Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ 1. Проблема сознания в историко-философской традиции. 2. Отражение и его эволюция. Психика и сознание. 3. Структуры психики и структуры сознания. 4. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. 5. Формы общественного сознания. Ключевые понятия Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме пред- ставлений, понятий, суждений, гипотез, теорий. Идеальное — бытие в мире, отраженное в психике или созна- нии. Это субъективный образ объективного мира. Идеология — система деятельности по освоению мира в инте- ресах господствующих сил данного общества. Информация — сообщение о характере взаимодействующих объектов бытия в мире. Норма — образец поведения, матрица регламента взаимосвязи и взаимодействия в системе «природа–общество–человек» Общественная психология — непосредственное отражение бы- тия в сознании людей на уровне эмоций и чувств. Общественное сознание — целостное образование, обладающее внутренней структурой, которая включает уровни теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии, а 200 И. И. Кальной. Философия также формы политического, правового, эстетического, нравствен- ного, религиозного, научного и философского сознания. Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме образа и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности. Сущностные силы человека – совокупность интеллекта, чувств человека и его воли. Творчество — сознательная деятельность человека, проектиру- ющая и создающая нечто качественное новое в соответствии с по- требностями человека и с учетом объективных законов развития мира. Ценностный ориентир — ось сознания, обеспечивающая опре- деленную направленность человека на мир своего бытия и регули- рующая мотив его деятельности. Назначение главы XII заключается в том, чтобы раскрыть при- роду и сущность сознания; исследовать его историко-философс- кий генезис; рассмотреть эволюцию отражения до психики; выя- вить качественное отличие психики человека и животного; рас- крыть структуры психики и сознания, выявив их взаимосвязь; рассмотреть взаимосвязь общественного и индивидуального созна- ния, установив их специфику. Проблема сознания находится в центре внимания профессиона- лов и любителей различных областей знания, но несмотря на их усилия продолжает хранить свою тайну. Современный человек вла- деет информацией о макромире, силой мысли проник в микромир, осваивает мегамир, но все еще плохо знает свое сознание. Остается открытым вопрос об истоках сознания. Одни рас- суждают о случайности сознания. Другие рассматривают созна- ние в качестве атрибута космоса. Третьи космос рассматрива- ют как атрибут сознания. Четвертые утверждают, что созна- ние есть творение Бога. Пятые обосновывают концепцию сознания как результата эволюции Вселенной. Приемлемого ответа пока нет, ибо сознание проходит по реес- тру метафизических проблем и относится к разряду т. н. «веч- ных» философских вопросов, решение которых находится в зави- симости от потребностей и возможностей своей исторической эпохи. Сознание нельзя представить в качестве устойчивого объекта исследования. Стало быть о нем приходится говорить или рассуж- дать, используя косвенный язык описания и ориентируясь на меру осторожности в вопросах формулировки тезисов и их обоснования. Поскольку сознание работает с материалом, из которого скла- дываются наши понятия о бытии мира и бытии в мире, и тем са- мым оно косвенно свидетельствует о своей онтологической укоре- ненности, постольку вполне оправданно обратиться к проблеме со- знания, после рассмотрения проблемы бытия мира и бытия в мире. 1. Проблема сознания в историко-философской традиции Проблема сознания сложилась в условиях античности. Перво- начально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение мельчайших атомов. По Гераклиту душа (психея) органически связана с огнем всемирного Разума (логоса), выступающего в качестве первоосновы мира. Идея связи психеи с огнем всемирного Разума найдет свое раз- витие в философии Платона, где душа отдельно взятого человека предстает как отраженный свет мировой души. Вслед за Сократом Платон противопоставляет идеальное ма- териальному. Изменчивому миру вещей ученик Сократа не толь- ко противопоставляет неизменный мир идей, как подлинный мир «истинного бытия», но и обосновывает приоритет идеального начала над материальным, души над телом, утверждая господство общего, существующего вне единичного и над единичным. Исходя из примата идеального над материальным, ставя под сомнение ценность как чувственность мира, так и чувственного уровня его познания, Платон рассматривает сознание как само- сознание. Сущность мира идей открывается в акте рефлексивного сосредоточения. Предельная сосредоточенность обеспечивает субъекту рефлексии информационный материал, из которого воз- никают наши понятия о мире, оформляется его идеальный образ. В учение о сознании внес свой вклад и Аристотель. В своем трак- тате «О душе» он анализирует накопленный опыт познания ду- Глава XII 201 202 И. И. Кальной. Философия ховной деятельности людей. Эта деятельность основывается на ощущениях и представлениях, знаниях и памяти, желаниях и воле. По Аристотелю, душа и тело связаны друг с другом так же как форма и содержание. Душа выступает организующим началом, определяет содержание человеческой жизни. От уровня развития души зависит образ жизни человека. Последний проявляется в форме растительного, животного или разумного существования и осуществления. В условиях Средневековья разрабатывается идея спонтанной активности души. Если в античности человек определяется как «двуногое животное с мягкой мочкой, но без перьев»; как обще- ственное, но, все-таки, животное, то Средневековье определяет человека как существо духовное. Августин Аврелий, продолжая линию Платона, учит о самодостоверности человеческого созна- ния. Эту позицию разделяет и Фома Аквинский, в философии ко- торого все процессы человеческой деятельности проходили по реестру сознания. В этот период язык философии обогащается новым понятием «интенция». Интенция обозначает особую на- правленность сознания на мир бытия, которая обеспечивается во- лей. Последняя выступает связующим звеном между Богом и че- ловеком. На разработку проблемы сознания существенное влияние ока- зали и мыслители Нового времени. Если античность подарила рефлексию сознания как способности к предельной сосредоточен- ности и ориентиру на осуществление формулы «Познай самого себя» (изречение Фалеса или Хилона, увековеченное над входом в храм Аполлона в Дельфах), то Новое время не только реабилити- ровало эту абстракцию сознания, но и дополнило ее новой. Суть второй абстракции заключалась в способности сознания обеспе- чивать опытное знание. Отныне сознание рассматривается в каче- стве инструмента освоения мира. Фрэнсис Бэкон Веруламский обращает внимание не только на операциональность сознания, но и указывает на «ахиллесову пяту» сознания, поднимая проблему его «идолов». Идолы (призраки) отчасти присущи самой природе человеческого рода, отчасти воз- никли в процессе становления и развития человеческого познания, отчасти являются издержками индивидуальности человека. При- зраки сознания создают ложное представление о мире, искажают подлинный лик природы, стоят на пути к истине 77 . Воспринимая конкретную действительность через призму призраков, сознание может возноситься к самым широким, квазиобоснованным обоб- щениям. Мыслитель не располагает средствами избавления от призраков сознания, но рекомендует держаться ближе к фактам, отдавая предпочтение эмпирическому опыту. Свое отношение к сознанию выразил и Р. Декарт, о чем свиде- тельствуют его сочинения: «Правила для руководства ума» и «Рас- суждения о методе». Отбросив предрассудки и похоронив необос- нованные авторитеты, сознание осваивает мир. По Декарту, все должно пройти проверку разумом, все должно быть обосновано, даже то, чему мы привычно доверяем 78 В философии французского Просвещения сознание уже рассмат- ривается как функция мозга, как высшая форма отражения мира, как активный фактор жизнедеятельности человека. Но в целом сознание определяется бытием и зависит от бытия. Родоначальник немецкой классической философии сделал по- пытку, преодолеть упрощенное понимание сущности сознания. По Канту, сознание и бытие соприкасаются, но не пересекаются. Со- знание автономно. Эта суверенность сознания и есть то условие, которое обеспечивает эвристический потенциал сознания, его спо- собность познать и объяснить мир. Сознание самоорганизуется с помощью априорных форм, которые являются неотъемлемыми атрибутами субъекта познания. Идею активности сознания развивает И. Фихте. У него актив- ность сознания перерастает в способность к творчеству. Свой вклад в обоснование уже не эвристического, а творческого потенциала вносят Ф. Шеллинг и особенно Г. Гегель. По Гегелю, сознание есть состояние духа, который проходит свое становление и развитие в диапазоне от нулевой отметки до абсолютного самовыражения и самосознания. Соединив рефлексию сознания Платона, интенциональность Средневековья и операциональность сознания Ф. Бэкона и Р. Де- карта, немецкий мыслитель подготовил следующую абстракцию сознания, обосновав положение о способности сознания не толь- ко отражать мир, но и творить новый мир в формах инобытия Абсолютной идеи. Глава XII 203 77 См.: Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 18–46. 78 См.: Декарт Р. Избр. произв., М., 1950. 204 И. И. Кальной. Философия Гегелевские категории становления и отчуждения Абсолютной идеи стали для Карла Маркса своеобразным «фонарем Диогена». Через призму становления и отчуждения Маркс увидел еще одну существенную характеристику сознания. К абстракциям «рефлек- сии», «интенциональности» «операциональности», «эвристично- сти» и «творчества» К. Маркс добавляет «практику» сознания, его способность к проективной деятельности. Практика выявила социально-историческую природу сознания, высветила целый ансамбль взаимосвязанного и структурно орга- низованного бытия человека. И тем не менее сознание продолжа- ет хранить свою тайну. Проблемность сложившейся ситуации в том, что человек в рам- ках бытия в мире вступает в систему как материальных, так и не- материальных отношений. Одни складываются и существуют не- зависимо от его сознания. Другие становятся особой, субъектив- ной реальностью бытия, складываясь на основе материальных отношений, но обретают свое специфическое содержание, прохо- дя через призму сознания. Поэтому ни бытие человека в целом, ни отдельные его компоненты не поддаются рациональному воспро- изводству на уровне рефлексии, перечеркивают возможность клас- сического отождествления бытия и сознания, а стало быть, и оп- ределение сознания через бытие. Не говоря о том, что бытие мира сохраняет свою неопределенность в качестве трансцедентной бы- тийной реальности. Попытка объяснить одну неопределенность через другую только усиливает загадку сознания, приумножает его тайну. И все же хотелось бы завершить этот параграф главы на опти- мистической ноте, напомнив, что сознание приоткрывает свои тайны. И залогом тому являются открытие и обоснование абст- ракции сознания. Рефлексия, интенциональность, операциональность, эвристи- ческая и творческая активность, а также практика сознания по- зволяют сделать вывод о том, что сознание способно отражать и преобразовать мир с учетом потребностей и интересов человека как человека разумного. Усилия представителей философии и естествознания, психоло- гии и социологии обеспечили предварительный вывод о том, что сознание отражает бытие в мире, является атрибутом жизнедея- тельности человека. Оно возникло, функционирует и развивается в процессе взаимосвязи и взаимодействия человека с реальностью его бытия на основе его деятельности, на базе общественно-исто- рической, социокультурной практики. Движение к окончательно- му выводу обеспечат последующие поколения мыслителей. Реф- лексия, интенциональность, операциональность, эвристическая и творческая активность, практика сознания — это открытый ряд, который ждет своих исследователей. 2. Отражение и его эволюция. Психика и сознание Отражение — есть способность взаимодействующих тел, сис- тем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа пове- дения. Другими словами, это всеобщее свойство бытия в мире со- ответствующим образом реагировать в момент взаимодействия явлений (вещей, процессов, людей) друг с другом. На каждом уровне структурно организованного бытия в мире отражение имеет свою специфику. Для уровня неживой природы характерны моментальность, непосредственность, тотальность, информационная невостребо- ванность. Поскольку сила действия предполагает противодей- ствие, то в этом случае возможны варианты в интервале от сохра- нения структуры объекта взаимодействия до его деформации и даже полного разрушения. На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения. Оно заявляет и востребует свой инфор- мационный характер. Эволюция биологического отражения пред- полагает: возрастание и усложнение объема информации; переход от раздражимости к образованию нервной системы; формирова- ние инстинктов, условно-рефлекторных актов и элементарной жизнедеятельности как составляющих психику животного; фор- мирование способности опережать отражение, предвидеть ситуа- цию и подготовиться к ней; развитие головного мозга как специ- ального аппарата снятия и переработки информации. Раздражимость обеспечила переход от вещества неживой при- роды к примитивному организму биосферы и ориентировала его на поиск оптимального сосуществования со средой, что и обеспе- чило эволюцию от одноклеточного организма до многоклеточно- го образования с последующим формированием нервной системы. Глава XII 205 206 И. И. Кальной. Философия Эволюция нервной системы привела к формированию ощуще- ния и возникновению двух подсистем — аффекторной (восприни- мающей) и эффекторной (исполнительной). Специализация этих подсистем, с одной стороны, задерживает реакцию на внешний раздражитель, но, с другой стороны, она обеспечивает анализ, сравнительную оценку возможных ответов, выбор реакции и при- нятие решения на реакцию. Развитие нервной системы обусловило относительную независимость организма от среды его обитания. Исследования П. К. Анохина об «опережающем отражении сре- ды»; Н. А. Бернштейна о физиологии активности с ее моделями «желаемого будущего»; А. Н. Леонтьева и Е. Н. Соколова о пси- хологической активности, а также работы других отечественных и зарубежных ученых выявили особую роль нервной системы в формировании поведения животных и одновременно ее зависи- мость от внутреннего состояния организма. Образование центральной нервной системы означало новое качество биологического отражения. Оно принимает форму пси- хики. Вопрос о становлении животной психики в ее досубъектной форме с последующим развитием до уровня человеческой (субъек- то-личностной) имеет принципиальное значение при рассмотре- нии проблемы происхождения и формирования сознания. Традиционно выявляют три слагаемых животной психики. Это поведение на уровне инстинкта, условно-рефлекторные акты и элементарная «рассудочная» деятельность. Все три компонента взаимосвязаны общей направленностью эволюции, где элементар- ная «рассудочная» деятельность животного выступает предпосыл- кой становления и формирования рассудочной деятельности лю- дей. Длительный путь эволюции отражения завершился формиро- ванием головного мозга с его безграничными возможностями. С помощью мозга и на его основе формируется сознание, осуществ- ляется духовная жизнь человека, складывается его осмысленное отношение к миру. В итоге многочисленных исследований, в том числе и на базе Санкт-Петербургского НИИ им. В. М. Бехтерева, установлено, что мозг дифференцирован локально и функционально. В нем есть блок, отвечающий за обмен веществ и регуляцию организма в це- лом. Есть блок получения, переработки и хранения информации. Наконец, есть блок, обеспечивающий проектирование и осуще- ствление действия. При всей автономности блоков, мозг действу- ет как единое целое. Функциональность этого целого обеспечива- ется корой головного мозга, состоящей из клеток-нейронов. Если эти клетки выстроить в ряд, то они образуют цепь длиной около 5! тысяч км. Все это свидетельствует о его значительных возмож- ностях, о которых человек не всегда знает, а если и знает, то дале- ко не всегда их востребует, предпочитая жизнь на «автопилоте» или через осуществление принципа «как все». Если мозг животного формирует психику на уровне инстинкта, рефлекторного акта и элементарной рассудочной деятельности, то психика человека принципиально отличается и по основаниям и по механизму осуществления. I. Животное живет в среде, которую находит при своем рожде- нии. Этим объясняется приспособительный характер его психи- ки. Человек живет в среде, которая является продуктом трудовой деятельности его или других людей. Этим объясняется деструк- тивно-созидательный характер психики человека. Цели и поступ- ки задаются не мозгом, а образом жизни. II. Элементарная деятельность животных обеспечивается фун- кционированием первой сигнальной системы, а поэтому деятель- ность животного ограничена ощущениями, восприятиями и про- стейшими представлениями. Рассудочная деятельность человека обеспечивается I и II сигнальной системой, единством эмпиричес- кого и рационального, своего и чужого опыта. III. Животное реализует только одну функцию сознания — спо- собность отражать среду своего обитания на феноменальном уров- не и делает это подчас лучше человека, рождая иллюзии о боль- шей разумности, чем разумность человека. Что касается человека, то его сознание способно отражать мир как на феноменальном так и на сущностном уровне, что позволяет ему иметь не только адекватное представление о мире, но и пересозидать этот мир по мере необходимости, демонстрируя подлинную разумность, отлич- ную от квазиразумности. IV. В последнее время появились материалы, свидетельствую- щие о «человечности» животных и «бесчеловечности» человека. Трудно просчитать, на сколько понизился порог агрессивности Глава XII 207 208 И. И. Кальной. Философия животных и повысился порог агрессивности человека. Да это и не нужно, ибо этот разговор вообще ничего не дает. Нужно следо- вать принципу конкретности истины и тогда можно в каждом слу- чае находить достаточное основание, чтобы ответить на вопрос «кто есть кто». V. Развитый мозг человека, специализация его подсистем, фун- кционирование двух сигнальных систем, единство естественной и искусственной природы задают целесообразный характер деятель- ности человека. Его поступки, как правило, являются производ- ными ранее подготовленной программы, каждое действие имеет свою логику, эмпирическую ориентированность и методологичес- кую направленность Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректировка програм- мы — равно как изменение способа и средств ее обеспечения, — все это свидетельствует о принципиальном отличии психики че- ловека от психики животного. Это психика нового качества. Отличие психики человека и животного не исключает то об- щее, что их связывает. Это сенсорность–чувственность; сенситив- ность–восприимчивость; перцептивность–образное восприятие; воля и память. Отмеченная общность возможностей животного и человека не принижает достоинство человека, а только подтверждает тезис о генезисе человека, об эволюции отражения от элементарного уров- ня до сознания под воздействием таких могучих факторов как язык и труд. |