, человек утратил почтительность к бытию, утратил ощуще- ние святости чего бы то ни было, кроме витальных потребностей. Вклад религии в общечеловеческую культуру ощутим. Он ос- нован на допущении, что человеку, кроме удовлетворения виталь- ных потребностей, открыто нечто, объединяющее мир, человечество и душу отдельно взятого человека. Это нечто можно интерпретиро- вать в различных измерениях науки (объективные законы), религии (Бог), философии (Бытие мира или актуальная бесконечность). Но без целостного мироощущения все в мире обретает относи- тельную ценность. Поведение человека замыкается на сиюминут- ную полезность. Принципу «Здесь и только сейчас», прагматизму с его установкой «цель оправдывает средства», религия противо- поставляет святость и человечность. «Святое» является ключевой категорией религиозного созна- ния, ориентированно на восприятие жизни как высшей ценности. Эта святость определяет и особые функции религии, среди кото- рых следует выделить компенсаторную и регулятивно-коммуни- кативную. 84 См. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 15–48. Первая восполняет бессилие людей перед лицом проблем, ре- шение которых выходит за пределы их возможностей. По мнению психологов неофрейдистов, вера в Бога предотвращает неврозы, укрепляет положительные эмоции. Вторая функция связана с регуляцией поведения людей через систему религиозных норм и правил и установление устойчивых связей единоверцев. Последнее обеспечивает интеграцию людей на уровне религиозных общин. Правда, эта интеграция через со- циальный механизм проекции, самоидентификации и символиза- ции чревата возникновением демаркационной линии между «на- шими» и «чужими». Религиозное сознание общества так или иначе влияет на фор- мирование индивидуального религиозного сознания. В условиях цивилизации за человеком сохраняется принцип свободы совес- ти. Он вправе выбирать как любую веру, так и атеизм, если сде- ланный выбор не ведет к антисоциальным последствиям, к нару- шению прав человека и общественных норм морали. Завершая разговор о религии и религиозном сознании остает- ся только отметить, что религия, как и другие формы сознания, возникла в ответ на общественную потребность. И она будет су- ществовать ровно столько, сколько будет сохраняться в ней по- требность, заявляя о себе в ипостаси еще одного компонента об- щей культуры. Учитывая, что философии посвящен весь предложенный курс, а о науке речь пойдет в главе «О познавательном отношении че- ловека к миру», автор в целях устранения дублирования снимает необходимость рассматривать науку и философию в качестве от- дельных форм общественного сознания. Тем более, что обстанов- ка переходного периода (время «постмодерна») требует больше внимания уделить природе правового сознания, помочь обрести ориентиры в условиях формирования нового правового простран- ства. Правовое сознание и его специфика Специфика правосознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому пра- вовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы. Глава XII 231 232 И. И. Кальной. Философия Социально-философский подход к исследованию правосозна- ния, принимая во внимание результаты других направлений, ис- ходит из констатации факта, что правовые общественные отно- шения — это прежде всего особые субъектно-субъектные отноше- ния. Они возникают на основе защиты прав субъектов при существенно разной направленности их интересов, когда эти ин- тересы не только разные, но иногда даже взаимоисключающие. Проблема противостояния интересов решается либо подавле- нием интересов одних субъектов другими с последующим закреп- лением форм подавления через институт государства, либо согла- сованием противостоящих интересов на основе компромиссного единства интересов отдельных субъектов и общества в целом, опять же через институт государства. В первом случае за субъектом не остается права выбора. Чтобы не попасть под репрессивные санкции со стороны государства, субъект обязан подчиняться авторитету власти. Во втором случае регулирование интересов осуществляется че- рез внешнюю принудительную необходимость. Люди подчиняются не из любви к другим субъектам, не из-за страха, а из понимания того, что без взаимных уступок, добровольного ограничения сво- их потребностей, общество развалится. В этом случае оформляет- ся особый тип субъектно-объектных отношений, когда субъекты выступают в качестве объектов управления со стороны авторите- та власти и одновременно в качестве субъектов, признающих пра- ва и обязанности друг друга. Понимание и принятие такой диалектики имеет особое значе- ние для развития общества и самореализации индивида, ибо если люди в обществе выступают исключительно как суверенные субъекты, то их отношения регламентируются моралью, а необ- ходимость в праве отпадает. Такая модель отношений в современ- ном обществе скорее утопия, чем реальность. Если люди в обществе относятся друг к другу как к объектам, то авторитет власти олицетворяет абсолютное насилие, а право исполь- зуется как прикрытие этого насилия. Обстановка в таком обществе чревата потрясениями. Стало быть, оптимальной формой общественных отношений мо- жет быть только тип субъектно-объектных отношений. Ключевой ценностью права общества является закон, гаранти- рующий соблюдение прав и обязанностей на уровне индивида. В зависимости от своих интересов, люди формируют свое представ- ление о содержании прав и обязанностей, а также о их состоянии. Различие во взглядах порождает противоречия, которые снима- ются силой авторитета власти, интересом большинства или через диалог до достижения консенсуса. Чем больше удельный вес тре- тьего варианта, тем более развитым, человечным и перспектив- ным является данное общество. Но все разговоры о праве и его осуществлении мало что значат вне правового сознания. Правосознание — это особое измерение конкретной правовой реальности, которая представлена нормативными актами, право- применительными решениями и степенью осознания норм права, адаптации их на поведенческом уровне. Поскольку в правосознании доминирует субъект осознания права, то правосознание можно определить как собственные (лич- ные, коллективные) взгляды, представления на природу и сущ- ность, действующего права, а также его оценка с позиции спра- ведливости и свободы 85 В многочисленных определениях правосознания в основном фигурирует два компонента: представление о действующем праве и его оценка, что позволяет определить правовое сознание как совокупность взглядов и представлений людей, выражающих свое отношение к действующему и желаемому праву. Правосознание, как особый способ освоения и усвоения права, тесно взаимосвязано с политическим и нравственным сознанием, другими формами общественного сознания, а также с сущностны- ми силами человека, состоянием его воли и чувств, развитием его интеллекта. Правовые чувства и рациональное отношение к действующему праву — два способа ориентации человека в системе «природа — общество — человек». Правосознание складывается как резуль- тат юридического воспитания. С детства индивид приобщается к правовым заповедям, правовому регламенту. С детства индивиду прививается (или должно прививаться) чувство самообладания и самоуправления, чувство взаимного уважения и доверия. Други- Глава XII 233 85 См.: Теория государства и права. Саратов. 1995. С. 459; Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль. 1995. С. 100. 234 И. И. Кальной. Философия ми словами, на уровне обыденного сознания формируются право- вые чувства, как «правовой инстинкт». Чувства не только основа- ние рационального освоения права, но и форма реакции на те или иные нормативные акты, правоприменительные решения. Это уро- вень правовой психологии человека, предпосылка формирования правового сознания. По своему содержанию правосознание достаточно сложное образование. Оно включает знание и чувства, мотивы и цели, цен- ностные ориентиры и психологические установки, представления о сущем и должном, о желаемом праве. Правосознание характе- ризуется определенной направленностью, выступая формой отра- жения норм права, правопорядка, процессуальной юридической реальности. Как и любая другая форма общественного сознания, оно способно к самопознанию. Особенность правосознания заключается в том, что оно обра- щено не только к действующему праву, практике его толкования и осуществления, но и ориентировано на будущее через прошлое. И это отражение реальности настоящего, обращение к прошлому и ориентир на желаемое сопряжен с уровнем понимания свободы и справедливости, со степенью осознания своих интересов и го- товности принять во внимание интересы (потребности) других людей. Становление правосознания начинается с чувственного и ра- ционального освоения общественной жизни и оценки социальной обстановки, содержания права, юридической практики, рефлек- сии правосознания. Оценка правовой ситуации предполагает два уровня: взаимо- отношение индивида и действующего права, а также взаимосвязь и взаимодействие людей в условиях конкретной правовой обста- новки. Если философию называют душой культуры, то правосознание действительно является душой правовой культуры, способом ее освоения и усвоения. Оно имеет свою специфическую структуру. Структура правосознания — это совокупность взаимосвязан- ных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающая целос- тность правосознания, его развитие и функционирование. В качестве структурных элементов традиционно выделяют пра- вовую психологию и идеологию, индивидуальное, групповое и общественное сознание, обыденное, теоретическое и профессио- нальное правосознание. Правовая психология опирается на обыденное сознание и по- стоянно подпитывается повседневной эмпирической практикой людей. Ее содержанием выступают эмоции, переживания людей в связи с нормативными правовыми актами и практикой их осуще- ствления. Несмотря на свой стихийный, несистематизированный характер, именно правовая психология определяет успех или про- вал той или иной законодательной программы. Невосприятие на уровне правовой психологии тех или иных запретов порождает проблемы в реализации законодательства, приумножает допол- нительные трудности в правоохранной деятельности. Если правовая психология соответствует обыденному созна- нию, то правовая идеология соответствует уровню теоретическо- го отражения и освоения правовой действительности. Правовая идеология — это совокупность юридических идей, концепций, теорий, которые в систематизированном виде отра- жают, оценивают и формируют правовую реальность в интересах господствующих сил общества. По сравнению с правовой психологией, как формой стихийно- го, несистематизированного сознания, правовая идеология харак- теризуется целенаправленным освоением проблемных ситуаций права. Причем осмысление проблем прав и решение их осуществ- ляется не стихийно, а организованно с участием профессионалов, а не любителей. Примером правовой идеологии как теоретичес- кой формы освоения правовой реальности могут служить гегелев- ская философия права, естественно-правовая доктрина и др. Наличие обоснованной правовой идеологии является услови- ем жизнедеятельности любого нормального общества. Правовая психология и правовая идеология отличаются по ха- рактеру отражения действительности, способу ее освоения, фор- мам и методам воздействия на индивида. Но эти отличия не толь- ко не исключают друг друга, а настоятельно требуют взаимосвязи и взаимодействия психологии и идеологии. Только в единстве они обеспечивают правосознанию возможность выполнять свои фун- кции, среди которых на первом месте стоят познавательная, оце- ночная, регулятивная. |