Философия - Кальной И.И.. Философи я
Скачать 3.42 Mb.
|
Литература Основная 1. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986. 2. История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978. 3. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII–начала XIX вв. М., 1989. 4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо- фии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. 5. Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1992. 6. Гегель Г. Философия истории. СПб., 1993. 7. Гегель Г. Философия права. М., 1990. 8. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974–1977. 9. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963–1966. 10. Фейербах Л. Соч.: В 2 т. М., 1995. 11. Фихте И. Г. Соч.: В 2 т. СПб., 1993. 12. Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М., 1989. Дополнительная 1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. 2. Быкова М. Ф., Кричевский А. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. 3. Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990. 4. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и че- ловека. СПб., 1994. 5. Лазарев В. В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990. 6. Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой класси- ческой философии. М., 1990. 7. Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. 8. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3 и 4. СПб, 1996, 1997. Глава VII 117 Глава VIII ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–XX вв. И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ 1. Позитивизм и его эволюция. 2. Деятельностное направление. 3. Антропологическое направление. 4. Философско-теологическое направление. 5. Социально-критическое направление. 6. Философия в конце XX в. Ключевые понятия Марксизм — философия, ориентированная на создание «чело- веческого общества и формирование общественного человека». Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претен- зией примирить догматы веры и требования разума. Неофрейдизм — философия оздоровления общества средства- ми психоанализа. Персонализм — философия приоритета личности и ее ценност- ных ориентиров. Позитивизм — философия с претензией на статус науки. Постмодернизм — общее название концепций, претендующих на объяснение сути и ценностей постсовременной культуры. Прагматизм — философия успеха, тождества истины и пользы. Римский клуб — общественная организация, исследующая по- следствия научно-технической революции и рассматривающая гло- бальные проблемы современности. Сциентизм — претензия на приоритет науки в жизни общества. Феноменология — наука о сознании, созерцающем сущности мира. Философия жизни — объяснение жизни из самой жизни. Философская антропология — философия поиска онтологичес- кий оснований жизнедеятельности человека, его бытия. Экзистенциализм — философия существования человека, его самоосуществления. Назначение VIII главы учебника состоит в том, чтобы вскрыть и обосновать основные идеи постклассической философии, выявить ее особенности и рассмотреть основные направления. Центральной идеей постклассической философии является ирра- циональность человека в обществе тоталитарного отчуждения. Идея сущности человека уступает место идее его существования. Заявляет о себе идея переоценки ценностей в условиях формальной рациональности. В условиях формирования капиталистического способа производ- ства и превращения науки в непосредственную производительную силу общества философия переживает свой звездный час. Она под- нимает онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает мес- то философскому антропоцентризму Нового времени. В новом ка- честве антропоцентризм обосновал необходимость индустриаль- ного освоения природы. Однако эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего и от самого себя. Человек превратился в общественную функцию, стал средством достижения сомнительных целей. Все это обусловило поворот философии XIX—XX вв. к проблеме человека. Она предпочитает рассматривать не абстрактную сущ- ность человека, а его конкретное существование в условиях «фор- мальной» рациональности, скрывающей свою подлинную иррациональ- ность. В условиях формальной рациональности культ разума не оправ- дал себя. На смену монистической философии панрационализма при- шел философский плюрализм. Этому содействовало и значительное усложнение социальной структуры общества, появление новых со- циальных групп, нуждавшихся в своем мировоззрении. В рамках философии складываются такие направления, как по- зитивистское, деятельностное, антропологическое, философско- теологическое, социально-критическое и др. Глава VIII 119 120 И. И. Кальной. Философия Философские школы позитивизма поднимают философские про- блемы науки, формируя мировоззрение в основном той научно-тех- нической интеллигенции, которая рассматривает научно-техничес- кий прогресс в качестве средства решения любых социальных про- блем. Философские школы деятельностного направления разрабатыва- ют социально-политические проблемы развития общества, форми- руя мировоззрение тех масс населения, которые связывают свою судьбу с решением этих проблем. Философские школы антропологического направления занимаются проблемами человека и его отношением к миру, формируя мировоз- зрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех, кто остро испытывает и переживает отчуждение человека. Философские школы религиозной направленности продолжают обосновывать целесообразность религии формируя мировоззрение тех людей, кто уповает найти в религии спасение от социальных и духовных невзгод. Философские школы социально-критического направления ориен- тированы на анализ сущего и проектирование должного, формируя мировоззрение тех слоев населения, которые наиболее остро пере- живают глобальные проблемы современности и готовы внести свой вклад в их решение. Эти направления в основном характеризуют общее состояние философии XIX–XX веков, не исключая появление новых школ, тече- ний, направлений, отвечающих духу времени. Философский плюрализм XX века свидетельствует о том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «при- рода — общество — человек» возникают нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений. 1. Позитивизм и его эволюция Это направление исходит из того, что подлинное знание может дать только наука. Все остальные формы освоения мира, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование. Основателем этого направления является Огюст Конт (1798– 1857).Наука, по Конту, не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на сомнительный вопрос «почему», а на конкретный вопрос «как». Все мистическое, мифологическое и метафизичес- кое следует удалить из науки. Физика интересует как действует закон всемирного тяготения, а не почему он действует. При такой заявке фундаментальность уступает место прикладным наукам, а проблемы человека объявляются псевдопроблемами. Идеи О. Конта нашли свое развитие в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838–1916) и Р. Авенариус (1846–1896) пришли к выводу, что философия все же имеет ценность, но только как методология. Несколько позже усилиями представителей Венского кружка, Логического позитивизма и Аналитической философии оформля- ется неопозитивизм с ориентацией на логико-методологические исследования, на анализ языка науки. В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм как попытка пре- одолеть философский нигилизм и антиисторизм, сохранив общую приверженность к идеям классического позитивизма. Несмотря на дискриминацию философии, позитивизм внес ве- сомый вклад в разработку методологических проблем. Реальнос- тью стала математическая логика как инструмент анализа ненаб- людаемых объектов. Заявила о себе семиотика как теория знако- вых систем. Реальностью стали информатика и кибернетика. 2. Деятельностное направление Это направление в философии XIX–XX вв. представляют мар- ксизм и прагматизм. Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане — это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру. Марксизм возник в 40-х годах XIX в. как теоретическое отра- жение кризиса капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Источниками марксизма явились немецкая класси- ческая философия, английская политическая экономия и француз- ский утопический социализм. Основоположники философии пролетариата — К. Маркс (1818– 1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). В сложившемся творческом танде- ме публицист Энгельс очерчивал проблемную ситуацию, а фунда- Глава VIII 121 122 И. И. Кальной. Философия менталист Маркс подводил под нее теоретическую базу. Один шел от анализа жизни, другой — от высот абстрактного мышления. Анализ противоречия между общественным характером труда и частнособственническим присвоением его результатов, исследо- вание отчужденного труда предопределили материалистическое понимание истории и приблизили Маркса и Энгельса к раскры- тию тайн капитализма. Осуществив анализ классического капитализма, марксизм обо- сновал необходимость его замены более прогрессивным строем 44 Проследив эволюцию частной собственности, марксизм дела- ет вывод о том, что частная собственность, порождая пролетари- ат, сама создает предпосылки собственного упразднения. Что ка- сается пролетариата, то выполнив свое историческое назначение, он упраздняет себя 45 Будучи современником острейшей классовой борьбы, станов- ления рабочего движения, победного шествия буржуазных рево- люций, марксизм в революции видит единственное и эффектив- ное средство ликвидации порабощения человека 46 Человек — высшее существо! Посему необходимо ниспроверг- нуть все отношения, в которых человек является униженным, по- рабощенным и презренным существом 47 После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» прошло 150 лет. Изменился капитализм, существенно изменился облик мира. Но глобальные проблемы современности свидетель- ствуют, что и постклассическому капитализму еще далеко до гар- монии в системе «природа — общество — человек», ибо сохраня- ется фетишизация товара, денег и капитала, воспроизводится от- чуждение человека и его редукция до «частичного человека», хотя он и решил для себя проблему витальных потребностей. Посему гуманистическая направленность философии марксиз- ма сохраняет свое значение и сегодня. Что касается средств дости- жения цели сделать «общество человеком, а человека обществен- ным», то этот вопрос остается открытым с учетом динамики раз- вития человечества как в локальных, так и глобальных масштабах. Рассматривая вопрос о связи теории марксизма с практикой, 44 См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. 45 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 39. 46 См.: Марксистская философия в XIX в.: В 2 кн. М., 1979. 47 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 422. следует помнить, что практика богаче любой теории и что нет те- ории, годной для всех народов и на все времена. В 70-х гг. XIX в. в США формируется философия действия — прагматизм. Его основатели Ч. Пирс 1839–1914), Ч. Джемс (1842– 1918). Дж. Дьюи (1859–1952), Дж. Мид (1863–1931). Суть концепции прагматизма заключается в выводе, что фило- софия должна быть не размышлением о началах бытия, не рацио- нальной формой его освоения, а общим методом решения проблем практической деятельности людей. Прагматизм сложился под влиянием немецкой классической философии, ее парадигмы противостояния «Я» и «не-Я». Общий теоретический источник сближает прагматизм и марксизм, но не роднит их. В центре внимания философии прагматизма не общество, а че- ловек, чья социальная активность обусловлена исключительно его биологической природой. Универсальным средством обеспечения оптимального отношения со средой обитания является не позна- ние мира и своего места в мире, а изменение сложившихся привы- чек, отказ от старых и выработка новых, более полезных.. Изменение привычек возможно через систему образования и просвещения, через дискредитацию старых и формирование новых. Бесспорное достоинство философии прагматизма в том, что она вводит в освоение мира ценностную ориентацию. Не бесстраст- ная академическая философия позитивизма, а философия субъек- тивной заинтересованности и предпочтения. Критерием истины в философии прагматизма является жизнен- ный опыт отдельного человека, ориентированный на принцип «здесь и только сейчас». Естественно что в опыте не столько до- минирует объективное содержание, сколько субъективное пережи- вание интереса как формы выражения потребностей человека. И как следствие формируется вывод: истинно то, что полезно, что обеспечивает успех. Эти особенности философии прагматизма импонировали обы- денному сознанию, стали фактором формирования прагматичес- кого мировоззрения человека, живущего в мире знаний, ориенти- рованного не на бытие «иметь или быть», а на бытие «казаться», постоянно поднимать планку своей социальной значимости. Глава VIII 123 124 И. И. Кальной. Философия 3. Антропологическое направление Это направление оформилось в трех основных школах: фило- софия жизни, экзистенциализм и философская антропология. Методологии классического рационализма оно предпочитает иррационализм. Последний существенно ограничивает возможно- сти разума, акцентируя внимание на бессознательных процессах человеческого «Я». Если позитивизм, ориентируясь на науку, пре- вращал философию в чистую методологию, то представители школ антропологического направления усиливают значимость мировоз- зренческой функции философии, но ценой отказа от научности. Тенденции иррационализма наиболее сильно проявились в фи- лософии жизни. Ее представители: Ф. Ницше (1844–1900), В. Диль- тей (1839–1911), Г. Зиммель (1858–1918), А. Бергсон (1859–1941). На формировании философии жизни сказалось творчество Ар- тура Шопенгауэра (1788–1860), его сочинение «Мир как воля и представление», где доминирует слепая воля к жизни. Утверждая свою волю, каждый человек рассматривает всех других либо как средство, либо как препятствие на пути к цели. Фридрих Ницше уточняет концептуальную идею Шопенгауэ- ра. Доминантой общества является не столько «слепая воля к жиз- ни», сколько «сознательная воля к власти» в условиях борьбы за выживаемость. Время романтики прошло. Мир превратился в аре- ну, где успеха добивались не самые умные и справедливые, а са- мые коварные и жестокие. В этих условиях Ницше заявляет о не- обходимости пересмотра общечеловеческих ценностей, обеспечи- вающих форму без содержания. Мыслитель отвергает рационализм философии, не приемлет христианство, переступает через каноны буржуазной морали. В своей работе «Человеческое, слишком человеческое» Ницше по- казывает, что в условиях подготовки к переделу мира идеи любви, равенства, братства и справедливости всего лишь пустые слова, которые скорее обманывают, чем обнадеживают. Такой духовной атмосферы Ф. Ницше не выносит. Он в пря- мом смысле сходит с ума, диагностировав своей судьбой перспек- тиву XX века. Академический характер философии жизни придают работы Вильгельма Дильтея и Георга Зиммеля. Их усилиями закладыва- ются основания нового метода, не столько познания, сколько «по- нимания» — метод герменевтики. Герменевтика ориентирована на непосредственное постижение исследуемого феномена, либо через самонаблюдение, либо через «вживание, сопереживание и истолкование» 48 Внерациональному восприятию мира отдает дань и Анри Бер- гсон. Основание мира он видит в «жизненном порыве». Жизнен- ный порыв — это потенциал космоса, реализующий себя через твор- чество человека и постигающий себя через интуицию человека. Основными представителями философии экзистенциализма являются: Ф. М. Достоевский (1821–1881), Л. И. Шестов (1866– 1938) в России; М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969) в Германии; Г. Марсель (1889–1973), Ж.-П. Сартр (1905–1980), А. Ка- мю (1913–1960) во Франции. Предтечей экзистенциализма является датский философ Серен Кьеркегор (1813–1855), критиковавший Гегеля за потерю индиви- дуальности человека, за приоритет общего над единичным, сущ- ности над существованием 49 Исходным тезисом философии экзистенциализма является то, что для отдельного человека главное в жизни не абстрактные идеи, а конкретные проблемы существования в условиях зла и неспра- ведливости, которые нужно учиться не столько понимать, сколь- ко принимать. Если И. Кант ставил вопрос «что такое человек», то экзистен- циализм вопрошает: «Можно ли стать человеком в эпоху абсур- да?» Ответ на этот вопрос влечет за собой проблему свободы и ответственности в обществе тотального отчуждения. где персони- фикация общественных отношений вызывает деперсонификацию человека и появление феномена усредненного человека, которого нет в действительности, но все на него равняются 50 С другой стороны, свобода, как «постоянный спутник челове- ка, требует «быть иным», проектировать себя, выбирать, опреде- лять свое отношение к миру и отвечать за выбор, испытывая веч- ное беспокойство и тревогу 51 48 См.: Гадамер Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 49 См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 50 См.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 51 См.: Сартр Ж.-П. Стена. М., 1992. Глава VIII 125 126 И. И. Кальной. Философия Реализовать свободу в обществе абсурда практически невозмож- но. Все проблемы отношения человека к миру в рамках этого об- щества сводятся к одной — «стоит или не стоит жизнь того, что- бы жить…» 52 Отчужденное состояние человека превращает его сознание в «несчастное сознание» в диапазоне от готовности быть заложником другого до желания использовать при решении сво- их проблем социально неодобряемые средства. Человек заявил о себе как об объекте философского анализа и в философской антропологии, представителями которой являют- ся |