Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2.2 Средневековая наука. Схоластика. Первые университеты.

  • Первые университеты.

  • Научно-исследовательская деятельность 2. Физической культуры и спорта в. Н. Попков научноисследовательская


    Скачать 2.55 Mb.
    НазваниеФизической культуры и спорта в. Н. Попков научноисследовательская
    Дата27.12.2019
    Размер2.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНаучно-исследовательская деятельность 2.doc
    ТипРеферат
    #102386
    страница4 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
    1.2.1 Предпосылки возникновения науки
    Попытки определить время и место зарождения науки наталкиваются на ряд труднопреодолимых препятствий. Первое из них заключается в невозможности дать однозначное определение самому понятию «наука». Н. И. Кузнецова [2] отмечает, если речь идет об исследовании истоков науки, то границы того, что мы называем сегодня наукой, расширяются до границ понятия «культура». В таком случае, истоки науки, как и истоки культуры, приходится искать в глубокой древности. Второе препятствие, по ее мнению, заключается в том, что понятие «наука» обобщает множество различных научных дисциплин, одни из которых зародились в античные времена (геометрия, астрономия, география, история), другие возникли уже в новое время (математический анализ, аналитическая геометрия, динамика). В XIX в. появились статистическая физика, электродинамика, физическая химия, социология. Некоторые науки совсем молоды (кибернетика, молекулярная генетика). Такой элемент социальной культуры как физическое воспитание существует с древних времен, однако научные знания о нем стали оформляться в специальную научную дисциплину только в начале XX века.

    По поводу времени и места зарождения науки среди специалистов существует несколько точек зрения. Первая основана на отождествлении науки с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда отсчет времени надо вести с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начал познавать мир и передавать другим свои знания.

    Сторонники второй точки зрения считают, что наука зародилась примерно в V в до н. э. в Древней Греции.

    Большинство же историков науки считают, что наука, как специфический тип производства знаний и социальный институт, возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII вв.

    Большое признание в нашей стране получил подход, разработанный В. С. Стёпиным, который считает, что в истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Наука в собственном смысле, по мнению В. С. Стёпина, начинается с того момента, когда в ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических знаний.

    Таким образом, науке как таковой предшествует преднаука, т. е. зачатки научных знаний, возникших на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI – XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

    Древние цивилизации, существовавшие в древнем Китае, Индии, Египте, Месопотамии, накопили гигантский опыт ремесел и знаний. Так, в Китае были изобретены: порох, компас, фарфор, бумага и многое другое. По мнению историков науки между I и XV в. н. э., с точки зрения приложения знаний к нуждам человеческой практики, китайская цивилизация была более высокой, чем западная.

    В Индии была создана совершенная грамматика, успешно развивались математика и медицина. Однако познание внешнего мира не признавалось в Древней Индии высшей ценностью и благом для человека.

    В древнеегипетской цивилизации знания существовали в религиозно-мистической форме. Только жрецы могли читать священные книги и, как носители практических знаний, имели власть над людьми. Они накапливали знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, искусно владели гипнозом. Древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики. Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой объем знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, налогов. Однако древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда не создавали теорий, которые являются одним из важнейших признаков научного знания.

    Известно, что учителями древних греков в области математики и философии были именно египтяне, которые передали им многое из опыта, накопленного в Вавилоне, Месопотамии и самом Египте. Несмотря на это, приоритет возникновения предпосылок научного знания принадлежит Древней Греции. Историк античной науки И. Д. Рожанский объясняет это тем, что в странах Ближнего Востока математические, астрономические, медицинские и иные знания имели прикладной характер и служили только практическим целям. Греческая наука с момента своего зарождения стала наукой теоретической, ее целью было отыскание истины. Именно греки впервые поставили вопрос о необходимости доказательства истинности полученного знания. Греки различали две разновидности знания – техне и эпистиме. Техне – это прагматические знания о способах преобразования зримого осязаемого мира вещей, проявляющиеся в умении что-либо делать. Эпистеме – это теоретические знания, направленные на осознание сущности любого предмета и его места в целостной картине мира. Именно это знание представляло наивысшую ценность для греческих ученых.

    В значительной мере зарождению особого стиля мышления в Древней Греции способствовали социальные процессы, происходившие в IV – V в. до н. э. Это была эпоха зарождения новой формы государственного устройства, которая греками была названа «демократией». Свободное, публичное обсуждение текущих дел, выбор должностных лиц, открытое судопроизводство проходили в условиях столкновения мнений и интересов, когда каждый был вправе сомневаться, требовать доказательств, задавать вопросы и возражать. Следствием этого было развитие ораторского искусства убеждения и возникновение логики, которая разрабатывала правила общения, диалога и спора. В дальнейшем эти правила стали не только нормами ведения дискуссий, но и правилами мышления вообще.

    Кроме политических и природных факторов, возникновению научного стиля мышления способствовала особая социальная психология древних греков, стимулирующая публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным интересам спорящих. Если в странах Древнего Востока ценилось только то знание, которое могло приносить практическую пользу, то для греков знание обладало ценностью независимо от его практического значения. Им важнее было разобраться в смысле наблюдаемых явлений, включив их в общую схему мироздания. Древние греки стремились описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира и вещей, его составляющих, в целом. Эти их представления получили название натурфилософских*. Античная наука в абсолютном большинстве своих проявлений была ориентирована на созерцательное, «теоретическое» начало [6].

    Среди наиболее значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм, содержащиеся в учениях Левкиппа (V в. до н. э.) и Демокрита (около 460–370 до н. э.). Платон (427–347 до н. э.) изложил атомистическую концепцию строения вещества. Аристотель (384–322 до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Достаточно обратить внимание на названия только некоторых из его трудов: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «Механика», «О душе», «История животных» и др. Он создал целостную систему формальной логики, «первую философию» и диалектический метод, широко использовал в своих работах общее понятие классификации (особенно важное для познания природы). Свое теоретическое учение Аристотель применил также к громадному материалу, собранному непосредственным наблюдением в зоологии, физике, социологии. Он заложил основы стремления к точному анализу каждой конкретной ситуации, что в конечном итоге, привело к формированию современной европейской науки. Ко II в. нашей эры относится деятельность величайшего врача, физиолога и анатома Клавдия Галена (129–199) и астронома Птолемея (ок. 90–160), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии.
    *Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, опирающееся на естественнонаучные понятия.
    Во II – I вв. до н. э. под воздействием внутренних войн, и в результате установления владычества Рима происходит упадок эллинистических государств: теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает.

    В древнем Риме научное знание не имело такой самоценности как в Греции. Это компенсировалось созданием популярных энциклопедий, содержавших знания из области грамматики, логики, геометрии, арифметики, астрономии, медицины, архитектуры, сельского хозяйства, военного дела, философии и права.

    1.2.2 Средневековая наука. Схоластика. Первые университеты.

    Наука в эпоху возрождения
    Средневековая наука

    Эпоху Средневековья относят к началу II в. н. э., а ее завершение к XIV – XV вв. Для средневекового миросозерцания характерно стремление к всеобъемлющему знанию, основанному на представлениях, заимствованных из античности. Говоря о средневековой науке, ученые отмечают, что, прежде всего, она выступает как совокупность правил, в форме комментариев. Другой особенностью является тенденция к систематизации и классификации знаний.

    В V – ХП вв. европейцы познакомились с арабской культурой и, через нее, со многими работами древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Птолемея, а также и с самобытными идеями самих арабов.

    В странах Востока в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В Багдаде в конце VIII – начале IX в. были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека «Дом мудрости», на базе которой была создана обсерватория.

    В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея, а также труды Евклида, Аристотеля, Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Так, Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (780–850) написал нескольких сочинений по математике, которые четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой исчисления и правилами (алгоритмами – от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» – приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика Диофанта (ок. III в.). Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми.

    В области физики аль-Хайсам аль-Газен (965–1039) создал труд по оптике, который не только объяснял законы отражения и преломления света, но и давал описание строения глаза.

    Аль-Фараби (870–950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля.

    Автор многочисленных работ по естественным наукам и философии Закария Рази (864–925) написал «Книгу объемлющую», своего рода медицинскую энциклопедию, составленную на основе работ античных и арабо-язычных ученых с добавлениями, почерпнутыми из своего врачебного опыта.

    Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980–1037) – философ, математик, астроном, врач, известен не только своим сочинением «Канон врачебной науки», но созданием на основе идей Аристотеля своеобразной классификации наук.

    Деятельность арабских ученых в области алхимии, хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но открыла новые химические элементы (ртуть, сера). Деятельность алхимиков получила широкое распространение в Европе и способствовала появлению экспериментального естествознания.

    Одним из ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в развитие математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии был аль-Бируни (973–1048). Он создал близкий к современному метод определения географических долгот, а также определил длину окружности Земли и впервые на средневековом Востоке сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца.

    К наиболее ярким представителям средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048–1131) – иранского ученого и философа, великолепного поэта. Хайям изложил решение алгебраических уравнений до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

    В XV начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке, а центр разработки проблем естествознания и математики переносится в Западную Европу.

    Схоластика. В IX – ХП вв. в Европе формируется схоластика (от лат. – школьный), стремящаяся к обновлению религиозных догматов, приспосабливанию их к удобствам преподавания в университетах и школах. Схоластами называли всех, кто занимался преподавательской деятельностью. Важными для схоластов являлись вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Большое значение придавалось логике рассуждений, в которой схоласты видели путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано совершенствование логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы.

    Первые университеты. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции: учебного заведения и лаборатории научного исследования. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов: Болонье (1158), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229) и др. К 1500 г. их было 79, пятьдесят из них были созданы папами на основе церковных школ.

    В университетах все было направлено на подчинение сознания учащихся общеобязательным нормам. Уставы университетов определяли порядок чтения Библии, функции, как преподавателей, так и других административных лиц, предписывали нормы поведения обучающимся и т. д. Формами обучения в это время были лекции и диспуты. На лекциях читали вслух и комментировали какой-либо канонический текст. Так как в Средние века преподавание и научная работа были неразрывно связаны друг с другом, то к XII в. ведущей формой организации не только учебного процесса, но и научной работы становится диспут – спор людей, по-разному интерпретирующих канонические тексты.

    По мере развития рационально-научного знания католическая церковь начинает прибегать к запрещению дискуссий, а в 1210 г. постановлением Парижского церковного собора было запрещено читать книги Аристотеля по естественнонаучным вопросам под угрозой отлучения от церкви.

    Средневековая западная культура, с одной стороны, продолжала традиции античности (созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию и принципиальный отказ от опытного познания), с другой стороны, развивала такие «экспериментальные» области знания как алхимия, астрология.

    В Парижском университете знаменитый ученый Альберт Великий (1193–1280), стремясь согласовать богословие и науку, считал, что в природе все происходит на основании законов, раскрыть которые можно с помощью наблюдений и опытов.

    Прогресс ремесленного производства, рост городов, и успешные торговые контакты с арабским Востоком вернули Западу многие труды античных мыслителей, а вместе с ними принесли и натурфилософские труды самих арабов. Были возрождены основные труды Аристотеля, содержащие его методологию натуралистического опыта и наблюдения. Работа по переводу античных и арабоязычных философов, интенсивно проводившаяся в Толедо и в Палермо, в это время распространилась и на Оксфордский университет. Одним из первых переводчиков стал Альфред Английский (умер около 1220), привезший в Оксфорд некоторые естественнонаучные произведения Аристотеля.

    Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания. Главная роль в ее становлении принадлежала Роберту Гроссетесту (1175–1253). Его научные интересы концентрировались вокруг вопросов оптики, математики и астрономии.

    К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона (ок. 1214–1242) – одного из наиболее оригинальных мыслителей своего века. Ему принадлежат многие идеи, предвосхитившие будущее развитие науки и техники: о создании судов без гребцов, управляемых одним человеком; о колесницах, передвигающихся без коней; о летательных аппаратах; о приспособлениях, которые позволили бы человеку передвигаться под водой и мн. др. Вслед за арабскими философами и естествоиспытателями Р. Бэкон создает энциклопедию, значительное место в которой отводит математике, как комплексу дисциплин, прежде всего геометрии и арифметике, затем астрономии и музыке. Он считал, что только математика достоверна, и с ее помощью необходимо проверять все остальные науки. Р. Бэкон подчеркивал, что «голое доказательство», не сопровождаемое опытом, не может доставить полного удовлетворения. Предполагают, что им впервые введен термин «опытная наука». Согласно Р. Бэкону, опытная наука, должна обеспечить верификацию (т. е. подтверждение или опровержение) умозрительного знания.

    Однако, ни Гроссетест, ни Альберт Великий, ни Р. Бэкон не ставили под сомнение основы христианского мировоззрения. Речь шла только о необходимости опытного постижения божественных истин. Реализация идей опытной науки Р. Гроссетеста, Р. Бэкона, и других ученых того времени оставалась вопросом будущего, так как для проведения экспериментов требовалось создание соответствующей экспериментальной техники, устройств, приборов, которые появились лишь в эпоху Возрождения.

    Если в древнем мире научные знания являлись органической частью философии, то в средние века существовали многообразные варианты дисциплинарного расчленения наук. Наиболее известной и признанной была система 7 «свободных» искусств: грамматика, риторика, диалектика (тривиум), а далее – арифметика, геометрия, астрономия и музыка (квадривиум). Эти свободные искусства были положены в основу средневекового образования и рассматривались как канон обучения и совокупность всего «мирского» знания. После реформы образования Карлом Великим, эта система стала эталоном всего европейского образования.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта