Главная страница
Навигация по странице:

  • Оценочная функция правосознания

  • Регулятивная функция правосознания

  • Прогностическая функция правосознания

  • Идеологическая функция правосознания

  • Коммуникативная функция правосознания

  • Профессиональное правосознание

  • Правовая культура общества

  • Общечеловеческий компонент

  • Правовая культура личности

  • Сбор и обработка информации

  • Мотив правового поведения

  • Личный опыт в механизме правового поведения

  • Механизм правового поведения также включает эмоциональную и рациональную оценку

  • Вышеозначенные компоненты механизма правового поведения являются системой обеспечения принятия решения и его реализа- ции.

  • Контрольные вопросы и задания

  • Философия - Кальной И.И.. Философи я


    Скачать 3.42 Mb.
    НазваниеФилософи я
    АнкорФилософия - Кальной И.И..pdf
    Дата03.02.2017
    Размер3.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Кальной И.И..pdf
    ТипУчебное пособие
    #2031
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница24 из 44
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   44
    Познавательная функция правосознания заключается в том, что накопленные знания и представления в области права и правовой
    Глава XII
    235

    236
    И. И. Кальной. Философия
    деятельности служат одним из источников для осмысления целос- тности общественной жизни. Субъектом познания в этом случае выступают как профессионалы-законодатели (уровень правовой идеологии), так и граждане (уровень правовой психологии). По- знавательная функция правосознания помогает индивиду выявить свои потребности, определить свои интересы, сформировать свое отношение к ним через интересы другого.
    Оценочная функция правосознания состоит в том, что как с по- зиции правовой психологии, так и с позиции правовой идеологии дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юри- дически значимым. Субъекты права как граждане, так и законо- датели с позиции своих представлений о праве, законности квали- фицируют те или иные нормативные акты и их применение (осу- ществление), что позволяет определить форму должного поведения и способы удовлетворения своих потребностей.
    Регулятивная функция правосознания заключается в том, что нормативные акты и иные правовые предписания служат ориен- тирами в общественной жизни, обеспечивают регламент обще- ственных отношений. Правосознания побуждает людей к опреде- ленному типу поведения, служит в качестве побудительного мо- тива в тех случаях, когда они не знают конкретных правовых норм,
    но в силу знания общей направленности законодательства ведут себя в соответствии с требованиями законности и правопорядка.
    Особую роль в осуществлении регулятивной функции право- сознания имеет правовая установка. Она обеспечивает готовность,
    предрасположенность субъекта к правомерному или противоправ- ному поведению.
    Правовая установка формируется на базе правовой психоло- гии. Сложившись, она задает устойчивый и целенаправленный характер деятельности индивида. Правовая установка обеспечи- вает возможность принимать решения по аналогу ранее встречав- шихся ситуаций.
    Помимо отмеченных функций в юридической литературе рассмат- риваются и такие функции правосознания как прогностическая, иде- ологическая, коммуникативная, а также функция интеграции.
    Прогностическая функция правосознания проявляется в обосно- ванных предположениях о будущем состоянии правовой реально- сти общества в целом или ее отдельных элементов. Эти предпо- ложения являются следствием профессионального анализа дей- ствующей системы права.

    Идеологическая функция правосознания заключается в том, что наработанные знания в области теории и практики права высту- пают фактором формирования правовой культуры общества.
    Сложившееся на базе правовой культуры правосознание служит инструментом нейтрализации взглядов чуждой психологии и иде- ологии.
    Коммуникативная функция правосознания обеспечивает основу взаимодействия людей, задает регламент их общественных отно- шений и деятельности.
    И наконец, интегрирующая функция правосознания состоит в том, что оно, на уровне единства правовой психологии и право- вой идеологии, соединяет в единое целое теорию и практику пра- ва, обеспечивает реальное существование и осуществление права,
    правовых отношений и правовой деятельности.
    Рассмотрение функций правосознания позволяет уточнить воп- рос о субъектах правосознания, выделив обыденное, профессио- нальное и научное правосознание.
    Обыденное правосознание — это массовые представления людей о праве и его применимости. Доминантой обыденного правосоз- нания является правовая психология, сложившаяся под знаком непосредственных условий жизнедеятельности людей.
    Профессиональное правосознание — это уровень представлений о применимости права в форме идей, стереотипов, убеждений, скла- дывающихся в среде профессионалов — юристов. От этого уров- ня правосознания зависит стиль юридической практики, формаль- ное или неформальное ее осуществление.
    Научное правосознание — это уровень представлений о праве и его применимости в форме идей, концепций, теорий, разрабаты- ваемых в среде ученых-правоведов. От этого уровня правосозна- ния зависит развитие теории и практики права, преемственности с правовым наследием и осуществление прогностической функции на базе единства правовой психологии и правовой идеологии.
    Каждый уровень правосознания имеет свою специфику, свою направленность, свои первоочередные функции, а вместе они обес- печивают формирование, развитие и осуществление правового со- знания в структуре общественного сознания конкретного общества.
    Поскольку правовое сознание замыкается правовой идеологи- ей на общество, а правовой психологией на личность общества,
    Глава XII
    237

    238
    И. И. Кальной. Философия
    то осуществление правосознания предполагает и два уровня пра- вовой культуры: общества и личности.
    Правовая культура общества обеспечивает производство и вос- производство теории и практики его применения; эффективность юридического образования и уровень развития правовой мысли;
    сохранение и приумножение правовых ценностей. Она характери- зуется содержанием правовой информации, уровнем развития за- конодательства и состоянием законности в конкретном обществе,
    соотношением общечеловеческого и национального.
    Национальный компонент задает смысл и форму юридической теории и практики конкретного народа, несет печать конкретной государственности и правопорядка, конкретного юридического времени и менталитета данного народа.
    Общечеловеческий компонент несет в себе возможность приоб- щения к общечеловеческим ценностям, обеспечивает изучение и осмысление опыта инокультурного происхождения, осуществля- ет процесс интеграции теории права на уровне общего, ориенти- рованного на освоение единичного с последующим вычленением особенного. Этот процесс увязывает общечеловеческое и нацио- нальное, устраняет их механическое соединение, обеспечивая орга- ническое основание для развития правовой культуры и осуществ- ления правового сознания.
    Правовая культура личности — это знание, понимание и осу- ществление требований права в жизнедеятельности человека. Она предполагает правовую образованность, перевод внешней необ- ходимости соблюдать нормы права в потребность соблюдать за- конность и правопорядок, формировать правовую установку, со- храняя сознательное отношение к действующему праву.
    Развитие правовой культуры общества должно учитывать фор- мирование правовой культуры индивида. Только тогда возможен диалог культур, взаимопонимание законодателя гражданина как на уровне субъектно-объектных отношений, так и на уровне субъектно-субъектных отношений, ибо этот естественный диалог исключает превращение гражданина в объект манипулирования со стороны авторитета власти.
    Говоря о правовом сознании, его структуре, функциях; о пра- вовой культуре и ее компонентах, следует помнить, что правосоз- нание органично связано с механизмом правового поведения. Оте- чественный правовед В. Н. Карташов предлагает концепцию со-
    циально-психологического механизма правового поведения лич- ности, который сочетал бы индивидуальное и социальное, идео- логическое психологическое, сознательное и стихийное.
    По мнению В. Н. Карташова этот механизм включает сбор и обработку правовой информации, мотив, программу, цель, сущ- ностные силы человека, его личный опыт, аксиологическую ин- терпретацию правовой установки, принятие решения и его осу- ществление
    86
    Сбор и обработка информации призвана снять неопределенность правовой ситуации. Решение этой задачи обеспечивается метода- ми эмпирического исследования.
    Специфика этого компонента правового поведения заключа- ется в том, что отражение правовой ситуации на уровне восприя- тия зависит от прошлого опыта, от профессиональной деятельно- сти человека и его индивидуальных особенностей. Эта тенденция зависимости от прошлого опыта значительно усиливается на уров- не представления, когда настоящее соотносится с прошлым и че- рез воображение и фантазию входит в будущее (в желаемую пра- вовую обстановку). Обладая обобщающим характером, представ- ление обеспечивает новое видение правовой ситуации.
    Собранная с помощью чувственного уровня правовая инфор- мация кодируется в памяти и служит основанием для «опережаю- щего отражения» и предвидения новой правовой обстановки (но- вой юридической ситуации, возможных действий и правовых по- следствий).
    Мотив правового поведения ориентирован на осмысление ре- альных потребностей. Но потребности и интересы побуждают че- ловека в правовой деятельности, ориентируют его в конкретной правовой ситуации, регулируют его поведение, обеспечивают его правовую установку.
    Следующим компонентом механизма правового поведения яв- ляются цель, программа, план и прогноз действия.
    Цель как осознанный образ предвосхищаемого результата за- дает программу правового поведения, которая включает спосо- бы, средства и пути достижения цели. Замысел реализации про- граммы, последовательность ее осуществления можно назвать планом. План и его воплощение предполагают прогноз конечного
    86
    См.: Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы обще- ства. Ярославль, 1995. С. 110.
    Глава XII
    239

    240
    И. И. Кальной. Философия
    результата. Мотив, программа и цель обеспечивают определенную направленность правового поведения конкретного индивида.
    Онтологические основания механизма правового поведения составляют внимание, воля, чувства, т. е. сущностные силы чело- века.
    Внимание представляет собой особую сосредоточенность ин- дивида на каком-либо объекте, умение выделить объект, отграни- чить его от других объектов. Внимание обеспечивается волевыми усилиями, которые способны или усилить, или при необходимос- ти затормозить активность индивида. То и другое сопровождает- ся чувствами-эмоциями (страх уголовного наказания, радость по случаю выгодной сделки, гнев в связи с несправедливо вынесен- ным решением).
    Личный опыт в механизме правового поведения включает необ- ходимые способности, знания, навыки, мастерство. Слагаемые этого блока обеспечивают профессионализм юридической деятель- ности, возможность выполнять необходимые действия не только в привычной обстановке, но и в экстремальных условиях.
    Механизм правового поведения также включает эмоциональную
    и рациональную оценку сложившейся правовой ситуации, рожда- ющей в первом случае гнев, недоумение, неудовлетворенность, а во втором констатацию полезности или вредности, целесообраз- ности или ненужности. Вторая оценка возникает после «прокач- ки» сложившейся правовой ситуации через формы рационально- го познания — понятие, суждение и умозаключение.
    Полученные оценки помогают индивиду ориентироваться в пра- вовой обстановке, находить оптимальную форму своего поведения.
    Вышеозначенные компоненты механизма правового поведения
    являются системой обеспечения принятия решения и его реализа-
    ции. Этот блок механизма поведения, как справедливо отмечает
    В. Н. Карташов, объективирует все субъективные процессы, имев- шие место в предшествующих блоках. Здесь завершается пропе- девтика поведения и правовое поведение индивида «проявляется»
    в конкретных практических действиях.
    Принятие решения о конкретном поведении снимает исходную неопределенность проблемной ситуации. Индивид, соотнося зна- ние о проблемной ситуации и знание о своих желаниях, возмож- ностях, проецирует это сознание через свою систему сложивших-
    ся ценностей. Полнота знаний и подлинные ценности обеспечива- ют ему идеал (идеальное решение проблемы и соответствующий выбор средств). Неполные знания и квазиценности дарят идол
    (ложное решение проблемы и не лучший выбор средств для дости- жения поставленной цели).
    Сама процедура принятия решения включает проект решения,
    отредактированную цель, конкретную задачу, ориентир (готов- ность, в том числе и психологическую) на действие и действие, за которым следует положительный или отрицательный результат.
    В принятии решения фокусируются интеллектуальные, волевые,
    эмоциональные, функциональные и прочие усилия, обеспечиваю- щие эффективность и качество правового поведения.
    Предложенная концепция механизма регуляции правового поведения несет в себе мощный эвристический потенциал, ибо позволяет рассматривать каждый блок механизма в качестве от- дельного самостоятельного объекта исследования. Выявив каче- ственную определенность, возможности составляющих механиз- ма правового поведения, можно и нужно вскрывать когерентные связи и рассматривать характер взаимодействия блоков на уровне структурно организованного целого, имеющего свою собственную качественную определенность, свою обусловленность.
    Что касается набора компонентов механизма регуляции пра- вового поведения, их названий, характеристик, и т. д., то о них можно спорить, выдвигать свои предложения, обоснования. Это техническая сторона творчества, которая ждет еще своих исследо- вателей — экспериментаторов.
    Есть еще одна методологическая проблема правосознания. Суть ее заключается в том, что правосознание находится как бы на стыке теории и социологии права. И эта пограничность имеет свои дос- тоинства и свои недостатки. С одной стороны, проблема право- сознания находится под пристальным вниманием исследователей и теории права, и социологии права. С другой стороны, это чре- вато если не построением очередной «Вавилонское башни», то терминологическим засорением, перенесением в исследуемую си- туацию чуждых ей понятий, что ведет не к открытию истины, а скорее к ее сокрытию, тем более, что проблемное поле правосоз- нания неоднородно. Оно представлено обыденным, профессио- нальным и научным уровнями. И каждый уровень имеет свою спе-
    Глава XII
    241

    242
    И. И. Кальной. Философия
    цифику, свою качественную определенность свои проблемы, вклю- чая правовое воспитание граждан, систему юридического образо- вания профессионалов, подготовку научных кадров.
    Логическим завершением заявленной темы о сознании и его эволюции является проблема духовной жизни общества.
    Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех видов духовного освоения мира, способ общественной жиз- недеятельности, обеспечивающий производство духовных ценно- стей и удовлетворение духовных потребностей людей.
    Социальная значимость духовной жизни столь весома, что оте- чественный философ С. Л. Франк имел все основание заметить, что
    «общественная жизнь, как жизнь человеческая, есть по своему су- ществу… жизнь духовная». Духовная жизнь есть не что иное как система обеспечения человечного общества и общественного че- ловека. Этот процесс имеет свои проблемы на уровне духовных потребностей, духовной деятельности, духовного потребления.
    Речь об этих проблемах пойдет в главах учебника, посвященных практической философии.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Какие Вам известны концепции происхождения и сущности сознания?
    2. Что представляет собой отражение бытия и каковы этапы его эволю- ции?
    3. По каким параметрам психика человека отличается от психики жи- вотного?
    4. Какова роль труда и языка в становлении и развитии сознания?
    5. Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только че- ловеческий мозг?
    6. Если сознание не материя, не тело, то что же это такое?
    7. По каким параметрам отличается сознание человека от его психики?
    8. Дайте оценку концепции З. Фрейда на природу сознания.
    9. Постройте структуры психики и сознания человека, а также дайте им обоснование.
    10. Сделайте анализ структуры общественного сознания в целом, выявив общественную потребность составляющих его форм сознания.
    11. Выявите специфику, особенности каждой формы сознания: политики и права, науки и философии, морали и искусства, религии.
    12. Проанализируйте взаимосвязь и взаимодействие общественного и индивидуального сознания.
    13. Определите правосознание, характеризуйте его содержание.
    14. Какова структура правосознания?

    15. Каковы функции правосознания, основные и вспомогательные?
    16. Дайте характеристику обыденного, профессионального и научного правосознания.
    17. Дайте характеристику правовой культуры общества и правовой куль- туры личности.
    18. При каких условиях возможен диалог или противостояние правовых культур?
    Литература
    1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
    2. Бахур В. Т. Это неповторимое «Я». М., 1986.
    3. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. М., 1995.
    4. Булыгин А. В. К истокам идеального. Л., 1988.
    5. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1–5. Тби- лиси, 1978–1985.
    6. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт меж- дисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. № 11.
    7. Демин М. В. Анализ структуры сознания. М., 1980.
    8. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983.
    9. Дискуссия по проблеме идеального // Вопросы философии. 1987. № 9–
    10; 1988. № 1–3.
    10. Изменение состояния сознания: современные исследования: Научно- аналитический обзор ИНИОН РАН. М., 1995.
    11. Как формируется и функционирует сознание. М., 1985.
    12. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.
    13. Леонтьев А. Н. Избранные произведения. Т. 2. М., 1983.
    14. Линден Ю. Обезьяны. Человек и язык. М., 1982.
    15. Лурия А. Р. Язык и сознанае. М., 1979.
    16. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопро- сы философии. 1990. № 10.
    17. Марков Б. В. Разум и сердце. СПб., 1993.
    18. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
    2-е изд. Т. 3.
    19. Маркс К. Предисловие к «Критике политической экономии» // Марк-
    с К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
    20. Михайлов Ф. Т. Сознание и самосознание // Философские науки. 1990.
    № 6.
    21. Мозг: Сборник статей. М., 1982.
    22. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
    23. Портнов А. Н. Язык и сознание. Иваново, 1994.
    24. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
    25. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
    26. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
    Глава XII
    243

    244
    И. И. Кальной. Философия
    27. Скворцов Л. В. Субъект истории и социальное самопознание. М., 1983.
    28. Сознание и деятельность. М., 1991.
    29. Сознание и личность в кризисном обществе. М., 1995.
    30. Сознание — мировозрение — мышление. Киров, 1999.
    31. Сознательное и бессознатеьлное в социально-политических процес- сах российского общества. М., 1997.
    32. Толстой Н. Я. Язык, семиотика. Культура / Избр. пр. М., 1998.
    33. Тугаринов В. П. Философия сознания. М., 1971.
    34. Юнг К. О психологии бессознательного. М., 1994.
    35. Язык и дискурс: когнитивные и коммуникативные аспекты. Тверь,
    1997.
    36. Язык в мультикультурном мире. Самара, 1999.
    37. Язык и культура. М., 1999.

    Глава XIII
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   44


    написать администратору сайта