Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3.2 Средневековое физическое воспитание. Педагогические идеи

  • Научно-исследовательская деятельность 2. Физической культуры и спорта в. Н. Попков научноисследовательская


    Скачать 2.55 Mb.
    НазваниеФизической культуры и спорта в. Н. Попков научноисследовательская
    Дата27.12.2019
    Размер2.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНаучно-исследовательская деятельность 2.doc
    ТипРеферат
    #102386
    страница7 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   34
    1.3.1 Зарождение знаний о физическом воспитании в древнем мире
    Исследования истории физического воспитания показывают, что его возникновение тесно связано с подготовкой к трудовым операциям, религиозным обрядовым традициям с освоением навыков военного дела. В разных странах, в силу исторических, климатических условий, религиозных, культурных традиций средства и методы использования физических упражнений имели свои отличия и традиции, которые дополнялись и совершенствовались в связи с изменениями условий жизни, способов производства, передавались от поколения к поколению. В результате накапливались знания о том, для чего и как следует использовать физические упражнения. Разумеется, что возникновение первых элементов научных знаний о физическом воспитании тесно связано с развитием других областей знания и, прежде всего, с накоплением знаний в области воспитания и медицины.

    В поисках истоков научных знаний о физическом воспитании мы вынуждены обращаться, в первую очередь, к Античной Греции, в которой практика воспитания развивалась с большой интенсивностью и была тесно связана с идеей гармонии духовного и телесного. Физическая сила и ловкость, жизнерадостность на протяжении всей жизни, спокойная рассудительность, неукротимое мужество и любовь к отечеству являлись составляющими идеала греческого человека. Значительное усиление внимания к воспитанию и обучению как к философской проблеме наблюдалось в Элладе в IV веке до н. э. Это нашло яркое выражение в педагогических построениях великих греческих философов – Сократа, Платона и Аристотеля.

    Мысли Сократа о цели жизни имели существенное значение для многих наук, однако решающую роль они сыграли в формировании греческой системы воспитания, смысл которого он видел в стремлении к формированию общего мировоззрения, при этом процесс воспитания не ограничивается годами образования, а продолжается в течение всей жизни.

    В трудах Платона «Государство» и «Законы» рассматриваются вопросы об организации общественного воспитания, о формировании органов управления, о содержании и основных направлениях образования.

    Естественным решением задачи двойного воспитания – души и тела («калокагатии») для Платона является мусическое* обучение и гимнастические упражнения, причем мусическое воспитание предшествовало гимнастике**, потому что, по объяснению Платона, здоровое тело не улучшит состояния души, но, наоборот, здоровый дух способствует формированию тела. По его мнению, предпочтение одной из сторон воспитания ведет к одностороннему развитию: «Кто завораживает свою душу звуками флейты, у того душа размягчается и становится ковкой как железо. Если же это продолжается долго, то расслабление души приводит к тому, что он теряет все силы. Если же человек затрачивает много усилий на физические упражнения, пренебрегая мусическим искусством и философией, то благодаря своей физической силе он сначала преисполняется высокомерия и пыла, его мужество возрастает. Но душа его, если даже в ней и была жажда учения, слабеет, и, не отведав ни познания, ни поиска, делается глухой и слепой. Такой человек становится мракобесом, гонителем духа и врагом муз. Он не пользуется даром словесного убеждения. Единственное средство, с помощью которого он – подобно зверю добивается цели, это грубое насилие».

    Аристотель в своих немногочисленных трудах, посвященных проблеме воспитания, высказывает мнение, что воспитание должно быть заботой государства, а не делом частной инициативы. Он подчеркивал эстетическую ценность гимнастики и обращал внимание на ярко обозначившийся в его время уклон к атлетике и практицизму в сфере обучения гимнастике. По его мнению, стремление дать воспитанию молодежи атлетическое направление калечит фигуру детей и мешает их естественному росту. Аристотель советовал до наступления периода половой зрелости не использовать тяжелые физические нагрузки и принудительное питание, широко использовавшиеся в подготовке атлетов.

    * Мусическое обучение (от слова «муза» — богиня – покровительница науки и искусства) предполагало умственное воспитание в тесной связи с нравственным и эстетическим.

    ** В Древней Греции различали два метода применения гимнастических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях. Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. Основную часть палестрики составлял пентатлон (пятиборье): бег, прыжки в длину, метания копья и диска, борьба. Кроме пентатлона, в палестрику включались панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука и другие физические упражнения.

    Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений, выполняемых под музыку.

    Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и др. Агонистика распадалась на гимнастические агоны и состязания и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).
    Он считал это возможным только после периода полового созревания, когда будет затрачено три года на усвоение других предметов воспитания, т. е. чтения, письма и прочего.

    Анализируя списки победителей на Пифийских и Олимпийских играх, Аристотель заметил, что среди победителей на Олимпийских состязаниях «редко встретишь двух – трех одних и тех же лиц, одержавших победы в бытность их мальчиками и затем взрослыми мужами». Он объяснял это явление тем, что «молодые люди от постоянных непосильных гимнастических упражнений теряют свои силы». Одновременное напряжение интеллектуальных и физических сил, по мнению Аристотеля, производит противоположное действие, – физическое напряжение препятствует развитию интеллектуальных сил, напряжение интеллектуальное – физических.

    Греческий идеал образования был также и идеалом здоровья. Учение о сохранении здоровья человека опиралось на неразрывную связь медицины и гимнастики. Когда речь шла о физическом развитии человека, наряду с учителем гимнастики упоминался врач.

    В греческой медицинской литературе высказано множество идей, имеющих эпохальное значение для развития не только медицины, но и теории воспитания. Тесная связь медицинских знаний с общими взглядами на природу наилучшим образом выражена в трактате Гиппократа «О воздухах, водах и местностях». Интенсивное развитие медицины в Греции началось со второй половины V века до н. э. Связь медицины и гимнастики в греческой системе воспитания прослеживается в попытках разработки периодизации возрастного развития человека. Так, Солон (VI в. до н. э.) делит человеческую жизнь на «семилетия». При этом проводится мысль о том, что каждому возрасту следует выбирать посильные для него, «подходящие» занятия. Античная медицина не столько заботилась о лечении болезней, сколько о сохранении здоровья. Важной составляющей здорового образа жизни были упражнения, выполнения которых врач требовал от больного. При этом учитель гимнастики, дававший советы пациенту как следует заботиться о своем теле, был предшественником врача.

    В поздней античности врачебная наука была органично включена в систему образования, о чем можно судить по трудам Галена. В его сочинениях «О здоровом образе жизни» и «О природе человека» содержатся указания для здоровых людей, о диете, использовании физических упражнений, ванн и массажа, подходящих для различных времен года в зависимости от их пола, возраста и конституции человека. Медицинская школа Гиппократа требовала изучать окружающую среду и считаться с конституцией больного, климатом, природными условиями и атмосферными явлениями. Учение Геродика можно считать одной из первых попыток создания лечебной физической культуры. Будучи учителем гимнастики (педотрибом), он применял физические упражнения для лечения болезней и разработал на их основе целую терапевтическую систему, которая имела в Греции широкое распространение.

    За многие столетия своего развития независимые полисы античной Греции выработали высокоразвитые системы образования. Общей характерной чертой этих систем было большое внимание к вопросам физического воспитания детей и значительная роль, отводимая гимнастике в системе обучения и воспитания.

    Первые школы появились в Афинах, в VII в. до н. э. Известно, что уже в VI в. до н. э. во многих городах Античной Греции создавались особые законы, касающиеся организации воспитания и обучения, и устанавливались специальные должности гимнасиарха и педонома. Гимнасиарх осуществлял общий надзор за гимнастическими учебными заведениями. Педоном наблюдал непосредственно за воспитанием и обучением детей. После III в. до н. э. встречается несколько специальностей учителей гимнастики: гимнаст, педотриб и сферистикус. Гимнаст, обладавший теоретическими и практическими познаниями, назначал и распределял упражнения; педотриб, являвшийся хорошим практиком, показывал движения и следил за правильностью их выполнения учащимися; сферистикус обучал упражнениям и играм с мячом.

    В отдельные школы могли приглашаться специалисты для обучения конкретным видам упражнений гимнастики, кифариста или арфиста, учителя фехтования, также учителя стрельбы из лука и метания копий – педоном и гимнасиарх. Для кандидатов на должности учителей и педотрибов устраивались публичные испытания. Учителя и педотрибы в ряде городов избирались публично народным собранием на один год.

    Наиболее развитой была система школьного воспитания в Афинах, где обучение детей начиналось в низшей школе с семилетнего возраста, и продолжалось до 12 лет. В программу входили грамота, музыка, арифметика и рисование. Роль гимнастики на этом этапе обучения была весьма скромной. Вторую ступень обучения составляла школа, состоящая из двух направлений: гимнастическая и мусическая. На этом этапе образования значительно возрастала роль гимнастики, занятия в гимнастической школе начинались с 12 лет, а после 14 становились основным видом обучения. Грамматическую школу учащиеся посещали около трех лет (от 12 до 15), изучая в ней прежние предметы, а также начала астрономии и философии. С 14 лет мусические занятия отступали на второй план перед гимнастикой. Начиная с этого возраста, юный афинянин поступал почти в полное распоряжение педотриба, который ставил своей задачей развивать у воспитанников силу и ловкость, не забывая о духовном развитии.

    Следующим этапом обучения являлся гимнасий, который принадлежал к государственной форме организации воспитания. Подготовку в гимнасии проходили наиболее состоятельные юноши из числа закончивших занятия в мусической и гимнастической школах. Образование в этом учебном заведении продолжалось от 15 до 18 лет. Гимнасии были не только местом обучения юношества, в содержании которого значительную роль играла гимнастика, но и служили центром интеллектуальной жизни каждого полиса. В гимнасиях читались лекции, велись философские беседы, выступали хоры.

    Представители высших классов после завершения образования в гимнасии могли быть зачислены в эфебию, обучение в которой состояло из двухгодичной военизированной подготовки. Первый год эфебии состоял преимущественно из разнообразной гимнастической подготовки и упражнений военного характера. Кроме того, изучались вопросы военной техники, устройства военных машин, искусство постройки лагерей и основы кораблестроения. Второй год эфебии начинался с публичного состязания и вручения эфебам оружия (щита и копья), после чего им доверялось дежурство на сторожевых постах по охране границ государства.

    Проверка подготовленности учащихся в античной школе осуществлялась в виде публичного агона, частью которого были гимнастические упражнения: бег, прыжки, метания, борьба. С ними соседствовали состязания в поэзии, похвальном слове, общем образовании (полиматии), живописи, игре на лире, пении, в каллиграфии и др. При организации агона учащиеся разделялись по классам или возрастным группам: «старшие», «средние», «младшие».

    О серьезном отношении афинян к физическому воспитанию детей и юношества свидетельствует значительное число детских и юношеских состязаний, участники которых разделялись на три группы: от 12 до 16 лет, от 16 до 20 лет, и свыше 20 лет. Дети и подростки принимали участие и в знаменитых общеэллинских агонах (Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских играх).

    В начале нашей эры появляются первые руководства по физическому воспитанию. Наиболее раннее дошедшее до нас относится ко II в. н. э., это книга Филострата Флавия «О гимнастике», в которой он дает описание многих физических упражнений, предлагает методику обучения и тренировки для подготовки к олимпийским состязаниям. В. Н. Платонов [19] отмечает, что при организации подготовки атлетов к состязаниям у древних греков существовали проблемы и подходы близкие к тем, с которыми мы сталкиваемся в современном спорте. Так, уже в то время приходилось проводить отбор талантливых атлетов и организовывать процесс их многолетнего совершенствования. Проведению Олимпиад предшествовала обязательная подготовка в течение десяти месяцев и целенаправленная 30-дневная подготовка непосредственно в Олимпии. Процесс подготовки атлетов предполагал рациональную систему нагрузок в четырехдневных тетрадах (своеобразных аналогах современных микроциклов). Была разработана система физической и технико-тактической подготовки атлетов. При этом использовались разнообразные вспомогательные средства: отягощения для развития силы, мешки для тренировки в боксе, гири для тренировки в прыжках и др. Применялись также средства психологической подготовки, стимуляции работоспособности и восстановления. Стремление построить процесс подготовки и соревнований, опираясь на знания в области анатомии, физиологии и психологии человека обеспечивалось совместной работой атлета, тренера, врача и массажиста.

    1.3.2 Средневековое физическое воспитание. Педагогические идеи

    и физическое воспитание эпохи возрождения
    В эпоху феодализма в Европе сложилась рыцарская система физического воспитания, которая носила сугубо военно-прикладной характер. Воспитание рыцарей состояло в обучении семи рыцарским доблестям: верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, слаганию стихов. Готовясь стать рыцарями, юноши много занимались физическими упражнениями, вырабатывали в себе выносливость и силу. Среди спортивных игр популярными считались французская игра же де пом – прообраз тенниса, английская суль – прототип футбола и голландский гольф.

    Духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм, усматривая в них языческие традиции древних греков. Тем не менее, в Швейцарии (XIV в.) для юношей 16 – 18 лет проводились систематические занятия по бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья, фехтованию на палках. Горожане, в целях самообороны городов от феодалов, организовывали фехтовальные и стрелковые «братства». Наиболее широкое распространение они получили во Франции, Италии, Германии, Бельгии, Швейцарии.

    В период позднего средневековья (XV – XVII вв.) зажиточные слои горожан стали строить специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. Популярными среди них становятся теннис, гольф, крикет.

    У народов Азии, Америки и Северной Африки древние традиции физической культуры прочно сохранялись и постепенно обогащались новым содержанием. Так, древняя практика развития физического воспитания средневековой Индии расширялась за счет упражнений в борьбе, стрельбе из лука, конных игр. Наряду с национальными танцами большой популярностью стала пользоваться хатха-йога, в основе которой лежали формы движения тела, ритуальные упражнения, связанные с бегом и играми.

    В средневековом Китае начиная с VI в. быстро развивалась техника своеобразной гимнастики, носившей название ушу. С появлением огнестрельного оружия боевое значение ушу уменьшилось, но при этом возрастала ее оздоровительная направленность.

    В Японии система физического воспитания самураев содержала разнообразные виды борьбы (сумо, элементы джиу-джитсу и каратэ), искусство фехтования с одним или двумя мечами, владение копьем, стрельбу из лука, всевозможные ритуальные состязания, разновидности игр в мяч.

    В Америке в XII – XV вв. (до ее колонизации) в государствах инков, майя и ацтеков сложились системы физического воспитания и военно-физической подготовки, включавшие упражнения в стрельбе из лука, метаниях из пращи, владении мечом и щитом, борьбе, напоминающей каратэ.

    В систему физического воспитания и у народов Африканского континента входили ритуальные танцы, различные подвижные игры, акробатические упражнения.

    В эпоху Возрождения наиболее заметное влияние на развитие идейных основ воспитания оказала появившаяся в этот период новая идеология гуманистов, уделявших большое внимание в области физического и духовного воспитания интересам самого человека. Свои убеждения в необходимости развивать новую культуру, в том числе и новую систему физического воспитания, они подкрепляли авторитетом античной науки. Следуя ей, они призывали возродить интерес к земной жизни и отказаться от средневекового аскетизма. Основной идеей всех гуманистов этой эпохи было использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил.

    Вершиной развития гуманистических идей считается деятельность великих утопистов – англичанина Томаса Мора (1478–1535 гг.) и итальянца Томазо Кампанеллы (1568–1639 гг.), изложивших свои взгляды в фантастических произведениях: «Утопия» и «Город солнца».

    К этому же периоду относится и появление первых учебников по физическому воспитанию. Наиболее значительным из них был труд итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530–1606 гг.) «Об искусстве гимнастики», в котором он описал почти все известные физические упражнения и изложил методику их применения, носившую общеразвивающее и оздоровительное направление. В течение 200 лет его труд оставался одним из основных руководств по физическому воспитанию.

    Большой вклад в развитие гуманистических идей в области воспитания внес выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670гг.), основным принципом своей педагогической системы он считал принцип природосообразности. Этот принцип не утратил своего значения и в наши дни, однако Коменский имел в виду лишь окружающую человека природу. Науки о природе самого человека анатомия, физиология и ряд других наук, в то время только зарождались. Так, голландский ученый Андреа Везалий (1514–1564 гг.) описал строение человеческого тела. Английский ученый Уильям Гарвей (1578–1657 гг.) открыл законы кровообращения и тем самым положил начало физиологии. Еще до этого первые исследования в области биомеханики были сделаны выдающимся ученым и художником Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.). Таким образом, к началу XVII в. был создан довольно основательный естественнонаучный фундамент для дальнейшего развития научных основ физического воспитания.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   34


    написать администратору сайта